"Влияние мелкой моторики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"
учебно-методическое пособие (средняя группа) на тему
Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга. Обогащение словарного запаса детей лучше всего происходит с помощью наглядного метода, совмещённого с игрой. Здесь представлены пособия на развитие мелкой моторики рук, изготовленные своими руками: "Собери машину", "Собери куклу на прогулку", "Волшебные прищепки", "Волшебная фасоль".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_razvitie_melkoy_motoriki_ruk.docx | 504.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние мелкой моторики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.
Известно, что двигательная система, особенно мелкая моторика рук, оказывает большое влияние на развитие всего организма. Мелкая моторика взаимодействует с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Кроме того мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга. Если моторика развивается нормально, т.е. ребёнок на определённых этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. Если же моторика развита слабо, то наблюдается отставание и в овладении речи, так как совершенствование речевых реакций находится в тесной взаимосвязи со степенью тренировки движений пальцев. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений.
Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев руки оказывает самомассаж, пальчиковые игры, изодеятельность (лепка, рисование, аппликация), ручной труд, игры с дидактическим материалом, игры с различными материалами и предметами. Обогащение словарного запаса детей лучше всего происходит с помощью наглядного метода, совмещённого с игрой. В своей группе я использую игры на развитие мелкой моторики рук, изготовленные своими руками: «Собери машину», «Собери куклу на прогулку», «Волшебные прищепки», «Волшебная фасоль». Данные пособия используются индивидуально и небольшими подгруппами в режиме дня по желанию детей. Игры полезны тем, что при их выполнении повторяется речевой материал (словарь, стихотворные тексты), отрабатывается звукопроизношение, параллельно идёт работа над лексико-грамматической стороной речи. Продолжительность игры ребёнказависит от его заинтересованности и усидчивости (не более 10-15 минут).
- Дидактическая игра «Собери машину»
Цель игры:
- формировать представление целостного предмета;
- учить складывать картинку из 6 частей, правильно и чётко произносить чистоговорки;
- развивать у детей воображение, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, речь, тактильные ощущения, мелкую моторику рук;
- закреплять название транспорта и его виды.
Игровой материал: игра изготовлена по аналогии с игрой паззлы из разнофактурных материалов: мех, пуговицы, ткань, тесьма, ленточки, сетка. В комплект игры входят 4 карточки с изображением видов транспорта (наземный, воздушный, водный, специальный), 24 элемента.
Ход игры:
Ребёнок выбирает любую картинку с изображением вида транспорта. Подбирая элемент к картинке, ребёнок одновременно проговаривает за воспитателем чистоговорки (могут варьироваться от уровня сформированности звукопроизношения). После выполнения задания ребёнок может потрогать собранную картинку для развития тактильных ощущений. Так же можно предложить по картинке составить небольшой рассказ.
Например, картинка с изображением машины:
Иль-иль-иль - вот стоит автомобиль
Жу-жу-жу - я машину завожу
Зу-зу-зу- пассажира я везу
Шу-шу-шу – я на встречу поспешу
Уль-уль–уль - у машины руль
Со-со-со –вдруг спустило колесо
Ша-ша-ша - едем в гору не спеша
Чу-чу-чу – с горки быстро я лечу
- Дидактическая игра «Собери куклу на прогулку»
Цель игры:
- обогащать словарь детей словами, обозначающими предметы одежды и обуви;
- учить описывать одежду, которая подходит мальчику или девочке;
- формировать умение правильно подбирать сезонные предметы одежды и обуви; прикреплять детали, чётко и разборчиво произносить четверостишья;
- закреплять знание цветов и их оттенков;
- развивать тактильные ощущения, мелкую моторику рук.
Игровой материал: куклы плотной ткани, наклеенные на картон: мальчик и девочка; наборы одежды и обуви из фетра для летнего, зимнего, весенне-осеннего сезона, выполненные на кнопках, липучках, пуговицах.
Ход игры:
Воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку ине знает, в чём ей пойти на улицу. Сейчас лето и на улице очень жарко (различные ситуации). Дети подбирают одежду и обувь по сезону (определённого цвета), объясняя свой выбор. Подбирая новый предмет одежды или обувь, ребёнок проговаривает за воспитателем четверостишье.
Например, летняя одежда
Платье Босоножки
Есть на новом платье Ой, мне босоножки
У меня кармашки Опять натёрли ножки
На кармашках этих Дайте мне сандалики
Вышиты ромашки Моим ножкам маленьким
- Дидактическая игра «Волшебные прищепки»
Цель игры:
- закреплять представления детей об овощах (название, форма, величина, цвет); знание цветов;
- расширять активный словарь по теме;
- совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными, образование и использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- развивать мелкую моторику пальцев рук, умение согласовывать движение с речью.
Игровой материал: картинки с изображением овощей, прищепки разного цвета.
Ход игры: Воспитатель загадывает загадку про любой овощ и предлагает ребёнку найти отгадку среди разложенных на столе картинок.
Например, про морковь
Она оранжевого цвета
Полезный нам привет от лета
Грызут девчонки и мальчишки
И длинноухие зайчишки
Затем ребёнку задаются вопросы: что потерялось у морковки? (хвостик); какого он цвета? (зелёный). Воспитатель предлагает ребёнку приставить к морковке хвостик и описать какая она (т.е. к слову добавляется мелкая моторика: присоединяя одну прищепку, называется одно слово). Морковь какая? (оранжевая, длинная, сладкая, вкусная, хрустящая, твёрдая и т.д.). Как ласково назовём морковь – морковка
По аналогии описываются остальные овощи. В средней группе во II половине года можно вводить элементы соревнования. Двум участникам раздаются одинаковые картинки (напр., репа). Дети по очереди присоединяют прищепки каждый к своей репке, описывая её. Задача заключается в том, чтобы произносимые друг другом слова не повторялись. Данную игру можно проводить на закрепление любой темы (дикие животные, цветы, домашние птицы и т.д.)
- Дидактическая игра «Волшебная фасоль»
Цель игры:
- закреплять в речи детей названия диких животных (заяц, белка, лиса, медведь, ёж, волк, лось); место их обитания (лес); жилище (норка, нора, дупло, логово, берлога;
- упражнять в умении выкладыватьфасолью по контуру силуэт животного;
- совершенствовать грамматических строй речи (согласование существительных с прилагательными);
- развивать мелкую моторику пальцев рук, тактильную чувственность, умение согласовывать движение с речью.
Игровой материал: контейнер с фасолью, мелкие фигурки животных, карточки 7 штук с изображением силуэта животного.
Ход игры: Воспитатель загадывает загадку про любого дикого животного и предлагает ребёнку найти фигурку этого животного в контейнере с фасолью.
Например, про лису
Догадайтесь, кто же это?
В шубку рыжую одета.
И не рыба, и не птица
Это – хитрая… (лисица)
Пока ребёнок ищет фигурку животного, воспитатель спрашивает, где живёт лиса (в лесу), как называется её жилище (нора). Когда ребёнок найдет фигурку, воспитатель предлагает выложить фасолью по контуру силуэт животного.
Во время выполнения работы, воспитатель задаёт ребёнку вопросы: Мордочка у лисы какая? (острая). Уши у лисы какие (короткие). Шубка у лисы какая (мягкая, рыжая, тёплая). Хвост у лисы какой (пушистый) и т.д.
По аналогии в игре могут использоваться домашние животные, насекомые, фрукты, овощи, птицы и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Влияние мелкой моторики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»
Материал для проведения родительского собрания...
Влияние мелкой моторики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста
Материал для проведения родительского собрания...
Презентация"Влияние мелкой моторики на развитие речи детей младшей дошкольной группы"
В презентации представлен материал о инновационных способах развития мелкой моторики у детей младшей дошкольной группы...
«ВЛИЯНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
В. А Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончике пальцев”Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения перво...
Мастер-класс для педагогов по теме:" Развитие мелкой моторики и развитие речи детей старшего дошкольного возраста с помощью мячиков Су -Джок"
Мастер-класс для педагогов по теме:" Развитие мелкой моторики и развитие речи детей старшего дошкольного возраста с помощью мячиков Су -Джок"...
Влияние мелкой моторики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста
В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, слож...
Консультация для воспитателей на тему: «Влияние крупной и мелкой моторики на активную речь детей младшего дошкольного возраста»
Моторика (лат. motor — приводящий в движение) — двигательная активность организма, его органов или систем (частей). Моторику делят на крупную(общую) и мелкую....