игры на словообразование и словоизменение
консультация (подготовительная группа) на тему
перечень игр по развитию словообразования и словоизменения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sayt_3_slovoobrazovanie.docx | 19.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Словообразование и словоизменение.
Работа по формированию словообразования у дошкольников является длительным и трудным процессом. Начинать её надо с уменьшительно-ласкательных форм существительных и других простых словообразовательных форм существительных. Далее проводится работа по образованию прилагательных от существительных, глаголов с приставками, работа с родственными словами.
При формировании умений словообразования рекомендуются следующие задания:
- «Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательных форм существительных)
- «Большой – маленький – очень большой» (дом-домик-домище, волк-волчок-волчище)
- «Кто какой?» (образование уменьшительно-ласкательных форм прилагательных: лиса рыжая, а лисёнок рыженький)
- «Что из чего?» (образование прилагательных от существительных: компот из слив – сливовый компот, варенье из груш – грушевое варенье)
- «Кто больше?» (образование глаголов с различными приставками: ходят – выходят – входят…)
- «Слова – родственники» (подбор однокоренных слов)
- «Найди лишнее слово» (лес, лесной, лестница, лесник)
- «Лесенки»:
Лес Лес
Лес - Леса
Лес - - Лесок
Лес - - - Лесной
Лес - - - - Лесовик
Лес - - - - - Лесничий
Лес - - - - - - Лесовичок
Игры для развития навыков словоизменения.
Словоизменение – это изменение слова при помощи окончания или склонение существительных и прилагательных. Правильное употребление падежных форм существительных, особенно в родительном и дательном падеже множественного числа, является для ребенка самым трудным.
Игра «Один-много».
Грамматическая категория: Единственное и множественное число существительных(Кто? Что?).
Цель: научить ребенка правильно употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа.
Описание игры: Ребенку предлагается 10-15 картинок с изображениями различных предметов в единственном и множественном числе. Картинки подобраны по группам: с окончанием –и, -ы во множественном числе.
Инструкция: «Посмотри на картинки и повтори: утка – утки , мишка- мишки, (кубики, книги)».
- Игра «Чего не стало».
Грамматическая категория: Родительный падеж имен существительных единственного числа (Кого? Чего?).
Цель: научить ребенка правильно употреблять форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив).
Описание игры: на столе раскладываются игрушки, фрукты, овощи и другие предметы. Ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает какой-либо предмет.
Инструкция: «Запомни предметы и закрой глаза. А теперь открой и скажи, чего не стало?
- Игра «Телефон».
Грамматическая категория: Дательный падеж имен сущ. ед. числа (Кому? Чему?) Указывает на лицо, которому что-либо дают, или направление.
Цель: научить ребенка правильно употреблять в речи существительные в дательном падеже.
Описание игры: на столе раскладываются игрушки, или картинки с изображением зверей.
Инструкция: «Позвони по телефону мышке, мишке, утке и т.д. Кому ты позвонил?». Ребенок отвечает.
- Игра «Кто что нарисовал», «Кого лечил Доктор Айболит».
Грамматическая категория: Винительный падеж имен сущ. ед. числа(Кого? Что?) Винительный падеж указывает на предмет, на который направлено действие.
Цель: научить ребенка правильно употреблять в речи существительные в винительном падеже.
Описание игры: на столе раскладываются картинки.
Инструкция: «Скажи, что нарисовал мальчик?» или «Кого лечил Доктор Айболит?»
- Игра «Кто, чем рисует (работает)?»
Грамматическая категория: Творительный падеж имен сущ. ед. числа (Кем? Чем?). Творительный падеж указывает на предмет, которым (или с которым) выполняется действие.
Цель: научить ребенка правильно употреблять в речи существительные в творительном падеже.
Описание игры: на столе разложены сюжетные картинки.
Инструкция: «Скажи, чем рисует девочка? Чем работает мальчик? (пилой, молотком).
- Игра ««О чем расскажешь?»
Грамматическая категория: Предложный падеж имен сущ. ед. числа (О ком? О чем?), указывает на предмет или место, о котором идет речь.
Описание игры: на столе разложены сюжетные картинки.
Инструкция: «Посмотри на картинки и скажи, о ком Катя любит рассказывать? О ком (о чем) расскажешь (мечтаешь) ты?»
- Игра «Жадина»
Грамматическая категория: Род имен существительных (мой, моя, мое, мои).
Описание игры: на столе разложены сюжетные картинки или игрушки.
Инструкция: «Представь, что это твои игрушки и ответь на мои вопросы. Чья машина? Чей дом? И т.д.»
Глаголы. Глаголы различаются по виду (совершенные и несовершенные), изменяются по числам, лицам, времени, то есть спрягаются.
- Игра «Кто, что делал вчера?»
Грамматическая категория: Прошедшее время глагола (Что делал(а)?)
Описание игры: на столе разложены сюжетные картинки.
Инструкция: «Посмотри на картинки и скажи, кто, что делал вчера?» Стирать- стирал(а), (смотреть, ловить, мыть…)
- Игра «Вместе делать веселей».
Грамматическая категория: Единственное и множественное число глаголов настоящего времени (Что делает? Что делают?).
Инструкция: «Вместе делать веселей» Он стоит- они стоят, (едят, спят, рисуют, бегут…)
- Игра «Дай задание игрушкам».
Грамматическая категория: Глаголы повелительного наклонения (Делай!). Повелительное наклонение глагола – это действие, к которому кто-либо побуждает кого-либо.
Инструкция: «Дай задание игрушкам» Спать - спи! (Лети, танцуй, рисуй).
- Игра «Какие это вещи?».
Грамматическая категория: Согласование сущ. и прилагательных в роде и числе (Какой? Какая? Какое? Какие?).
Инструкция: «Какие это вещи?» Теплый шарф, теплая шапка, теплое платье, теплые носки и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Город.Транспорт. Словообразование и словоизменение существительных
Вводное занятие по теме "Город.Транспорт" в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи (первый год обучения). Цель занятия - формирование у детей лексико-грамматических категорий путем расшир...
Применение игровой технологии при формировании навыков словообразования и словоизменения у детей с ОНР на «Кольцах Луллия»
Игровая педагогическая технология-это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр:- отбор, разработка, подготовка игр;- включение детей в игровую деятельность;- осуществл...
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи. Тема: Словообразование и словоизменение с использованием лексического материала по теме «Посуда». в старшей группе для детей с ФФНР
Цель: Развитие лексико-грамматических средств языка в рамках лексической темы «Посуда».Программное содержание:1) коррекционно-образовательные задачи:- продолжать совершенствовать навыки сл...
методическая разработка по теме "Система игр по развитию навыков словообразования и словоизменения"
В данной разработке представлены игры и упражнения по развитию навыков словообразования и словоизменения...
Игры на формирование навыков словоизменения и словообразование
1. Игра «Что спрятано?»Цель: формирование способности ребенка употреблять существительные в единственном числе, винительном падеже.Оборудование: Муляжи овощей, фруктов, цветы.Описание игры...
Игры на словообразование, словоизменение и закрепление предложно-падежных конструкций
Уважаемые педагоги! Предлагаю вашему вниманию подборку дидактических игр по формированию лексико-грамматических средств языка....
игры по словообразованию и словоизменению Ефименкова Л.Н. «Формирование речи дошкольников».
дидактический материал для реализации адаптированнной образовательной программы...