Как приучать к труду детей дошкольного возраста в семье ?
статья по теме

Тюлютаева Арита Каландаровна

Многие родители задают вопрос," Как воспитать ребёнка ,чтобы он не вырос ленивым ?"и "Как это сделать правильно?"На эти и многие другие вопросы вы найдёте в моей статье.Большое значение имеет труд для формирования важнейших нравственных качеств .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx35.37 КБ

Предварительный просмотр:

КАК ПРИУЧИТЬ К ТРУДУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА                                                                                           1.почему нужно приучать к труду маленького ребёнка?                                                                                                       Трудовая деятельность дошкольника тесно связана с его повседневной жизнью ,с жизнью семьи.»Я  сам «,- слышим мы часто из уст ребёнка и с удовольствием наблюдаем ,как ловко работают его маленькие руки ,застёгивая пуговицы платья ,как он охотно и умно приводит в порядок свои игрушки ,вещи .Несложный труд ребёнка важен не только для его физического развития .Это –ценное средство нравственного ,умственного и эстетического воспитания.                                                                                                                                               Трудовая деятельность способствует нормальному развитию организма .Правильно организованный ,целенаправленный труд важен и для его умственного развития ,так как  он неразрывно связан с работой мысли и воображения.                                                                                   Родителям надо постоянно помнить о воспитании у детей правильного отношения к труду сам :большую радость приносит людям труд сам по себе ,его результаты ;поэтому надо приучать ребёнка находить удовлетворение в результатах труда ,а не в вознаграждении за труд. А бывает и так ,что взрослые с детства начинают «покупать» труд детей ,- наделять их  за выполненную работу лакомствами ,обещать удовольствия ,-тем самым воспитывают корыстные чувства.                                                                                                                                                     Хорошо организованный и выполненный труд приучает детей к порядку и аккуратности ,воспитывает понимание красивого ,умение ,хотя ещё и не большого ,порядок: прибрать игрушки красиво их расставить ,посадить цветы ,аккуратно одеться, и т.п.Так начинаются воспитываться эстетические чувства ребёнка.  В детских садах нашей страны трудовому воспитанию детей уделяется большое внимание. Вся обстановка здесь приспособлена к тому чтобы приучить детей к самостоятельности к труду : низкие умывальники ,по росту прибиты вешалки для полотенец и пальто ;удобные для самостоятельной еды детей маленькие столы и стульчики ;   Под руководством педагогов дети мастерят игрушки (из бумаги, картона ,дерева),ухаживают за растениями,  птицами и т.д. Но не все дети посещают детский сад .Ответственность за трудовую подготовку детей ,несут в этом случае одни родители. Опыт показывает , что в большинстве  семей воспитание детей поставлено хорошо ;родители понимают важность этой работы и находят для неё время независимо  от условий жизни .Но есть и такие семьи, в которых родители оберегают детей от малейших трудовых усилий ,и  объясняют это или недостатком времени ,или малым возрастом детей ,вызывают недоверие к их возможностям .Бывают и так .что родители не знают ,как приучить детей к труду с чего начать .                                                                                                                                Труд дошкольника своеобразен .Ребёнка дошкольника  приучают  обслуживать себя (одеваться ,умываться, самостоятельно  есть ),  выполнять поручения родителей по дому, ухаживать за растениями и  животными : во  многом труд ребёнка связан  с игрой: уборка  игрушек ,изготовления их , стирка кукольного белья  и  т.д. Для  маленьких детей это труд интересный , радостный  но требующий физической  и умственной  активности ,волевых усилий  ,  умения  сознательно  выполнять задания  ,поставленную перед ними цель, проявить инициативу и , в конце концов получить   результат .                                                                                                                           Приучая   детей  к  труду  , родители  тем самым готовят их к школе. Как мы уже говорили даже при выполнении элементарного труда родители должны воспитывать целенаправленность его действий ,стремление  довести начатое дело до конца  , ответственно отнестись к поручению ,выполнить его ,проявить инициативу .Эти навыки будут иметь большое значение при обучении ребенка в школе .Дети воспитанные в труде ,выделяются в школе своей самостоятельностью ,опрятностью умением себя обслужить .А как важно для ребёнка не чувствовать себя беспомощным в новой обстановке.                                                                                                                                                                        2.Условия для трудового воспитания детей в семье.                                                                                                               Что мы понимаем под благоприятными для трудового воспитания детей условиями ,что могут сделать родители в  этом направлении?                                                                                                                Прежде всего общий порядок в домашнем хозяйстве :необходимо также обеспечивать практическую возможность для проявления детьми самостоятельности и участия их в посильном труде ,и наконец ,что чрезвычайно  важно ,использовать различные методы ,приёмы для приучения детей к труду.                                                                                                                                                   Дети очень впечатлительные ,склоны к подражанию. Но подражание ребёнка не есть простое копирование. Подражая взрослым ,он выражает свои чувства ,отношение к увиденному в поступках , словах . Вот девочка моет посуду ,её младший братишка хочет вытирать. «Подожди ,- говорит она ,- мама всегда всполаскивает  ,чтобы было чисто «Она наливает в миску чистую воду и  ополаскивает посуду.  Однако ребёнок особенно младший дошкольник ,далеко не всегда может понять ,что хорошо ,что плохо ,правильно оценить полученные впечатления; у него нет ещё достаточного опыта ,чувства у него преобладают над разумом .Отсюда возможны неправильные суждения ребёнка ,неправильное его поведение-подражание не только хорошему ,но и плохому .Поэтому положительный пример взрослых ,сопровождаемый объяснением ,рассказом ,чрезвычайно ценен для правильного воспитания детей дошкольного возраста .                                                                                                                                                                                       Очень важно также ,чтобы дети чувствовали , что их родители сами с любовью относились к своему производственному и бытовому труду .                                                                                                   Ещё чаще бывает такие случаи : У матери и бабушки есть достаточно свободного времени,                                             но вместо того ,чтобы разумно воспитывать ребёнка ,приучать к труду ,его совершенно лишают самостоятельности и он беспрерывно просит :»одень меня «,»прочитай мне»,»дай мне»,и т.д.                                                                                                                                                       Хорошо организованная трудовая обстановка в семье ,занятость каждого члена семьи ,когда нужно и можно –отдых благотворно действуют на ребёнка.                                                                         Большое влияние на  формирование у детей интереса ,уважение к труду ,желание трудиться оказывает детская книга .Содержание стихотворения ,рассказа ,действия героев увлекает детей ;положительным героям они сочувствуют ,хотят им подражать ,иногда сами как бы становятся на их место .Средствами художественного слова родители ,педагоги воспитывают у детей лутшие  чувства ,нужное отношение к людям ,обогащают их новыми знаниями.                                                                                                                                                                Каждая семья должна подумать и о том ,как же лучше  приспособить свои домашние условия для того ,чтобы можно было наиболее успешно приучать детей к самообслуживанию и участию в разных видах посильного для них труда .Так ,чтобы ребёнку  удобнее было самостоятельно кушать ,нужно приспособить стул ,стол ,приобрести небольшую ложку ,красивые детские тарелки ,которые будут привлекать его своими   рисунками. Даже нарезанный небольшими кусочками хлеб имеет значение в воспитании у малыша самостоятельности ,аккуратности ,культуры в  еде.                                                                                                                                                                         Для занятий ,игр ребёнка заботливые родители всегда определяют особое место .Чтобы приучить ребёнка самого умываться ,подставляют к  умывальнику скамейку ;для полотенца прибивают вешалку так .чтобы ребёнок мог сам достать полотенце.   Родителям надо думать и о том ,как  одевать ребёнка .Одежда должна быть проста , свободна , без лишних застёжек: Может показаться  ,  что   эти мелочи не так важны: на самом деле мелочей   в воспитании нет ,-все это необходимо для выработки у детей  привычки к самостоятельности ,к порядку.                                                                                                                                                           Чтобы приучать детей  к участию в  хозяйственной работе ,заинтересовать их этой работой,  надо и её соответствующим образом обставить; для участия в работе по накрыванию на стол , мытья  посуды ,приготовлению  некоторых блюд –сшить фартучек.   Для ухода за комнатными   растениями ,для работы на даче приобрести детские лейки , ведёрки, грабли, лопатки .Всё это значительно поднимает у детей интерес к труду .Как приятно бывает ребёнку надеть фартук и косынку («как мама») и помогать готовить обед ,или взять маленькую лопатку ,перекапывать   грядку !Попутно   родители знакомят детей с употреблению вещей ,с содержанием работы .                                                                                                        Создавая условия для правильного трудового воспитания ,родители должны помнить  о возрастных особенностях детей ,о том что вредно и что полезно для их здоровья и развития.                                                                                                                                                                                           Иногда приходиться сталкиваться с тем ,что некоторые родители ,довольные трудолюбием своих детей ,их желанием помочь взрослым ,не замечают вреда для них некоторых работ .Так например ,одна мать с удовольствием рассказывала ,что её шестилетняя дочь отличается таким внимание и усердием , что целый час ,почти не разгибаясь ,может полоть гряды и делает это «вохотку».Подобный случай объясняется  ,  конечно ,непониманием того ,что для ребёнка не каждый труд полезен. Таким образом ,заканчивая наш разговор об условиях трудового воспитания детей ,мы можем сделать следующие выводы .Детям дошкольного возраста нельзя разрешать работу ,вредную для их здоровья ,т.е связанную с переноской непосильных тяжестей ,                                                                                                                                                                       однообразную ,в непроветренном помещении или сопровождающуюся вредными выделениями (например пыль), работу при плохом свете :нельзя употреблять не приспособленные для детей орудия труда .

 КАК ПРИУЧАТЬ ДЕТЕЙ К ТРУДУ .                                                                                                                                                                                  Пример взрослых ,наблюдение  их жизни ,как  уже говорилось выше  ,вызывает обычно у детей интерес к труду ,желанием самим принимать в нём посильное участие .Но одного хорошего примера мало Необходимо поощрять стремление детей к помощи взрослым ,включать их в посильный труд ,приучать к самостоятельности ,т.е давать детям возможность управляться в труде ,вырабатывать нужные навыки ,привычки ,потребность трудиться.                                                                                                                                                                          КАК ПРИУЧАТЬ К ТРУДУ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-4ЛЕТ).                                                       Приучать детей к разным видам труд самообслуживанию  ,посильной помощи  по дому ,к уходу за растениями и т.п. необходимо уже  младшем возрасте .   Для детей 3-4 лет такого рода деятельности является серьёзной «работой»,требующей Значительных физических и умственных усилий. И как радуются дети своим первым успехам ,достижениям в «работе»!Между тем  некоторые родители лишают детей этой радости – делают за них всё сами .»Ну ,есть ли у меня время дожидаться ,пока Женя сам оденется   ,  говорит мать 4  летнего Жени  - так и на работу опоздаешь  .Я сама поскорее его одену   ,вырастит  тогда сам  будет одеваться «.Так  Женя приучается к безделью .Если  первое время он просил ,требовал :»Я сам!» ,то теперь спокойно   подчиняется :мальчику  даже нравится ждать ,когда его оденут .Он начинает уже командовать ,кричать на мать : «плохо надела ,не влезло !»Как трудно будет потом  и  родителям  и учителям  переламывать установившиеся у мальчика привычки ,да  и самому Жене будет не легко . Систематически повторяющиеся упражнения ,положительно влияют на рост и развития ребёнка ,на формирование его движений. Но  предъявляя к детям  те или иные требования ,родители должны учитывать их возраст ,зря не торопить ,не удивляться не умелости .Стремление малыша держать правильно ложку ,неудачи постигающие его при первых попытках самостоятельной еды ,трудности при одевании ,раздевании и т.д. объясняются   его неумением управлять мелкими мышцами .Постоянные  упражнения ведут к большей согласованности мышечных движений ребёнка ,способствуют совершенствованию его нервной системы.                                                                                                                  Как же приучать маленьких детей к самообслуживанию ? Во- первых: нужно приучать ребёнка к самостоятельно и аккуратности  есть ,хорошо пережёвывать  пищу ,есть только за столом ,а не ходить с куском ;во время еды держать ложку в правой  руке ,пользоваться салфеткой .Приучать перед едой мыть руки ,пользоваться только своим полотенцем и вешать его на определённое место .Во вторых :приучать самостоятельно одеваться и раздеваться ,аккуратно складывать одежду  .С самого раннего возраста хорошо подводить   детей к мысли о том ,что скоро они смогут сами одеваться ,т.е вызвать у них желание быть самостоятельным .                                                                                                               Одевая ребёнка ,взрослый не должен делать это механически ,даже если он спешит . Нужно разговаривать с малышом ,привлекать его внимание к  своим действиям ;показывать отдельные приёмы ,давать простые задания ,а также приучать бережно  обращаться с вещами .Мама 4 летней Даши рано начала приучать свою дочь к самостоятельности .»Одеваю я Дашу –ей было два с половиной годика»,-рассказывает мама ,»-и приговариваю :»Вот платье  сейчас наденем ,пуговички  застегнём ,а теперь колготки видишь ,как надо их одевать ?Это легко ,скоро сама научишься «?Смотрит на меня Даша ,глаз не спускает ,-очень ей всё интересно ,и сама начинает пробовать .Скоро стала делать так :платье надену ,а колготки подам и скажу :» Ну- ка  ,сама надевай .» «Трудиться» моя Даша ,но не сразу у неё получается. Подойду помогу немного ,а дальше сама .А когда справиться с делом ,-похвалю её обязательно «Вот молодец ,какая большая стала».А малыши ,они ведь похвалу любят ,ещё больше стараются .Вечером ,перед сном ,мама старается дать Даше возможность самой раздеться ,затем подавая вещи ,уже аккуратно расправленную ,она предлагает ей повесить ,что Даша охотно выполняет .                                 Конечно ,кормить ,одевать ребёнка  самому проще – и быстрее и чище ,но такая опека обрекает детей на бездействие ,ставит их в зависимость от взрослых .Для закрепления навыков самообслуживания ,повышения интереса к самостоятельной деятельности ,очень хорошо использовать игрушки ,самим поиграть с сыном ,дочкой .У каждого ребёнка есть любимая игрушка ,с которой  он играет ,укладывает спать ,одевает ,моет ,кормит .И вот тут-то хорошо постараться создать такие условия ,которые помогут ребёнку закрепить знания и умения ,полученные от родителей .   Как приучать ребёнка через игру к труду? Опыт показывает ,что 3-4 летнему ребёнку не следует давать много игрушек .Обилие игрушек рассеивает внимание ребёнка ,у него теряется к ним интерес .Имея много  игрушек ,ребёнок меньше начинает их ценить ,не так им радоваться .У него пропадает желание держать свои игровой уголок в порядке ,беречь игрушки .Правильно делают родители ,которые время от времени от времени меняют игрушки :убирают несколько ,а через некоторое время вновь дают их ребёнку .Не видя некоторое время игрушки ,ребёнок потом особенно охотно с нею играют и при уборке стараются найди для нее самое лучшее место .Труд малыша ,направленный на организацию игрового хозяйства ,оказывает положительное влияние на воспитание у него желаемых качеств. Особенно ,если родители привлекают малыша к мытью игрушек ,к стирке кукольного белья ,мастерят  вместе к ним игрушки и т.п. Так ребёнок через игру приучается к труду .Наш опыт и наблюдения показывает ,что замечательное ,активизирующее действие оказывает на ребёнка вмешательство (в игровом плане) «третьего лица» .Предупреждение о том ,что сегодня порядок в его уголке будет «проверять мишка,(или кукла )или ,что они будут смотреть ,как он убирает ,увеличивает желание ребёнка сделать всё самому и сделать хорошо. Но держать ребёнка только на интересах не следует ,а одновременно нужно удержать его ,в важности  и обязательности поддержание порядка ,и на деле добиваться этого .Помогать  детям в уборке ,постепенно увеличивая степень их самостоятельности ,полезно до тех пор ,пока они не научаться делать это сами .Во  многих семьях дети наблюдают труд родных по уходу за комнатными растениями ,на даче ,дома и т.д.Надо ,чтобы с ранних лет дети не  были только наблюдателями .Некоторое участие в такой работе могут принять уже 3-4 летние дети  . Правда за ними нужно очень следить .Дети очень любят плескаться в воде ,они могут залить растения ,налить вокруг ,попортить что- либо .Поэтому родители ухаживая за растениями ,должны рассказать малышу ,о том ,как они это делают ,как надо поливать, помочь ему это сделать! После поливки показать выполненную работу ,подчеркнуть ,что политые растения хорошо растут .Важно только чтобы все действия происходят под руководством взрослых.                                                                                                                                                Итак ,уже с младшего дошкольного возраста можно приучать детей к посильному труду :                                                                                                              к самообслуживанию ,к уборке своих игрушек , к помощи в хозяйственной работе , к уходу за растениями и т.д.Для наиболее успешной воспитательной работе по приучению к труду маленьких детей могут быть использованы самые разнообразные методы в том числе и перечисленные .Терпеливо ,изо дня в день ,показывать малышу ,как и что надо делать; как чисто вымыть руки ,   как держать ложку ,как одеться ,как класть вещи ,как раскладывать игрушки и т.д.                                                                                                                                                        Показывая детям различные приёмы ,родители учат добиваться лучших  результатов при наименьшей затрате сил :рассказывают для чего это нужно т.е.какова цель  труда .Показ приёмов работы обязательно сопровождается помощью ,так как самостоятельно дети много ещё не умеют делать. Напоминая детям о том ,что как и когда нужно делать ,родители говорят об этом по деловому ,без длинных нотаций .Не надо думать ,что напоминания ребёнку слушать скучно ,малыши любят повторение ,только тогда они всё хорошо запоминают и умения переходят в полезные привычки .Лишь бы только родители не раздражались необходимостью повторять одно и тоже .Только при систематических повторениях ,упражнениях могут выработаться  у детей полезные умения ,привычки ,которые перейдут в дальнейшем в жизненную потребность .Если решено приучать ребёнка не разбрасывать игрушки ,учить самостоятельно одеваться ,то всем надо поддерживать принятое решение .                                                                                                                                                   ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-6ЛЕТ).                                                                      К 5-6 годам в развитии ребёнка происходит значительное изменение . Труд детей старшего возраста можно условно разделить на четыре основных вида : самообслуживание  ,хозяйственно-бытовой труд, изготовление детьми игрушек-самоделок ,труд связанный с уходом за растениями и животными .Все указанные виды труда связаны друг с другом .                                                                                                                                                Продолжая   приучать 5 летних детей самостоятельно одеваться ,раздеваться, складывать одежду ,взрослые постоянно усложняют эти задания .Учат застёгивать пуговицы  , шнуровать ботинки ,завязывать тесёмки и т.д.В практике встречаются немало детей ,которые благодаря   систематическому упражнению ,в 5 лет уже владеют в основном этими навыками .У детей 5-6 лет надо продолжать   воспитывать привычку к опрятности ,к личной гигиене :приучать чистить свою обувь ,платье ;перед едой и после любого загрязнения мыть руки .По  вечерам родители моют ребёнку ,шею ,уши ,ноги , пока он не научиться делать это сам .детей 5-6 лет приучать чистить зубы ,застилать свою постель; надо продолжать строго следить за тем ,чтобы каждая вещь которой пользуется ребёнок, клалась им на место ,чтобы он сам убирал за собой после занятий ,игр .Эти требования должны быть твёрдыми .они приучат ребёнка не только к самостоятельности ,но и к порядку, опрятности ,воспитывают уважение к труду родных,взрослых.                                                           Если в  семье есть совсем маленькие дети ,очень хорошо приучать 5-6 летних детей ,заботиться о них :помочь одеться ,вместе убрать игрушки ,напомнить место той или иной вещи ,которой пользую малыши ,а малышей  приучать слушаться «старших». Шести летний ребёнок должен сам одеваться и раздеваться ,застёгивать пуговицы ,зашнуровывать ботинки ,завязывать шапки ,аккуратно вешать вещи и складывать одежду ,убирать свою постель :самостоятельно мыть руки перед едой ,утром или перед сном мыть лицо ,шею ,уши  ,чистить зубы и мыть ноги .Во время еды быть не только самостоятельным ,но и опрятным .Хорошо ,если 5-летнего ребёнка родители начинают приучать пользоваться вилкой ,ножом (не давать острых ).                                                                                                      Таким образом ,за детьми старшего ,дошкольного возраста (особенно в 6 лет) закрепляться   ряд обязанностей по самообслуживанию : проснувшись ,ребёнок помнит ,что ему надо одеваться умываться и т.д.   Выполнение такой работы для них вполне посильно ,если только родители напоминают о ней детям ,проверяют качество её выполнения ,результаты .Проверка и оценка любой работы в старшем дошкольном возрасте особенно важны .Дети этого возраста могут уже критически относится к результатом своего труда ,их очень интересует оценка труда со стороны матери ,отца и других членов семьи .Разумная требовательность к детям необходима во всей воспитательской работе.                                                                                                                                                  Важно ,чтобы дети почувствовали в тоне взрослых обязательность выполнения их предложении .  Без сомнения ,требования одного члена семьи должны поддерживаться другими .Нельзя терпеть такое положение ,когда мать приучает детей  к самостоятельности ,а бабушка не только не поддерживает её ,но наоборот мешает  ей .Разногласия не только затрудняет приучение детей к труду ,но подрывает авторитеты взрослых в глазах детей .Наблюдая эти разногласия ,дети стараются использовать их для своей выгоды.                                                                                              Вместе с требованием   к  6-летним  детям  родителям ,  больше  чем  прежде  ,  обращаются к  их  сознанию .  Они   указывают  ребятам  на  их  обязанности   или поручения взрослых.                                                                                                                                                                                                     Дети ,которых с ранних лет приучают к труду ,обычно легко и охотно занимаются самообслуживанием и другими трудом .Но факты из жизни показывают ,что в некоторых семьях дети старшего дошкольного возраста не хотят трудиться и ,главным образом ,обслуживать себя ,а если и делают это ,то плохо ,неумело ,неохотно .При этом родители испытывают большие затруднения: «Ведь умеет хорошо одеваться ,а лениться ,-почему ,что  с ним делать?»                                                                                                                                                                                                                                  Причина такого отношения к труду заключается ,видимо ,в том ,что ребёнка не приучали систематически трудиться ,в частности самостоятельно обслуживать себя .                                                                  Пока ребёнок был мал ,его одевали ,раздевали ,умывали большей частью взрослые . Иногда     он выполнял эту работу сам ,и ему даже нравилось быть самостоятельным :в такой работе была навизна  , определённое затруднение ,а значит интерес . В результате некоторыми навыками ребёнок овладел .Но потребность к самостоятельности у него не выработалась ,так как    работа не повторялась ,не были закреплены систематическими повторениями постепенно угасли .Повседневная обыденная работа по самообслуживанию ,уборка  своих вещей кажется уже ребёнку не интересной  ,скучной и он старается её избежать ,переложить на плечи взрослых :он ищет более интересного для себе дела :может помыть с мамой посуду ,пойти с родителями на огород сажать картофель и т.п.А смотришь , в школьном возрасте ему и этот труд покажется скучным и ребёнок вообще предпочтёт ничего не делать.                                                                                                                            Но если ошибка допущена ,нельзя считать её неисправной .Первое время лучше ставить перед ребёнком одну –две задачи .так будет легче добиться результатов . «Научись хорошо одеваться и умываться .Когда научишься   это хорошо делать ,тогда будешь застилать постель» и т.д.При этом родители вновь показывают ,как нужно это делать ,указывают на привлекательные стороны данной работы . Некоторые родители    ,желая поднять интерес ребёнка к труду ,к  самообслуживанию ,используют метод поощрения ,например ;ребёнок стал лучше умываться ,-дарят ему зубную новую щётку . «Теперь ты хорошо умываешься  ,почти как большой ,можно   будет научить тебя чистить зубы».Это вполне допустимые воспитательные приёмы .Не надо только заранее обещать ребёнку что- нибудь  , как бы «покупать» его труд: на неправильность такого приёма мы выше уже указывали .Упражняя ребёнка в труде ,необходимо постоянно его проверять ,поощрять достижения ,сообщать о них всем членам семьи  ,показывать ,что труд ребёнка по самообслуживанию полезен для всей семьи Таким образом ,если  смотреть на дело воспитания у ребёнка трудолюбия серьёзно ,то сравнительно короткий срок можно добиться многого. Приучая детей к самообслуживанию ,да и к другим видам труда ,родители должны иметь в виду индивидуальные особенности каждого ребёнка . С одним ребёнком  достаточно побеседовать ,указать ему на пример брата  ,сестры ,друга ,напомнить ,что он должен быть примером для младшего ;в отношении другого надо применять более строгий ,решительный тон ,выразить свое недовольство ,огорчение ,требование выполнения поручения ,обязанности .Возможны и другие приёмы воздействия : «Плохо ,как маленький ,одеваешься ,не разрешу пригласить в гости друга ,-пусть он играет с большими ребятами ,которые стараются делать всё хорошо». Надо помнить и о том ,что решив применить какую-то меру взыскания ,родители не должны ограничиваться только словами . Каждый ,кто воспитывает детей ,должен придти к  выводу :имеется ли в семье один ребёнок или  несколько ,есть ли в семье люди ,помогающие родителям в хозяйстве или нет .детей надо привлекать к труду .Сначала    ребёнок трудиться ,главным образом потому ,что ему интересно ;в старшем дошкольном возрасте он должен уже трудится не только потому ,что это интересно .но и потому ,что он хочет помочь родителям ,заботиться о них ;потому ,что он большой и скоро пойдёт в школу ,а школьники многое должны уметь делать сами .Поэтому начинать воспитывать у детей чувства долга ,ответственности ,привычку  трудиться надо с дошкольного возраста .Это поможет ребёнку –школьнику регулярно и с ответственностью выполнять свои учебные обязанности :по собственному желанию оказывать внимание и помощь отцу ,матери ,бабушки ,дедушке ,окружающим его людям .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Организация совместной деятельности по художественному труду детей дошкольного возраста"

Коллективная продуктивная деятельность — эффективное средство решения многих воспитательных и дидак­тических задач. Однако в прак­тике работы дошкольных учреж­дений данный вид...

Формы организации труда детей дошкольного возраста

В данном материале представлена аналитическая справка о проведении семинара по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста....

Методические рекомендации по конструированию и ручному труду детей дошкольного возраста для воспитателей.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия.Развитие мелкой моторики рук связано с развитием познавательной,волевой и эмоци...

Статья "Примерное планирование организации труда детей дошкольного возраста"

quot;Примерное планирование организации труда детей дошкольного возраста"...

домашний труд детей дошкольного возраста

Консультация для родителей о том, как можно организовать труд детей дома...

Приучаем к дисциплине детей дошкольного возраста

В статье даются советы по приучению к дисциплине детей дошкольного возраста...