Мини - музей в ДОУ. Обоснование проекта.
проект (старшая группа)

     Для формирования ценностных ориентаций личности  особое значение имеет музей, как хранитель  духовного опыта человечества. В музее взаимосвязаны внешний мир, мир событий и внутренний мир человека. Здесь человек постигает смысл культуры,  ее ценности. Именно музейная педагогика – помощник в решении  воспитания культурной личности ребенка, она поможет заложить нравственные основы, научит правилам общения, разовьет творческий потенциал ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini_muzey_v_dou_obosnovanie_proekta.docx30.29 КБ

Предварительный просмотр:

Г Б О У  школа № 1591

Корпус № 8 ДОУ № 1693

Мини- музей  в детском саду , как форма работы с детьми и родителями.

Воспитатели : Поваляева Л.В. и Федотова С.В.

О Б О С Н О В А Н И Е    П Р О Е К Т А

       В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Отражение подрастающего поколения от отечественной культуры,  от общественно- исторического опыта поколений- одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

     На своих педагогических часах мы часто пытались ответить на вопросы, что мы можем противопоставить засилию рекламы и чудовищной несправедливости жизни , как дать маленькому ребенку азбуку человеческой культуры , как добиться того, чтобы у малыша возникла потребность в добре?

      Василий Александрович Сухомлинский сказал: « Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Если добрые чувства не воспитаны в детстве их никогда не воспитать , потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу -  школу воспитания добрых чувств».

     Для формирования ценностных ориентаций личности  особое значение имеет музей, как хранитель  духовного опыта человечества. В музее взаимосвязаны внешний мир, мир событий и внутренний мир человека. Здесь человек постигает смысл культуры,  ее ценности. Именно музейная педагогика – помощник в решении  воспитания культурной личности ребенка, она поможет заложить нравственные основы, научит правилам общения, разовьет творческий потенциал ребенка, т.к. музей располагает тем , что выше всей конкуренции,- истинными ценностями. Музейная педагогика помогает развивать у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, культуры , быт. И поэтому мы в группе работаем над проектом создания  мини – музея . с разнообразными темами.

      «Музей – научное и научно- просветительское учреждение, Осуществляющее комплектование, хранение и изучение памятников естественной истории, материальной и духовной культуры- первоисточников знаний о развитии природы человеческого общества.»

                                             

ЧТО ТАКОЕ МИНИ - МУЗЕЙ ?

  1. Во – первых, « мини» - напоминает о том , что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, коридоры.
  2. Во- вторых, он создан для самих дошкольников и открыт для них постоянно.
  3. В – третьих, мини- музей не поддается критериям оценки, применимым к настоящим музеям, поэтому не требует строго соблюдения требований предъявляемых к ним.

ЗАДАЧИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

  1. Мини- музей в детском саду является одним из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства;
  2. Решается проблема социализации подрастающего поколения;
  3. Музей является частью образовательного процесса;
  4. Сочетание предметного материала с программой, ориентированной на проявление творческой активности посетителя, т.е. ребенка.

Цель создания мини- музея, как неотъемлемой части развивающей среды ДОУ.

     В ДОУ создаются условия для проявления активности детей. Реализуется принцип интерактивности приобретения опыта личного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир («музей – лаборатория,» « музей- театр», « музей- игровое пространство»).

Особенности мини- музея в детском саду

  1. Участие в создании мини-музея воспитателей, детей и родителей.
  2. Ребенок- активный участник  оформления экспозиции музея.
  3. Мини- музей – зона удивления, творчества и совместной работы детей и их родителей.  

Актуальность создания мини- музея

      Музеи в детских садах представляют ценность содержанием проводимой  воспитательной работы с детьми.

В создании мини-музея в детском саду есть свои преимущества, дети чувствуют свою причастность к мини- музею; они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты.

Мини-музей, который создан в группе, можно посещать каждый день Приглашать детей из других групп, самому менять, переставлять экспонаты, брать их руками  и рассматривать.

Мини- музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Цели и задачи мини- музея.

  1. Обогащение предметно – развивающей среды ДОУ;
  2. Обогащение воспитательно -  образовательного пространства новыми формами;
  3. Формирование у дошкольников представление о музее;
  4. Расширение кругозора дошкольников;
  5. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
  6. Формирование активной жизненной позиции.
  7. Развитие творческого и логического мышления, воображения;
  8. Вовлечение родителей в жизнь детского сада.

Принципы организации мини – музеев.

  1. Принцип интеграции;
  2. Принцип наглядности;
  3. Принцип достоверности;
  4. Принцип непрерывности ;
  5. Принцип многофункциональности;
  6. Принцип комфортности и  безопасной деятельности в музейном пространстве;
  7. Принцип доступности;
  8. Принцип преемственности;
  9. Принцип партнерства.

Этапы создания мини-музея:

  1. Подготовительный этап;
  2. Практический этап ( или этап реализации проекта);
  3. Заключительный этап ( или обобщающий этап).

Подготовительный этап

  1. Выбор темы и названия;
  2. Разработка модели;
  3. Выбор места ( групповое помещение, коридор);
  4. Определить содержание экспозиции, оборудования, материалы, предметы;
  5. Рассмотреть варианты участия в создании музея детей и родителей;
  6. Определить перспективы развития.

Практический этап

  1. Определение темы и содержания экскурсии;
  2. Составление плана экскурсии;
  3. Целенаправленный показ экспозиций или общая экскурсия, рассказ воспитателя;
  4. Общение с посетителями с целью обобщения полученной информации и ответов на вопросы.

Заключительный этап

1.  Проводится официальное  открытие мини-музея»;

2. Разрабатываются и проводятся экскурсии взрослыми для детей,  детьми для детей;

Формы работы в мини- музее

1.Мини -  беседы с детьми;

2.Экскурсии для детей других групп и родителей;

3.Самостоятельное рассматривание экспонатов.

Значение и использование мини-музеев.

     Мини- музеи в группе позволили нам сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий для развития речи, воображения интеллекта. Эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора беседы . Мини –музеи стали неотъемлемой частью предметно- развивающей среды нашей группы и решают задачи всех образовательных процессов. Тематика мини-музеев может быть разной. Результатом деятельности в рамках подобного проекта могут быть: альбомы с фотографиями, рисунками, тематические праздники.

Уголок самостоятельной деятельности.

В этом уголке представлены разнообразные игры; материалы для игр и изготовления поделок, картины для рассматривания.

Мероприятия.

Игровая деятельность ( самостоятельная);

Дидактические игры;

Сюжетно- ролевые игры;

Беседы;

Чтение художественной литературы.

       В группе постоянно ведется работа по созданию разнообразных мини музеев. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и ихродителей.

Мини –музеи в нашей группе создавались разные и по оформлению  по содержанию.

В группе были организованы мини- музеи:

1. Мини- музей « Чудо-Дерево» - Цель создания музея формирование у детей познавательных интересов путем использования различных видов наглядности( рассматривание экспонатов музея).

2. Мини- музей « Русская горница».

Для этого мини- музея было выделеноспециальное помещение.

ЦЕЛЬ: познакомить детей с жизнью и предметами быта нашихпредков. Экспонаты , представленные в мини – музее, были собраны воспитателями группы Федотовой С. В. и  Поваляевой Л.В.

Уголок музея оформлен, как традиционное жилище русского народа, воссоздан макет русской печи, колыбель с кукольным ребенком, стол, лавки, домотканые дорожки, самовары и т.д.

  1. Мини- музей» народно- прикладного искусства «Знакомство с гжелью»

Цель создания музея: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам народного творчества, через знакомство с гжельской росписью.

Задачи: знакомить детей с основными элементами и цветом гжельской росписи;

Развивать декоративное творчество детей, через освоение простейших навыков росписи. Сформировать интерес к народному творчеству.

4.Также в группе был организован «Мини - музей космонавтики».

Цель: познакомить детей с космическим пространством, с первым космонавтом, с планетами.

5. Ко дню защитника Отечества был организован «Мини- музей Боевой Славы».

Цель: Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Формировать у детей патриотические чувства, гордость и уважение к армии России. Знакомство с родами войск, с историей костюмов. См. фото

Мини- музей « Боевой Славы» является  развивающей средой для детей детского сада. Именно на основе музейно- образовательной среды мини-музея реализуется одна из основных идей проекта- идея визуального средового образования ,основанная на понимании огромного значения для развития социальной и предметной среды. Неотъемлемой частью реализации проекта является активное участие и помощь родителей воспитанников в сборе материалов для экспозиции мини-музея.

Мини-музей в ДОУ может стать сегодня совершенным институтом воспитания, ведь современные мини- музеи в детских садах представляют ценность не только музейными экспонатами, но прежде всего содержанием проводимой воспитательной работы с детьми , в данном случае, работы по воспитанию духовно-нравственных, культурных, образованных граждан Отечества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация проекта "Дети в музее" в детском саду. Организация образовательной деятельности детей в рамках проекта "Дети в музее". Мини- музей в детском саду

В современном обществе музеи продолжают свою культурную  и просветительскую деятельность. Именно в дошкольном возрасте необходимо приучать ребенка к нравственно- культурным ценностям, муз...

Проект мини-музей «Мир воздуха » Руководитель мини-музея: Горкина С.С.- воспитатель первой категории р.п. Пышма МБДОУ ПГО « Пышминский детский сад № 7».

Наименование мини-музея: мини-музей «Мир воздуха »Профиль музея:  познавательно- исследовательский.   Цель:Изучение детьми воздуха и способы его обнаружения.Формировать осоз...

Консультация «МИНИ – МУЗЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ КАК ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ. МИНИ – МУЗЕИ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

Цель: Обогащение воспитательно-образовательного  пространства новыми формами работы  с детьми и их родителями. Задачи:     ·...

Паспорт проекта «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультуре коми народа через ознакомление с его бытом и традициями». Проект представлен на конкурс авторских методических разработок в номинации «Мероприятия в мини - музее «Коми изба» .

Цель педагогов: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультуре коми народа через ознакомление с  его бытом и традициями. Цель, поставленная перед детьми: ознакомление с бытом, трад...

Совместный проект родителей,педагогов и детей:Проект "Мини -музей головных уборов"

Тип проекта: творческий, детско-взрослый, ребенок – субъект в ДОУ.Цель проекта:  привлечь родителей к участию в жизни своих детей в ДОУ....

Тема: «Мини-музей сказки» (детско – родительский проект дошкольников с ТНР)

Актуальность.Нарушения речевого развития затрудняют процесс формирования не только коммуникативной компетентности, но и всех остальных. Таким образом, вопрос о повышении эффективности работы с детьми ...

Мини-музей «Хлеб — всему голова» Проект "Хлеб - всему голова"

Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, воображения, связной речи, воспитание бережного отношения к хлебу и труду взрослых...