Развитие речи дошкольника с функциональным нарушением зрения средствами игры.
статья (младшая группа) на тему

Макарова Надежда Васильевна

Необходимо обратить внимание и на картинки они помогут детям находить формы единственного и множественного лица, подобрать синонимы, антонимы, понять многозначное значение разных слов. Особое внимание нужно уделить играм по развитию речи дошкольника с нарушением зрения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи дошкольника с функциональным нарушением зрения средствами игры.

В воспитании звуковой культуры речи – это осознание фонологических средств языка, интонационной выразительности речи. Развитие звуковой стороны речи тесно связано с обучением ребенка грамоте, умением распознавать звука в слове, вычленять звуки шипящие, свистящие, сонорные, твердые и мягкие, гласные и согласные. Все эти умения необходимы ребенку для дальнейшего обучения чтению. А детям с нарушением зрения – это просто необходимо. Регулярные занятия с дошкольником помогут детям уточнить такие понятия как звук, слог, слово, предложение. Именно от правильного понимания этих слов дети переходят к осознанному составлению связанных высказываний разных типов – повествованию, описанию, рассуждению.

По ходу изложения игр и упражнений. Раскрытия цели и формулировки заданий даются методические указания, на которые взрослый должен обратить внимание. Можно неоднократно возвращаться к выполнению этих заданий и усложнять их.

Задания включают одновременно решение разных задач, которые тесно переплетаются между собой: после определения звукового или слогового состава слова дети выполняют упражнения на подбор определений, тем самым закрепляя правило согласования слов в роде, числе, падеже, а затем вопросы направляют их внимание на определение значения слов или на подбор синонимов (слов, близких по смыслу) и антонимов (слов, противоположных по смыслу). Если слово имеет много значений (является полисемии), то вопросы заставляют ребенка подумать над разными значениями одного и того же слова (игла швейная, ежиная, сосновая, медицинская и т.п). Таким образом, если ребенок будет осознавать значение слов и одновременно видеть возможности сочетаемости этого слова с другими, изменение слова, его грамматические формы, языковые способности ребенка будут развиваться успешно.

Необходимо обратить внимание и на картинки они помогут детям находить формы единственного и множественного лица, подобрать синонимы, антонимы, понять многозначное значение разных слов. Особое внимание нужно уделить играм по развитию речи дошкольника с функциональным нарушением зрения.

Педагог предлагает ребенку игру – сравнение двух кукол, мишек, разных зверушек, тем самым побуждая малыша называть и запоминать звучание и значение того или иного слова. На основе наглядности дети учатся называть слова с противоположными значениями: кукла Катя большая, а Таня маленькая; красные карандаши длинные, а синие короткие и так далее.

У детей формируется понятие обобщающихся понятий: платье, рубашка - это одежда, кукла, мяч – игрушки и пр.

Особое место занимает работа с глагольной лексикой. Необходимо научить детей правильно употреблять форму повелительного наклонения единственного и множественного числа.

Также уделяется внимание синтаксической стороне речи – умению строить не простые распространенные предложения, но и сложные предложения разных типов. Для этого применяются упражнения на распространение и дополнение предложений, начатых предлогом.

Рассказывание по серии сюжетных картинок формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст. В рассказывании об игрушках детей учат составлять рассказы и сказки, соблюдая композицию и выразительное изложение текста. Выбирая соответствующих персонажей для рассказывания, дети дают их описание и характеристику. С детьми старшего дошкольного возраста продолжается обучение рассказыванию из личного опыта, причем это могут быть высказывания разных типов – описания, повествования, рассуждения.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей с нарушением зрения 2 младшей группы

знакомство детей с дикими животными, живущими в наших лесах....

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Развитие речи слабовидящих детей осуществляется во всех видах детской деятельности  и является необходимой частью коррекционно – воспитательной работы детского сада для детей с нарушением з...

Особенности работы по развитию речи у детей с нарушением зрения.

Данный материал содержит описание особенностей работы с детьми с нарушением зрения....

Роль логоритмических занятий в развитии речи у детей с нарушением зрения

В системе развития личности ребенка особое место занимает развитие речи и психомоторных функций. Исследователями установлено, что речевые нарушения особенно обширно представлены у детей со зрительным ...

Портфолио игр и упражнений для развития речи у детей с нарушениями зрения

Портфолио игр и упражнений для развития речи у детей с нарушениями зрения....

Ознакомление дошкольников с функциональными нарушениями зрения с произведениями живописи.

В презентации представлен опыт коррекционной работы по преодолению недостатков зрительного восприятия у детей с функциональными нарушениями зрения в процессе ознакомления  с произведениями живопи...