Контроль - один из важных этапов методической работы в ДОУ
методическая разработка по теме
качество и эффективность контроля, система контроля в ДОУ, алгоритм и организация контроля в соответствии с ФГОС ДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 19.04 КБ |
algoritm_osushch._kontrolya.doc | 46 КБ |
tematicheskiy_kontrol.doc | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Контроль в ДОУ
Одной из функций руководителя и старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения является осуществление контроля и анализа воспитательно-образовательной работы с детьми. С контроля начинается управленческий цикл, чтобы определить состояние работы и наметить задачи на будущее. Задачи реализуются через систему мероприятий, а затем необходимо снова проанализировать уровень работы, но уже на качественно новом витке деятельности дошкольного учреждения. Тематическая проверка - одна из форм контроля.
Главным предметам тематического контроля является определение наличия системы занятий и других воспитательных мероприятий, направленных на реализацию программы, воспитания и развитие ребенка. Содержанием тематического контроля является изучение состояния воспитательно-образовательной работы с детьми по данной проблеме.
Определяя тематику контроля, необходимо, прежде всего, учесть основные направления работы дошкольного учреждения в текущем учебном году и сформулировать в соответствии с этим цели тематических проверок. Например, если педагоги поставили перед собой задачу снижения заболеваемости детей путем внедрения здоровьесберегающих технологий, целью тематического контроля должно стать выявление результативности этой работы и определение степени овладения педагогами технологией сохранения здоровья детей.
Тематику контроля могут определить результаты оперативного контроля. Если в результате этого были выявлены определенные недостатки (например, у детей отмечаются слабые культурно-гигиенические навыки в процессе еды), целью тематической проверки может быть выполнение программы по этому вопросу. В процессе проверки будет проанализирована система педагогических воздействий, направленная на формирование навыков самообслуживания, уровень педагогического мастерства воспитателя и т.д., что поможет определить причины отсутствия у детей устойчивых навыков и наметить систему оказания помощи педагогам для дальнейшего совершенствования работы.
Тематическая проверка также может быть посвящена изучению внедрения материалов семинара, проведенного в дошкольном учреждении, внедрению педагогами передового педагогического опыта или новых педагогических технологий и т.д.
Формулировка цели тематической проверки должна быть достаточно конкретной и отражать суть проблемы: например, изучая состояние работы по изобразительной деятельности и конкретно одного из ее разделов, цель тематической проверки может быть достаточно простой — выполнение программы по рисованию. Она может быть и несколько сужена: выполнение программы по декоративному рисованию. Когда педагогический коллектив способен добиться реализации программы на достаточно высоком уровне, цель проверки также отражает более глубокие аспекты проблемы:
· развитие творческих способностей детей в процессе рисования на занятиях и в повседневной жизни;
· внедрение новых педагогических технологий в обучении рисованию старших дошкольников и т.д.
Определив цель и приступая к тематической проверке, необходимо составить план ее проведения, который включает:
· изучение знаний, умений и навыков детей (ЗУН), что позволит выявить степень овладения ими программой;
· определение знаний, умения и навыков педагогов по данной проблеме, что поможет выявить уровень педагогического мастерства воспитателей и, возможно, определить причины их неудач в формировании ЗУН детей, воспитании у них определенных качеств, в их развитии,
· состояние планирования, анализ которого позволит определить наличие или отсутствие системы работы по проблеме, что также может являться причиной слабого овладения детьми программой;
· анализ условий для осуществления работы по теме, наличие или отсутствие которых может способствовать или мешать реализации программы, формированию устойчивых знаний или навыков, анализ взаимодействия педагогов с родителями, без которого картина педагогического воздействия будет неполной.
Исходя из цели, отбирается содержание, т.е. что должны знать или уметь дети и что должен проанализировать старший воспитатель в ходе проверки, например: формы организации двигательной деятельности, методика их проведения, двигательная активность в организованной и самостоятельной деятельности, отношение детей и родителей к этой деятельности и т.д. (или счет в пределах 20, отсчитывание по образцу и названному числу, определение равенства в группах разных предметов).
Содержание определяет формы организации детской деятельности, через которые можно увидеть содержание, реализующее поставленную цель. Например, двигательную активность в течение дня нужно посмотреть на физкультурном и других занятиях, во время утренней гимнастики, а также в повседневной жизни в течение всего дня; для тематической проверки по рисованию также следует увидеть занятия, индивидуальную работу с детьми, организацию самостоятельной деятельности, работу на прогулке по расширению представлений об окружающем для последующего рисования и т.д.
Содержание и формы организации детской деятельности диктуют методы контроля:
1. Наблюдение педагогического процесса.
При наблюдении педагогического процесса необходимо определить цель, которая должна способствовать реализации основного содержания плана тематической проверки, а также может быть связана с наличием сложных задач, слабо решаемых в ДОУ.
При подготовке к наблюдению важно четко определить, что нужно посмотреть, что должен проанализировать старший воспитатель, и выработать экономичную форму фиксации наблюдения. Предлагаемые унифицированные блок-схемы анализа занятия, воспитетельно - образовательного процесса во второй половине дня, прогулки помогут начинающим старшим воспитателям правильно осуществить эту работу .
В ходе наблюдения не рекомендуется делать замечания педагогу, однако беседы с детьми, просмотр их работ в ходе занятия будут способствовать получению более полной картины организации и результативности просмотренного.
После наблюдения проводится анализ его с воспитателем, цель которого - показать педагогу, насколько целесообразно построена его работа. Начать лучше с выяснения непонятных моментов, а затем предложить педагогу проанализировать свою работу с позиции поставленных им целей и задач, а также проанализировать соответствие ЗУН детей требованиям программы, и только после этого предложить свой анализ.
2. Итоговые занятия
Цель их проведения - оценка уровня выполнения программы на начало, середину и конец года для дополнения результатов наблюдения педагогического процесса. Итоговые занятия проводятся в ходе тематических проверок, а также в тех случаях, когда руководителя беспокоит состояние работы по какому-либо разделу, при проверке реализации предложений тематического контроля, конечного результата работы по определенному разделу программы, время которого четко определено (например, в конце года в подготовительной группе, целесообразно проверить умение детей составлять и решать арифметические задачи).
Содержание итогового занятия разрабатывается старшим воспитателем, причем в содержание включается только выполнение какой-либо одной программной задачи определенного раздела программы, но не группой в целом, а каждым ребенком. С этой целью на эту программную задачу подбирается несколько заданий и фиксируется, кто из детей отвечал вообще и кто ответил правильно. Унифицированный блок-схема для записи наблюдения итогового занятия также прилагается .
3. Проверка календарных планов Проверка планов также проводится в ходе тематической проверки, но может осуществляться и как самостоятельный метод контроля. В этом случае она проводится только по конкретным темам, а не вообще как проверка плана в целом, причем за период не менее двух недель. Целесообразно делать сравнительный анализ планов нескольких групп одного возраста. Возможно использование взаимоконтроля и самоанализа плана по предложенным воспитателям вопросам. Фиксировать результаты удобнее в блок-схемах, которые специально разрабатываются старшим воспитателем в зависимости от цели проверки.
4. Беседы с детьми
Это один из методов выявления уровня знаний детей группы и каждого ребенка в отдельности, особенно тех детей, которые мало проявляют себя на занятиях. Целесообразно иметь перечень вопросов по разным темам в соответствии с программой, на разные периоды учебного года (начало, середина, конец). Полезно внести их в картотеку, тогда ими можно пользоваться более динамично. Беседы проводятся старшим воспитателем в группе в присутствии воспитателя, ответы фиксируются в блок-схеме, причем при наличии картотеки их можно не записывать, указав только номер карточки и вопроса.
5. Анализ детских работ
Для создания полной картины реализации программы по изобразительной деятельности анализ детских работ целесообразно проводить не реже одного раза в квартал, а также при просмотре занятия по изобразительной деятельности, тематической и фронтальной проверках.
Прежде всего, необходимо уточнить, какими навыками и приемами работы должны владеть дети на данный отрезок времени, соотнести с программным содержанием конкретного занятия, а затем, проанализировав все работы, отметить, сколько детей выполнили и сколько не выполнили программное содержание по каждому пункту, сколько детей выполнили его полностью с позиции изобразительных и технических задач - изображение цвета, формы, величины, строения предмета, передача композиции, движения, соотношение по величине, колорит и т.д.
Таковы основные методы контроля, применяемые при проведении тематических проверок и как самостоятельные методы в процессе изучения состояния работы в группах.
С целью развития творческого потенциала педагогов дошкольного учреждения целесообразно привлекать их к участию в тематических проверках в качестве экспертов, поручая осуществить отдельные методы контроля, - например, анализ или самоанализ планов воспитательно-образовательной работы с детьми по данной проблеме, анализ взаимодействия в работе воспитателя и педагога-предметника. Очень важно дать возможность педагогу самостоятельно сделать вывод об уровне работы, для чего предоставить ему необходимые вопросники для анализа, диагностические карты и т.п. К участию в проверке привлекается медицинский персонал, а также родительская общественность, для которых также необходимо подготовить соответствующий пакет материалов и провести инструктаж.
Результаты тематического контроля удобно фиксировать в блок-схемах, предлагаемых в приложениях. Общие итоги тематической проверки могут быть оформлены в виде справки, обсуждаемой впоследствии на педсовете. Заведующая или старший воспитатель могут выступить на педсовете непосредственно по полученным в ходе проверки результатам, зафиксированным в блок-схемах или в общем блоке .
В любом случае основные вопросы выступления должны быть занесены в протокол педсовета. Основным содержанием справки или выступления на педсовете по итогам тематической проверки должно стать состояние работы по проблеме, сформулированной в цели тематической проверки, и помимо успехов в реализации проблемы отражать недостатки и давать анализ их причин.
На основании выявленных в ходе проверки причин недостатков педсоветом принимаются конкретные решения, направленные на их устранение. Практика работы показала, что основных причин недостатков в реализации программы может быть пять. В зависимости от этого и формулируются решения педсовета.
· если причиной недостатков являются отсутствие необходимых условий, в решение педсовета вносится пункт об их создании;
· при слабом владении педагогами методикой работы по проблеме необходимо предусмотреть систему оказания помощи педагогам по овладению этой методикой;
· недостаток знаний о современных подходах к решению проблемы, новых приемах и педагогических технологиях возможно компенсировать через соответствующие семинары, открытые просмотры и другие формы оказания помощи;
· при отсутствии системы работы в решении педсовета необходимо предусмотреть мероприятия по овладению педагогами этой системой через проведение семинаров, составление перспективных планов работы по теме и т.д.;
· если педагоги недобросовестно относятся к своим обязанностям (знают методику, умеют осуществлять педагогический процесс, но не делают этого) в решение педсовета целесообразно включить пункт о проведении повторного контроля. Кроме этого руководитель вправе принять и другие управленческие решения.
Предварительный просмотр:
Алгоритм организации контроля в ДОУ №
Алгоритм подготовки административного контроля:
1. Педагог определяет свои затруднения в педагогической деятельности со старшим воспитателем.
2. Представляет на утверждение тематические планы работы с детьми.
3. Согласовывает с администрацией план-график контроля.
Алгоритм подготовки взаимоконтроля:
1. Педагог выбирает наставника или напарника, временное творческое объединение для совместной деятельности по взаимоанализу.
2. Эти коллеги составляют план-график взаимоконтроля, определяют сроки, цели (проблему, поиск путей ее решения).
3. Выбирают направление методической работы.
Алгоритм осуществления контроля в режиме индивидуальной помощи:
1. Диагностика проблем.
2. Совместный поиск причин и способов разрешения проблем.
3. Планирование совместной деятельности педагога и старшего воспитателя, направленной на решение проблемы.
4. Активная деятельность педагога, направленная на решение поставленной задачи, с опорой на консультативную деятельность старшего воспитателя.
5. Анализ результатов совместной деятельности педагога и старшего воспитателя и обсуждение полученных результатов.
Принципиальное отличие педагогической деятельности в режиме индивидуальной поддержки от авторитарных методов управления работой воспитателя заключается в том, что проблема обозначается и в целом решается самим педагогом при опосредованном участии старшего воспитателя.
Чтобы оказать педагогу необходимую поддержку, старшему воспитателю необходимо знать основы психологии личности и верить в успех каждого члена педагогического коллектива. Это позволит ему быть тактичным в своих действиях.
Алгоритм подготовки и осуществления самоконтроля:
1. Педагог предоставляет старшему воспитателю график своих открытых просмотров.
2. Определяет и указывает в «Личностном паспорте» направление методической работы, сроки, формы подведения итогов.
Педагоги, выходящие на самоконтроль и взаимоконтроль, получают право:
— экспериментировать с учебными программами;
— руководить проблемными семинарами;
— участвовать в работе научно-методического совета (аналитического);
— иметь приоритет при аттестации на уровне профессиональной категории;
— получать персональные надбавки к заработной плате.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Лист самоанализа педагогической деятельности
Педагог ___________________________________________________________
Дата
Чем удовлетворена
Что в следующий раз сделаю по-другому
Личностный паспорт
Ф.И.О. ___________________________________________________________________
Должность __________________________________________________________________
Аттестация __________________________________________________________________
Квалификация _______________________________________________________________
Приемлемая для Вас форма контроля (самоконтроль, взаимоконтроль,
административный, индивидуальный).
___________________________________________________________________
Ваши трудности в педагогической деятельности _________________________
___________________________________________________________________
Чья помощь Вам нужна? _____________________________________________
___________________________________________________________________
Что Вы планируете улучшить, развить в своей педагогической деятельности? ___________________________________________________________________
Направление Вашей методической работы: ___________________________________________________________________
Укажите темы открытых просмотров педагогического процесса: _______
__________________________________________________________________
Укажите темы занятий, формы организации педагогического процесса,
которые Вы хотели бы посетить у коллег:
___________________________________________________________________
Планы будущего года: __________________________________________
_________________________________________________________________
Принять участие ______________________________________________________________
_________________________________________________________________
Провести ___________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Изучить __________________________________________________________________
ПЛАНИРОВАНИЕ КОНТРОЛЯ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ Октябрь, 2004-2005 учебный год
Контролируемые вопросы
а) наличие планов;
б) качество планов (мотивация и разнообразие деятельности детей на занятии)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ Ноябрь, 2004-2005 учебный год
Контролируемые вопросы
а) игровые методы и приемы в процессе обучения дошкольников (наблюдение практической деятельности);
б) мотивация учебной деятельности дошкольников (наблюдение практической деятельности);
в) качество планирования образовательной деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ Декабрь, 2004-2005 учебный год
Контролируемые вопросы
а) качество изготовления и эффективность использования наглядного и раздаточного материалов;
б) соответствие развивающей среды изучаемым темам (организация самообучения)
в) качество проведения итоговых мероприятий.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ Январь, 2004-2005 учебный год
Контролируемые вопросы
а) анализ результативности образовательной деятельности за первое полугодие;
б) формы ознакомления родителей с достижениями детей в первом полугодии;
в) изучение рейтинга предметов.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ Апрель, 2004-2005 учебный год
Контролируемые вопросы
а) анализ результативности образовательной деятельности за второе полугодие;
б) сравнительный анализ достижений детей разных возрастных групп по изучаемым предметам.
ЦЕЛЕВОЙ КОНТРОЛЬ Ноябрь, 2004-2005 учебный год
Контролируемые вопросы
а) выполнение санитарно-гигиенических требований к организации учебных занятий;
б) осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения на занятиях
ЦЕЛЕВОЙ КОНТРОЛЬ Ноябрь, 2004-2005 учебный год
Контролируемые вопросы
а) соответствие подобранных диагностических методик возрастному периоду развития детей;
в) учет индивидуальных особенностей детей.
ЦЕЛЕВОЙ КОНТРОЛЬ Декабрь, 2004-2005 учебный год
Контролируемые вопросы
а) выполнение требований к процедуре диагностирования.
ЦЕЛЕВОЙ КОНТРОЛЬ Апрель, 2004-2005 учебный год
Контролируемые вопросы
а) выполнение требований к процедуре диагностирования.
МОНИТОРИНГ Декабрь, 2004-2005 учебный год
Контролируемые вопросы
а) изучение качества диагностических мероприятий (контрольный срез)
б) соотнесение результатов педагогической диагностики и контрольных срезов;
в) соотнесение результатов педагогической и психологической диагностик
МОНИТОРИНГ Апрель, май 2004-2005 учебный год
Контролируемые вопросы
а) изучение качества диагностических мероприятий (контрольный срез)
б) соотнесение результатов педагогической диагностики и контрольных срезов;
в) соотнесение результатов педагогической и психологической диагностик
ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ Сентябрь, 2004-2005 учебный год
Контролируемые вопросы
а) собеседование с педагогами по планированию образовательной деятельности;
б) обсуждение приемов мотивации учебной деятельности дошкольников;
в) осуществление личностно-ориентированного подхода в заданиях на дом.
ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ декабрь, 2004-2005 учебный год
Контролируемые вопросы
а) собеседование с педагогами по проведению экскурсий в каникулярные дни;
б) обсуждение сценариев развлекательных программ в каникулярное время;
в) индивидуальная работа с детьми, требующими особого внимания педагогов (одаренные дети и дети с замедленным темпом усвоения учебного материала).
ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ Апрель, 2004-2005 учебный год
Контролируемые вопросы
а) собеседование с педагогами по процедуре педагогической диагностики;
б) обсуждение сюжета выпускного бала.
Предварительный просмотр:
ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
- Название тематического контроля
Цель
Сроки проведения
- План тематического контроля.
- Анализ знаний, умений, навыков, уровень развития, воспитанности.
- Оценка профессиональных умений педагогов.
- Система планирования деятельности.
- Создание условий.
- Взаимодействие с родителями воспитанников по данной проблеме.
- Рабочие материалы тематического контроля.
- диагностические карты;
- перечень вопросов к собеседованию; анкеты, опросник для оценки, самооценки; карта анализа занятия;
- карта проверки плана;
- протокол обследования предметно-развивающей среды;
- анкеты, перечень вопросов для собеседования.
- Аналитический блок
4.1. Оценка уровня знаний и умений у детей в разных воз растных группах.
4.2. Выяснение причин.
4.2.1 Уровень профессионализма воспитателей.
4.2.2. Создание условий.
4.2.3. Планирование воспитательно-образовательной ра боты по данной теме.
4.2.4. Взаимодействие с родителями.
4.3. Выводы:
4.4. Рекомендации по регулированию и коррекции воспи тательно-образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение грамоте - один из важных этапов перехода к разумному чтению.
Опыт работы по подготовке детей к обучению грамоте....
Cоциализация общения-как один из важнейших компонентов вхождения ребенка в общество
В данной работе представлены условия и истоки успешной социализации ребенка дошкольника,актуальность тесного взаимодействия семьи с ДОУ.Представлены основные направления,по которым должен работать пед...
Консультация для воспитателей "Развитие словаря ребенка - один из важнейших показателей интегративных качеств дошкольника"
В материале изложена проблема развития лексико-грамматических категорий дошкольников в новейших условиях внедрения ФГОС. Даны нормативы развития лексико-грамматического строя детей от 0 до 7 лет...
Здоровье-один из важнейших компонентов человеческого счастья
"Здоровье — это главная ценность жизни, оно занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека. Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий ус...
Развитие мелкой моторики-один из важнейших моментов речевого развития ребёнка-дошкольника.
Вызвать интерес к заданиям, способствующим развитию мелкой моторики, стимулирующим речевое развитие ребёнка. Познакомить детей с разнообразными пальчиковыми играми, способствовать подготовке руки ребё...
Речевая готовность к школьному обучению - один из важнейших итогов развития ребенка в первые семь лет его жизни.
Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение реб...
Игра – один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста
Игра – один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста...