Рабочая программа по предоставлению дополнительной бесплатной образовательной услуги направленной на развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста «Математика - игралочка».
рабочая программа по математике
1.2. Цели и задачи программы:
Цели программы:
- раскрытие основных направлений математического развития детей 4-5 лет, в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
- приобщение к математическим знаниям с учетом возрастных особенностей детей;
- создание благоприятных условий для формирования математических представлений с целью развития предпосылок к учебным действиям, теоретического мышления, развития математических способностей;
- введение ребенка в мир математики через расширение проблемно-поисковых задач, ознакомление с окружающим, игровую деятельность, художественное слово, эспериментирование, метод проекта;
- формирование математической культуры.
Задачи:
Обучающие:
- способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, логического мышления и креативности мышления, умение гибко, оригинально мыслить);
- создавать условия не только для получения знаний, умений и навыков, но и развития математических способностей;
- формировать инициативность и самостоятельность;
- обеспечивать вариативность и разнообразие содержания Программы и организационных форм ее усвоения;
- учить применять полученные знания в разных видах деятельности (игре, общении и т.д.);
- формировать и развивать приёмы умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, моделирование), конструктивные умения (плоское моделирование);
- формировать простейшие графические умения и навыки;
- обеспечивать повышение компетентности педагогов, родителей в вопросах математического развития ребёнка
Развивающие:
- развивать логическое мышление;
- развивать потребность активно мыслить;
- развитие пространственной ориентировки: учить ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
- развитие ориентировки во времени: учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время;
- развитие мелкой моторики рук.
Воспитательные:
- дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от получения новых знаний, иначе говоря, дать детям знания с радостью, привить вкус к учению.
- выработать у детей привычку максимально полно включаться в занятие (в процесс обучения, что достигается благодаря заинтересованности и положительным эмоциям ребёнка).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
luch2.docx | 53.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 37 «Мальвинка»» города Смоленска
Принята на заседании Утверждаю:
педагогического совета Заведующий МБДОУ
МБДОУ «Детский сад № 37» «Детский сад № 37»
от «30»08. 2018 г. _________ О. Н.Кузьменкова
Протокол № 1 приказ № 366 од «30»08. 2018
Проект
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
естественнонаучной направленности
«Математика - игралочка»
Возраст обучающихся: 4-5 лет
Срок реализации: 2 года
Автор - составитель: Сафронова Елена Викторовна,
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 37»
Смоленск, 2018 г.
Содержание
1. | Целевой раздел ………………………………………………….. | 2 |
1.1. | Пояснительная записка…………………………………………… | 2 |
1.2. | Цели и задачи программы………………………………………... | 3 |
1.3. | Принципы и подходы к формированию программы…………… | 4 |
1.4. | Возрастные и индивидуальные особенности детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы…………………………………………………………. | 5 |
1.5. | Планируемые результаты………………………………………… | 7 |
1.6. | Система оценивания качества образовательной деятельности... | 8 |
1.7. | Контроль результатов работы……………………………………. | 8 |
2. | Содержательный раздел………………………………………... | 8 |
2.1. | Описание образовательной деятельности……………………….. | 9 |
2.2. | Тематическое планирование …………………………………….. | 9 |
2.3. | Календарно-тематическое планирование……………………….. | 14 |
2.4. | Средства, формы, способы реализации программы……………. | 28 |
2.5. | Особенности взаимодействия с семьями воспитанников……… | 29 |
2.6. | Формы взаимодействия с семьей………………………………… | 29 |
3. | Организационный отдел………………………………………... | 30 |
3.1. | Организация занятий……………………………………………... | 31 |
3.2. | Методика диагностики…………………………………………… | 31 |
3.3. | Перспективный план работы для детей дошкольного возраста (4-5 лет) …………………………………………… | 32 |
3.4. | Методическое обеспечение программы…………………………. | 42 |
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика» реализуется в рамках познавательного развития дошкольников и направлена на формирование у детей мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Рабочая программа составлена с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей 3-4 лет и 4-5 лет.
Содержание программы представляет одно из направлений образования в области «Познавательное развитие», включающее не только первичное формирование о количестве, числе, пространстве и времени, форме, размере и развитии мелкой моторики рук, но и предполагающее развитие познавательных интересов ребенка.
Задача педагога - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.
Актуальность программы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста спонтанно проявляют интерес к математическим категориям, помогающим лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, формировать понятия и мышление в целом. И, поскольку в дошкольном возрасте у детей преобладает игровая деятельность, процесс развития элементарных математических представлений у детей будет более эффективен при использовании в непосредственно образовательной деятельности игровых методов и приемов.
Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, проверке правильности решения. Занятия предполагают также и различные формы объединения детей (пары, малые группы) в зависимости от целей познавательной деятельности.
Методика данной программы учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка.
1.2. Цели и задачи программы:
Цели программы:
- раскрытие основных направлений математического развития детей 3-5 лет, в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
- приобщение к математическим знаниям с учетом возрастных особенностей детей;
- создание благоприятных условий для формирования математических представлений с целью развития предпосылок к учебным действиям, теоретического мышления, развития математических способностей;
- введение ребенка в мир математики через расширение проблемно-поисковых задач, ознакомление с окружающим, игровую деятельность, художественное слово, эспериментирование, метод проекта;
- формирование математической культуры.
Задачи:
Обучающие:
- способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, логического мышления и креативности мышления, умение гибко, оригинально мыслить);
- создавать условия не только для получения знаний, умений и навыков, но и развития математических способностей;
- формировать инициативность и самостоятельность;
- обеспечивать вариативность и разнообразие содержания Программы и организационных форм ее усвоения;
- учить применять полученные знания в разных видах деятельности (игре, общении и т.д.);
- формировать и развивать приёмы умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, моделирование), конструктивные умения (плоское моделирование);
- формировать простейшие графические умения и навыки;
- обеспечивать повышение компетентности педагогов, родителей в вопросах математического развития ребёнка
Развивающие:
- развивать логическое мышление;
- развивать потребность активно мыслить;
- развитие пространственной ориентировки: учить ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
- развитие ориентировки во времени: учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время;
- развитие мелкой моторики рук.
Воспитательные:
- дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от получения новых знаний, иначе говоря, дать детям знания с радостью, привить вкус к учению.
- выработать у детей привычку максимально полно включаться в занятие (в процесс обучения, что достигается благодаря заинтересованности и положительным эмоциям ребёнка).
1.3. Принципы и подходы к формированию программы:
- доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядность (наличие образца для выполнения работы);
- демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей);
- ступенчатость «От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных заданий).
1.4. Возрастные и индивидуальные особенности детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики ребенка. Во всех сферах психического развития происходят значительные изменения. Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Наряду с изменениями возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и её структурные элементы (характер, интересы и др., способности и склонности. Между познавательными процессами начинают устанавливаться тесные взаимосвязи.
Речь. У детей 3-4 лет происходит интенсивное формирование речи, которое идет в процессе совместной деятельности со взрослым. Речь перестраивает все психические процессы: восприятие, мышление, память, чувства и др. Овладение речью позволяет ребёнку управлять своим поведением, думать фантазировать, строить воображаемую ситуацию, осознавать свои действия.
Речь детей в основном продолжает оставаться ситуативной и диалогической, но становится более сложной и развернутой. Изменяется словарный состав речи: возрастает по сравнению с именами существительными доля глаголов, прилагательных и других частей речи. Длина предложений увеличивается, появляются сложные предложения. В речи детей четвертого года жизни имеется еще одна особенность: занимаясь каким-либо делом, дети часто сопровождают свои действия малопонятной для окружающих негромкой речью. Эти «разговоры с собой» имеют огромное значение для развития детей. С их помощью ребенок удерживает в памяти поставленные им перед собой цели, строит новые планы, обдумывает пути их достижения, наконец, выполняет на словах действия, которые опускает в реальности.
Восприятие. Восприятие ребенка дошкольного возраста носит непроизвольный характер. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет. В предметах дошкольники замечают не главные признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму. Таким образом, восприятие младшего дошкольника 3—4 лет носит предметный характер, то есть свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др., не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, считает их нераздельно принадлежащими ему. При восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие и по ним отличает предмет от других. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные качества, постигать разнообразие свойств. Это развивает его способность отделять свойства от предмета, замечать похожие качества в разных предметах и разные в одном.
Воображение. На четвертом году жизни воображение у ребенка развито еще слабо. Малыша можно легко уговорить действовать с предметами, перевоплощая их (например, использовать палочку как термометр, но элементы «активного» воображения, когда ребенка увлекают сам образ и возможность действовать самостоятельно в воображаемой ситуации, лишь начинают формироваться и проявляться. У младших дошкольников замысел рождается нередко после того, как выполнено действие. А если и формулируется до начала деятельности, то очень неустойчиво. Замысел легко разрушается или теряется по ходу его реализации, например, при встрече с трудностями или при изменении ситуации. Само возникновение замысла происходит стихийно, под влиянием ситуации, предмета. Малыши еще не умеют направлять свое воображение.
В дошкольном возрасте воображение в основном является непроизвольным, у ребёнка отсутствует сознательно поставленная цель создать какой-либо образ. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка. На протяжении всего дошкольного возраста воображение нуждается во внешней опоре, функцию которой могут выполнять различные реальные предметы, игрушки, роли, взятые ребёнком на себя в игре, иллюстрации к литературным произведениям и т. д.
Внимание. Уровень успеваемости ребенка, продуктивность учебной деятельности во многом зависит от степени сформированности внимания. Характерной особенностью внимания ребенка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям. Внимание в дошкольном возрасте редко возникает под влиянием какой-либо поставленной цели, т. е. является непроизвольным. Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилия воли. В сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко, эмоционально. Ребенок неспособен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.
Уровень развития внимания еще невысок. Ребенок легко отвлекается, может бросить начатое дело и заняться другим. Способность детей управлять своим вниманием очень невелика. Сложно направить внимание ребенка на предмет с помощью словесных указаний. Чтобы переключить его внимание с объекта на объект, часто требуется неоднократно повторять инструкцию.
Мышление. В три-четыре года ребенок, пытается анализировать то, что видит вокруг себя; сравнивать предметы друг с другом и выводить заключение об их взаимозависимостях. В быту и на занятиях, в результате наблюдений за окружающим, сопровождаемых объяснениями взрослого, дети постепенно получают элементарное представление о природе и быте людей. Ребенок и сам стремится объяснить то, что видит вокруг.
Во всех видах деятельности дошкольника развиваются мыслительные операции, такие, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация. Первые мыслительные операция – сравнение и обобщение – формируются у ребёнка при освоении предметных, главным образом, орудийных действий. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное, форме (это все круглое, величине (это все маленькое) .
Память. Память дошкольника 3-4 лет непроизвольная, характеризуется образностью. Ребенок не ставит перед собой осознанных целей, что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем ни менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.
Главным видом памяти ребёнка является образная память. Это представления об окружающих людях и их действиях, о предметах обихода, о фруктах и овощах, о зверях и птицах, о пространстве и времени и т. п. Высокий уровень развития непроизвольной памяти является важной предпосылкой развития произвольных процессов памяти, чем богаче опыт и знания детей, запечатлённые ими непроизвольно, тем легче осуществляется развитие произвольной памяти. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребёнком взятой на себя роли. Количество слов, которое запоминает ребёнок выступая, например, в роли покупателя, исполняемого поручение купить в магазине определённые предметы, оказывается выше, чем количество слов, запоминаемых по прямому требованию взрослого.
Произвольное запоминание в 3-4 года может носить и механический характер. Механическое запоминание основано на многократном повторении, оно не опирается на понимание запоминаемого материала. Дети легко запоминают бессмысленный материал, например, считалки, словесные каламбуры, недостаточно понятные фразы, стихотворения, а также прибегают к дословному воспроизведению далеко не всегда осмысленного имя материала.
Итак, в дошкольном периоде происходит становление и развитие основных познавательных процессов. Происходит это благодаря участию взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребёнка, выступают в роли источника многообразной информации.
1.5. Планируемые результаты
По итогам реализации программы дети смогут:
- умение находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет;
- умение сравнивать группы предметов, содержащие до 5 предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше (меньше), каких поровну;
- умение правильно держать карандаш в руке;
- умение проводить прямые и волнистые линии;
- умение различать правую и левую руки;
- умение продолжить ряд из предметов или фигур, отличающихся одним признаком;
- умение самостоятельно составлять подобные ряды;
- умение считать в пределах 5 в прямом порядке;
- умение соотносить запись чисел 1 - 5 с количеством и порядком предметов;
- умение правильно устанавливать пространственные отношения: на - над - под, вверху - внизу, снаружи - внутри, за – перед;
- умение узнавать и называть квадрат, крут, треугольник, шар, куб, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
1.6. Система оценивания качества образовательной деятельности:
Формы подведения итогов работы по программе:
- дни открытых дверей для родителей;
- демонстрация с участием детей фрагментов занятий на общих родительских собраниях в дошкольном учреждении;
-проведение творческих мероприятий из серии «Занимательная математика»;
- демонстрация результатов продуктивной деятельности детей.
1.7. Контроль результатов работы:
- итоговые занятия;
-диагностика;
- анкетирование родителей.
2. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности
Интеллектуальное развитие дошкольников – центральная задача воспитателей и родителей.
В интеллектуальном развитии ребенка большую роль играет математика. Она оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.
Программа направлена на овладение детьми 3-4 лет умений сравнивать и обобщать группы предметов по нескольким признакам, находить сходство и отличие в этих группах предметов. Дети учатся выявлять зависимости между предметами по количеству, расположению и другим признакам. Содержание программы способствует развитию мышления, самостоятельности, инициативности, творческого воображения, развитию мелкой моторики рук, счету в пределах пяти.
Модуль 1 «Числа»
Понятие натурального числа является одним из основных понятий математики. Раскрывается это понятие на конкретной основе в результате практического оперирования множествами и величинами: в процессе счёта предметов и в процессе измерения величин.
Модуль 2 «Величина»
Совершенствовать знание детей о величине, высоте, длине, ширине, толщине. Дети обучаются выделять, наряду с другими, то свойство предмета, которое является величиной.
Модуль3 «Элементы геометрии»
На этапе дошкольного образования у детей формируются представления о таких плоских геометрических фигурах, как круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, как целостных объектов, без выделения их существенных признаков. Рассматриваются и пытаются обводить прямые и кривые линии и отрезки. Дети учатся узнавать и называть эти геометрические фигуры, многократно производя практические действия по разбиению множеств этих фигур на классы, выстраивая из них различные узоры (закономерности), отыскивая среди множества фигур заданную фигуру
Модуль 4 «Ознакомление с пространственными и временными отношениями»
Во всех областях человеческой деятельности важным является умение ориентироваться в пространстве и времени
Дети учатся читать пространственные планы на основе замещения и моделирования, учатся находить своё место на плане, определять своё положение в пространстве относительно другого лица или предмета, располагать предметы на рисунке и в таблице по заданным между ними отношениям. У детей формируются временные представления «утро–день–вечер–ночь»; «вчера», «сегодня», «завтра», «раньше», «позже». Они учатся ориентироваться в последовательности дней недели, времён года и месяцев, относящихся к каждому времени года, составлять рассказы по сюжетным картинкам.
2.2 Тематическое планирование
Месяц, номер п/п | Тема | Количество часов | |
Детская деятельность | Совместная деятельность с родителями (открытые мероприятия) | ||
| Большой-маленький | 1 |
|
| Цвета | 1 |
|
| «Много», «один», «ни одного» | 1 |
|
| Разноцветные карандаши | 1 |
|
| Желтый цвет | 1 |
|
| Закрепление цвета | 1 |
|
| Зеленый цвет | 1 |
|
| Закрепление цвета (трава, кактус) | 1 |
|
| Круг | 1 |
|
| Пунктирная линия | 1 |
|
| Красный цвет | 1 |
|
| Рисуем линии | 1 |
|
| Подбор предметов по заданным признакам | 1 |
|
| Солнышко-дождик(пунктирная линия) | 1 |
|
| Синий цвет | 1 |
|
| Закрепление синего цвета (слон, вода в фонтане) | 1 |
|
| Овал | 1 |
|
| Развлечение для детей и родителей «Зоопарк» |
| 1 |
| Деление предметов на группы | 1 |
|
| Одежда (пунктирные линии) | 1 |
|
| Оранжевый цвет | 1 |
|
| Космос | 1 |
|
| Треугольник | 1 |
|
| Справа-слава | 1 |
|
| Голубой цвет | 1 |
|
| Слева-справа | 1 |
|
| Квадрат | 1 |
|
| Большой-маленький, найди пару | 1 |
|
| Деление геометрических фигур на группы | 1 |
|
| Веселые палочки | 1 |
|
| Фиолетовый цвет | 1 |
|
| Веселые палочки | 1 |
|
| Прямоугольник | 1 |
|
| Дорожки (машина, мотоцикл, велосипед) | 1 |
|
| Развлечение для детей и родителей «Повторение фигур» |
| 1 |
| Дорожки (улитка и черепаха) | 1 |
|
| Понятие «больше», «меньше», «поровну» | 1 |
|
| Сказка | 1 |
|
| Понятие «слева-справа» Счет до двух. | 1 |
|
| Дорожки (самолет) | 1 |
|
| Понятие «слева-справа» Счет до трех. | 1 |
|
| Дорожки (лягушка, ежик, коза) | 1 |
|
| Понятие «вверху-внизу». Счет до четырех | 1 |
|
| Обведи предметы по контуру | 1 |
|
| Понятие «впереди-сзади» .Счет до пяти. | 1 |
|
| Обведи по контуру предметы | 1 |
|
| Счет предметов в разных направлениях. Понятия «на», «над», «под», «за», «между», «перед». | 1 |
|
| Дорожки (птицы) | 1 |
|
| Счет фигур | 1 |
|
| Развлечение для детей и родителей «Дорожки (дельфин и рыбки)» |
| 1 |
| Число и цифра 1 | 1 |
|
| Обведи по контуру круг | 1 |
|
| Понятие «высокий-низкий», «одинаковые по высоте» | 1 |
|
| Клубочки | 1 |
|
| Число и цифра 2 | 1 |
|
| Дорожки (пчелка и мышка). Повторение фигуры «круг» | 2 |
|
| Понятие «длинный-короткий), (одинаковые по длине» | 1 |
|
| Повторение фигуры «овал» | 1 |
|
| Число и цифра 3 | 1 |
|
| Повторение фигуры «треугольник» | 1 |
|
| Понятие «широкий узкий», «одинаковые по ширине» | 1 |
|
| Повторение фигуры «квадрат». | 1 |
|
| Число и цифра 4 | 1 |
|
| Повторение фигуры «прямоугольник». Фигуры | 2 |
|
| Понятие «толстый-тонкий», «одинаковые по толщине». | 1 |
|
| Весна (деревья, цветы, бабочки) | 1 |
|
| Число и цифра 5 | 1 |
|
| Бабочки | 1 |
|
| Закрепление знаний | 1 |
|
| Развлечение для детей и родителей «Веселые клоуны» |
| 1 |
ИТОГО: |
| 68 | 4 |
ВСЕГО: |
| 72 |
2.3 Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Программное содержание | Оборудование |
|
сентябрь |
| |||
1 | Большой-маленький | Познакомить детей с величиной «большой-маленький». Учить детей находить предметы различные по величине. | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, простой карандаш. |
|
2 | Цвета | Рассказать ребенку что такое радуга. Из каких цветов она состоит. Какие цвета следуют друг за другом. Развитие мелкой моторики рук. | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, простой и цветные карандаши. |
|
3 | «Много», «один», «ни одного» | Познакомить детей с понятием «много», «один», «ни одного». Учить детей правильно называть числительные : одна, одно, много, ни одного. | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, простой карандаш. |
|
4 | Разноцветные карандаши | Продолжать знакомить детей с цветами. Объяснить детям: чтобы картинки не получились некрасивыми, надо при выполнении задания не выходить за контур картинки. Развитие мелкой моторики рук. | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, разноцветные карандаши. |
|
5 | Жёлтый цвет | Продолжать знакомить детей с жёлтым цветом. Учить правильно называть прилагательные : жёлтая дыня, жёлтый цыпленок, жёлтый шар, жёлтое солнце и т.д. | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, карандаш красного цвета. |
|
6 | Закрепление цвета | Закрепление знания желтого цвета. Развитие мелкой моторики рук. | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал. Цветные карандаши. |
|
7 | Зеленый цвет | Продолжать знакомить детей с зеленым цветом. | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, карандаш красного цвета. |
|
8 | Закрепление цвета (трава, кактус) | Закрепление знания зеленого цвета. Учить правильно называть прилагательные: зеленая трава, зеленый кактус. Объяснить детям что траву они должны рисовать в виде коротких зелёных черточек. Развитие мелкой моторики рук. | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, карандаш зеленого цвета. |
|
октябрь |
| |||
9 | Круг | Продолжать знакомить детей с формой «круг». Учить детей обводить по контуру круг. Развитие мелкой моторики рук. | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал |
|
10 | Пунктирная линия | Учить детей понятию пунктирная линия, обводить по пунктирной линии. Развитие мелкой моторики рук. | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал. Простой карандаш |
|
11 | Красный цвет | Продолжать знакомить детей с красным цветом. | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, карандаш синего цвета. |
|
12 | Рисуем линии | Учить детей понятию пунктирная линия, обводить по пунктирной линии. Развиваем мелкую моторику рук. | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, простой карандаш. |
|
13 | Подбор предметов по заданным признакам | Учить детей находить предмет по заданному признаку. | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, простой карандаш. |
|
14 | Солнышко-дождик (пунктирная линия) | Продолжать учить детей обводить по пунктирной линии. Развиваем мелкую моторику рук. | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, карандаши жёлтого и синего цвета. |
|
15 | Синий цвет | Закрепление знания синего цвета. | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, красный карандаш. |
|
16 | Закрепление синего цвета (слон, вода в фонтане) | Закрепление знания синего цвета. Продолжать учить детей обводить по пунктирной линии. Развиваем мелкую моторику рук. | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, синий карандаш. |
|
ноябрь |
| |||
17 | Овал | Продолжать знакомить детей с формой «овал». | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, простой карандаш. |
|
18 | Развлечение для детей и родителей «Зоопарк» | Совместная работа родителей и детей. Познакомить родителей с работой кружка. Продолжать учить детей обводить по пунктирной линии. Развиваем мелкую моторику рук. | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, простой карандаш. |
|
19 | Деление предметов на группы | Научить детей делить предметы на группы по единому признаку. Дети должны понять, что большую группу можно разделить на группы поменьше. | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, простой карандаш. |
|
20 | Одежда (пунктирные линии) | Продолжать учить детей обводить по пунктирной линии. Развиваем мелкую моторику рук. | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, простой карандаш. |
|
21 | Оранжевый цвет | Закрепление знания оранжевого цвета | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, синий карандаш. |
|
22 | Космос | Продолжать учить детей обводить по пунктирной линии. Развиваем мелкую моторику рук. | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, оранжевый карандаш. |
|
23 | Треугольник | Закрепление знания формы треугольник. | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, простой карандаш. |
|
24 | Слева-справа. | Познакомить детей с пространственной единицей слева-справа. Научить детей постоянно связывать название руки с выполняемыми ею действиями. Научить детей ориентироваться на листе бумаги. | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал. Цветные карандаши. |
|
декабрь | Голубой цвет | |||
25 | Голубой цвет | Знакомство с голубым цветом. | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, красный карандаш. |
|
26 | Слева-справа | Продолжать знакомить детей с пространственной единицей справа-слева. Научить детей постоянно связывать название руки с выполняемыми ею действиями. Научить детей ориентироваться на листе бумаги. | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, цветные карандаши. |
|
27 | Квадрат | Закрепление знания формы «квадрат». | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, цветные карандаши. |
|
28 | Большой-маленький, найди пару. | Продолжать знакомить детей с величиной «большой-маленький». Учить детей находить предметы различные по величине. Познакомить с понятием пара | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, цветные карандаши. |
|
29 | Деление геометрических фигур на группы | Продолжать учить детей делить предметы на группы по единому признаку. | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, цветные карандаши. |
|
30 | Веселые палочки | Научить детей складывать предметы из счетных палочек. | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, счетные палочки, цветные карандаши. |
|
31 | Фиолетовый цвет | Познакомить детей с фиолетовым цветом. | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, красный карандаш. |
|
32 | Веселые палочки | Научить детей складывать предметы из счетных палочек. | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, счетные палочки, цветные карандаши. |
|
январь |
| |||
33 | Прямоугольник | Продолжать знакомить детей с формой «прямоугольник» | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, цветные карандаши. |
|
34 | Дорожки (машина, мотоцикл, велосипед) | Продолжать учить детей обводить по пунктирной линии. Развиваем мелкую моторику рук. | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, простой карандаш. |
|
35 | Развлечение для детей и родителей «Повторение фигур» | Совместная работа родителей и детей. Познакомить родителей с работой кружка. | Различные геометрические фигуры. Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, цветные карандаши. |
|
36 | Дорожки (улитка и черепаха) | Продолжать учить детей обводить по пунктирной линии. Развиваем мелкую моторику рук. | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, простой карандаш. |
|
37 | Понятие «больше», «меньше», «поровну» | Познакомить детей с понятиями «больше», «меньше», «поровну». | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, простой карандаш. |
|
38 | Сказка | Продолжать учить детей обводить по пунктирной линии. Развиваем мелкую моторику рук. | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, простой карандаш. |
|
39 | Понятие «слева-справа» Счет до двух. | Продолжать знакомить со значением слева-справа. Научить детей постоянно связывать название руки с выполняемыми ею действиями. Научить детей ориентироваться на листе бумаги. Научить счету до двух. | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, простой карандаш. |
|
40 | Дорожки (самолет) | Продолжать учить детей обводить по пунктирной линии. Развиваем мелкую моторику рук. | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, простой карандаш. |
|
февраль |
| |||
41 | Понятие «слева-справа» Счет до трех. | Продолжать знакомить со значением слева-справа. Научить детей постоянно связывать название руки с выполняемыми ею действиями. Научить детей ориентироваться на листе бумаги. Научить счету до трех. | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, простой карандаш. |
|
42 | Дорожки (лягушка, ежик, коза) | Продолжать учить детей обводить по пунктирной линии. Развиваем мелкую моторику рук. | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, простой карандаш. |
|
43 | Понятие «вверху-внизу». Счет до четырех | Познакомить детей с понятием «вверху-внизу». Научить счету до четырех. | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, простой карандаш. |
|
44 | Обведи предметы по контуру | Продолжать учить детей обводить предметы по контуру. | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, цветные и простой карандаши. |
|
45 | Понятие «впереди-сзади». Счет до пяти. | Познакомить детей с понятием «впереди-сзади». Научить счету до пяти. | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, простой карандаш. |
|
46 | Обведи по контуру предметы | Продолжать учить детей обводить предметы по контуру. | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, цветные и простой карандаши. |
|
47 | Счет предметов в разных направлениях. Понятия «на», «над», «под», «за», «между», «перед». | Учить счету предметов в разных направлениях. Познакомить с понятиями «на», «над», «под», «за», «между», «перед». | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, цветные и простой карандаши. |
|
48 | Дорожки (птицы) | Продолжать учить детей обводить по пунктирной линии. Развиваем мелкую моторику рук. | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, простой карандаш. |
|
март |
| |||
49 | Счет фигур | Создаем композицию из фигур: круг. Закрепляем знание формы, цвета, величины. | Геометрические фигуры: круги черного, белого и синего цветов. Листы белой бумаги по количеству детей, клей, салфетки. Образец воспитателя. |
|
50 | Развлечение для детей и родителей Дорожки (дельфин и рыбки) | Совместная работа родителей и детей. Познакомить родителей с работой кружка. Продолжать учить детей обводить по пунктирной линии. Развиваем мелкую моторику рук. | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, простой карандаш. |
|
51 | Число и цифра 1 | Познакомить детей с числом и цифрой 1. | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, простой карандаш. |
|
52 | Обведи по контуру круг | Продолжать учить детей обводить предметы по контуру. Развиваем мелкую моторику рук. | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, цветные и простой карандаши. |
|
53 | Понятие «высокий-низкий», «одинаковые по высоте». | Познакомить детей с понятием «высокий-низкий», «одинаковые по высоте». | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, цветные и простой карандаши. |
|
54 | Клубочки | Учить детей выполнять круговые движения карандашом. Развиваем мелкую моторику рук. | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, цветные и простой карандаши. |
|
55 | Число и цифра 2 | Познакомить детей с числом и цифрой 2. | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, простой карандаш. |
|
56 | Дорожки (пчелка и мышка). | Продолжать учить детей обводить по пунктирной линии. Развиваем мелкую моторику рук. | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, простой карандаш. |
|
апрель |
| |||
57 | Повторение фигуры «круг» | Повторение фигуры «круг». | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, цветные и простой карандаши. |
|
58 | Понятие «длинный-короткий», «одинаковые по длине». | Познакомить детей с понятием «длинный-короткий», «одинаковые по длине». | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, цветные и простой карандаши. |
|
59 | Повторение фигуры «овал» | Повторение фигуры «овал» | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, цветные и простой карандаши. |
|
60 | Число и цифра 3 | Познакомить детей с числом и цифрой 3. | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, цветные и простой карандаши. |
|
61 | Повторение фигуры «треугольник» | Повторение фигуры «треугольник» | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, цветные и простой карандаши. |
|
62 | Понятие «широкий- узкий», «одинаковые по ширине» | Познакомить детей с понятием «широкий- узкий», «одинаковые по ширине» | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, цветные и простой карандаши. |
|
63 | Повторение фигуры «квадрат». | Повторение фигуры «квадрат». | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, цветные и простой карандаши. |
|
64 | Число и цифра 4 | Познакомить детей с числом и цифрой 4. | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, цветные и простой карандаши. |
|
май |
| |||
65 | Повторение фигуры «прямоугольник». | Повторение и закрепление знания фигуры «прямоугольник». | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, цветные и простой карандаши. |
|
66 | Фигуры | Повторение и закрепление знания всех геометрических фигур. | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, цветные и простой карандаши. |
|
67 | Понятие «толстый-тонкий», «одинаковые по толщине». | Познакомить детей с понятием «толстый-тонкий», «одинаковые по толщине». | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, цветные и простой карандаши. |
|
68 | Весна (деревья, цветы, бабочки) | Продолжать учить детей обводить по пунктирной линии. Развиваем мелкую моторику рук. | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, цветные и простой карандаши. |
|
69 | Число и цифра 5 | Познакомить детей с числом и цифрой 5. | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, цветные и простой карандаши. |
|
70 | Бабочки | Продолжать учить детей обводить по пунктирной линии. Развиваем мелкую моторику рук. | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, цветные и простой карандаши. |
|
71 | Закрепление знаний | Создаем композицию из фигур: круг, овал, треугольник. Закрепляем знание формы, цвета, величины. | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, цветные и простой карандаши. |
|
72 | Развлечение для детей и родителей Веселые клоуны | Продолжать учить детей обводить по пунктирной линии. Развиваем мелкую моторику рук. | Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал, цветные и простой карандаши. |
|
2.4. Средства, формы, способы реализации программы
Используемые методы:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, когда педагог вместе с обучающимися выполняет работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в математической.
Методика организации работы детей дошкольного возраста по обучению занимательной математикой основывается на принципах дидактики: систематичность, последовательность, доступность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей. Качество детских работ зависит от:
- грамотного методического руководства со стороны взрослых;
- уровня умственного развития ребёнка, развития представлений, памяти, воображения (умения анализировать образец, планировать этапы работы, адекватно оценивать результат своего труда и т.д.);
- степени сформированности у детей конкретных практических навыков и умений работы с материалом;
- развития у ребёнка таких качеств как настойчивость, целеустремлённость и внимательность, любознательность, взаимопомощь и др.
Формы работы:
- игры;
- беседы, работа с наглядным материалом;
- практические упражнения для отработки необходимых навыков.
2.5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Целью работы с семьями воспитанников по данной программе является поддержка стремления родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома
Основные задачи:
- информирование друг друга о возможностях познавательного развития детей в условиях детского сада и семьи;
- создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
- привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в группе, ДОУ;
- поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
2.6. Формы взаимодействия с семьей
Направления работы | Формы работы |
Взаимопознание и взаимоинформирование | встречи-знакомства, анкетирование семей, дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, создание памяток, переписка по электронной почте |
Непрерывное образование воспитывающих взрослых | лекции, семинары, семинары-практикумы, родительские и общие детсадовские собрания, мастер-классы, игры |
Совместная деятельность педагогов, родителей, детей | акции, семейные гостиные, фестивали, вечера вопросов и ответов, праздники, проектная деятельность |
3. Организационный отдел
3.1. Организация занятий
Программа рассчитана на один год обучения (для детей с 3 до 4 лет). Занятия по данной программе проводятся два раза в неделю во второй половине дня продолжительностью не более 15 минут. Общее количество занятий составляет 72 часа, из которых 68 часов отводится на детскую деятельность по реализации образовательных задач и 4 часа на совместную детско-взрослую деятельность с родителями, как форма отчета по реализации данной программы.
3.2. Материально-техническое обеспечение программы:
- демонстрационный материал;
- дидактический материал;
-цветные счетные палочки;
-объемные геометрические фигуры;
-раздаточный-печатный материал ;
- цветные, простые карандаши.
3.3. Методика диагностики:
Вопросы для проведения диагностика усвоения данной программы
1. различать по образцу геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал;
2. узнавать знакомые предметы по форме и величине;
3. группировать предметы по образцу;
4. различать основные цвета спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, белый и чёрный;
5. узнавать знакомые предметы по цвету;
6. группировать предметы по образцу;
7. различать большие и маленькие предметы, длинные-короткие, толстые-тонкие, широкие-узкие;
8. группировать предметы по образцу;
9. счет в пределах 5;
10. умение проводить прямые и изогнутые линии;
11. ориентироваться в пространстве, знать понятия «вверху», «внизу» «справа», «слева», «над». «под», и т.д.
Оценка знаний:
1 балл – ребёнок не выполняет задания, не следует инструкциям воспитателя и не принимает помощь;
2 балла – ребёнок выполняет задания в основном с помощью воспитателя;
3 балла – ребёнок выполняет задания правильно, самостоятельно.
Подсчёт результатов:
5 –8 баллов – низкий уровень
9 – 12 баллов – средний уровень
13 – 15 баллов – высокий уровень.
Перспективный план работы для детей дошкольного возраста (4-5 лет)
Неделя | Тема | Цель | Кол-во в неделю | Кол-во в месяц |
Октябрь | ||||
1 неделя | 1.Педагогическая диагностика 2. «Путешествие в осенний парк» | Выявить уровень математических представлений. Закрепить умение выделять отдельные предметы из группы, видеть много и один в окружающей обстановке и описывать наблюдения с помощью соответствующих слов. | 2/40 мин | 8 |
2 неделя | 1. «Приключения Мишутки» 2. «Сравнение множества» | Закрепить умение сравнивать группы предметов способом приложения. Совершенствовать умение группировать предметы. Совершенствовать умение работать правой рукой слева направо при раскладывании Закреплять умение сравнивать множества. Упражнять в различении цветов и оттенков предметов. | 2/40мин | |
3 неделя | 1. «Сравнение предметов по длине и ширине, количеству» 2. «Знакомимся с цифрами 1и 2» | Закреплять умение сравнивать предметы по длине и ширине, употреблять в речи слова длиннее — короче, шире – уже; выстраивая соответствующие сериационные ряды. Закреплять умение сравнения двух групп предметов по количеству этих предметов. Развивать воображение детей. Познакомить с цифрами 1 и 2. Закрепить знания о геометрических фигурах. | 2/40мин | |
4 неделя | 1. «Собери из частей» 2. «Мастерская форм» | Упражнять в складывании целого изображения из нескольких частей, развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики рук
Развивать умение из палочек выкладывать геометрические формы | 2/40мин | |
Ноябрь | ||||
1 неделя | 1. «Ориентировка в пространстве» 2. «Временные понятия» | Закреплять умение составлять и выделять группы из одного или двух предметов; обозначать количество предметов соответствующей цифрой. Закреплять знания о пространственной направленности: вверх, вниз, вперед, назад. Познакомить с понятиями: «вчера», «сегодня», «завтра». Развивать внимание, творческое воображение. | 2/40мин | 8 |
2 неделя | 1. «Цифра 3» 2.«Счет в пределах трех » | Формировать умение детей считать до трех; показать образование числа 3; учить обозначать число 3 цифрой. Закреплять навыки счета в пределах 3 и знание соответствующих цифр. Закреплять умение сравнивать предметы по длине, обозначая словами результаты сравнения. | 2/40мин | |
3 неделя | 1.«Нарисуй картинку палочками» 2. «Цифра 4» | Продолжать учить детей схематически изображать различные предметы, геометрические фигуры с помощью палочек. Развивать мыслительные операции. Учить детей считать до 4; обозначать число 4 цифрой | 2/40мин | |
4 неделя | 1. «Счет в пределах 4-х. Соотношение количества предметов с цифрой» 2. «Время года. Сезоны» | Упражнять детей в умении считать до 4-х; отражать в речи равенство и неравенство групп предметов. Закреплять умение обозначать количество предметов с помощью цифр. Учить детей отсчитывать количество предметов в пределах 4. Закреплять навыки конструирования. Познакомить детей с понятием «сезоны», рассказать сколько их. | 2/40мин | |
Декабрь | ||||
1 неделя | 1. «Пара» 2. «Интересные слова «между», «за», «перед»» | Уточнить понимание детей значения слова «пара» Продолжать формировать умение ориентироваться в пространстве, закреплять умение строиться друг за другом, называя себя по порядку. Уметь называть своё местоположение относительно других. | 2/40мин | 8 |
2 неделя | 1.«Знакомство с цифрой 5» 2. «Игры с камешками» | Формировать умение у детей считать до 5; познакомить с образованием числа 5; учить обозначать число 5 соответствующей цифрой. Познакомить детей с камнями Марблс, формировать умение составлять узор из них. Закреплять знание цвета, формы, размера. Развивать творческое воображение. | 2/40мин | |
3 неделя | 1. «Счет до пяти. Соотношение количества предметов с цифрой» 2. « В гостях у лесных жителей» | Упражнять детей в счете до пяти; учить правильно называть числительные, обозначать количество предметов цифрой. Продолжать учить детей схематически изображать различные предметы, геометрические фигуры с помощью палочек. Закреплять умение детей считать до пяти, обозначая количество предметов соответствующей цифрой. Закрепить умение сравнивать и уравнивать множества на основе счета. | 2/40мин | |
4 неделя | 1. «Сравнение по толщине, высоте» 2. «На что похоже?» | Формировать умение сравнивать предметы по толщине, высоте, употреблять в речи слова толще — тоньше, выше – ниже, выстраивая соответствующие сериационные ряды. Упражнять в умении различать геометрические фигуры в знакомых предметах. Учить детей составлять узоры из геометрических фигур по образцу. | 2/40мин | |
Январь | ||||
2 неделя | 1. «Знакомство с цифрой 6» 2. « Счет в пределах 6. Знакомство с прямоугольником» | Учить детей считать в пределах 6; познакомить с образованием числа 6. Учить выделять в силуэтах предметов знакомые геометрические фигуры и определять их количество Закрепить умение считать в пределах 6; познакомить с цифрой 6. Познакомить более углубленно с геометрической фигурой «прямоугольником» | 2/40мин | 6 |
3 неделя | 1. «Разрезанные картинки» 2. «Образование числа 7» | Закреплять умение составлять предмет или несложный сюжет по образцу. Познакомить детей с образованием числа 7. Закрепить представления детей о прямоугольнике. | 2/40мин | |
4 неделя | 1. «Цифра 7» 2. «Дни недели» | Закрепить умение считать в пределах 7; познакомить с цифрой 7. Развивать наблюдательность, умение ориентироваться в пространстве. Познакомить детей с днями недели, их порядком и названием каждого дня. Объяснить, почему именно так. | 2/40мин | |
Февраль | ||||
1 неделя | 1.«Образование числа 8. Цифра 8» 2.«Волшебные превращения геометрических фигур (сгибание, разрезание, вырезание)» | Познакомить с образованием числа 8. Учить обозначать число 8 соответствующей цифрой. Закреплять знания о геометрических фигурах. Развивать наблюдательность; учить видеть различия в похожих предметах. Учить детей вырезать по контуру геометрические фигуры, из квадрата делать круг, а из прямоугольника делать овал, из треугольника делать многоугольник; учить сгибать фигуры, ровняя стороны; учить сгибать пополам | 2/40мин | 8 |
2 неделя | 1.«Счет до 8. Знакомство с овалом» 2. « Знакомство с понятием «сутки»» | Упражнять детей в счете до 8; учить обозначать число соответствующей цифрой. Познакомить детей с овалом, формировать умение находить предметы овальной формы в окружающей обстановке. Познакомить с понятием сутки | 2/40мин | |
3 неделя | 1.«Слева, справа» 2. «Рисование фигур по точкам» | Формировать умение понимать и использовать в речи слова «слева», «справа», «посередине», формировать представление о положении предмета справа и слева от себя. Развивать графические навыки детей, закреплять представление о геометрических фигурах. Формировать умение ориентироваться на листе бумаги. | 2/40мин | |
4 неделя | 1.«Образование числа 9. Цифра 9» 2. «Закрепление умения считать до 9» | Учить детей считать в пределах 9. Показать образование числа 9, познакомить с соответствующей цифрой. Продолжать упражнять детей в видоизменении геометрических фигур. Закрепить умение считать до 9; учить правильно называть числительные. | 2/40мин | |
Март | ||||
1 неделя | 1.«Число 10» . 2. «Близко – далеко. | Учить детей считать в пределах 10. Обозначать число соответствующей цифрой. Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве, умение называть расположение предмета относительно других предметов. | 2/40мин | 8 |
2 неделя | 1.«Что такое «порядок»?» 2.«Закрепление навыков количественного и порядкового счета в пределах10» | Объяснить, что такое «порядок числа», расставить числа по порядку, познакомить с порядковыми числами. Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. | 2/40мин | |
3 неделя | 1.«Позовем белку в гости» 2.«Цифры заблудились» | Закреплять умение считать до 10; обозначать результаты счета цифрами. Учить детей изображать план комнаты, заменяя конкретные предметы схематическими изображениями. Учить выстраивать последовательный числовой ряд, развивать внимание и память. | 2/40мин | |
4 неделя | 1. «Лесенка» 2.«Приключения Зайки» | Развивать графические навыки детей, умение ориентироваться на листе бумаги, находить «верх, низ, лево, право» на листе бумаги, выполнять графические задания. Упражнять в умении ориентироваться на плане помещения | 2/40мин | |
Апрель | ||||
1 неделя | 1.«Знакомство с понятием «симметрия»» 2.«Закрепление знаний о симметричных фигурах» | Познакомить детей с понятием симметрия. Закрепить знания о геометрических фигурах. Закреплять знания о симметричных фигурах. Совершенствовать умение создавать изображения из геометрических фигур. | 2/40мин | 8 |
2 неделя | 1.«Какие бывают линейки» 2.«Рисуем по линейке» | Познакомить детей с линейкой, рассказать о её значении Формировать умение проводить прямые линии и рисовать по линейке. Развивать умение рисовать фигуры, используя линейку. | 2/40мин | |
3 неделя | 1. «Найди не достающую» 2. «Знакомство с фигурами – шар, куб, конус, цилиндр» | Формировать умение видеть пропущенное число в числовом ряду, развивать сообразительность. Знакомить детей с объёмными фигурами | 2/40мин | |
4 неделя | 1.«Математическое домино 2.«Задачи на смекалку» | Закреплять умение соотносить число и количество предметов. Развивать внимание, воображение, наблюдательность. Развивать логику, находчивость, внимательность. | 2/40мин | |
Май | ||||
1 неделя | 1. Педагогическая диагностика 2. «В городе геометрических фигур» | Выявить уровень сформированности представлений детей по ФЭМП Закреплять знания о геометрических фигурах. Закреплять умение закрашивать замкнутые области. | 2/40мин | 8 |
2 неделя | 1. «Когда это бывает?» 2.«Путешествие по комнате» | Закреплять знания детей о времени суток, порядке его наступления; днями недели, их порядком и названием каждого дня. Закреплять понятия вверху, внизу, слева, справа, над, под и т.д. Развивать логику, находчивость, внимательность | 2/40мин | |
3 неделя | 1. «Магазин игрушек» 2. «Гуси-лебеди» | Упражнять в количественном и порядковом счете. Совершенствовать умение ориентироваться на плане группы. Проверить умение детей считать до 10. Совершенствовать умение сравнивать до пяти предметов. Совершенствовать умение ориентироваться на плане помещения. | 2/40мин | |
4 неделя | 1. Развлечение «Клуб знатоков» 2. Итоговое «Волшебная страна -математика» | Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания. Систематизировать и обобщить знания, полученные за год | 2/40мин |
Всего: 64 занятия
3.4. Методическое обеспечение программы:
1. Болтненко Т.Ю. Начинаем считать :для детей 3-4 лет М.: «Эскмо», 2016.- (Президентская школа)
2.Володина Н.В. Узнаю цифры: для детей 3-4 лет Часть 1 и 2. М.: ООО « Издательство «Эскмо», 2017.- (Ломоносовская школа)
3. Володина Н.В. Развиваю мелкую моторику: для детей 3-4 лет Часть 1 и 2. М.: ООО « Издательство «Эскмо», 2017. - (Ломоносовская школа)
4. Пономарева А.В. Развиваю мелкую моторику: для детей 3-4 лет. М.: «Эскмо», 2016.- (Президентская школа)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГР С НЕСТАНДАРТНЫМ ДИДАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ
В статье представлен материал о значении нестандартного дидактического материала (палочек Кюизенера, логических блоков Дьенеша и счетных палочек) в познавательном развитии детей дошкольного возраста. ...
СТАТЬЯ : "Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе наблюдения в природе"
Мы, воспитатели, подрастающего поколения должны занимать активную позицию - это непосредственное участие в самом процессе экологического воспитания....
Сообщение для воспитателей "Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста"
Сообщение для воспитателей " Развитие познавательной деятельностидетей дошкольного возраста "...
Сообщение для воспитателей "Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста"
Сообщение для воспитателей " Развитие познавательной деятельностидетей дошкольного возраста "...
Загадки как средство развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Загадки содержат огромный багаж средств для развития познавательной деятельности детей . Воспитательные и образовательные возможности загадки многогранны....
Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста через детское экспериментирование
ГМО...
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом ...
- Мне нравится (1)