Тема: «Мини-музей сказки» (детско – родительский проект дошкольников с ТНР)
проект по художественной литературе (подготовительная группа)
Актуальность.
Нарушения речевого развития затрудняют процесс формирования не только коммуникативной компетентности, но и всех остальных. Таким образом, вопрос о повышении эффективности работы с детьми с ТНР, остается актуальным. У детей, нуждающихся в коррекционной работе, есть особые образовательные потребности, которые определяются спецификой нарушений речевого развития и педагогу необходимо обеспечить пространственную организацию образовательной среды.
Опыт работы свидетельствует, что коррекционно – развивающая деятельность будет эффективной только при тесном сотрудничестве воспитателя с родителями и детьми через их активное включение в педагогический процесс.
Детско-родительский проект «Мини – музей сказок» - одна из форм взаимодействия. Для детей с речевыми нарушениями процесс обучения представляется не в форме утомительного занятия, а в форме творческого создания условий для развития речи и познавательной активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mini_-_muzey_skazok.ppt | 1.31 МБ |
statya.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель Создать условия в предметно – пространственной среде группы для формирования интереса к сказкам
Задачи Способствовать приобщению детей к сказкам как средству развития у детей интереса к книге как источнику знаний; Создать условия для упражнения в чтении; Создать условия для обучения детей умению передавать впечатления от произведений в разнообразных видах деятельности; Создать условия для воспитания культуры общения, которая способствует умению излагать свои мысли, чувства, переживания. Активизировать свободное общение со взрослыми и сверстниками; Привлечь родителей к участию в образовательной деятельности.
Музейные экспонаты: Основной фонд (книги) Интерактивный фонд (творческие работы) Любой предмет мини – музея может подсказать тему для интересного разговора.
Макеты
Макеты
Коллажи
Тематические папки
Аппликация в разных техниках
Аппликация в разных техниках
Поделки
Книжки – малышки, раскраски
Иллюстрации детей к сказкам
Рисунки
Иллюстрации детей к сказкам
Иллюстрации детей к сказкам
Иллюстрации детей к сказкам
Иллюстрации детей к сказкам
Картотека кроссвордов
Физкультминутки и пальчиковые гимнастики
Игры «Собери картинку»
Книги серии «Читаем по слогам»
Региональный компонент
Экскурсия в библиотеку «Знакомство с Вологодской сказочницей Т. Петуховой»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад № 124» город Череповец, Вологодская область.
Воспитатель высшей квалификационной категории Решетникова Ю.Н.
Тема: «Мини-музей сказки»
(детско – родительский проект дошкольников с ТНР)
Участники: дети подготовительной к школе группы с ТНР, родители, воспитатель
Актуальность.
Нарушения речевого развития затрудняют процесс формирования не только коммуникативной компетентности, но и всех остальных. Таким образом, вопрос о повышении эффективности работы с детьми с ТНР, остается актуальным. У детей, нуждающихся в коррекционной работе, есть особые образовательные потребности, которые определяются спецификой нарушений речевого развития и педагогу необходимо обеспечить пространственную организацию образовательной среды.
Опыт работы свидетельствует, что коррекционно – развивающая деятельность будет эффективной только при тесном сотрудничестве воспитателя с родителями и детьми через их активное включение в педагогический процесс.
Детско-родительский проект «Мини – музей сказок» - одна из форм взаимодействия. Для детей с речевыми нарушениями процесс обучения представляется не в форме утомительного занятия, а в форме творческого создания условий для развития речи и познавательной активности.
Проект осуществлялся в течении 4 месяцев.
Цель проекта: создать условия в предметно – пространственной среде группы для формирования интереса к сказкам.
Задачи:
- Способствовать приобщению детей к сказкам как средству развития у детей интереса к книге как источнику знаний;
- Создать условия для упражнения в чтении;
- Создать условия для обучения детей умению передавать впечатления от произведений в разнообразных видах деятельности;
- Создать условия для воспитания культуры общения, которая способствует умению излагать свои мысли, чувства, переживания.
- Активизировать свободное общение со взрослыми и сверстниками;
- Привлечь родителей к участию в образовательной деятельности.
Мы знаем, что сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы.
Мини-музеи в нашей группе создавался на основе собранных детьми и родителями коллекций. Экспонатами мини-музея выступили творческие работы детей, макеты, модели, фотографии и даже игрушки. Такие экспонаты являются главным учебным пособием, их дети могут потрогать, поиграть.
Особенность нашего мини-музея в том, что дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. Это результат общения, взаимодействия и совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Родители и дети пробовали себя в роли дизайнеров, художников-иллюстраторов.
В процессе работы родители постепенно становились активными участниками создания коллекций и мини-музее в группе. Совместно с мамой и папой дети подбирали экспонаты, изготавливали их своими руками, оформляли экспозиции, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнерами.
В коррекционно – развивающей работе экспонаты мини – музея используются для проведения занятий, игр, инсценировок, бесед, при чтении сказок и выполняют ряд задач:
- Совершенствовуют лексико-грамматические средства языка, звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
- Способствуют развитию диалогической и монологической речи.
- Повышают эффективность игровой мотивации детской речи.
- Позволяют установить взаимосвязь зрительного, слухового, моторного анализаторов.
Таким образом, сказки влияют на развитие речи, обогащают её: раскрывают перед нами меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
Для полноценного восприятия сказки необходимо обратить внимание детей не только на содержание, на выразительные средства, но и на иллюстрации.
Иллюстрация - это не просто добавление к тексту, а художественное произведение своего времени. Детская книжная иллюстрация служит многим целям. Она воплощает фантазии, оживляет воспоминания, помогает участвовать в приключениях, развивает ум, сердце и душу ребенка.
Основным художественным средством искусства иллюстрации для детей является образное реалистическое раскрытие идей литературы и явлений жизни, смысла всего, что нас окружает. Оно опирается на образность детского мышления. О том, что такое хорошо и что такое плохо, ребенок не просто услышит: иллюстрации сделают эти понятия наглядными, олицетворенными.
Литературное произведение и иллюстрация воспринимаются детьми в единстве. Лишь на основе взаимодействия зрительного и речевого восприятия возможно понимание содержания всей сказки.
Задача воспитателя в ходе реализации проекта состояла в привлечении внимания детей к иллюстрации, ее художественным образам.
Одним из направлений реализации проекта стала работа в создании детьми иллюстраций к таким сказкам как Г.Х.Андерсен «Снежная королева» и А. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Для понимания наиболее трудных моментов текста ребенок должен получить возможность обратиться к наглядному изображению и проследить на нем те действия, взаимоотношения персонажей, в которых ярче обнаружится их внутренний смысл.
Огромное значение это направление работы оказало на развитие связной речи детей с ТНР: формируются умения понимать тему сказок, основную мысль, умение соблюдать последовательность при передаче событий, описанных в сказке; умение выделять структурные части и соединять высказывания в единое целое.
Предлагаем вашему вниманию конспект занятия с использованием экспонатов мини – музея – иллюстраций, созданных детьми к сказке А. Волкова «Волшебник изумрудного города».
Конспект занятия в подготовительной к школе группе с детьми с ТНР.
Тема: «Путешествие в Изумрудный город».
Цель: закрепить знания детей о сказке А.Волкова «Волшебник Изумрудного города».
Задачи:
Развивающие задачи:
-развивать смекалку, воображение, логическое мышление;
-развивать мелкую моторику рук, внимание, память;
Образовательные задачи:
-формировать умение давать характеристику героям сказки, их действиям;
-расширять и обогащать словарный запас детей;
-продолжать формировать навык составления небольших рассказов по собственным иллюстрациям;
- формировать навык звукового анализа и синтеза, определения места букв и звуков в словах;
Воспитательные задачи:
-воспитывать у детей чувство товарищества, душевные качества: доброту, взаимовыручку, отзывчивость, желание прийти на помощь.
Предварительная работа:
- чтение сказочной повести А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»;
- рассматривание иллюстраций к книге;
- просмотр мультфильма;
- разучивание отрывка песни из сказки;
- разучивание физ.минутки;
- отгадывание загадок;
- изготовление книги с иллюстрациями детей;
- индивидуальная работа по совершенствованию фонематического слуха;
-дидактические игры по развитию речи.
Оборудование: компьютер, презентация «Путешествие в Изумрудный город», «Кроссворд», разрезные картинки (2шт), кроссворд (2шт), фломастеры, схемы, иллюстрации к сказке «Волшебник Изумрудного города», раскраска (по количеству детей).
Ход:
- Орг. Момент.
- Здравствуйте ребята! Сегодня мы совершим путешествие в сказку, а какую вам помогут узнать картинки. Дети делятся на команды.
Игра «Собери картинку».
- Основная часть.
- Введение в тему.
- Вы уже догадались, что наше путешествие будет в Изумрудный город, а сказочная викторина поможет узнать, как хорошо вы знаете эту сказку.
- Ну что готовы? Тогда в путь.
- Загадки.
- Ветер сильный, ураган превратил вокруг всё в хлам. Домик он унёс с собой к ведьме страшной, очень злой. Двое в домике летели – пёс ... вместе с ... (Тотошка и Элли)
- Он умел пугать ворон, в нём соломы был – вагон. Пугало был неуклюж и умом своим не дюж. Тот соломенный верзила, называл себя ... (Страшила)
- Собран был он из металла, сердца в нём не доставало. Но любил вокруг всех-всех тот ...(Железный Дровосек)
- Царь зверей труслив был очень, всех боялся. Между прочим, он мечтал стать зверем храбрым, помогать несчастным, слабым. А пока боится всех тот большой ...(Трусливый Лев)
- На домике она летала, В чудесную страну попала, Приобрела верных друзей, Мечтала к Гудвину добраться поскорей. Много приключений было на пути, Но исполнение желаний ждало всех впереди. (Элли)
- Игра «ДА или НЕТ?».
- Гудвин показался Элли в облике русалки? ДА НЕТ
- Всем- всем без исключения в Изумрудном городе надевали зелёные очки? ДА НЕТ
- Железный Дровосек увидел Гудвина в виде чудовищного зверя? ДА НЕТ
- Гудвин в тот же день отправил Элли домой? ДА НЕТ
- Гудвин приказал Элли с друзьями освободить фиолетовую страну? ДА НЕТ
- Гудвин принял путников всех сразу в тот же день, когда они прибыли в Изумрудный город? ДА НЕТ
- Гудвин показался Элли –головой, Страшиле – русалкой, Дровосеку – чудовищным зверем, Льву – солнцем? ДА НЕТ
- Минутка отдыха. Самомассаж «Ладошки».
Дети выполняют движения по тексту.
Вот у нас игра, какая:
Хлоп ладошка, хлоп, другая!
Правой,левую ладошку
Мы пошлепаем немножко.
А потом ладошкой левой
Ты хлопки погромче делай.
А потом, потом, потом,
Даже щечки мы побьем.
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!
По коленкам - шлеп, шлеп!
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлепай!
Можем хлопнуть за спиной!
Хлопаем перед собой!
Справа – можем! Слева – можем!
И крест-накрест руки сложим!
И погладим мы себя.
Вот какие мы друзья!
- Викторина
Проверьте себя и ответьте на вопросы викторины:
1. Назовите автора книги Волшебник изумрудного города. Александр Мелентьевич Волков 2. Как звали главных героев сказки «Волшебник изумрудного города? Элли, Тотошка, Страшила, Железный Дровосек, Лев 3. Какие 4 волшебницы правили в Волшебной стране? Виллина, Бастинда, Гингема, Стелла 4. Кого совсем не было в стране Гудвина? В стране Гудвина совсем не было собак. 5. Что сделала Элли с Бастиндой? Облила Бастинду водой. 6. Какой страной правит Виллина?Виллина — добрая волшебница, правительница Жёлтой страны. 7. Кто хотел съесть Элли? Элли хотел съесть Людоед.
-Молодцы.
- Кроссворд.
-Это задание для капитанов ваших команд. Отгадав кроссворд, мы узнаем, что же помогло нашим героям преодолеть все трудности, которые встретились им на пути?
- Как звали мудрого волшебника? (Гудвин)
- Друг Элли, который хотел получить мозги? (Страшила)
- Кем был лев до встречи с Элли? (Трус)
- Из чего сделан дровосек? (Железо)
- Злая волшебница, которая боялась воды? (Бастинда)
- Где жила Элли? (Канзас)
- Игра «Подбери схему».
- Мы узнали, что благодаря дружбе наши герои преодолели все испытания.
Посмотрим, какие вы внимательные. Нужно найти схему, которая соответствует слову ДРУЖБА.
- Рассказы по иллюстрациям к книге.
- Вы рисовали иллюстрации к сказкам. Давайте посмотрим на рисунки, расскажите, что вы на них нарисовали?
Дети показывают свои иллюстрации и выборочно составляют рассказ.
- Итог.
- Вот и закончилось наше удивительное путешествие в Волшебной стране, о котором поведал нам замечательный детский писатель Александр Мелентьевич Волков. Наших героев она привела к исполнению желаний.
Из всех испытаний наши герои вышли победителями. Что же им помогло? А помогло им: ДРУЖБА, ВЗАИМОВЫРУЧКА. ПОДДЕРЖКА. Значит, эта сказка учит нас этому. Будем стараться поддерживать друг друга, выручать в трудную минуту и будем учиться дружить! В подарок вам раскраски.
Использованная литература:
- Грошенкова В.А. «Использование книжной иллюстрации в работе по развитию речи с дошкольниками с нарушениями речевого развития.»
- Игнатьева С.И. Развитие речи с помощью сказок у дошкольников с ОНР 5- 6 лет. / Логопед № 2, 2015г.
- Паникарова Л.А. Моя первая книга. / Логопед № 2, 2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад в рамках методического семинара конкурса «Воспитатель года Тогучинского района - 2014» на тему: «Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольников»
Доклад в рамках методического семинара конкурса «Воспитатель года Тогучинского района - 2014» на тему: «Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольников»...
Мини-музей «Музей сказки» в первой младшей группе №6
Цель проекта:-приобщение к словесному искусству; формирование интереса к потребности в чтении. Задачи:Для детей:- ознакомить детей с фольклором;-способствовать развитию речи, расширению кругозора...
Проект " Мини-музей как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Мини-музей - одно из средств развития эмоционально – чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. Ребенок осознает понятия «прошлое», &laqu...
Проект "Мини-музей как средство развития познавательной активности дошкольников"
Проект "Мини-музей как средство развития познавательной активности дошкольников"Мини-музеи в ДОУ приобретают большую популярность в системе дошкольного образования, так как является познават...
Проект в первой группе раннего возраста детского сада. Мини – Музей «Первые – сказки»
Мини – Музей «Первые – сказки»...
Планирование самообразования педагога на тему "Мини музей как центр ознакомления дошкольников с русской народной сказкой о животных"
Планирование самообразования на год...
Образовательная практика "Мини - музей "Бабушкин сундучок", как результат деятельности детско - родительского проекта "Моя семья"
Образовательная практика "Мини - музей "Бабушкин сундучок", как результат деятельности детско - родительского проекта "Моя семья"...