Влияние мелкой моторики на развитие речи у младших дошкольников
статья (младшая группа)

Шиляева Надежда Сергеевна

В последнее время увеличилось количество детей с нарушениями в развитии речи. Эта проблема является актульной для педагогов в работе. Задача педагога состоит в том, чтобы во время выявить эту проблему и найти пути её устранения. Современные родители, конечно пытаются развивать своих детей, но в последнее время всё воспитание свелось к ознакомлению с "гаджетами". При этом ребенок в три года не умеет одеваться, есть самостоятельно, мелкая моторика почти не развита- отсюда проблемы с рисованием, лепкой, аппликацией и конечно с речью. Я опрашивала детей, чем они занимаются с родителями вечером дома, и большинство ответили, что смотрели мультфильмы или играли, при этом родители с ними не играли. Повезло тем, кому родители хотя бы читали книгу перед сном. Я не хочу обидеть всех родителей, есть те, которые уделяют огромное внимание воспитанию и развитию своих детей. Но многие педагоги согласятся со мной, что с каждым годом детей с нарушениями речи всё больше. Медицинские исследования давно поттвердили связь между развитием мелкой моторики и развитием мозга и речи ребёнка.

Родители должны дома создавать условия для развития мелкой моторики дома: различные мозаики, шнуровки, рисование, лепка. И не надо бояться, что ребенок что-то испачкает, будьте рядом, ведь вы первый пример для ребенка и первый учитель. Да и время , проведенное с ребёнком, даст пользу вам двоим. Во время занятия разговаривайте с ребёнком, задавайте ему вопросы. И заниматься с детьми нужно постоянно, а иначе одноразовая работа не даст ни какого результата. Не надо заставлять детей, обязательно хвалите их, поддерживайте интерес к творчеству, чтобы ребёнку хотелось творить. И тогда вы увидите, как движения ребенка становятся более точными, активными, навыки становятся всё увереннее с каждым днём. Мне очень нравится высказывание Конфуция: " Скажи мне- и я забуду, покажи мне- и я запомню, дай мне сделать - и я пойму."

В своей работе я стараюсь уделить огромное внимание развитию мелкой моторики. В группе собрана картотека пальчиковых игр, любую свободную минуту мы проводим пальчиковые игры или делаем самомассаж для пальцев рук, кистей рук. Так же есть картотеки игр с песком и водой. Для игр детей есть сухой бассейн с разными наполнителями. Мной лично изготовлены и приобретены разные игры на развитие мелкой моторики: "Сверни улитку", "Бусы", "Выложи шнурок по образцу", "Шнуровки", "Моталачки", "Мозаика -паучки", "Мозаика-снежинки","Выкладывание палочек по образцу", "Гибкие бигуди"( из них можно сгибать в старшем возрасте и буквы и цифры). Есть в группе и разные виды театра "Би-ба-бо", перчаточный, пальчиковый, которые также способствуют развитию мелкой моторики и координации движений.

Также проводятся занятия по продуктивным видам деятельности: лепка, рисование, аппликация. Лепка проводится как группвая, так и индивидуальная. Многие дети очень тяжело справляются с лепкой, не могут отщипнуть пластилин , размять, раскатать прикладывая усилия, так как мелкая мускулатура очень слабая. Но постоянная работа делает своё дело. Если есть возможность, то лепку можно начать со знакомством по тестопластике. Тесто более мягкое, податливое, ребёнку проще с ним справиться, да и оно более безопасное. Рецепт соленого теста можно найти в интернете. Можно предложить родителям дома позаниматься с солёным тестом, я уверена, что многим родителям самим это очень понравиться. Во время рисования мы знакомим детей с различными приемами и техниками рисования. Обязательно нужно обращать внимание на то, как ребёнок держит карандаш или кисть, как сидит. И, конечно, не надо забывать о технике безопасности на занятиях с детьми.  На занятиях по аппликации у ребенка тренируется мелкая моторика, координация движений. И вся эта работа положительно изо дня в день влияет на развитие речи. Чем быстрее ребенок научится говорить, общатся со сверстниками и взрослыми, тем быстрее он социализируется в обществе, тем проще ему будет. А наша задача и педагогов и родителей помочь нашим детям!

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация плана по самообразованию воспитателя высшей категории, почетного работника общего образования Российской Федерации Шрамковой Г.Д. Тема: "Значение мелкой моторики в развитии речи у младших дошкольников"

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От т...

«Значение мелкой моторики в развитии речи у младших дошкольников»

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев…»                                       ...

"Влияние мелкой моторики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"

Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга. Обогащение словарного запаса детей лучше всего происходит с помощью наглядного метода, совмещённого с игрой. З...

Презентация"Влияние мелкой моторики на развитие речи детей младшей дошкольной группы"

В презентации представлен материал о инновационных способах развития мелкой моторики  у детей младшей дошкольной группы...

Влияние мелкой моторики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста

В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, слож...