Город.Транспорт. Словообразование и словоизменение существительных
план-конспект занятия (логопедия, старшая группа) на тему
Вводное занятие по теме "Город.Транспорт" в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи (первый год обучения). Цель занятия - формирование у детей лексико-грамматических категорий путем расширения и уточнения словаря, отработки навыков словообразования и словоизменения существительных, словообразования прилагательных. Закрепляются навыки составления предложений по образцу, предложенному педагогом, и составления схемы простого распространенного предложения. Продолжаем формировать умение отвечать на вопрос развернутым предложением, используя в ответе лексику вопроса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
transport.docx | 16.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Город. Транспорт. Словообразование и словоизменение существительных
Цель: формирование лексико-грамматических категорий на материале лексической темы
Программное содержание
Задачи: 1) коррекционно-образовательные
1.1. активизировать, обогащать словарь детей по лексической теме «Городской транспорт»;
1.2. формировать навык образования форм существительных Р.п. мн. ч.
1.3. формировать навык образования относительных прилагательных
1.4. совершенствовать навык суффиксального словообразования существительных (уменьшительно-ласкательные суффиксы)
1.5. формировать навык использования предложений с косвенным дополнением, выраженным существительным в Т.п. без предлога
1.6. тренировать детей в умении группировать предметы по общему признаку (как транспорт передвигается)
1.7. продолжать учить детей составлять схему простого распространенного предложения с предлогом
2) коррекционно-развивающие:
развивать языковую способность, зрительный гнозис, слуховое внимание, мелкую и общую моторику, воображение, мышление.
3) коррекционно-воспитательные:
воспитывать у детей навыки сотрудничества, контроль над собственной речью
Оборудование: набор карточек «Транспорт», «Специальные машины», пособие Васильевой, Мирясовой «Тематический словарь в картинках. Транспорт», кукла (картинка) Незнайка, гном, сборник загадок.
Ход занятия:
1. Орг.момент. Назови, на каком этаже ты живешь.
2. Сообщение темы занятия.
Логопед, демонстрируя детям Незнайку, рассказывает, что Незнайка живет в волшебной стране, где совсем нет машин. Он впервые оказался в большом городе. Он долго гулял по городу пешком и устал. Как Незнайке вернуться домой (в гостиницу)? (ответы детей)
Логопед предлагает детям ответить, как можно быстро передвигаться по городу – что для этого нужно. Дети называют различные виды транспорта, логопед, выставляя на доску картинки, подводит их к обобщающему понятию – транспорт.
3. Беседа о транспорте.
Логопед: Что такое транспорт? (средства передвижения, разные машины, которые помогают человеку) Для чего нам нужен транспорт? (Ответы детей).
- Транспорт – это средства передвижения. Он нужен, чтобы быстро добираться до нужного места. Он помогает нам ездить из одного города в другой, по городу, за город. (дети с помощью логопеда называют слова «городской», «пригородный», «междугородний)
Он перевозит людей и разные грузы. Транспорт, который перевозит грузы – называется грузовой. Который перевозит людей, пассажиров – легковой (пассажирский). Есть еще специальный транспорт, который не возит людей и грузы, а выполняет разные работы в городе. Какой?..
Дети отвечают, логопед называет малоизвестные виды специального и пассажирского транспорта.
4. Игра «Что как передвигается?»
Логопед: Ребята, транспорт бывает разный. Он и летает по воздуху, ездит по земле, плавает по воде, ездит под землей. Какой же он бывает? Тот, что летает по воздуху - … воздушный. Какой воздушный транспорт вы знаете?
Речевой материал: воздушный – самолет, вертолет, дельтаплан, дирижабль, воздушный шар; наземный – поезд, паровоз, электричка, машина, грузовик, трамвай, троллейбус, автобус, велосипед, мотоцикл; водный – лодка, корабль, катер, пароход, плот; подземный – метро; подводный – подводная лодка.
5. Динамическая пауза.
5.1. Игра с мячом «У гномика».
Логопед демонстрирует изображение гнома и объясняет, что у Незнайки есть друг гном – большой шутник. Взмахнул он палочкой и заколдовал весь транспорт: из большого тот стал маленьким. Чтобы транспорт расколдовать, его надо ласково назвать.
Предварительно логопед напоминает детям, что не весь транспорт можно назвать ласково.
Речевой материал: самолет – самолетик, лодка – лодочка, паровоз – паровозик, грузовик – грузовичок и т.д.
5.2. Упражнение «Я иду, и ты идешь»
Я иду, и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Я пою, и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)
Мы идем, и мы поем - раз, два, три. (Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живем - раз, два, три. (Шагаем на месте.)
6. Игра «Кто чем управляет?».
а) Логопед сообщает ребятам, что Незнайка достал блокнот и начал записывать, какой транспорт он видел, и на чем ездил, чтобы рассказать друзьям, Винтику и Шпунтику. Но так спешил, что все перепутал. Послушайте его рассказы и исправьте ошибки.
Летчик управляет автобусом.
Вагоновожатый управляет мотоциклом.
Водитель управляет велосипедом и т.д.
7. Игра «Помоги Незнайке добраться домой»
Логопед демонстрирует детям карту города и предлагает детям помочь Незнайке добраться до гостиницы на разных видах транспорта.
Образец ответа: Незнайка поедет на автобусе.
На доске один ребенок выкладывает схему своего предложения, остальные дети работают с индивидуальными наборами «Схема предложения»
Пример схемы:
Незнайка поедет на автобусе
На каком транспорте быстрее всего можно добраться до места назначения?
Логопед: На каком транспорте нельзя передвигаться по городу? (ответы детей, дети убирают лишние картинки).
8. Загадывание литературных загадок о транспорте.
9. Итог занятия.
О чем мы сегодня говорили? Какой бывает транспорт?
Дополнительная работа: Игра «Что для чего нужно?»
В игре дети «знакомят» Незнайку с назначением современного городского транспорта.
Например: Это машина «скорая помощь». Она нужна, чтобы перевозить больных. Это поезд метро. Он нужен, чтобы быстро добираться из одного конца города в другой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика исследования состояния словоизменения существительных у дошкольников
В настоящее время практические логопеды сталкиваются с отсутствием научно-обоснованных и легких для использования диагностических заданий для обследования такого сложного раздела речи, как словоизмене...
Консультация для воспитателей "Развитие словоизменения существительных"
Дидактические игры и задания для старших дошкольников на развитие словоизменения существительных....
Статья «Методика исследования словоизменения существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи»
Эта методика позволяет более подробно изучить такой раздел грамматики, как словоизменение. Полученные результаты используются для построения плана работы по профилактике дисграфии в старшем дошкольном...
ЗАДАНИЯ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ГЛАГОЛОВ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Предлагаемые задания и игры, помогают детям с ОНР в закреплении навыка словоизменения....
Словоизменение существительных, глаголов, прилагательный. «Играем с Незнайкой»
Словоизменение существительных«Играем с Незнайкой»Цели: Учить детей изменять слова.Формировать умения употреблять предложно – падежные конструкции единственного числа.Развивать мелкую мото...
Речевые тренажеры для формирования системы словоизменения существительных (беспредложные конструкции единственного числа) у старших дошкольников
Речевые тренажеры...
Особенности нарушения словоизменения существительных у детей с ОНР
Наступает момент в жизни детей с недоразвитием речи, когда они начинают связывать уже приобретенные и вновь приобретаемые слова друг с другом. На этом этапе развития ребенок не сп...