Активизация речевого подражания - важный этап в работе с неговорящими детьми.
статья по теме

Зырянова Татьяна Владимировна

В статье дана подробная пошаговая инструкция работы с неговорящими детьми на этапе активизации речевого подражания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivizatsiya_rechevogo_podrazhaniya_statya.docx32.03 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация речевого подражания – важный этап в работе с неговорящими детьми.

Подражание лежит в основе формирования различных умений и навыков. Обучение речи также опирается на умение ребенком подражать деятельности взрослого.  Активизация речевого подражания – важный этап в логопедической работе с неговорящими детьми. 

  • Чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражательной речевой деятельности, надо начинать с развития подражания вообще: "Сделай, как я ". ( «Построй домик, как у меня», «Подкинь мяч, как я», «Попрыгай, как я»…)
  • Следующий этап – научить подражать движениям рук, ног, головы. Особенно усердно советуем развивать подражание движениям кистей рук (развитие подражания движению рук, а не развитие мелкой моторики рук). Ладошки вверх, ладошки вниз, а теперь их на бочок и зажали в кулачок.
  • Мимические подражания: «Улыбнись, как я», «Рассердись, как я», «Удивись, как я», «Испугайся, как я»…)
  • Дыхательно-голосовые упражнения: «Давай понюхаем цветы вот так», «Давай погреем руки вот так», «Давай покажем, как мы надуваем мыльный пузырь», «Давай покажем, как воет волк: у-у-у!»…
  • Подражание движениям языка и губ (артикуляционная гимнастика)
  • Повторение звукоподражаний, звукокомплексов. Надо подбирать звукосочетания исходя из возможностей детей. У одних детей легче вызываются губные звуки ("ба-ба", "му-му"), у других — задненебные ("ка-ка", "га-га"), у третьих — переднеязычные ("ди-ди", "ти-ти").

Удавшиеся звукоподобные комплексы необходимо в игровой форме повторить с ребенком несколько раз (до 5-6 повторений). Произнести эти звукосочетания то тихо, то громко, то медленно, то быстро, то сердито, то нежно, ласково.

Для этой цели почитайте ребенку стихи Марины Дружининой, «Голоса животных». После чтения стихотворения, спросите ребенка, как говорит животное (птица), попробуйте рассказать стихотворение вместе, привлекая  его произнести звукоподражание.

Приходите к нам, барашки!

Мы расчешем вам кудряшки!

-Нет спасибо, БЕ-БЕ-БЕ!

Расчешите их себе!

                                                     

                                                       Шел козленок по дорожке,

                                                       У него устали ножки,

                                                       Закричал козленок:МЕ-Е-Е,

                                                       Постелите коврик мне!

-Тише, мыши, спать пора!

Не шуршите до утра!

А у нас ПИ-ПИ-пир,

Нам прислали хлеб и сыр!

                                                          Среди елок и сосенок,

                                                         Маму потерял теленок.

                                                         -Где же мама? Не пойму!

                                                        -Здесь я, мой хороший! МУ!

-Где ты спряталась, кукушка?

В чаще леса? На опушке?

Или вон на том суку?

А в ответ: КУ-КУ! КУ-КУ!

                                                 -Ты куда поплыл, мой гусь?

                                                -Не волнуйся, я вернусь!

                                                Посмотреть хочу, ГА-ГА,

                                                На другие берега!

Ты скажи нам, курочка,

Где же наша улочка?

-Да совсем недалеко!

Там за речкой! КО-КО-КО!

Почитайте ребенку сказку « Мурлыка и его друзья»

 У Мурлыки день рождения. Все друзья к нему спешат и по-разному кричат. Петух поет: "Ку-ка-ре-ку, я Мурлыку люблю, я муку ему несу". Гусь кричит: "Га-га-га, у меня болит нога, но я к Мурлыке спешу, очень я его люблю". Жучка лает: "Ам-ам-ам, иди, Мурлыка к нам".

А лягушка: "Ква-ква-ква, это клюква у меня". Курочка с цыплятами спешит, громко, громко им кричит: "Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не бегите далеко". А цыплята пищат: "Пи-пи-пи, пи-пи-пи, посмотри, Мурлыка, какие у нас сапоги!" "Бе-бе, —кричит баран, — несу Мурлыке барабан". А зайчики не любят шуметь, они молча прыгают по ступенькам: оп-оп-оп, и вдруг один из них — хлоп! Упал, но не ушибся и дальше поскакал. Ежик тоже не шумит, он тихонечко фырчит: "Бы-бы-бы, несу грибы". Зато волк рычит: "У-у-у, Красную Шапочку к Мурлыке в гости везу". Громче всех мычит корова: "Му-му-му, молока кому?" А медведь идет: "Топ, топ, топ, мне попала шишка в лоб". Кричит осел: "Иа-иа, садись Мурлыка на меня". Головой качает слон, он Мурлыке шлет поклон. Все кричат, все галдят и чуть не затоптали маленького мышонка. А мышонка звали Пик. Пик Мурлыке кричит: "Ай-ай-ай, в обиду меня не дай!"

Замечания к   проработке   текста

1.  Неоднократно читая текст, показывайте ребенку того зверька, о котором идет речь.

2.  Рассмотрите и расскажите, кто из зверей какой подарок принес.

3.  Проверьте, запомнил ли ребенок, кто из зверушек как кричит, для чего предложите показать того, чей крик будете имитировать.

4. Почаще спрашивайте, кто как кричит. Постарайтесь, чтобы одно и то же звукоподражание ребенок произносил подряд до 4-6 раз. Это способствует развитию артикулирования звуков и удлинению речевого выхода (например, имитируя подъем по лестнице того или иного зверька, предложите ребенку подавать голос на каждой ступеньке лестницы).

Пришла девочка Таня

"Услышала шум девочка Таня и решила узнать, что это такое у Мурлыки. Только она открыла дверь, как все звери стали ее звать к себе, но только каждый звал по-своему: "Га-га-га", — закричал, как ты думаешь, кто? "Бе-бе-бе" — позвал Таню, кто, угадай. "У-у-у" — зарычал, кто? "Бы-бы-бы", — зафыркал, кто? А ослик, угадай, как позвал Таню? Но больше всех обрадовался Тане Мурлыка. Говорит Таня зверушкам: "Ну, что вы так громко кричите, и каждый по-своему, а поэтому плохо друг друга понимаете. Давайте научу я вас по-человечески разговаривать".

"Да-да-да", — обрадовались звери. И только медведь сказал: "Нет, я шишку съел, у меня живот заболел".

Задания  для   родителей

1. Текст читайте несколько раз, предлагайте ребенку подсказывать, заканчивать, угадывать и т.п. знакомые ему в чтении слова. Задайте вопросы по содержанию прочитанного, например: "Как звали девочку?" или "Кто как звал Таню в гости?" или "Кто сказал — нет" и т.п. Поощряйте любой ответ ребенка: показ картинки, жесты, звукоподражания, нечленораздельные фрагменты слов и прочие реакции.

Таня учит своих друзей

image008.jpg

"Говорит Таня зверькам: "Смотрите на меня, как я рот открываю и громко-громко тяну а-а-а. Разведите лапки в стороны и пойте вместе со мной громко-громко, долго-долго: а-а-а. А теперь лапки опустите и шепотом скажите, коротко-коротко: а, а, а. У кого лучше всех получается?" Задания   для   родителей

1.  Во время чтения вместе с ребенком длительно тяните звук "а", изображая голосом разной высоты и громкости зверьков. Это обеспечит интерес ребенка к многократным повторениям.

2.  Такие упражнения проведите со всеми последующими звуками: "у", "и", "о".

  • Предложите детям назвать свои игрушки, знакомые предметы (или предметные картинки). Допустимы искажения и замещения звуков.
  • Предложите повторить за логопедом названия предметных картинок. Можно организовать игру в лото. Логопед четко, утрированно произносит ударные гласные в словах. Дети произносят слова как могут, произношение гласных а, о, у, и (под ударением) желательно затем отработать.

а: Аня, Алик, Катя, Тата, шарик, сани, тапки, шапка, палка, мак, зайка, рак, мальчик, пальчик, чашка.

о: Оля, Коля, Зоя, ослик, домик, боты, козлик, ротик, котик, носик, ложка, кошка, лодка.

у: утка, муха, кубик, туфли, уши, зубы, губы.

и: Дима, киса, Инна, гриб, липа, Зина, Нина.

  • Попробуйте вызвать у детей двухсложные предложения с помощью соединения слов: «где», «дай», «на», «вот», «тут» и произносимых слов.

Где мячик? Где мя?") — Вот мячик ("оть ати"). Где машина? Где сина?") — Вот машина ("оть сина"). Дай машину ("дя сина", "дя си"). Дай кису ("дя ки", "дай кс", "дя кс").

  • Научить ребенка выражать свои желания словесно:

дай пить ("дя пи")            хочу пить ("атю пи")

дай еще ("дя исе")             хочу гулять ("атю гуя")

мама, идем ("мама дем")   идем гулять ("де гуя") идем домой  ("де амо")

В итоге логопедической работы на этом этапе формирования устной речи дети должны научиться в пассиве соотносить предметы и действия с их словесным обозначением. Пассивный словарь должен состоять из названий предметов, которые ребенок часто видит; действий, которые совершает сам или их совершают знакомые ему лица; некоторых своих состояний (холодно, тепло, жарко). У детей должна появиться потребность подражать слову взрослого. Словесная подражательная деятельность может проявляться в любых рече-звуковых выражениях, без коррекции их со стороны взрослого.

Учитель-логопед Зырянова Т.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль - один из важных этапов методической работы в ДОУ

качество и эффективность контроля, система контроля в ДОУ, алгоритм и организация контроля в соответствии с ФГОС ДО...

Презентация на тему: "Использование эффективных методов и приемов в работе с неговорящими детьми, с детьми с ОВЗ"

Представлен опыт работы в современных условиях с новым контингентом детей, имеющих сложные речевые нарушения....

Презентация опыта работы по теме " Личный речевой альбом как форма работы с неговорящими детьми"

Данный опыт работы представлен на районном методическом объединении по образовательной области "Речевое развитие"...

Использование картинок-символов в работе с " неговорящими" детьми. Методическая разработка по стимуляции речевого развития "неговорящих" детей младшего и среднего возраста. Из опыта работы логопеда-дефектолога.

    В материале представлены рекомендации из практики логопеда-деффектолога по работе с "неговорящими" детьми с использованием картинок-символов, развивающих воображение, по...

Авторские тексты для активизации речевого подражания. Помощь педагогам и родителям.

Речевой материал для работы с неговорящими детьми: " Игры на коленках". "Игры с ложечкой". "Игры на развитие чувства ритма. Уточнение произношения сохранных звуков"...

Речевое развитие детей в партнерстве с родителями. (Как работать с неговорящими детьми)

Речевое развитие детей в партнерстве с родителями. Запуск речи у неговорящих детей и развитие речи – это сложная многоплановая работа, большая часть которой осуществляется под руководством ...