Статья "Методика ознакомления детей с художественной литературой"
статья (младшая группа)
Методика ознакомления детей с художественной литературой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shlyk-metodika_oznakomlenija_detej_s_khudozhestven.docx | 34.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика ознакомления детей с художественной литературой
Материал подготовлен воспитателем группы «Пчёлки» (ГБДОУ №9)
Шлык Е.О.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей дошкольного возраста……………………………………………………………5
Методы ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой……………………………………………………………………….6
Значение поэзии в воспитании дошкольников………………………………...7
Структура занятий по заучиванию стихотворений и методика их проведения в разных возрастных группах…………………………………….8
Литературная зона свободного речевого общения детей……………..9
Театрализованные игры в детском саду………………………………………10
Литературные праздники, их значение……………………………………….13
Заключение………………………………………………………………………15
Список литературы……………………………………………………………....16
ВВЕДЕНИЕ
Существенной составляющей современной педагогики по праву считаются методики обучения, одной из фундаментальных является методика ознакомления детей с художественной литературой.
Не секрет, что художественная литература появляется в жизни человека с первых лет. Она в свою очередь, служит действенным способом нравственного, эстетического, умственного воспитания, развивает и обогащает речь, фонематический слух, эмоции, воображение. А также помогает в усвоении языка. Такие исследователи как Соловьева О.И., Федянская Н.С., Карпинская Л.М. отмечали, что ребенок в дошкольном возрасте способен активно и глубоко сопереживать героям произведений, например: чувство удовлетворения за успехи героев, чувство страха в драматические моменты и так далее.
Стоит отметить, что чтение художественной литературы имеет большую значимость в формировании нравственности, необходимость использования художественных произведений в воспитании дошкольников обоснована многими отечественными и зарубежными исследователями, такими как : Макаренко А.С., Песталоцци И.П., Выготский Л.С., Белинский В.Т. и др..
Чувство сопереживания, умение сопоставлять очередность событий, сравнивание с бытовой жизнью, помогают детям в развитии отвлеченного мышления. Дети сравнительно правильно и быстро понимают рассказы, сказки, сказы, а так же в старшем дошкольном возрасте приобретают навыки восприятия и анализа различных жанров литературных произведений, могут отличить стихотворения, басни, загадки, пословицы от прозы.
Ознакомление детей с художественной литературой имеет большое значение в развитии личности, поэтому возникает большая потребность в изучении данного вопроса.
Цель нашей работы – обзор педагогических исследований и дидактических основ по проблеме изучения методик ознакомления с художественной литературой дошкольников
Задачи:
1. изучение психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме в зарубежных и отечественных литературных источниках;
2. выявление сущности основных понятий;
3.выявление современного развития методик ознакомления детей с художественной литературой.
Объект исследования – процесс развития личности дошкольника;
Предмет – художественная литература как средство развития дошкольника
Теоретико-методологической основой исследования являются труды зарубежных и отечественных исследователей в области педагогики и дидактики, посвященные проблеме развития современных методик обучения.
Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей дошкольного возраста
Художественная литература имеет значимую роль в воспитании и развитии дошкольника, именно литературные произведения объясняют ребенку мир человеческих чувств и взаимоотношений. Образы, которые используют писатели, способны обогатить эмоции, воображение, а речевые конструкции дают правильные образцы русского языка. Через сказки дошкольникам раскрывается выразительность языка, через стихи - музыкальность и ритмичность, через рассказы и сказы - точность и лаконичность. Художественные произведения показывают всю выразительность и богатство родной речи.
Карпинская Н.С., в своих работах утверждала, что развитие активного речевого словаря, не возможно без восприятия литературы. Художественные произведения знакомят детей с метафорами, сравнениями, эпитетами и другими средствами выразительности. При ознакомлении с произведением имеет место эстетического развития, воспитательной функцией при этом является особый, присущий лишь искусству способ – сила художественного образа. Однако следует помнить, чтобы полностью реализовать образовательные задачи необходимо знать психологические особенности восприятия дошкольников.
Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной разительности не возникает спонтанно, оно формируется степенно на протяжении всего дошкольного возраста.
Особенности восприятия литературных произведений в дошкольном возрасте определяют следующие задачи педагогической работы:
- формирование представлений об особенностях художественных произведений: о жанрах, композиции, элементах образности;
- воспитание интереса к чтению и восприятию литературы;
- воспитание художественного вкуса;
- развитие способности анализа содержания и формы произведения (понимания настроения произведения, его ритмичности, звучности);
- обогащение жизненного опыта у дошкольников, развитие чувства сопереживания, понимания мотивов героев произведения
Дети подготовительной к школе группы должны уметь: определять основных героев; высказывать свое эмоциональное отношение к ним, определять жанр произведения, улавливать наиболее яркие примеры образности языка.
Задача детского сада, как отмечает Л. М. Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад дает достаточно обширный литературный опыт, так как в дошкольном детстве происходит знакомство с великим разнообразием жанров художественной литературы.
Методы ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой
В современной педагогике известны следующие методы, которые применяются воспитателями для активизации восприятия произведений литературы:
- беседа, как предварительное знакомство дошкольников с произведением;
- рассказывание, выразительное чтение, способствует эмоциональному контакту воспитателя и детей, а также вызывающее чувство сопереживания героям;
- экскурсии – готовят детей к восприятию художественного произведения;
- творческое задание – развивает поэтический слух, способствует пониманию образных выражений и слов;
- применение наглядно-дидактического материала (репродукции, иллюстрации, презентации) – усиливают воздействие произведения на дошкольников.
Стоит помнить, что методика использования иллюстраций зависит от содержания и формы книги, от возраста детей. Основной принцип – показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия текста, если книга объединяет ряд картинок с небольшими подписями, не связанными друг с другом, сначала показывается картинка, потом читается текст.
Если книга разделена на небольшие главы, иллюстрации рассматривают после чтения каждой части. И только при чтении книги познавательного характера картинка используется в любой момент для наглядного пояснения текста.
Значение поэзии в воспитании дошкольников
Большинство первых детских книжек – это сборники стихов: рифма, ритм, яркие, лаконичные образы, помогают ребенку лучше концентрировать внимание и понимать смысл произведений. Заучивание стихов это продуктивное средство нравственного, эстетического и умственного развития. Воспринимая поэтические образы, дошкольники получают эстетическое удовольствия, мелодика и ритм -привлекает к себе в мир звуков и речи. Стародубова Н.А. подчеркивает, что поэтические произведения оказывают огромное воздействие на дошкольника: открывают богатство интонаций, развивают творческое воображение, юмор, чувство ритма.
Знакомство детей с поэзией необходимо начинать с самого раннего возраста. Так, заучивание стихотворений для детей имеет огромную пользу: расширяется кругозор, развивается память, формируется культурный уровень. Каждое стихотворение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный запас, формирующий собственную речь. Выразительность развивает речевую технику: дыхание, дикцию.
В современной педагогике существуют основные требования к отбору стихотворений для дошкольников, а именно:
- краткость строк и стихотворения;
- простота и четкость ритма;
- ясность знакомых образов;
- отсутствие созерцательных моментов при выраженной действительности
Мышление детей младшего дошкольного возраста отличается образностью, поэтому таким детям легче запомнить стихотворения с конкретными образами. Для заучивания педагогами используются коротенькие стихи-четверостишья и потешки. Яркими примерами таких стихотворений являются: Благина Е. «Огонек», Барто А. «Идет бычок качается», Хармс Д. «Кораблик и другие. Такие стихи просты и понятны по композиции, рифма ярко выраженная, присутствует момент игрового действия.
Для дошкольников средней группы педагогами выбираются более сложные по форме и содержанию произведения, увеличивается их объем. Такие стихи содержат метафоры, эпитеты и другие художественные образы.
Дошкольник старшей группы характеризуется умением отчетливо, выразительно и ясно читать стихотворения наизусть.
В возрасте 6-7 лет любят рассказывать и слушать басни, хотя понятие аллегорий зачастую становится трудоемким со стороны воспитателя процессом, для этого с дошкольниками проводятся подробный анализ произведения.
Структура занятий по заучиванию стихотворений и методика их проведения в разных возрастных группах.
В независимости от возрастной группы дошкольников, в начале занятия необходимо создать мотивацию, вызвать состояние, благоприятное для запоминания и восприятия поэтического произведения.
Первым этапом становится предварительная беседа, связанная с темой стихотворения. Хорошей мотивацией для детей можно назвать загадку, иллюстрации, игрушки. Детям старшего и подготовительного к школе возраста предъявляется портрет поэта.
Вторым этапом выступает выразительное чтение стихотворения, но без запоминания, чтобы дети не отвлекались от восприятия напевности и красоты стихотворения.
Третьим этапом является беседа о стихотворении с опорой на текст, а именно система вопросов, которая углубляет восприятие содержания и особенности художественной формы. При этом анализ должен быть кратким, точным и эмоциональным.
Заключительный этап –чтение произведения (повторное) с установкой на запоминание. Для того чтобы заучить стихотворение, ребенок пользуется приемами произвольного запоминания: неоднократно прослушивает текст, устанавливать логическую связь между частями.
Занятие заканчивается выразительным чтением воспитателя или детей.
Литературная зона свободного речевого общения детей
Свободное речевое общение дошкольника в пространстве детского сада происходит:
- при знакомстве с окружающим миром;
- в быту и режимных моментах (прогулки, прием пищи, непосредственно образовательная ситуация);
- в процессе выполнения трудовых поручений;
- в игровой деятельности.
Речевое развитие дошкольника напрямую зависит от качества речи воспитателя и от речевой среды, в которой воспитывается ребенок.
Продуманная образовательная среда оказывает положительное влияние на речевую активность у дошкольника, способствует развитию чувства уверенности в себе, а также определяет особенности развития личностных характеристик дошкольника.
Развивающая среда дает дошкольнику возможность показывать себя как активного деятеля, а также использовать свои способности и таланты, проявлять навыки самостоятельной деятельности.
Языковые способности дошкольников развиваются с помощью таких методик как: ситуации-иллюстрации, языковые игры, литературные проекты, педагогические ситуации.
Театрализованные игры в детском саду
Театрализованная деятельность имеет значимую роль в развитии личности детей дошкольного возраста. Участвуя в театрализованных играх, дети развивают коммуникативную сторону речи, знакомятся с окружающей действительностью, совершенствуют умственное развитие.
Карпинской Н. была описана методика театральной деятельности на занятиях с детьми дошкольного возраста. Состоит она из следующих этапов:
- воспроизведение текста произведения;
- чтение одним ребенком текста за всех персонажей;
- выполнение творческих заданий;
4. чтение сказки по ролям.
Особенности содержания работы по развитию театрально-игровой деятельности в разных возрастных группах детского сада.
Возрастная группа | Особенности возрастной группы | Варианты театрально-игровой деятельности |
Младший дошкольный возраст | 1. Не воспроизводят текст сказки, а выполняют определенное действие 2. перевоплощаются в знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут, поэтому важно обучить способам игровых действий по образцу 3.Формирование интереса к театрализованным играм складывается в процессе просмотра кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель | Игра-имитация действий человека, животных и птиц и имитация основных эмоций человека Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей . Игра-импровизация под музыку. Игра-импровизация с одним персонажам по текстам стихов и прибауток. |
Средний дошкольный возраст | 1. Постепенный переход к игре, ориентированной на зрителя. 2.Углубление интереса к театрализованным играм, его дифференциация, заключающаяся в предпочтении определенного вида игры , становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения. 3. Ведение рассказа от первого лица, сопровождая текст и движения | многоперсонажные игры-драматизации по текстам; постановка спектакля по произведению; |
Старшая дошкольная группа | 1. Постепенный переход ребенка от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации. 2. Переход к игре как средству самовыражения через образ героя; в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер» 3. Для старших дошкольников характерны игры «с продолжением». | Игра-фантазирование становится основой театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. |
Подготовительный возраст | 1. Дошкольникам доступны режиссерские игры, где персонажи - куклы, а ребенок заставляет их действовать | Игра-фантазирование, Режиссерские игры |
Театрализованная деятельность решает многие педагогические задачи, а именно: формирование выразительности речи и художественно-эстетическое воспитание. Театрализованные игры - способ приобщения к духовному богатству, источник развития переживаний и чувств. Через такую деятельность дошкольник познает мир добра и зла, способен преодолеть неуверенность в себе, познает радость общения и приобщения к общему делу.
В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Литературные праздники, их значение
Особое место в творческом воспитании и развитии детей занимают литературные праздники.
Литературные праздники закрепляют и обобщают многообразные художественные впечатления, знания и умения детей, они включают в себя разные виды детской деятельности (чтение и рассказывание, пение и танцы, слушание, просмотры и инсценировки).
Методика проведения литературных праздников
Прежде всего, необходимо очень точно определить тему вечера, его конкретную цель. Довольно часто, воспитатели организуют «Книжкины именины», «Праздники книги» в детском саду.
Наилучшим праздником в детском саду будет праздник с одним сюжетом например, «Сказки А.С. Пушкина», «Книги про животных», «Сказки К.И. Чуковского». Подобная тема даст возможность точно определить цель - доставить детям радость от встречи с любимыми произведениями, расширить представление о творчестве писателя, вызвать интерес к теме, сосредоточить внимание детей на содержательной стороне праздничного действия.
Для проведения литературного вечера необходимо разработать сценарий - основу праздника, его план. Сценарий чаще всего пишется в форме прямой речи, он определяет последовательность сменяющихся действий (чтение, игры, представления и др.).
Еще одно из важнейших условий успеха вечера - правильный выбор ведущего или ведущих. Ведущий на детском вечере не конферансье, объявляющий те или иные номера, а добрый хозяин, создающий атмосферу праздничности. От его артистичности, культуры, обаяния, умения легко общаться, видеть и вовлекать в действие всех присутствующих зависит успех встречи детей с искусством слова.
Литературный вечер может предусматривать различные сюрпризные моменты, например, исполнение желаний детей (по программе) с помощью лепестков цветика-семицветика; заранее, втайне от детей подготовленное выступление родителей с чтением любимых стихов Пушкина (на Пушкинском празднике), просмотр кукольного или теневого театра и т.п. Главное, чтобы литературный вечер ни в коем случае не напоминал речевое занятие.
Все формы работы по знакомству детей с художественной литературой вне занятий воспитывают интерес и любовь к книге, формируют будущих читателей.
Вечера досуга, которые еще называются вечерами развлечений, проводятся в детском саду раз в неделю. Тематика их может быть самой разной. Это может быть спектакль, музыкальный вечер, спортивные соревнования, просмотр мультфильмов и многое другое. Все зависит от возраста детей, направления работы детского сада, технических условий.
Заключение
Художественная литература представляет из себя огромный пласт культурной жизни, ведь с самого рождения деятельность ребенка сопровождается потешками, поговорками, напевками. Затем речевые игры, короткие стихи, вместе с ними дошкольник впитывает чудесный мир русского языка. Художественная литература, исходя из вышеизложенного анализа. являет собой универсальное средство развития, обогащения речи. Начальный этап развития внимания, эмоционального отклика и понимания содержания текста начинается еще с младшего дошкольного возраста и продолжается на протяжении всего дошкольного возраста в пространстве образовательного процесса детского сада. На протяжении всего дошкольного возраста формируется умение воспринимать литературное произведение и находить эмоциональный отклик.
Литературные произведения являются универсальным средством, затрагивая различные образовательные области, таким образом возможно использование стихотворений, загадок, пословиц на занятиях по конструированию, лепке, формированию элементарных математических представлений и так далее.
Литературному воспитанию детей также способствует проведение праздников, вечеров развлечений. Причем все дополнительные формы работы педагогам следует проводить с привлечением родителей.
Книга формирует будущего читателя, который пронесет мир образов через всю жизнь
Список литературы:
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Академия, 1997. - 400 с.
- Гурович Д.М. Ребенок и книга / Под ред. В.И. Логиновой.- М.: Просвещение, 1992. - 64 с.
- Илларионова Ю.Г. О заучивании стихотворений в детском саду // Дошкольное воспитание. - 1973. - №2
- Карпинская Н. Художественное слово в воспитании детей. - М., 1872.
- Полозова А.И. Некоторые особенности восприятия детьми содержания и формы стихотворений // Дошкольное воспитание. - 1970.- №7
- Ушакова О.С. Развитие речи при ознакомлении детей с художественной литературой // Развитие речи детей дошкольного возраста. - М., 1984. - С. 144-160.
- Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 1999. - 560 с.
- Диагностика социально-педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОУ: научно-методическое пособие / под ред. Н.И. Левшиной, В.И. Турченко. — Магнитогорск, 2010.
- Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М., 2000.
10.Шахнарович А.М. К проблеме языковой способности (механизма) // Человеческий фактор в языке: язык и порождение речи. — 1991. — С. 185—220.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по ознакомлению детей с художественной литературой в средней группе
Познакомить детей с писателем Олегом Ершовым и его сказками. Помочь детям понять особенности сказочного жанра, испытать радость от встречи со знакомыми сказочными героями, побеждающими в жестокой схва...
Конспект непосредственно- образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению детей с художественной литературой «Волшебник и друг детей» (знакомство с творчеством Н.Носова)
Цели: познакомить детей с творчеством Н.Носова;Посредством рассказов «Автомобиль» и «Метро» закрепить правила поведения на улице; расширить представления о транспортных средствах; побуждать детей...
Стихи поэтов России «Детям о детях». Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой «По секрету всему свету»
Стихи поэтов России «Детям о детях». Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой «По секрету всему свету»...
НОД по ознакомлению детей с художественной литературой на игровой основе для детей среднего возраста. «Зайка в гостях у ребят» с использованием здоровьесберегающих, проблемно-игровых и технологий исследовательской деятельности
Конспект занятия по развитию речи на игровой основе для детей среднего возраста. "Зайка в гостях у ребят"...
НОД по ознакомлению детей с художественной литературой на игровой основе для детей среднего возраста. «Однажды утром» с использованием здоровьесберегающих, проблемно-игровых и технологий исследовательской деятельности
Конспект занятия по развитию речи на игровой основе для детей среднего возраста. "Однажды утром"....
Картотека для детей раннего и младшего дошкольного возраста "Ознакомление детей с художественной литературой"
Художественная литература открывает и объявляет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих и чувств и взаимопониманий. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт ...
Образовательная область – « Художественно – эстетическое развитие» Перспективный план непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с художественной литературой подготовительной группы на 2022 - 2023 год.
Образовательная область – « Художественно – эстетическое развитие»Перспективный план непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с художестве...