Влияние мелкой моторики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста
консультация (младшая группа)
В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_ns.docx | 17.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние мелкой моторики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста
Автор: Богачёва Светлана Анатольевна
Организация: ГБДОУ «Детский сад № 107»
Населенный пункт: Республика Крым, г. Севастополь
Развитие и совершенствование мелкой моторики пальцев рук и кисти пальцев у младших школьников, является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов речи.
В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».
О важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. М. М. Кольцова, которая исследовав детскую речи, отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Конечно же, развитие мелкой моторики – это не единственный фактор, который способствует развитию речи. Если у ребёнка будет очень хорошо развита моторика, но с ребенком не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. Поэтому речь ребенка надо развивать в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать книги ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети очень любят рассматривать. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.
Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.
Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.
Мелкую моторику рук хорошо развивать с помощью:
1. пальчиковой гимнастики, при этом хорошо использовать стихи, песенки, потешки, сказки,
2. с помощью массажа с растиранием пальчиков и массажёрами для рук,
3. с помощью игр с природным материалом, таким как орехи, шишки, каштаны, крупа, можно использовать в играх с ребенком предметы домашнего обихода,
4. пальчиковый театр,
5. народные игры с ладошками.
Очень хорошо развивают моторику занятия продуктивной деятельностью (рисовании, лепка, аппликация).
Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук, способствуют не только развитию речи, а еще и развитию повышения внимания, воображения и работоспособности детей.
Игры, в которые родители могут играть с ребенком дома.
Развитию мелкой моторики способствуют занятия с играми, в которых присутствуют мелкие детали. Например, выкладывание узоров из бусин, нанизывание бусин на леску, перебирание крупы, выкладывание геометрических фигур из цветных палочек, рисование пальчиками на крупе и. т. д.
Игра с крупой.
Насыпьте в тарелочку горох, с какой - либо другой крупой и предложите ребенку отсортировать горох от крупы в другую тарелочку
Игра с грецкими орехами.
Ребенок катает грецкий орех между ладонями и при этом приговаривает слова: Я катаю свой орех, что бы стал круглее всех.
Игра с массажными мячиками.
Ребенок катает мячик одной рукой по ручкам и по ножкам и при этом приговаривает слова:
Тише мяч не торопись,
Ты по ручкам прокатись,
Ты по ножкам прокатись,
И обратно возвратись.
Игра с карандашами.
Манипуляции с цветными карандашами: зажимать карандаш между соседними пальцами, усложнение – совершать колебательные движения карандашом.
Чудо–прищепки.
При помощи прищепок, можно предложить детям следующие задания: сделать из прищепок солнышку – лучики, ёжику или кактусу – иголки, павлину - разноцветный хвост и т. п. (солнышко, ёжик – плоскостные изображения).
Упражнения для тренировки тонких движений рук без речевого сопровождения:
«Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. "Поздороваться" пальчиками на левой руке, а затем одновременно на двух руках.
«Человечек» - указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки - "бегает" по столу.
«Слоненок» - (средний палец выставлен вперед - хобот, а указательный и безымянный - ноги) "идет" по столу.
«Очки» - образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.
Также хорошо использовать пальчиковые игры с речевым сопровождением.
Вот несколько примеров пальчиковых игр.
«Дерево»
У дерева ствол, на стволе много веток,
А листья на ветках зеленого цвета.
Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.
«Домик»
Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел.
Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).
«Дружат наши пальчики»
Дружат наши детки,
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Пальцы правой руки поочередно постукивают по пальцам левой руки, начиная с большого.
«Стол»
У стола четыре ножки,
Сверху крышка как ладошка.
Левая река в кулачок, сверху опускается ладошка правой руки.
«Рыбки»
Покажите ребенку картинку с рыбками; рассмотрите их, называя.
Рыбки весело плескались,
В чистой светленькой реке
То сожмутся, разожмутся,
То закружатся в воде.
Ладошки как бы ударяют по воде. Пальчики сжимаются в кулачок, то разжимаются. Винтообразные движения.
Все эти игры увлекательны и способствуют развитию речи и творческого воображения. У детей, повторяющих движения взрослых, вырабатывается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой.
Список использованных источников:
1. В. А. Сухомлинский Родительская педагогика / составили О. С. Богданова, В. З. Смаль, А. И. Сухомлинская // избранные педагогические сочинения: В 3 Т. — М.: Педагогика, 1981 — Т3–640с.
2. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
3. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
4. Фомина Л.В. Роль движений рук и моторной речи ребёнка– М.: МГПИИЯ, 1971. С.36-40
5. Аскарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М., 1977г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Влияние мелкой моторики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»
Материал для проведения родительского собрания...
Влияние мелкой моторики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста
Материал для проведения родительского собрания...
"Влияние мелкой моторики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"
Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга. Обогащение словарного запаса детей лучше всего происходит с помощью наглядного метода, совмещённого с игрой. З...
Презентация"Влияние мелкой моторики на развитие речи детей младшей дошкольной группы"
В презентации представлен материал о инновационных способах развития мелкой моторики у детей младшей дошкольной группы...
«ВЛИЯНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
В. А Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончике пальцев”Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения перво...
Мастер-класс для педагогов по теме:" Развитие мелкой моторики и развитие речи детей старшего дошкольного возраста с помощью мячиков Су -Джок"
Мастер-класс для педагогов по теме:" Развитие мелкой моторики и развитие речи детей старшего дошкольного возраста с помощью мячиков Су -Джок"...
Консультация для воспитателей на тему: «Влияние крупной и мелкой моторики на активную речь детей младшего дошкольного возраста»
Моторика (лат. motor — приводящий в движение) — двигательная активность организма, его органов или систем (частей). Моторику делят на крупную(общую) и мелкую....