игры по словообразованию и словоизменению Ефименкова Л.Н. «Формирование речи дошкольников».
картотека по логопедии

Лали Темуровна Читанава

дидактический материал для реализации адаптированнной образовательной программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_slovoobrazovaniyu_i_slovoizmeneniyu.docx819.56 КБ

Предварительный просмотр:

E:\Конкурс\2.6\SCAN_20140522_151236781_010.jpg

Цель: расширение словаря прилагательных по теме, формирование у детей навыка образования отыменных прилагательных и согласования прилагательных и существительных. (Я хочу купить компот из вишен - вишневый компот».

8. «Письмо с ошибками»

Цель: практическое овладение навыком использования в речи отыменных прилагательных и согласования прилагательных и существительных.

9. «Какого цвета фрукты?»

 Цель: практическое овладение навыком использования в речи сложных прилагательных (красно-желтое яблоко, желто-зеленый виноград)

10. «Портной»

Цель: расширение глагольного словаря практическое усвоение приставочных глаголов (пришить пуговицу, зашить дырку)

11. «Из чего сделана посуда?»

Цель: расширение словаря прилагательных по теме, формирование   навыки образования относительных прилагательных (вилка из металла – металлическая)

12. «Разложи продукты по своим местам»

Цель: развитие навыков словообразования (хлеб хранят в хлебнице, сахар хранят в сахарнице и т.д.)

13. «Водичка».

Цель: расширение глагольного словаря по теме, научить детей правильно употреблять приставочные глаголы и составлять с ними предложения.

(Я наливаю воду из чайника в чашку, Я выливаю воду из чашки в кастрюлю).

14. «Кто внимательнее»

Цель: активизация глагольного словаря по теме. закрепление у детей навыков практического использования в речи приставочных глаголов.

15. «Мастер»

Цель: расширение словаря прилагательных по теме, формирование навыка образования отыменных прилагательных (шкаф из дерева – деревянный,

стул из пластмассы – пластмассовый).

16. «Назови новое слово-действие»

Цель: активизация глагольного словаря по теме, практическое усвоение приставочных глаголов (объехать клумбу, подъехать к дому)

17. «Назови картинку»

Цель: активизация в речи детей приставочных глаголов.

18. «День рождение у Маши»

Цель: расширение словарного запаса, уточнение представлений о назначении различных предметов (Где Маша готовила еду? (На кухне.), Какая там стоит мебель?(Кухонная.),Откуда Маша достала продукты? (Из холодильника.)

19. «Старик Хоттабыч»        

Цель: развитие связной речи, закрепление навыка использования в речи приставочных глаголов. (Старик Хоттабыч на машине выехал из гаража. Затем он подъехал к бензоколонке и налил бензин в бензобак. Потом он проехал мимо грузовой машины)

20. «Кто что делает?»

Цель: формирование у детей навыка образования сложных слов

(Рыбу ловит рыболов, Лес рубит…)

21. «Опиши птицу»

Цель: практическое овладение навыком образования сложных прилагательных (черные глаза – черноглазый).

22. «Чья мама, чьи детки?»

Цель: формирование навыка образования существительных (у кошки котята)

23. «Путаница»

Цель: практическое усвоение в речи детей притяжательных прилагательных на материале темы (У меня корова, а хвост кошачий. Дайте мне коровий хвост).

24. «Большие и маленькие»

Цель: закрепление в словаре детей существительных по теме (Это лиса. Вот ее лисенок).

Дидактические игры по словоизменению:

1. Помогают снизить грамматические ошибки в речи.

2. Формируют грамматические понятия и категории.

3. Учат правильно подбирать и использовать предлоги.

4. Учат правильно согласовывать слова в предложении.

 Игры:

1. «Один - много».

Цель: дифференциация существительных единственного и множественного числа (стул – стулья)

2. «Найди пару».

Цель: дифференциация существительных единственного и множественного числа (парные картинки: ухо – уши, дом - дома)

3. «Что в магазине».

Цель:         существительных единственного и множественного числа (у меня яблоко, а в магазине много яблок)

4. «Огород».

Цель: закрепление формы винительного падежа существительных (я посажу капусту)

5. «Кто подберет больше слов».

Цель: учить называть как можно больше слов, отвечая на вопросы (что можно шить? – платье, пальто, сарафан и т. д.)

6. «Что забыл нарисовать художник».

Цель: закрепление родительного падежа существительных (Это птица. У птицы нет крыла).

7. «Что без чего».

Цель: закрепление родительного падежа  существительных (дом без окон, небо без звезд).

8. «Кому что дадим?».

Цель: закрепление дательного падежа существительных (сено дадим корове, лошади)

9. «Кому что нужно для работы».

Цель: закрепление дательного падежа существительных (весы продавцу, кисть художнику)

10. «Машенькино угощение».

Цель: закрепление творительного падежа существительных (Я заяц. Я питаюсь морковкой).

11. «Что ты любишь».

Цель: закрепление творительного падежа существительных, употребление предлога С (я люблю чай с печеньем).

12. «Умники и умницы».

Цель: закрепление творительного падежа существительных (Чем режут хлеб? – Хлеб режут ножом).

13. «Кто чем питается».

Цель: закрепление множественного числа существительных в творительном падеже (Белка питается грибами и орехами).

14. «За кем мы наблюдали в зоопарки».

Цель: закрепление множественного числа существительных в творительном падеже (В зоопарки мы наблюдали за обезьянами).

15. «Где мы были, что мы видели?».

Цель: закрепление множественного числа существительных в родительном падеже (Я был в лесу. Видел много сосен, елок и дубов.).

16. «Один - пять».

Цель: закрепление согласования существительных с числительными (один цыпленок – пять цыплят).

17. «Кто что делает?».

Цель: согласование глаголов третьего лица и существительных в числе (мальчик поливает, мальчики поливают).

18 «Кто как голос подает?».

Цель: согласование существительного и глагола в числе (голубь воркует, голуби воркуют).

19. «Угадай что это за животное?».

Цель: согласование существительного и глагола в числе (Сторожит, грызет, лает. Кто это?)

20. «Ответь на вопросы».

Цель: согласование существительного и глагола в числе (снег что делает? - …, снежинки что делают? - …)

21. «Найди по цвету».

Цель: закрепление прилагательного с существительным в роде, числе (красная шапка, красный шарф, красные штаны).

22. «Радуга».

Цель: закрепление прилагательного с существительным в роде, числе (дети называют предметы из цветов радуги)

23. «Незнайка пришел в магазин».

Цель: закрепление прилагательного с существительным, развитие диалогической речи.

24. «Различай предлоги».

Цель: закрепление правильного употребления предлогов (схемы к предлогам: В, НА, НАД, ПОД)

25. «Скажи наоборот».

Цель: закрепление дифференциации предлогов, обозначающих направление движения (В-ИЗ, НА-С, К-ОТ)

26. «Где спрятался мишка».

Цель: закрепление правильного употребления предлогов.

27. «Исправь ошибки».

Цель: работа над пониманием распространенных предложений (Коза принесла корм девочке).

28. «Составь предложение».

Цель: составление предложений по опорным словам (машина, ехать, дорога).

29. «Закончи предложение».

Цель: закрепление структуры сложноподчиненного предложения с союзом ЧТОБЫ (я надела теплую шубу, чтобы…)

Игры и упражнения по обучению грамоте

1. «Дед Буквоед» (дети добавляют изучаемую букву в начале или в конце слова).

2. «Измени слово» (ребенок по примеру изменяет слово, чтобы в нем был изучаемый звук).

3. «Чудесная полянка»

4. «Цепочка слов».

5. «Составь слово из букв».

6. «Составь слово из слогов».

7. «Собери длинное слово из двух слов».

8. «Прохлопай слова по слогам».

9. «Собери слово по первым звукам моих слов».

10. «Подбери признаки к предмету».

11. «Подбери действия к предмету».

12. «Кроссворды. Ребусы».

13. «Какие слова здесь спрятались».

14. «Вставь нужный предлог».

15. «Кто в домике живет» (подбирают слова к звуковой схеме).

16. «Вставь нужную букву».

17. «Исправь Незнайку».

18. «Сделай огромным».

19. «Сделай маленьким».

20. «Проведи дорожки к слоговым домикам».

21. «Узнай по описанию»

22. «Подбери предметы к словам один, одна, одно»

23 «Где живет звук»

24 «Вставь нужный слог»

25. «Придумай слова на этот звук».

26. «Измени первую букву».

27. «Звуковые часы».

Игры на автоматизацию звуков речи:

1. Помогают закрепить правильное произношение трудного звука в речи ребенка.

2. Развивают фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, зрительное восприятие и воображение.

3. Формируют пространственное представление, моторные навыки, готовят ребенка к письму, к школе.

4. Помогают в обучению чтению.

Игры:

1. «Поймай звук» (изолированно в слогах, словах).

2. «Обведи букву только в тех домиках, где живут картинки со звуком…»

3. «Найди в комнате предметы на данный звук».

4. «Что где находится».

5. «Скажи наоборот».

6. «Вагончики» (на позицию звука)

7. «Пройди по лабиринту».

8. «Улиточка».

9. «Что забыли».

10. «Закончи предложение».

11. «Найди вторую половинку».

12. «Добавь словечко».

13. «Цветные карандаши».

14. «Исправь Незнайку».

15. «Подбери предметы к признакам».

16. «Рифмачка».

17. «Слова родственники».

18. «Замени первый звук».

19 «Отгадай загадки».

20. «Найди нужные картинки».

21. «Кто в домике живет».

22. «Эхо».

23. «Зоопарк».

24. «Жадина».

25. «Замени картинки словами».

26. «Посчитай».

27. «Подружи звуки».

28. «Скажи правильно».

29. «Один - много».

30. «Перепутанные вагончики».

31. «Закончи слово».

32. «Слоговая дорожка».

33. «Настроение».

34. «Продолжи по образцу»

Игры и упражнения по связной речи:

1. «Слушай внимательно, отвечай правильно» (дети дают полные ответы).

2. «Закончи предложение, скажи наоборот» (В большом городе улицы длинные, а в маленьком …)

3. «Закончи предложение по образцу»

Цель: образование сравнительной степени прилагательных (бульвар широкий, а проспект еще …)

4. «Составь предложение по опорным словам»

5. «Исправь Незнайку» (дети исправляют предложение).

6. «Опиши предмет».

7. «Составь рассказ по схеме».

8. «.Обыгрывание текста по ролям».

9. «Составление рассказа по серии картин».

10. «Составление рассказа по сюжетной картине».

11. «Сравни березу и елку».

12. «Расскажи во что ты одет».

13. «Расскажи как ты провел выходной день».

14. «Какие продукты ты купишь в этом магазине».

15. «Разучивание стихов, патешек, загадок».

16. «Пересказ коротких рассказов».

17. «Закончи историю».

18. «Театральная деятельность».

19. «У кого какая мама»

20. «Беседа по картине»

21. «Почемучка»

22. «Работа с деформированным текстом»

23. «Где мы были мы не скажем, а что видели покажем»

24. «Спроси меня».

25. «Что сначала, что потом?».

26. «Найди отличие».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Грамотная речь педагога – важное условие для формирования речи дошкольников».

Консультация для педагогов ДОУ «Грамотная речь педагога – важное условие для формирования речи дошкольников». Актуальность проблемы.Русский язык - один из самых богатых языков мира. Недаром о нем г...

Мастер-класс: "Грамотная речь педагога-важное условие для формирования речи дошкольников"

Презентация на тему: "Грамотная речь педагога-важное условие для формирования речи дошкольников"...

игры на словообразование и словоизменение

перечень игр по развитию словообразования и словоизменения...

Игра - практикум для педагогов ДОУ "Грамотная речь педагога-важнейшее условие формирования речи дошкольников"

Мастер класс для педагогов ДОУ, который был разработан и проведен в 2017 году совместно с учителем-логопедом Богдановой Надеждой Викторовной....

Консультация для педагогов " Грамотная речь педагога, важное условие для формирования речи дошкольников"

Консультация для педагогов «Грамотная речь педагога - важное условие для формирования речи дошкольников»  Речь-это удивительное сильное средство,но нужно иметь много ума,чтобы по...

Педагогическая мастерская «Роль сюжетно-ролевой игры в формировании речи дошкольников»

Педагогическая мастерская «Роль сюжетно-ролевой игры в формировании речи дошкольников»...

Семинар –практикум для педагогов «Грамотная речь педагога – важное условие формирования речи дошкольников»

Повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ....