методическая разработка по теме "Система игр по развитию навыков словообразования и словоизменения"
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
antonova-igra.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Система игр по развитию навыков словообразования и словоизменения
Автор:Антонова Ольга Николаевна
Игра «Весёлые стёклышки»
Цель игры: развитие навыков словообразования и словоизменения
Задачи:
-закрепление навыка согласования прилагательных с существительным в роде, числе, падеже;
-образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- обогащение активного словаря;
- развитие фонематических процессов;
Оборудование: два поля с большими и маленькими предметными картинками (картинки на разнее лексические темы, картинки, содержащие автоматизированные звуки), «волшебные стёклышки» разных цветов.
Ход игры:
Вариант 1. Ребенок выбирает стеклышко любого цвета и выполняет предложенное логопедом задание: согласовывает цвет стёклышка с предметной картинкой, тоже задание выполняет с маленькой картинкой, изменяя форму существительного; называет картинку только на заданную лексическую тему.
Вариант 2. Логопед предлагает назвать картинку, содержащую заданный звук.
Усложнённый вариант: Логопед предлагает назвать картинку, содержащую заданный звук в определенной позиции (начало, середина, конец слова)
Игра «Лунтик на корабле».
Цель игры: согласование существительных с числительным, закрепление употребления формы винительного падежа существительных
Оборудование: макет корабля с набором предметных картин
Ход игры: Логопед рассказывает детям, что Лунтик стал капитаном корабля и предлагает детям рассказать что (кого) и сколько пассажиров или продуктов везёт Лунтик –капитан на корабле.
Игра «Ромашка»
Цель игры: закрепление навыков употребление предлогов в речи. Оборудование: игровое поле «ромашка» с предметными картинками
Ход игры:1 вариант. Логопед предлагает детям составить предложения, используя опорные картинки: «Посмотри на картинки и скажи что, где лежит». 2 вариант Логопед предлагает детям составить предложения, используя опорные картинки и схемы предлогов.
Упражнение «Что, где лежит»
Цель игры: закрепление навыков употребление предлогов в речи. Оборудование: игровое поле с предметными картинками
Ход игры: Логопед предлагает детям составить предложения, используя опорные картинки: «Посмотри на картинки и скажи что, где лежит».
Упражнение «Где находится»
Цель игры: закрепление навыков употребление предлогов в речи. Оборудование: предметная картинка с прикрепленным к ней предметом
Ход игры: Логопед предлагает детям посмотреть на картинку и прикрепленный к ней предмет и составить предложения: «Посмотри на картинки и скажи что, где находиться».
Игра «Кто, где живёт»
Цель игры: закрепление навыка употребления предлогов в речи. Оборудование: сюжетная картинка, набор предметных картинок
Ход игры: 1 вариант. Логопед предлагает ребенку помочь Лунтику и поселить всех жителей деревни в свои дома, заселяя персонажей, ребенок составляет предложения. 2 вариант Логопед просит ребенка помочь Лунтику, который всё перепутал и рассказать, кто, где живёт.
Игра « Мостик»
Цель игры: закрепление навыка употребления предлогов в речи согласование существительных с числительным.
Оборудование: предметная картинка, набор предметных картинок
Ход игры: Логопед предлагает ребёнку расположить предмет, согласно его инструкции: «Положи бабочку над мостиком и т.п.», логопед предлагает ребёнку положить заданное количество предметных картинок и составить предложение.
Игра « Что где находится»
Цель игры: закрепление навыка употребления предлогов в речи согласование существительных с числительным.
Оборудование: предметная картинка, набор предметных картинок
Ход игры: Логопед предлагает ребёнку расположить предмет, согласно его инструкции: , логопед предлагает ребёнку положить заданное количество предметных картинок и составить предложение.
Игра « Дерево»
Цель игры: закрепление навыка употребления предлогов в речи согласование существительных с числительным.
Оборудование: предметная картинка, набор предметных картинок
Ход игры: Логопед предлагает ребёнку расположить предмет, согласно его инструкции, логопед предлагает ребёнку положить заданное количество предметных картинок и составить предложение.
Упражнение « Космос»
Цель: закрепление навыка согласования местоимений с существительными в роде
Оборудование: предметная картинка
Ход: Логопед читает детям стихотворение и просит ребенка отгадать, о каком космическом теле идет речь, составить предложение с одним из перечисленных космических тел.
Упражнение «Сколько пятен у божьей коровки?»
Цель: согласование существительных с числительным
Оборудование: набор божьих коровок с различным количеством пятнышек
Ход: Ребенок выбирает божью коровку, считает, сколько пятнышек на её спинке и составляет предложение.
Упражнение «Назови слова»
Цель: образование новых слов, используя общую основу
Оборудование: карточки с набор предметных картинок, объединенных общей основой
Ход: Ребёнок выбирает карточку и называет нарисованный на ней предмет
Игра «Где живут предлоги»
Цель игры: закрепление навыка употребления предлогов в речи
Оборудование: сюжетная картинка, набор предметных картинок
Ход игры: 1вариант Ребенок рассматривает сюжетную картинку и составляет соответствующие предложения.2 вариант Ребёнок рассматривает картинку и вставляет нужный предлог
Игра «Волшебные колёса»
Цель игры: согласование существительных с числительным, образование относительных прилагательных, согласование прилагательных существительным, образование множественного числа существительных, закрепление навыка употребления предлогов в речи
Оборудование: вращающиеся колёса, прикреплённые к основанию, набор предметных картинок
Ход игры: Логопед просит ребёнка выполнить соответствующее инструкции действие и назвать изображение на предметной картинке: «Поверни колесо так, чтобы предметов стало много и назови их, поверни колесо так, чтобы предмет был такого же цвета и т.п.
Упражнение: « Составь предложение»
Цель: составление предложений по опорным картинкам, согласование существительного в числе и роде, закрепление навыка употребления предлогов в речи
Оборудование: набор карточек-схем по изучаемой теме.
Ход игры: Логопед предлагает детям составить предложения: «Назови картинки и составь предложения с этими словами».
Упражнение «Из чего нельзя испечь пирог»
Цель: закрепление родительного падежа существительных.
Оборудование: Сюжетная картинка
Ход: логопед предлагает детям помочь бабе Капе и рассказать ей , из чего нельзя испечь пирог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие навыков словообразования у дошкольников с ОНР посредством дидактической игры.
Материал содержит теоретические основы и практический материал по формированию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи....
Применение игровой технологии при формировании навыков словообразования и словоизменения у детей с ОНР на «Кольцах Луллия»
Игровая педагогическая технология-это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр:- отбор, разработка, подготовка игр;- включение детей в игровую деятельность;- осуществл...
Методическая разработка семинара - практикума для родителей "Развитие навыков словообразования у дошкольников"
Методическая разработка посвящена такому сложному вопросу, как развитие навыков словобразования у детей средней возрастной группы. Будет полезна в работе учителям - логопедам и заинтересов...
Развитие навыков словообразования и словоизменения у старших дошкольников с фонетическим недоразвитием речи (ФН)
Данная статья посвящена исследованию значимости развития грамматического строя языка в коррекции фонетического недоразвития речи дошкольников, также рассмотрены основные подходы развития навыков слово...
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ (РАЗВИТИЯ) НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В статье рассматриваются общие аспекты проблемы нарушений словообразования у детей, представлены подходы к понятию «словообразование», представлены основные направления логопедической рабо...
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ (РАЗВИТИЯ) НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В статье рассматриваются общие направления исследования состояния навыков словообразования у детей с нарушениями речи, представлена обоснованная диагностическая методика и анализируются результаты выя...
Развитие навыков словообразования и словоизменения в подготовительной группе «Помощники Федоры»
Цели:1. Активизировать и уточнять словарь по лексической теме «Посуда»2. Совершенствовать грамматический строй речи:- образование прилагательных от существительных,- согласование существит...