Игры на словообразование, словоизменение и закрепление предложно-падежных конструкций
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

  Уважаемые педагоги! Предлагаю вашему вниманию подборку дидактических игр по формированию  лексико-грамматических средств языка.                                                                     

       Данный практический материал по словообразованию, словоизменению позволит детям дошкольного возраста освоить непростые правила русской грамматики и может успешно использоваться  как форма обучения, как самостоятельная игровая деятельность, как средство воспитания различных сторон личности ребенка.     

… Правила образования грамматических форм слов,                                    словосочетаний   предложений                                                                     составляют суть грамматического строя языка.

К. Д. Ушинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_slovoobrazovanie.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

  Игры на словообразование, словоизменение и закрепление предложно-падежных конструкций

 «Белые слова»  

Цель: образование сложного слова из двух простых. 

Игровой материал: белый дом, сделанный из картона, предметные картинки: борода, грива, хвост, ухо, ноги, голова, зубы, лапы, крылья.

Описание игры.  Педагог демонстрирует детям белый дом и предлагает «заселить» его сложными словами, уточнив, что если слова попадают в белый дом, они становятся белыми. Например, у человека белые зубы, значит, он белозубый. Картинка с изображением зубов помещается на одну из стен дома. Аналогично проводится работа с другими словами.

Белая борода – белобородый,                                                                                                               Белая грива – белогривый,                                                                                                                   Белая голова –                                                                                                                                                      Белое ухо –                                                                                                                                            Белые ноги –                                                                                                                                           Белый хвост -     (можно с другим цветом дома: чернобородый…)  

 «Скажи ласково»

Цель: образование существительных и прилагательных с уменьшительно – ласкательными суффиксами. 

Игровой материал: большая и маленькая «полянки» из бумаги или материи одинакового цвета, мяч.

Описание игры. Ребенок встает на маленькую «полянку» желтого цвета, воспитатель встает на большую такого же цвета  и кидает мяч ребенку, называя большой предмет. Ребенок возвращает мяч, образуя существительное с уменьшительно – ласкательным суффиксом, согласовывая его с прилагательным.

Белый дом – беленький домик,                                                                                                            Белый заяц  - беленький зайчик,                                                                                                            Белая чашка – беленькая чашка… и т.п.

Логосказка  «Белая сказка»

Цель: образование существительных с увеличительно – пренебрежительными суффиксами. 

Игровой материал: белая скатерть, фигурки животных: зайцы и медведь.

Описание. На столе расстилается белая скатерть, расставляются персонажи сказки: зайцы и медведь. Взрослый рассказывает сказку, предоставляя детям возможность подсказать нужное слово.      

Однажды зимой на белую снежную поляну прискакал белый заяц и стал хвастаться перед другими белыми зайцами:

-Я не заяц, а зайчище. У меня не глаза, а глазищи, не зубы, а зубищи, не усы, а усищи, не хвост, а хвостище, не лапы, а лапищи. Тут на белую снежную поляну вышел медведь. Он услышал, как хвастается заяц, и очень удивился:

- Какой же ты, зайчик,  хвастунишка. Ты же маленький. У тебя не глазищи, а глазки, не зубищи, а зубки, не усищи, а усики, не хвостище, а хвостик, не лапищи, а лапки.

Стало белому зайчику стыдно, и он решил, что никогда больше не будет хвастаться.

 «Музыканты»

 Цель: построение  словообразовательных моделей существительных женского и мужского рода с помощью суффиксов:  -ч-, -чк-, -щик-, щиц-,
-ст-, -к-.

Игровой материал: силуэтные изображения мужчины синего цвета и женщины красного цвета, парные контурные картинки, изображающие музыкальные инструменты.

Описание игры.  Картинки лежат на столе. Дети, рассмотрев картинки, подбирают пару: например, картинку скрипка кладут к изображению мужчины (женщины) и образуют существительные мужского и женского рода, обозначающие людей, играющих на разных музыкальных инструментах.                                                                                                                  Образец: скрипка – скрипач - скрипачка, барабан – барабанщик – барабанщица, флейта - флейтист – флейтистка и т.д.

Аналогично проводится игра «Спорт». Можно оформить эти игры в виде презентации. 

 «Что для чего?» 
Цель: образование существительных с суффиксом –ниц-, согласование слов в предложении.

Игровой материал: предметные картинки с изображением продуктов: хлеб, сахар, суп, салат, конфеты, сухари, икра, блины; предметные картинки с изображением посуды: хлебница, сахарница, супница, салатница, сухарница, икорница, блинница.

Описание игры.  На доске в ряд укреплены предметные картинки посуды. На столе у воспитателя перевернутые картинки продуктов. Играющие по очереди подходят к столу, берут картинку, называют продукт и находят на доске соответствующую картинку посуды. Под ней укрепляют свою картинку, и составляют предложение. Например: «Хлеб лежит в хлебнице». Или: «Хлеб положим в хлебницу». Или: «Хлебница нужна для хлеба».

 «Один – много»

Цель: закрепление употребления существительных в косвенных падежах.

Описание игры.   Измени по образцу:  много домов – один дом

много манжет - …..(одна манжета)           много туфель - …..(одна туфля)                                                      один чулок – много….(чулок)                   один бант – много …(бантов)                                               много скатертей – ….(одна скатерть)       много мышей -……(одна мышь)                                           один носок – много …(носков)                 один торт  - много …(тортов)

«Закончи предложение»

Цель: закрепление употребления существительных в косвенных падежах.

Описание.  Закончить предложение, подобрав сравнение.

Земля покрыта снегом, как… (одеялом, скатертью…)                                                                                       Дети в группе галдят, как …(галчата, …)

Человек подошел тихо, как …(мышка, …)                                                                                                        Девушка на обложке выглядит, как …                                                                                                           Туман стелется над озером, как …                                                                                                        Дождинки текут по лицу, как  ….                                                                                                               Мысль в моей голове засела, как ….                                                                                                          Мокрое платье выглядит, как ….

 «Слева, справа» 

Цель:  закрепление ориентировки в пространстве и предложно-падежных конструкций, т.е. правильное употребление предлогов и окончаний существительных.

Описание. Хором проговариваем слова, выполняем движения.

Топнем правою ногой,                                Справа лес шумит зеленый,                                                                                Топнем левою ногой!                                  Слева – поле за рекой.                                                        Справа – дождик моросящий,                    Левым глазом подмигнем,                                      Слева - радуга дугой.                                   Правым глазом подмигнем!                                                  Хлопнем правою рукой.                              Слева – камень на тропинке,                                                      Хлопнем левою рукой!                                Справа – ветка с воробьем.                                                            

 «Веселые поварята»

Цель: расширять словарный запас, формировать навыки образования относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными. 
Игровой материал:
лист бумаги, в центре которого сюжетное изображение повара, справа и слева по три контурных изображения тарелок, в центре которых зафиксированы прозрачные мешочки с крупами.

Описание игры. Вариант 1. Предложить ребенку приготовить гречневую кашу. Ребенок рассматривает крупы, выбирает гречневую крупу и рассказывает о то, как это можно сделать.
Вариант 2. Показать крупу, а ребенок самостоятельно рассказывает, что он может приготовить из этой крупы.

«Ателье»

Цель: расширять словарный запас, учиться образовывать относительные прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными. Игровой материал: карточки с трафаретным изображением предметов одежды, столько же  карточек с образцами различных видов тканей.                                                                                                                                             Описание игры. Вариант 1. Предложить детям превратиться в модельеров и «сшить»  одежду для клиентов. Например, заказ дан на пошив брюк из разных материалов. Дети выбирают ткани, кладут трафаретное изображение на них и рассказывают, какие брюки они «сошьют».

Вариант 2. Предложить детям «сшить» одежду из определенного материала (бархат, ситец и т.д.). дети кладут трафаретное изображение на ткань и говорят, какая одежда получится (бархатные брюки, ситцевое платье и т.д.)

      Образуя различные грамматические формы, образовывая новые формы слов, соединяя слова в словосочетания, предложения, ребенок развивает и формирует грамматический строй, который станет фундаментной базой для развития связной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие предложно-падежных конструкций у дошкольников с ОНР

В презентации представлен краткий обзор игр (без описания) по теме "Развитие предложно-падежных конструкций у дошкольников с ОНР"....

Закрепление навыков употребления предложно-падежных конструкций у детей с ОНР.

Содержание статьи ориентировано на формирование морфологических и синтаксических обобщений дошкольников с общим недоразвитием речи, на совершенствование лексико-грамматической стороны речевой функции....

Лексические задания, игры и упражнения по развитию понимания предложно - падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи.

Картотека игр, упражнений, заданий по пониманию и развитию предложно - падежных конструкций у детй с общим недоразвитием речи....

Примерные игры для формирования предложно-падежных конструкций у дошкольников с ОНР

Этот материал может оказать помощь логопедам и воспитателям  в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи. Игры можно использовать при формировании у дошкольников с ОНР зрительно-пр...

Игры по формирование предложно – падежных конструкций у дошкольников с ОНР

Игры по формирование предложно – падежных конструкций у дошкольников с ОНР...