Важное о курсе математики «Игралочка»
консультация
Курс математики «Игралочка» авторов Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой предназначен для формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста, их познавательного, интеллектуального и личностного развития. Непосредственным продолжением данного курса является курс математики «Учусь учиться» для начальной и средней школы авторов Г.В. Дорофеева, Л.Г. Петерсон и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vazhnoe_o_kurse_matematiki.rar | 36.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Важное о курсе математики «Игралочка»
«Учиться надо весело! Чтобы переваривать
знания, надо поглощать их с аппетитом»
А. Франс
И Г Р А Л О Ч К А
для детей от 3 до 7 лет
Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова
- Соответствует ФГОС ДО.
- Обеспечивает условия для реализации Концепция развития математического образования на дошкольном уровне.
- Построен на уникальной методике обучения математике.
- Обеспечивает преемственность с курсом «Учусь учиться» НШ и ОШ.
- Имеет полное методическое обучение.
- Включает готовые сценарии занятий в технологии «Ситуация».
Курс математики «Игралочка» авторов Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой предназначен для формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста, их познавательного, интеллектуального и личностного развития. Непосредственным продолжением данного курса является курс математики «Учусь учиться» для начальной и средней школы авторов Г.В. Дорофеева, Л.Г. Петерсон и др.
Курс «Игралочка» может быть реализован в детских садах, Центрах развития, прогимназиях, школах и других образовательных организациях, имеющих дошкольные образовательные группы (с разной продолжительностью пребывания в них детей в течение суток). Кроме того, данный курс может быть эффективно использован для индивидуальной работы с детьми, в том числе и в условиях семейного образования.
В освоение курса «Игралочка» можно включаться на любом этапе дошкольного образования в следующих вариантах:
• для детей 3-4 лет и 4-5 лет – начиная с курса «Игралочка»;
• для детей 5-6 лет и 6-7 лет – начиная с курса «Игралочка – ступенька к школе».
«Игралочка» может использоваться не только как самостоятельный курс математического развития дошкольников (в соответствии с п. 2.11.2. ФГОС дошкольного образования), но и в качестве одного из разделов образовательной области «Познавательное развитие» комплексной программы дошкольного образования «Мир открытий».
В основу курса «Игралочка» положена новая концепция, реализующая системно-деятельностный подход, представленная в непрерывной образовательной системе Л.Г. Петерсон («Школа 2000…»).
Одним из наиболее значимых отличий дошкольного образования от следующих ступеней – начального и среднего образования – заключается в том, что развитие ребенка дошкольного возраста осуществляется преимущественно в игре, а не в учебной деятельности. Именно поэтому данный курс по формированию элементарных математических представлений и называется «Игралочка». Он строится на системе дидактических игр и оптимальных для детей дошкольного возраста форм работы с детьми (беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций, игры с правилами, опыты, моделирование, экспериментирование и др.).
Цели и задачи курса «Игралочка»
В соответствии с принятым в курсе «Игралочка» методологическим подходом его основной целью становится не столько формирование у детей математических представлений и понятий, сколько создание условий для накопления каждым ребенком опыта деятельности и общения в процессе освоения математических способов познания действительности, что станет основой для его умственного и личностного развития, формирования целостной картины мира, готовности к саморазвитию и самореализации на всех этапах жизни.
Задачи математического развития в курсе «Игралочка» определены с учетом развития познавательных процессов и способностей детей дошкольного возраста, особенностей становления познавательной деятельности и развития личности ребенка.
Так, приоритетными задачами в курсе «Игралочка» являются
развитие:
- логико-математических представлений (элементарных представлений о математических свойствах и отношениях предметов, величинах, числах, геометрических формах, зависимостях и закономерностях);
- мыслительных операций и логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, сериация, конкретизация, аналогия);
- сенсорных процессов и способов познания математических свойств и отношений (обследование, группировка, упорядочение, разбиение);
- любознательности, активности и инициативности в различных видах деятельности (познавательно-исследовательской деятельности, игре, общении и др.);
- находчивости, смекалки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;
- вариативного мышления, воображения, творческих способностей;
- мелкой моторики;
ознакомление:
- с математическими способами познания действительности (счет, измерение, простейшие вычисления);
- с экспериментально-исследовательскими способами познания математического содержания (экспериментирование, моделирование и др.);
формирование опыта:
- аргументации своих высказываний, построения простейших умозаключений;
- работы по правилу и образцу;
- фиксации затруднения в деятельности, выявления его причины;
- выбора способов преодоления затруднения;
- постановки учебной (познавательной) задачи, планирования своих действий;
- проверки результатов своих действий, исправления ошибок;
воспитание:
- нравственно-волевых качеств личности (произвольность поведения, умение целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со взрослыми и сверстниками, договариваться, уважать интересы и чувства других);
- положительного отношения к миру, другим людям и самому себе.
Перечисленные задачи усложняются из года в год, при этом они повторяются на каждой возрастной ступени, поскольку развитие перечисленных выше мыслительных операций, навыков, умений и, особенно опыта выполнения универсальных действий – это длительный процесс, требующей от педагога кропотливой работы в течение нескольких лет.
Организация образовательного процесса
В основу организации образовательного процесса положен деятельностный метод, который означает, что новое знание не дается детям в готовом виде, а входит в их жизнь как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков и обобщения. А воспитатель подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их через систему дидактических игр, в процессе которых они исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, делают «открытия». В ходе таких игр и осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой.
Большое внимание в курсе уделяется развитию вариативного мышления, воображения и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Работа с дошкольниками в данном курсе ведется в зоне их ближайшего развития: наряду с заданиями, которые дети могут выполнить сами, им предоставляются и задания, требующие догадки, смекалки, наблюдательности.
Дети не замечают, что идет обучение, − они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками LEGO... Вся система образовательных ситуаций воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой и практической деятельности.
Дидактической основой организации работы с детьми в курсе «Игралочка» является система дидактических принципов.
Специально организованная деятельность по формированию элементарных математических представлений (непосредственно образовательная деятельность) в курсе «Игралочка» проводится в технологии «Ситуация», которая является модификацией технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон для дошкольной ступени. Именно поэтому курс математического развития дошкольников «Игралочка» является стержнеобразующим технологическим звеном программы «Мир открытий».
В курсе «Игралочка» выделяются три типа образовательных ситуаций:
- образовательные ситуации «открытия» нового знания;
- образовательные ситуации тренировочного типа;
- образовательные ситуации обобщающего типа (итоговые).
Особенностью образовательных ситуаций «открытия» нового знания является то, что поставленные образовательные цели реализуются в процессе освоения детьми новой для них содержательной области. Параллельно с этим дети приобретают первичный опыт преодоления затруднения на основе рефлексивного метода. В младшем дошкольном возрасте дети осваивают следующие способы преодоления затруднения: «придумаю сам», «спрошу у того, кто знает».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по математике «Игралочка» для средней группы.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа:- ориентирована на светский характер образования, на общечел...
Кружок по математике "Игралочка"
Программа кружка по математике для детей полготовительной группы "Игралочка"....
Консультация для родителей «Математическое развитие дошкольников в курсе дошкольной математике «Игралочка» Г. Л. Петерсон»
Основные задачи:Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.Развитие мыслительных операций:Формирование умения понимать правела игры и...
Презентации к тетрадям по математике "Игралочка"
Данные презентации для детей старшего дошкольного возраста, помогают детям выполнять задания....
Рабочая программа по предоставлению дополнительной бесплатной образовательной услуги направленной на развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста «Математика - игралочка».
1.2. Цели и задачи программы:Цели программы:- раскрытие основных направлений математического развития детей 4-5 лет, в соответствии с требованиями ФГОС ДО;- приобщение к математическим знаниям с учето...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по математике «Игралочка» для старшей группы.
МатеДополнительная образовательная общеразвивающая программа по математике «Игралочка» для ст...
ННОД по части ОП, формируемой участниками образовательных отношений по ОО познавательное развитие (по практическому курсу математике для детей 4-5 лет «Игралочке» Л.Г.Петерсон)
Материал предназначен для воспитателей детского сада...