Мини - музей в ДОУ. Обоснование проекта.
проект (старшая группа)
Для формирования ценностных ориентаций личности особое значение имеет музей, как хранитель духовного опыта человечества. В музее взаимосвязаны внешний мир, мир событий и внутренний мир человека. Здесь человек постигает смысл культуры, ее ценности. Именно музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, она поможет заложить нравственные основы, научит правилам общения, разовьет творческий потенциал ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mini_muzey_v_dou_obosnovanie_proekta.docx | 30.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Г Б О У школа № 1591
Корпус № 8 ДОУ № 1693
Мини- музей в детском саду , как форма работы с детьми и родителями.
Воспитатели : Поваляева Л.В. и Федотова С.В.
О Б О С Н О В А Н И Е П Р О Е К Т А
В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Отражение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно- исторического опыта поколений- одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
На своих педагогических часах мы часто пытались ответить на вопросы, что мы можем противопоставить засилию рекламы и чудовищной несправедливости жизни , как дать маленькому ребенку азбуку человеческой культуры , как добиться того, чтобы у малыша возникла потребность в добре?
Василий Александрович Сухомлинский сказал: « Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Если добрые чувства не воспитаны в детстве их никогда не воспитать , потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств».
Для формирования ценностных ориентаций личности особое значение имеет музей, как хранитель духовного опыта человечества. В музее взаимосвязаны внешний мир, мир событий и внутренний мир человека. Здесь человек постигает смысл культуры, ее ценности. Именно музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, она поможет заложить нравственные основы, научит правилам общения, разовьет творческий потенциал ребенка, т.к. музей располагает тем , что выше всей конкуренции,- истинными ценностями. Музейная педагогика помогает развивать у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, культуры , быт. И поэтому мы в группе работаем над проектом создания мини – музея . с разнообразными темами.
«Музей – научное и научно- просветительское учреждение, Осуществляющее комплектование, хранение и изучение памятников естественной истории, материальной и духовной культуры- первоисточников знаний о развитии природы человеческого общества.»
ЧТО ТАКОЕ МИНИ - МУЗЕЙ ?
- Во – первых, « мини» - напоминает о том , что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, коридоры.
- Во- вторых, он создан для самих дошкольников и открыт для них постоянно.
- В – третьих, мини- музей не поддается критериям оценки, применимым к настоящим музеям, поэтому не требует строго соблюдения требований предъявляемых к ним.
ЗАДАЧИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ
- Мини- музей в детском саду является одним из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства;
- Решается проблема социализации подрастающего поколения;
- Музей является частью образовательного процесса;
- Сочетание предметного материала с программой, ориентированной на проявление творческой активности посетителя, т.е. ребенка.
Цель создания мини- музея, как неотъемлемой части развивающей среды ДОУ.
В ДОУ создаются условия для проявления активности детей. Реализуется принцип интерактивности приобретения опыта личного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир («музей – лаборатория,» « музей- театр», « музей- игровое пространство»).
Особенности мини- музея в детском саду
- Участие в создании мини-музея воспитателей, детей и родителей.
- Ребенок- активный участник оформления экспозиции музея.
- Мини- музей – зона удивления, творчества и совместной работы детей и их родителей.
Актуальность создания мини- музея
Музеи в детских садах представляют ценность содержанием проводимой воспитательной работы с детьми.
В создании мини-музея в детском саду есть свои преимущества, дети чувствуют свою причастность к мини- музею; они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты.
Мини-музей, который создан в группе, можно посещать каждый день Приглашать детей из других групп, самому менять, переставлять экспонаты, брать их руками и рассматривать.
Мини- музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Цели и задачи мини- музея.
- Обогащение предметно – развивающей среды ДОУ;
- Обогащение воспитательно - образовательного пространства новыми формами;
- Формирование у дошкольников представление о музее;
- Расширение кругозора дошкольников;
- Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
- Формирование активной жизненной позиции.
- Развитие творческого и логического мышления, воображения;
- Вовлечение родителей в жизнь детского сада.
Принципы организации мини – музеев.
- Принцип интеграции;
- Принцип наглядности;
- Принцип достоверности;
- Принцип непрерывности ;
- Принцип многофункциональности;
- Принцип комфортности и безопасной деятельности в музейном пространстве;
- Принцип доступности;
- Принцип преемственности;
- Принцип партнерства.
Этапы создания мини-музея:
- Подготовительный этап;
- Практический этап ( или этап реализации проекта);
- Заключительный этап ( или обобщающий этап).
Подготовительный этап
- Выбор темы и названия;
- Разработка модели;
- Выбор места ( групповое помещение, коридор);
- Определить содержание экспозиции, оборудования, материалы, предметы;
- Рассмотреть варианты участия в создании музея детей и родителей;
- Определить перспективы развития.
Практический этап
- Определение темы и содержания экскурсии;
- Составление плана экскурсии;
- Целенаправленный показ экспозиций или общая экскурсия, рассказ воспитателя;
- Общение с посетителями с целью обобщения полученной информации и ответов на вопросы.
Заключительный этап
1. Проводится официальное открытие мини-музея»;
2. Разрабатываются и проводятся экскурсии взрослыми для детей, детьми для детей;
Формы работы в мини- музее
1.Мини - беседы с детьми;
2.Экскурсии для детей других групп и родителей;
3.Самостоятельное рассматривание экспонатов.
Значение и использование мини-музеев.
Мини- музеи в группе позволили нам сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий для развития речи, воображения интеллекта. Эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора беседы . Мини –музеи стали неотъемлемой частью предметно- развивающей среды нашей группы и решают задачи всех образовательных процессов. Тематика мини-музеев может быть разной. Результатом деятельности в рамках подобного проекта могут быть: альбомы с фотографиями, рисунками, тематические праздники.
Уголок самостоятельной деятельности.
В этом уголке представлены разнообразные игры; материалы для игр и изготовления поделок, картины для рассматривания.
Мероприятия.
Игровая деятельность ( самостоятельная);
Дидактические игры;
Сюжетно- ролевые игры;
Беседы;
Чтение художественной литературы.
В группе постоянно ведется работа по созданию разнообразных мини музеев. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и ихродителей.
Мини –музеи в нашей группе создавались разные и по оформлению по содержанию.
В группе были организованы мини- музеи:
1. Мини- музей « Чудо-Дерево» - Цель создания музея формирование у детей познавательных интересов путем использования различных видов наглядности( рассматривание экспонатов музея).
2. Мини- музей « Русская горница».
Для этого мини- музея было выделеноспециальное помещение.
ЦЕЛЬ: познакомить детей с жизнью и предметами быта нашихпредков. Экспонаты , представленные в мини – музее, были собраны воспитателями группы Федотовой С. В. и Поваляевой Л.В.
Уголок музея оформлен, как традиционное жилище русского народа, воссоздан макет русской печи, колыбель с кукольным ребенком, стол, лавки, домотканые дорожки, самовары и т.д.
- Мини- музей» народно- прикладного искусства «Знакомство с гжелью»
Цель создания музея: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам народного творчества, через знакомство с гжельской росписью.
Задачи: знакомить детей с основными элементами и цветом гжельской росписи;
Развивать декоративное творчество детей, через освоение простейших навыков росписи. Сформировать интерес к народному творчеству.
4.Также в группе был организован «Мини - музей космонавтики».
Цель: познакомить детей с космическим пространством, с первым космонавтом, с планетами.
5. Ко дню защитника Отечества был организован «Мини- музей Боевой Славы».
Цель: Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Формировать у детей патриотические чувства, гордость и уважение к армии России. Знакомство с родами войск, с историей костюмов. См. фото
Мини- музей « Боевой Славы» является развивающей средой для детей детского сада. Именно на основе музейно- образовательной среды мини-музея реализуется одна из основных идей проекта- идея визуального средового образования ,основанная на понимании огромного значения для развития социальной и предметной среды. Неотъемлемой частью реализации проекта является активное участие и помощь родителей воспитанников в сборе материалов для экспозиции мини-музея.
Мини-музей в ДОУ может стать сегодня совершенным институтом воспитания, ведь современные мини- музеи в детских садах представляют ценность не только музейными экспонатами, но прежде всего содержанием проводимой воспитательной работы с детьми , в данном случае, работы по воспитанию духовно-нравственных, культурных, образованных граждан Отечества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация проекта "Дети в музее" в детском саду. Организация образовательной деятельности детей в рамках проекта "Дети в музее". Мини- музей в детском саду
В современном обществе музеи продолжают свою культурную и просветительскую деятельность. Именно в дошкольном возрасте необходимо приучать ребенка к нравственно- культурным ценностям, муз...
Проект мини-музей «Мир воздуха » Руководитель мини-музея: Горкина С.С.- воспитатель первой категории р.п. Пышма МБДОУ ПГО « Пышминский детский сад № 7».
Наименование мини-музея: мини-музей «Мир воздуха »Профиль музея: познавательно- исследовательский. Цель:Изучение детьми воздуха и способы его обнаружения.Формировать осоз...
Консультация «МИНИ – МУЗЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ КАК ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ. МИНИ – МУЗЕИ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»
Цель: Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями. Задачи: ·...
Паспорт проекта «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультуре коми народа через ознакомление с его бытом и традициями». Проект представлен на конкурс авторских методических разработок в номинации «Мероприятия в мини - музее «Коми изба» .
Цель педагогов: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультуре коми народа через ознакомление с его бытом и традициями. Цель, поставленная перед детьми: ознакомление с бытом, трад...
Совместный проект родителей,педагогов и детей:Проект "Мини -музей головных уборов"
Тип проекта: творческий, детско-взрослый, ребенок – субъект в ДОУ.Цель проекта: привлечь родителей к участию в жизни своих детей в ДОУ....
Тема: «Мини-музей сказки» (детско – родительский проект дошкольников с ТНР)
Актуальность.Нарушения речевого развития затрудняют процесс формирования не только коммуникативной компетентности, но и всех остальных. Таким образом, вопрос о повышении эффективности работы с детьми ...
Мини-музей «Хлеб — всему голова» Проект "Хлеб - всему голова"
Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, воображения, связной речи, воспитание бережного отношения к хлебу и труду взрослых...