домашний труд детей дошкольного возраста
статья (средняя группа)
Консультация для родителей о том, как можно организовать труд детей дома
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
domashniy_trud_rebenka_statya.docx | 33.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Домашний труд ребенка-дошкольника
Мы состоим из множества привычек. Одни пришли к нам из детства – это те ритуалы, о которых мы уже не помним, как они появились: сказать «будь здоров» чихнувшему человеку, перейти дорогу на зеленый свет, выключить свет, уходя из дома. Другие приросли в течение жизни – неизменная чашка кофе утром, день пиццы по субботам, 25% от зарплаты, отложенные на депозит… Но почему то привычка заставлять детей трудиться часто отодвигается родителями на второй план. Они считают, что сами могут выполнить эту же работу быстрее и качественнее. Тем самым мы получаем на выходе лень и нежелание трудиться.
Бытует и другое мнение, что домашняя работа проста, а умения и навыки, связанные с ней несложны, а часто просто элементарны. Поэтому они не стремятся рано начинать обучение. А тем не менее приучать ребенка к труду необходимо с первых лет жизни.
Первое, к чему приучается ребенок-это труд по самообслуживанию, т.е труд, связанный с личными потребностями ребенка( умение самостоятельно одеваться, убирать игрушки, складывать одежду перед сном).Такую работу можно начинать уже с двухлетнего возраста. Уборку игрушек можно организовать с помощью игровых ситуаций.
Например, кубики хотят к маме в коробку. Как им помочь? Куклы опаздывают к подружке на день рождения. Как им собраться всем вместе? Машины должны вечером все вместе собраться в гараже. Кто поможет им в этом? Примеры игровых ситуаций.
Всех по домам
Придумайте для игрушек домики. Так малышу легче ориентироваться в комнате. Например, куклы будут жить в шкафу, машины в гараже, конструктор в ящике. Еще лучше, если коробки и места хранения плюшевых зверушек превратить в яркие жилища. Ящик для конструктора обклейте цветной бумагой, нарисуйте окошки, смастерите треугольную крышу из картона. Машинам обозначьте гаражи, куклам сшейте мягкие подушечки в домик. Немного творчества — и ваш карапуз окажется в стране игрушек. А здесь есть правило — после игры убирать всех по домам.
Кто быстрее?
Если «капризуля» категорически отказывается наводить порядок, предложите ему соревнование «Кто соберет больше?» или «Кто быстрее?». Понадобятся две коробки для двух участников, или разделите территорию уборки пополам. По команде мама с ребенком начинают собирать игрушки в коробки, или каждый убирает свою территорию. Победителю приз!
Давай поиграем
Можно предложить малышу игру «Собери по признаку»: мягкие — твердые, большие — маленькие. Мелкие игрушки гужно сложить в одну коробку, крупные — в другую. Сортировать можно по размеру, по семьям, кто с кем дружит и т.д.
Сказочная уборка
На помощь маме придут сказочные персонажи. Прикрепите на спину малышки крылышки, и она превратится в фею, которая наводит порядок в сказочной стране. Мальчишкам больше подойдет игрушечный самосвал, ракета-полицейский или робот уборщик. Он будет спасать мир от беспорядка. Заметьте, ребенок при этом не убирает, он играет.
Станция игрушек
Игра для двоих: малыш — паровоз, мама — диктор. Взрослый оповещает:
— Паровоз отправляется со станции «Уборка». Следующая — станция военных.
Ребенок собирает игрушечных солдатиков в коробку, едет дальше по комнате. Далее оповещается станция конструкторов, машин, резиновых и плюшевых животных и т.д.
После того, как будут собраны все предметы, паровоз может отправиться на заправку топливом — покушать или в гараж — постель.
Ритуал
Один из способов привить положительную привычку ребенку — ввести ритуал «Уборка». «Священная церемония» проводится в определенное время, с привязкой к конкретным режимным моментам. Например, перед прогулкой, обедом, сном. Отправляя спать кукол в домики, машины в гараж, напевайте веселую песенку или колыбельную. На первых порах взрослый просит помощи у малыша. Затем ритуал поддерживают оба — родитель и ребенок. Со временем помощь взрослого сокращается, а «таинство» уборки передается самому младшему.
Хитрая сказка
Поведайте крохе рассказ о том, что игрушки расстраиваются, когда про них забывают и не убирают в домики. Обиженные, они уходят в сказочную страну. Когда в очередной раз малыш не уберет игрушки, спрячьте одну или несколько из них. В том числе и самую любимую. Заметив пропажу, ребенок станет искать. Скажите, что она ушла. Вы могли бы написать письмо в сказочную страну и попросить вернуться, но за это необходимо пообещать убирать ее на место.
Объявляется генеральная уборка! Включите веселую музыку. Участвуют все жильцы. За каждую такую «генералку» участники накапливают баллы, которые затем обмениваются на приз. Договоритесь заранее, сколько баллов нужно собрать.
Но чтобы работа в этом направлении шла успешно нужно быть терпеливыми и последовательными. Ребенок должен знать , где "живет" та или иная игрушка и выполнять однообразное действие много раз. Затем вместе со взрослым оценивать результат своего труда.(Какой у нас порядок или как красиво стало в комнате).
Вторым видом работ по трудовой деятельности, характерным для ребенка-дошкольника является выполнение поручений по обслуживанию взрослых.
Дети должны быть внимательными и предупредительными по отношению к взрослым. Это качества не проявляются сразу, их надо воспитывать. Сначала ребенок выполняет небольшие поручения: приносит вещи, подает на стол тарелки, хлеб. Затем поручения усложняются. Например, присматривание за младшими детьми, игры с ними, помощь в кормлении.
При раздаче трудовых поручений взрослый должен учитывать возможности ребенка, на первичном этапе предлагать все делать вместе, чтобы создать ситуацию успеха, хвалить после окончания работы.
Таким образом привычка к аккуратности, воспитанная с раннего возраста, любовь к чистоте, умение доводить начатое дело до конца- все эти качества можно воспитать , приучая к выполнению работы по дому.
Что могут ваши дети?
В 2–3 года:
- убирать игрушки;
- складывать грязную одежду в корзину;
- убирать книги и журналы
- накладывать в мисочку корм для домашнего питомца (с небольшой помощью);
- вытирать пролитое;
- вытирать пыль.
В 4–5 лет:
- все вышеперечисленное;
- убирать свою постель;
- выбрасывать мусор;
- убирать со стола;
- поливать растения;
- приготовить завтрак из хлопьев.
В 6–7 лет:
- все вышеперечисленное;
- рассортировать белье;
- подметать;
- помогать готовить и упаковывать завтрак;
- накрывать на стол;
- убирать в спальне;
- наливать напитки;
- отвечать на телефонные звонки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Организация совместной деятельности по художественному труду детей дошкольного возраста"
Коллективная продуктивная деятельность — эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Однако в практике работы дошкольных учреждений данный вид...
Формы организации труда детей дошкольного возраста
В данном материале представлена аналитическая справка о проведении семинара по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста....
Как приучать к труду детей дошкольного возраста в семье ?
Многие родители задают вопрос," Как воспитать ребёнка ,чтобы он не вырос ленивым ?"и "Как это сделать правильно?"На эти и многие другие вопросы вы найдёте в моей статье.Большое значение имеет труд для...
Методические рекомендации по конструированию и ручному труду детей дошкольного возраста для воспитателей.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия.Развитие мелкой моторики рук связано с развитием познавательной,волевой и эмоци...
Статья "Примерное планирование организации труда детей дошкольного возраста"
quot;Примерное планирование организации труда детей дошкольного возраста"...
Организация хозяйственно - бытового труда детей дошкольного возраста в детском саду
Организация хозяйственно - бытового труда детей дошкольного возраста в детском саду...
Педагогические условия организации различных видов труда детей дошкольного возраста
Условия организации труда...