игры на словообразование и словоизменение
консультация (подготовительная группа) на тему

перечень игр по развитию словообразования и словоизменения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt_3_slovoobrazovanie.docx19.81 КБ

Предварительный просмотр:

Словообразование и словоизменение.

Работа по формированию словообразования у дошкольников является длительным и трудным процессом. Начинать её надо с уменьшительно-ласкательных форм существительных и других простых словообразовательных форм существительных. Далее проводится работа по образованию прилагательных от существительных, глаголов с приставками, работа с родственными словами.

        При формировании умений словообразования рекомендуются следующие задания:

  1. «Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательных форм существительных)
  2. «Большой – маленький – очень большой» (дом-домик-домище, волк-волчок-волчище)
  3. «Кто какой?» (образование уменьшительно-ласкательных форм прилагательных: лиса рыжая, а лисёнок рыженький)
  4. «Что из чего?» (образование прилагательных от существительных: компот из слив – сливовый компот, варенье из груш – грушевое варенье)
  5. «Кто больше?» (образование глаголов с различными приставками: ходят – выходят – входят…)
  6. «Слова – родственники» (подбор однокоренных слов)
  7. «Найди лишнее слово» (лес, лесной, лестница, лесник)
  8. «Лесенки»:

Лес                                    Лес

Лес -                                  Леса

Лес - -                                Лесок

Лес - - -                              Лесной

Лес - - - -                           Лесовик

Лес - - - - -                         Лесничий

Лес - - - - - -                       Лесовичок

Игры для развития навыков словоизменения.

Словоизменение – это изменение  слова при помощи окончания или склонение существительных и прилагательных. Правильное употребление падежных форм существительных, особенно в родительном и дательном падеже множественного числа, является для ребенка самым трудным.

Игра «Один-много». 

Грамматическая категория: Единственное и множественное число существительных(Кто? Что?).

Цель: научить ребенка правильно употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа. 

Описание игры: Ребенку предлагается 10-15 картинок с изображениями различных предметов в единственном и множественном числе. Картинки подобраны по группам: с окончанием –и, -ы во множественном числе.

Инструкция: «Посмотри на картинки и повтори:  утка – утки , мишка- мишки, (кубики, книги)».

  1. Игра «Чего не стало». 

Грамматическая категория: Родительный падеж имен существительных единственного числа (Кого? Чего?). 

Цель: научить ребенка правильно употреблять форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). 

Описание игры: на столе раскладываются игрушки, фрукты, овощи и другие предметы. Ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает какой-либо предмет. 

Инструкция: «Запомни предметы и закрой глаза. А теперь открой и скажи, чего не стало?

  1. Игра «Телефон».  

Грамматическая категория: Дательный падеж имен сущ. ед. числа (Кому? Чему?) Указывает на лицо, которому что-либо дают, или направление. 

Цель: научить ребенка правильно употреблять в речи существительные в дательном падеже. 

Описание игры: на столе раскладываются игрушки, или картинки с изображением зверей. 

Инструкция: «Позвони по телефону мышке, мишке, утке и т.д. Кому ты позвонил?». Ребенок отвечает.

  1. Игра «Кто что нарисовал», «Кого лечил Доктор Айболит». 

Грамматическая категория: Винительный падеж имен сущ. ед. числа(Кого? Что?) Винительный падеж указывает на предмет, на который направлено действие. 

Цель: научить ребенка правильно употреблять в речи существительные в винительном падеже. 

Описание игры: на столе раскладываются картинки.  

Инструкция: «Скажи, что нарисовал мальчик?» или «Кого лечил Доктор Айболит?»

  1. Игра «Кто, чем рисует (работает)?»  

Грамматическая категория: Творительный падеж имен сущ. ед. числа (Кем? Чем?). Творительный падеж указывает на предмет, которым (или с которым) выполняется действие. 

Цель: научить ребенка правильно употреблять в речи существительные в творительном падеже. 

Описание игры: на столе разложены сюжетные картинки. 

Инструкция: «Скажи, чем рисует девочка? Чем работает мальчик? (пилой, молотком).

  1. Игра ««О чем расскажешь?» 

Грамматическая категория: Предложный падеж имен сущ. ед. числа (О ком? О чем?), указывает на предмет или место, о котором идет речь. 

Описание игры: на столе разложены сюжетные картинки. 

Инструкция: «Посмотри на картинки и скажи, о ком Катя любит рассказывать? О ком (о чем) расскажешь (мечтаешь) ты?»

  1. Игра «Жадина»  

Грамматическая категория: Род имен существительных (мой, моя, мое, мои). 

Описание игры: на столе разложены сюжетные картинки или игрушки. 

Инструкция: «Представь, что это твои игрушки и ответь на мои вопросы. Чья машина? Чей дом? И т.д.»

Глаголы. Глаголы различаются по виду (совершенные и несовершенные), изменяются по числам, лицам, времени, то есть спрягаются.

  1. Игра «Кто, что делал вчера?» 

Грамматическая категория: Прошедшее время глагола (Что делал(а)?)  

Описание игры: на столе разложены сюжетные картинки. 

Инструкция: «Посмотри на картинки и скажи, кто, что делал вчера?» Стирать- стирал(а), (смотреть, ловить, мыть…)

  1. Игра «Вместе делать веселей». 

Грамматическая категория: Единственное и множественное число глаголов настоящего времени (Что делает? Что делают?). 

Инструкция:  «Вместе делать веселей»  Он стоит- они стоят, (едят, спят, рисуют, бегут…)

  1. Игра «Дай задание игрушкам». 

Грамматическая категория: Глаголы повелительного наклонения (Делай!). Повелительное наклонение глагола  – это действие, к которому кто-либо побуждает кого-либо. 

Инструкция:  «Дай задание игрушкам» Спать - спи! (Лети, танцуй, рисуй).

  1. Игра «Какие это вещи?». 

Грамматическая категория:  Согласование сущ. и прилагательных в роде и числе (Какой? Какая? Какое? Какие?). 

Инструкция:  «Какие это вещи?» Теплый шарф, теплая шапка, теплое платье, теплые носки и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Город.Транспорт. Словообразование и словоизменение существительных

Вводное занятие по теме "Город.Транспорт" в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи (первый год обучения). Цель занятия - формирование у детей лексико-грамматических категорий путем расшир...

Применение игровой технологии при формировании навыков словообразования и словоизменения у детей с ОНР на «Кольцах Луллия»

Игровая педагогическая технология-это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр:- отбор, разработка, подготовка игр;- включение детей в игровую деятельность;- осуществл...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи. Тема: Словообразование и словоизменение с использованием лексического материала по теме «Посуда». в старшей группе для детей с ФФНР

Цель: Развитие лексико-грамматических средств языка в рамках лексической темы «Посуда».Программное содержание:1) коррекционно-образовательные задачи:- продолжать совершенствовать навыки сл...

методическая разработка по теме "Система игр по развитию навыков словообразования и словоизменения"

В данной разработке представлены игры и упражнения по развитию навыков словообразования и словоизменения...

Игры на формирование навыков словоизменения и словообразование

1. Игра «Что спрятано?»Цель: формирование способности ребенка употреблять существительные в единственном числе, винительном падеже.Оборудование: Муляжи овощей, фруктов, цветы.Описание игры...

Игры на словообразование, словоизменение и закрепление предложно-падежных конструкций

Уважаемые педагоги! Предлагаю вашему вниманию подборку дидактических игр по формированию  лексико-грамматических средств языка....

игры по словообразованию и словоизменению Ефименкова Л.Н. «Формирование речи дошкольников».

дидактический материал для реализации адаптированнной образовательной программы...