Игры на словообразование, словоизменение и закрепление предложно-падежных конструкций
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)
Уважаемые педагоги! Предлагаю вашему вниманию подборку дидактических игр по формированию лексико-грамматических средств языка.
Данный практический материал по словообразованию, словоизменению позволит детям дошкольного возраста освоить непростые правила русской грамматики и может успешно использоваться как форма обучения, как самостоятельная игровая деятельность, как средство воспитания различных сторон личности ребенка.
… Правила образования грамматических форм слов, словосочетаний предложений составляют суть грамматического строя языка.
К. Д. Ушинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_slovoobrazovanie.docx | 21.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на словообразование, словоизменение и закрепление предложно-падежных конструкций
«Белые слова»
Цель: образование сложного слова из двух простых.
Игровой материал: белый дом, сделанный из картона, предметные картинки: борода, грива, хвост, ухо, ноги, голова, зубы, лапы, крылья.
Описание игры. Педагог демонстрирует детям белый дом и предлагает «заселить» его сложными словами, уточнив, что если слова попадают в белый дом, они становятся белыми. Например, у человека белые зубы, значит, он белозубый. Картинка с изображением зубов помещается на одну из стен дома. Аналогично проводится работа с другими словами.
Белая борода – белобородый, Белая грива – белогривый, Белая голова – Белое ухо – Белые ноги – Белый хвост - (можно с другим цветом дома: чернобородый…)
«Скажи ласково»
Цель: образование существительных и прилагательных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Игровой материал: большая и маленькая «полянки» из бумаги или материи одинакового цвета, мяч.
Описание игры. Ребенок встает на маленькую «полянку» желтого цвета, воспитатель встает на большую такого же цвета и кидает мяч ребенку, называя большой предмет. Ребенок возвращает мяч, образуя существительное с уменьшительно – ласкательным суффиксом, согласовывая его с прилагательным.
Белый дом – беленький домик, Белый заяц - беленький зайчик, Белая чашка – беленькая чашка… и т.п.
Логосказка «Белая сказка»
Цель: образование существительных с увеличительно – пренебрежительными суффиксами.
Игровой материал: белая скатерть, фигурки животных: зайцы и медведь.
Описание. На столе расстилается белая скатерть, расставляются персонажи сказки: зайцы и медведь. Взрослый рассказывает сказку, предоставляя детям возможность подсказать нужное слово.
Однажды зимой на белую снежную поляну прискакал белый заяц и стал хвастаться перед другими белыми зайцами:
-Я не заяц, а зайчище. У меня не глаза, а глазищи, не зубы, а зубищи, не усы, а усищи, не хвост, а хвостище, не лапы, а лапищи. Тут на белую снежную поляну вышел медведь. Он услышал, как хвастается заяц, и очень удивился:
- Какой же ты, зайчик, хвастунишка. Ты же маленький. У тебя не глазищи, а глазки, не зубищи, а зубки, не усищи, а усики, не хвостище, а хвостик, не лапищи, а лапки.
Стало белому зайчику стыдно, и он решил, что никогда больше не будет хвастаться.
«Музыканты»
Цель: построение словообразовательных моделей существительных женского и мужского рода с помощью суффиксов: -ч-, -чк-, -щик-, щиц-,
-ст-, -к-.
Игровой материал: силуэтные изображения мужчины синего цвета и женщины красного цвета, парные контурные картинки, изображающие музыкальные инструменты.
Описание игры. Картинки лежат на столе. Дети, рассмотрев картинки, подбирают пару: например, картинку скрипка кладут к изображению мужчины (женщины) и образуют существительные мужского и женского рода, обозначающие людей, играющих на разных музыкальных инструментах. Образец: скрипка – скрипач - скрипачка, барабан – барабанщик – барабанщица, флейта - флейтист – флейтистка и т.д.
Аналогично проводится игра «Спорт». Можно оформить эти игры в виде презентации.
«Что для чего?»
Цель: образование существительных с суффиксом –ниц-, согласование слов в предложении.
Игровой материал: предметные картинки с изображением продуктов: хлеб, сахар, суп, салат, конфеты, сухари, икра, блины; предметные картинки с изображением посуды: хлебница, сахарница, супница, салатница, сухарница, икорница, блинница.
Описание игры. На доске в ряд укреплены предметные картинки посуды. На столе у воспитателя перевернутые картинки продуктов. Играющие по очереди подходят к столу, берут картинку, называют продукт и находят на доске соответствующую картинку посуды. Под ней укрепляют свою картинку, и составляют предложение. Например: «Хлеб лежит в хлебнице». Или: «Хлеб положим в хлебницу». Или: «Хлебница нужна для хлеба».
«Один – много»
Цель: закрепление употребления существительных в косвенных падежах.
Описание игры. Измени по образцу: много домов – один дом
много манжет - …..(одна манжета) много туфель - …..(одна туфля) один чулок – много….(чулок) один бант – много …(бантов) много скатертей – ….(одна скатерть) много мышей -……(одна мышь) один носок – много …(носков) один торт - много …(тортов)
«Закончи предложение»
Цель: закрепление употребления существительных в косвенных падежах.
Описание. Закончить предложение, подобрав сравнение.
Земля покрыта снегом, как… (одеялом, скатертью…) Дети в группе галдят, как …(галчата, …)
Человек подошел тихо, как …(мышка, …) Девушка на обложке выглядит, как … Туман стелется над озером, как … Дождинки текут по лицу, как …. Мысль в моей голове засела, как …. Мокрое платье выглядит, как ….
«Слева, справа»
Цель: закрепление ориентировки в пространстве и предложно-падежных конструкций, т.е. правильное употребление предлогов и окончаний существительных.
Описание. Хором проговариваем слова, выполняем движения.
Топнем правою ногой, Справа лес шумит зеленый, Топнем левою ногой! Слева – поле за рекой. Справа – дождик моросящий, Левым глазом подмигнем, Слева - радуга дугой. Правым глазом подмигнем! Хлопнем правою рукой. Слева – камень на тропинке, Хлопнем левою рукой! Справа – ветка с воробьем.
«Веселые поварята»
Цель: расширять словарный запас, формировать навыки образования относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными.
Игровой материал: лист бумаги, в центре которого сюжетное изображение повара, справа и слева по три контурных изображения тарелок, в центре которых зафиксированы прозрачные мешочки с крупами.
Описание игры. Вариант 1. Предложить ребенку приготовить гречневую кашу. Ребенок рассматривает крупы, выбирает гречневую крупу и рассказывает о то, как это можно сделать.
Вариант 2. Показать крупу, а ребенок самостоятельно рассказывает, что он может приготовить из этой крупы.
«Ателье»
Цель: расширять словарный запас, учиться образовывать относительные прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными. Игровой материал: карточки с трафаретным изображением предметов одежды, столько же карточек с образцами различных видов тканей. Описание игры. Вариант 1. Предложить детям превратиться в модельеров и «сшить» одежду для клиентов. Например, заказ дан на пошив брюк из разных материалов. Дети выбирают ткани, кладут трафаретное изображение на них и рассказывают, какие брюки они «сошьют».
Вариант 2. Предложить детям «сшить» одежду из определенного материала (бархат, ситец и т.д.). дети кладут трафаретное изображение на ткань и говорят, какая одежда получится (бархатные брюки, ситцевое платье и т.д.)
Образуя различные грамматические формы, образовывая новые формы слов, соединяя слова в словосочетания, предложения, ребенок развивает и формирует грамматический строй, который станет фундаментной базой для развития связной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры на развитие предложно-падежных конструкций у дошкольников с ОНР
В презентации представлен краткий обзор игр (без описания) по теме "Развитие предложно-падежных конструкций у дошкольников с ОНР"....
Закрепление навыков употребления предложно-падежных конструкций у детей с ОНР.
Содержание статьи ориентировано на формирование морфологических и синтаксических обобщений дошкольников с общим недоразвитием речи, на совершенствование лексико-грамматической стороны речевой функции....
Лексические задания, игры и упражнения по развитию понимания предложно - падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи.
Картотека игр, упражнений, заданий по пониманию и развитию предложно - падежных конструкций у детй с общим недоразвитием речи....
Примерные игры для формирования предложно-падежных конструкций у дошкольников с ОНР
Этот материал может оказать помощь логопедам и воспитателям в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи. Игры можно использовать при формировании у дошкольников с ОНР зрительно-пр...
Игры по формирование предложно – падежных конструкций у дошкольников с ОНР
Игры по формирование предложно – падежных конструкций у дошкольников с ОНР...