Ознакомление дошкольников с функциональными нарушениями зрения с произведениями живописи.
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
В презентации представлен опыт коррекционной работы по преодолению недостатков зрительного восприятия у детей с функциональными нарушениями зрения в процессе ознакомления с произведениями живописи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Особенности восприятия изображений дошкольниками с нарушением зрения У детей с нарушением зрения снижен объем восприятия . (за большее время ими воспринимается меньшее количество персонажей и объектов картины ( неточность, пропуск деталей изображения ). Малая дифференцированность (путают похожие объекты и предметы по форме и величине) Дети отражают меньшее количество смысловых связей между персонажами картины . Слабо различают цветовую гамму картину. С трудом определяют эмоциональное состояние персонажей, позу, действие. Затруднен процесс восприятия глубины изображений в пространстве. Дети с амблиопией и косоглазием тратят на восприятие картины в 2-3 раза больше времени, чем их нормально видящие сверстники. В связи с этим ухудшается качество восприятия.
Коррекционные задачи Коррекционно-педагогическая работа учителя-дефектолога по обучению восприятия произведений живописи направлена на восстановление нарушенных функций зрения ( цветоразличительной , прослеживающей, ориентировочно-поисковой и др .), повышение остроты зрения, расширение и углубление знаний о явлениях и предметах окружающего мира; формирование способов зрительного обследования предметов; формирование мыслительной деятельности (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации ); развитие зрительной памяти и внимания; развитие эмоционально-волевой сферы (понимание эмоций, чувств, овладение невербальными способами общения);
Пропедевтическая работа Ознакомление детей с нарушением зрения с произведениями живописи лучше начинать с непосредственного наблюдения за объектами природы или предметами быта.
Алгоритм рассматривания картины Важно научить рассматривать произведения живописи планомерно и целенаправленно картина предлагается целиком для первоначального восприятия (самостоятельное рассматривание); картина рассматривается по частям (используем рамки; в первую очередь - крупные или яркие объекты, затем - второстепенные); картина вновь предлагается для целостного восприятия; определяется место действия, время года, часть суток, состояние погоды; определяются действия героев картины (в данный момент, до изображаемого события , после него ); А. Пластов «Сенокос »
Развитие восприятия позы локализация заданного объекта среди массы объектов, отличающихся друг от друга позой; воспроизведение изображённой на картине позы (на шарнирных куклах, на собственном теле, из составных частей, при помощи спичек или счётных палочек );
Приём оживления А. А. Пластов «Летом» В.М. Васнецов «Алёнушка»
Творческое задание «Я скульптор » по картине В.А. Серова «Девочка с персиками»
Восприятие мимики рассматривание картинок с различными выражениями лиц (радость, покой, грусть, страх, гнев, удивление); соотнесение схематичного изображения мимики с различными по настроению лицами; воспроизведение заданного настроения на собственном лице перед зеркалом или определение настроения товарища по мимике его лица; В. А. Серов « Микка Морозов»
Восприятие сказочно-былинного жанра в изобразительном искусстве В . Васнецов «Богатыри», «Иван царевич на сером волке» Работа над позой, мимикой , жестом; Знакомство с историческими событиями, литературой, костюмом;
Развитие глубины пространства обращаем внимание на размещение различных планов изображённого: передний, средний, дальний планы ; учим видеть засолённость одного объекта другим; П . Кончаловский «Поднос и овощи»
у чим воспринимать и понимать цветовые решения, которые использовал художник, (работа с цветными карточками); в ыясняем , какое эмоциональное состояние вызывает произведение, что мы чувствуем, когда смотрим на картину, что пытался передать нам автор ; выбираем музыкальный фрагмент; п ридумываем название картине, сообщение названия автора. в новь обращаемся к деталям произведения для уточнения образов;
Работа с силуэтными изображениями рассматривание и узнавание персонажей и объектов в цветном, силуэтном или контурном изображении (узнай, назови, выбери , кто или что было изображено на картине); определение взаимного местоположения персонажей и объектов в силуэтном изображении (расставь всё, как на картине ). Ф . Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка » И. Левитан «Март»
Восприятие пейзажа у чим различать времена года по характерным признакам; п одбираем слова - признаки к заданному времени года; р ассматриваем и сравниваем различные этапы одного времени года в изображениях одного художника ; ( например - золотая осень, поздняя осень); о бращаем внимание на различение времени суток (обозначение их цветами - розовый, голубой, синий , чёрный ); выделяем место действия (использование иллюстраций с изображением города , деревни, леса, сада, озера, комнаты и т . д ). И. И. Левитан «Золотая осень», «Поздняя осень»;
Сравнение пейзажей А. Куинджи «Берёзовая роща» и И . Левитан «Берёзовая роща»; И. Шишкин «Зима» и «»Дубовая роща»;
Тонограммы
Прозрачные картинки Подготовка к аппаратному лечению, развитие стереоскопического зрения.
Как бы выглядел пейзаж И. Левитана «Золотая осень» в другое время года
Развитие творческих способностей р исование (краски, песок, пластилин, процарапывание); с ъёмка телепередачи «Репортаж из музея»; в иртуальная экскурсия в музей; и спользование ИКТ для увеличения фрагментов картины; к вест по живописи В. Васнецова; в икторина «Знатоки»; с инквейн ;
Рисуем море И. Айвазовский «Девятый вал» «Крым»
Рисование портрета Пушкина Б . Дехтярёв « Сказки А.С. Пушкина»
Р ефлексия Вхождение в картину (запахи, тактильно-осязательные образы, представление температурных ощущений). « Пейзаж». Предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, весёлым. Дети выбирают ту картину, которая соответствует их настроению. Синквейн Первая строка – название темы (одно существительное ); Вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных; Третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами; Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение); Последняя строка – синоним, который повторяет суть темы. И. Шишкин «Рожь»
Вывод Таким образом, организуя коррекционную работу по преодолению недостатков зрительного восприятия, в процессе ознакомления детей с функциональными нарушениями зрения с произведениями живописи, мы способствуем освоению ими действительности в форме художественных образов, приобщая тем самым к общечеловеческим, духовным ценностям, к искусству. А. Саврасов «Грачи прилетели»
Приглашаем к сотрудничеству hrustalic2@mail.ru МБДОУ «Детский сад № 5 «Хрусталик» 424038 , Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Кирова, 1 «а», тел.: (8362) 21-88-93 (факс), (8362) 22-28-66
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционный уголок в группе для детей с функциональными нарушениями зрения (амблиопия и косоглазие)
Предметно-развивающая среда: коррекционный уголок "Чудо-обучайка". (Старший дошкольный возраст.)Цель: развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, осязания, полисенсорного восприятия. Материал по...
Развитие речи дошкольника с функциональным нарушением зрения средствами игры.
Необходимо обратить внимание и на картинки они помогут детям находить формы единственного и множественного лица, подобрать синонимы, антонимы, понять многозначное значение разных слов. Особое внимание...
Мастер – класс для родителей детей подготовительной группы с функциональными нарушениями зрения по обучению дидактическим играм, направленным на формирование пространственных представлений.
материал могут использовать как педагоги коррекционного направления, так и массовых детских садов для привлечения родителей к формированию у детей 5-7 лет пространственных представлений...
Перспективный план по комплексному руководству формирования сюжетно-ролевой игры для детей раннего возраста с функциональным нарушением зрения (слабовидящих детей, с амблиопией, косоглазием) «Мы в театре»
Методическая разработка "Мы в театре"....
Конспект коррекционно-развивающего занятия в младшей группе для детей с функциональным нарушением зрения.
Конспект занятия в младшей группе для детей с функциональным нарушением зрения на формирование сенсорных эталонов. На занятии реализуются задачи по развитию сенсорного восприятия детей с функциональны...
Картотека кинезиологических упражнений для использования координационно-моторных движений у детей с функциональными нарушениями зрения
Картотека кинезиологических упражнений для использования координационно-моторных движений у детей с функциональными нарушениями зрения...
Взаимосвязь работы педагогов в процессе ознакомления дошкольников с нарушением зрения с пейзажной живописью.
Статья посвящена ознакомлению дошкольников с нарушением зрения с пейзажной живописью. Рассмотрены основные задачи, эффективные методы и приемы, взаимосвязь учителя-дефектолога, учителя-логопеда, воспи...