«Влияние мелкой моторики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

Монгуш Руслана Арбай-ооловна

Материал для проведения родительского собрания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл текст к презентации32.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательной учреждение № 31 города Кызыла Республики Тыва

Влияние развития мелкой  моторики на развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Воспитатель: Монгуш Р.А.

07.04.2016


Заботиться о своевременном развитии речи ребёнка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения – это известный факт для всех родителей.

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.

На руке находятся биологически активные точки нашего организма.

Уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Развиваем мелкую моторику рук у детей раннего возраста - развиваем и языковой аппарат.

Поэтому в мы с вами должны уделить внимание мелкой моторике рук у ребенка. Ведь развитие рук связано с развитием речи и мышления ребёнка.

Иногда дети не любят застегивать пуговицы или шнуровать ботинки. Это свидетельствует о том, что у малыша мелкая моторика развита недостаточно. Дело в том, что память, внимание, эмоции , языковой аппарат и кончики пальцев тесно связаны между собой, ведь центры моторики языка в коре головного мозга расположены рядом с центрами движения. Если у ребенка повышенный или сниженный тонус мышц, заниматься нужно обязательно ежедневно.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений рук, таким образом, дошкольника подготавливают к овладению письмом, формируют у него художественный вкус.

Поэтому в нашей группе развитию мелкой моторики уделяется специальное внимание, такая работа ведется, начиная с начала года. Ежедневно до завтрака, сидя на стульях, мы играем с детьми в пальчиковые игры. Начинаем обычно из пальчиковой гимнастики. Составляем по очереди пальчики одной руки в кулачок, потом другой.

Упражнения, которые делают ваши дети, предлагаю, выполнить вам сейчас:

  1. «Фонарики».

Фонарики зажглись!

Фонарики погасли!  

  1. «Ёжик». Поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой.  Шевелить прямыми пальцами.
  2. «Флажки». Одновременно опускать и поднимать ладони, сопровождая движения стихами:

Я в руках флажки держу

И ребятам всем  машу

При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но когда их проводишь регулярно то это стимулирует развитие мышления ребёнка. Все упражнения проводятся в игровой форме.

 

Также используются народные потешки это как основа для пальчиковых игр. В них очень много ласкательных слов, обращений. Некоторые потешки построены по типу обращения, сообщения.

Чтение потешки и народных песенок проводится в форме весёлой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением которые должны совпадать с моментом производимого ребёнка движения или действия выполняемого взрослого. Поскольку дети младшего дошкольного возраста не могут воспринимать быстрой речи, то потешки, народные песенки, читаются неторопливо, отчётливо. При этом ещё развивается память ребёнка в заучивании потешки.

Эти игры создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи. Игры эти очень эмоциональные, их можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.

 «Моя семья»

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

Также мы проводим следующих видов занятия:

  • лепка из пластилина
  •  рисование руками акварельной краской
  •  конструирование

В результате планомерной и систематической работы с детьми, в группе в целом, по развитию мелкой моторики увеличился объём и темп движений пальцев рук, исчезла двигательная неловкость. Дети научились свободно выполнять сложные манипуляции с предметами, правильно держать карандаш.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Влияние мелкой моторики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"

Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга. Обогащение словарного запаса детей лучше всего происходит с помощью наглядного метода, совмещённого с игрой. З...

статья на тему: "Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением развития."

в статье писаны способы развития мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста...

Презентация"Влияние мелкой моторики на развитие речи детей младшей дошкольной группы"

В презентации представлен материал о инновационных способах развития мелкой моторики  у детей младшей дошкольной группы...

Влияние мелкой моторики на развитие речи у младших дошкольников

В последнее время увеличилось количество детей с нарушениями в развитии речи. Эта проблема является актульной для педагогов в работе. Задача педагога состоит в том, чтобы во время выявить эту проблему...

Влияние мелкой моторики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста

В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, слож...