Контроль - один из важных этапов методической работы в ДОУ
методическая разработка по теме

Друшлякова Елена Павловна

качество и эффективность контроля, система контроля в ДОУ, алгоритм и организация контроля в соответствии с ФГОС ДО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контроль в ДОУ

Одной из функций руководителя и старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения является осуществление контроля и анализа воспитательно-образовательной работы с детьми. С контроля начинается управленческий цикл, чтобы определить состояние работы и наметить задачи на будущее. Задачи реализуются через систему мероприятий, а затем необходимо снова проанализировать уровень работы, но уже на качественно новом витке деятельности дошкольного учреждения. Тематическая проверка - одна из форм контроля.

Главным предметам тематического контроля является определение наличия системы занятий и других воспитательных мероприятий, направленных на реализацию программы, воспитания и развитие ребенка. Содержанием тематического контроля является изучение состояния воспитательно-образовательной работы с детьми по данной проблеме.

Определяя тематику контроля, необходимо, прежде всего, учесть основные направления работы дошкольного учреждения в текущем учебном году и сформулировать в соответствии с этим цели тематических проверок. Например, если педагоги поставили перед собой задачу снижения заболеваемости детей путем внедрения  здоровьесберегающих технологий, целью тематического контроля должно стать выявление результативности этой работы и определение степени овладения педагогами технологией сохранения здоровья детей.

Тематику контроля могут определить результаты оперативного контроля. Если в результате этого были выявлены определенные недостатки (например, у детей отмечаются слабые культурно-гигиенические навыки в процессе еды), целью тематической проверки может быть выполнение программы по этому вопросу. В процессе проверки будет проанализирована система педагогических воздействий, направленная на формирование навыков самообслуживания, уровень педагогического мастерства воспитателя и т.д., что поможет определить причины отсутствия у детей устойчивых навыков и наметить систему оказания помощи педагогам для дальнейшего совершенствования работы.

Тематическая проверка также может быть посвящена изучению внедрения материалов семинара, проведенного в дошкольном учреждении, внедрению педагогами передового педагогического опыта или новых педагогических технологий и т.д.

Формулировка цели тематической проверки должна быть достаточно конкретной и отражать суть проблемы: например, изучая состояние работы по изобразительной деятельности и конкретно одного из ее разделов, цель тематической проверки может быть достаточно простой — выполнение программы по рисованию. Она может быть и несколько сужена: выполнение программы по декоративному рисованию. Когда педагогический коллектив способен добиться реализации программы на достаточно высоком уровне, цель проверки также отражает более глубокие аспекты проблемы:

·        развитие творческих способностей детей в процессе рисования на занятиях и в повседневной жизни;

·        внедрение новых педагогических технологий в обучении рисованию старших дошкольников и т.д.

Определив цель и приступая к тематической проверке, необходимо составить план ее проведения, который включает:

·        изучение знаний, умений и навыков детей (ЗУН), что позволит выявить степень овладения ими программой;

·        определение знаний, умения и навыков педагогов по данной проблеме, что поможет выявить уровень педагогического мастерства воспитателей и, возможно, определить причины их неудач в формировании ЗУН детей, воспитании у них определенных качеств, в их развитии,

·        состояние планирования, анализ которого позволит определить наличие или отсутствие системы работы по проблеме, что также может являться причиной слабого овладения детьми программой;

·        анализ условий для осуществления работы по теме, наличие или отсутствие которых может способствовать или мешать реализации программы, формированию устойчивых знаний или навыков, анализ взаимодействия педагогов с родителями, без которого картина педагогического воздействия будет неполной.

Исходя из цели, отбирается  содержание, т.е. что должны знать или уметь дети и что должен проанализировать старший воспитатель в ходе проверки, например: формы организации двигательной деятельности, методика их проведения, двигательная активность в организованной и самостоятельной деятельности, отношение детей и родителей к этой деятельности и т.д. (или счет в пределах 20, отсчитывание по образцу и названному числу, определение равенства в группах разных предметов).

Содержание определяет формы организации детской деятельности, через которые можно увидеть содержание, реализующее поставленную цель. Например, двигательную активность в течение дня нужно посмотреть на физкультурном и других занятиях, во время утренней гимнастики, а также в повседневной жизни в течение всего дня; для тематической проверки по рисованию также следует увидеть занятия, индивидуальную работу с детьми, организацию самостоятельной деятельности, работу на прогулке по расширению представлений об окружающем для последующего рисования и т.д.

Содержание и формы организации детской деятельности диктуют методы контроля:

1.       Наблюдение педагогического процесса.

При наблюдении педагогического процесса необходимо определить цель, которая должна способствовать реализации основного содержания плана тематической проверки, а также может быть связана с наличием сложных задач, слабо решаемых в ДОУ.

При подготовке к наблюдению важно четко определить, что нужно посмотреть, что должен проанализировать старший воспитатель, и выработать экономичную форму фиксации наблюдения. Предлагаемые унифицированные блок-схемы анализа занятия, воспитетельно - образовательного процесса во второй половине дня, прогулки помогут начинающим старшим воспитателям правильно осуществить эту работу .

В ходе наблюдения не рекомендуется делать замечания педагогу, однако беседы с детьми, просмотр их работ в ходе занятия будут способствовать получению более полной картины организации и результативности просмотренного.

После наблюдения проводится анализ его с воспитателем, цель которого - показать педагогу, насколько целесообразно построена его работа. Начать лучше с выяснения непонятных моментов, а затем предложить педагогу проанализировать свою работу с позиции поставленных им целей и задач, а также проанализировать соответствие ЗУН детей требованиям программы, и только после этого предложить свой анализ.

 2. Итоговые занятия

Цель их проведения - оценка уровня выполнения программы на начало, середину и конец года для дополнения результатов наблюдения педагогического процесса. Итоговые занятия проводятся в ходе тематических проверок, а также в тех случаях, когда руководителя беспокоит состояние работы по какому-либо разделу, при проверке реализации предложений тематического контроля, конечного результата работы по определенному разделу программы, время которого четко определено (например, в конце года в подготовительной группе, целесообразно проверить умение детей составлять и решать арифметические задачи).

Содержание итогового занятия разрабатывается старшим воспитателем, причем в содержание включается только выполнение какой-либо одной программной задачи определенного раздела программы, но не группой в целом, а каждым ребенком. С этой целью на эту программную задачу подбирается несколько заданий и фиксируется, кто из детей отвечал вообще и кто ответил правильно. Унифицированный блок-схема для записи наблюдения итогового занятия также прилагается .

3. Проверка календарных планов  Проверка планов также проводится в ходе тематической проверки, но может осуществляться и как самостоятельный метод контроля. В этом случае она проводится только по конкретным темам, а не вообще как проверка плана в целом, причем за период не менее двух недель. Целесообразно делать сравнительный анализ планов нескольких групп одного возраста. Возможно использование взаимоконтроля и самоанализа плана по предложенным воспитателям вопросам. Фиксировать результаты удобнее в блок-схемах, которые специально разрабатываются старшим воспитателем в зависимости от цели проверки.

4. Беседы с детьми

Это один из методов выявления уровня знаний детей группы и каждого ребенка в отдельности, особенно тех детей, которые мало проявляют себя на занятиях. Целесообразно иметь перечень вопросов по разным темам в соответствии с программой, на разные периоды учебного года (начало, середина, конец). Полезно внести их в картотеку, тогда ими можно пользоваться более динамично. Беседы проводятся старшим воспитателем в группе в присутствии воспитателя, ответы фиксируются в блок-схеме, причем при наличии картотеки их можно не записывать, указав только номер карточки и вопроса.

5. Анализ детских работ

Для создания полной картины реализации программы по изобразительной деятельности анализ детских работ целесообразно проводить не реже одного раза в квартал, а также при просмотре занятия по изобразительной деятельности, тематической и фронтальной проверках.

Прежде всего, необходимо уточнить, какими навыками и приемами работы должны владеть дети на данный отрезок времени, соотнести с программным содержанием конкретного занятия, а затем, проанализировав все работы, отметить, сколько детей выполнили и сколько не выполнили программное содержание по каждому пункту, сколько детей выполнили его полностью с позиции изобразительных и технических задач - изображение цвета, формы, величины, строения предмета, передача композиции, движения, соотношение по величине, колорит и т.д.

Таковы основные методы контроля, применяемые при проведении тематических проверок и как самостоятельные методы в процессе изучения состояния работы в группах.

С целью развития творческого потенциала педагогов дошкольного учреждения целесообразно привлекать их к участию в тематических проверках в качестве экспертов, поручая осуществить отдельные методы контроля, - например, анализ или самоанализ планов воспитательно-образовательной работы с детьми по данной проблеме, анализ взаимодействия в работе воспитателя и педагога-предметника. Очень важно дать возможность педагогу самостоятельно сделать вывод об уровне работы, для чего предоставить ему необходимые вопросники для анализа, диагностические карты и т.п. К участию в проверке привлекается медицинский персонал, а также родительская общественность, для которых также необходимо подготовить соответствующий пакет материалов и провести инструктаж.

Результаты тематического контроля удобно фиксировать в блок-схемах, предлагаемых в приложениях. Общие итоги тематической проверки могут быть оформлены в виде справки, обсуждаемой впоследствии на педсовете. Заведующая или старший воспитатель могут выступить на педсовете непосредственно по полученным в ходе проверки результатам, зафиксированным в блок-схемах или в общем блоке .

В любом случае основные вопросы выступления должны быть занесены в протокол педсовета. Основным содержанием справки или выступления на педсовете по итогам тематической проверки должно стать состояние работы по проблеме, сформулированной в цели тематической проверки, и помимо успехов в реализации проблемы отражать недостатки и давать анализ их причин.

На основании выявленных в ходе проверки причин недостатков педсоветом принимаются конкретные решения, направленные на их устранение. Практика работы показала, что основных причин недостатков в реализации программы может быть пять. В зависимости от этого и формулируются решения педсовета.

·        если причиной недостатков являются отсутствие необходимых условий, в решение педсовета вносится пункт об их создании;

·        при слабом владении педагогами методикой работы по проблеме необходимо предусмотреть систему оказания помощи педагогам по овладению этой методикой;

·        недостаток знаний о современных подходах к решению проблемы, новых приемах и педагогических технологиях возможно компенсировать через соответствующие семинары, открытые просмотры и другие формы оказания помощи;

·        при отсутствии системы работы в решении педсовета необходимо предусмотреть мероприятия по овладению педагогами этой системой через проведение семинаров, составление перспективных планов работы по теме и т.д.;

·        если педагоги недобросовестно относятся к своим обязанностям (знают методику, умеют осуществлять педагогический процесс, но не делают этого) в решение педсовета целесообразно включить пункт о проведении повторного контроля. Кроме этого руководитель вправе принять и другие управленческие решения.



Предварительный просмотр:

Алгоритм организации контроля в ДОУ №

Алгоритм подготовки административного контроля:

1. Педагог определяет свои затруднения в педагогической деятельности со старшим воспитателем.

2. Представляет на утверждение тематические планы работы с детьми.

3. Согласовывает с администрацией план-график контроля.

Алгоритм подготовки взаимоконтроля:

1. Педагог выбирает наставника или напарника, временное творческое объединение для совместной деятельности по взаимоанализу.

2. Эти коллеги составляют план-график взаимоконтроля, определяют сроки, цели (проблему, поиск путей ее решения).

3. Выбирают направление методической работы.

Алгоритм осуществления контроля в режиме индивидуальной помощи:

1. Диагностика проблем.

2. Совместный поиск причин и способов разрешения проблем.

3. Планирование совместной деятельности педагога и старшего воспитателя, направленной на решение проблемы.

4. Активная деятельность педагога, направленная на решение поставленной задачи, с опорой на консультативную деятельность старшего воспитателя.

5. Анализ результатов совместной деятельности педагога и старшего воспитателя и обсуждение полученных результатов.

Принципиальное отличие педагогической деятельности в режиме индивидуальной поддержки от авторитарных методов управления работой воспитателя заключается в том, что проблема обозначается и в целом решается самим педагогом при опосредованном участии старшего воспитателя.

Чтобы оказать педагогу необходимую поддержку, старшему воспитателю необходимо знать основы психологии личности и верить в успех каждого члена педагогического коллектива. Это позволит ему быть тактичным в своих действиях.

Алгоритм подготовки и осуществления самоконтроля:

1. Педагог предоставляет старшему воспитателю график своих открытых просмотров.

2. Определяет и указывает в «Личностном паспорте» направление методической работы, сроки, формы подведения итогов.

Педагоги, выходящие на самоконтроль и взаимоконтроль, получают право:

— экспериментировать с учебными программами;

— руководить проблемными семинарами;

— участвовать в работе научно-методического совета (аналитического);

— иметь приоритет при аттестации на уровне профессиональной категории;

— получать персональные надбавки к заработной плате.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Лист самоанализа педагогической деятельности

Педагог ___________________________________________________________

Дата        

Чем удовлетворена        

Что в следующий раз сделаю по-другому

         

         

 

         

         

 

Личностный паспорт

Ф.И.О. ___________________________________________________________________

Должность __________________________________________________________________

Аттестация __________________________________________________________________

Квалификация _______________________________________________________________

Приемлемая для Вас форма контроля (самоконтроль, взаимоконтроль,

административный, индивидуальный).

___________________________________________________________________

Ваши трудности в педагогической деятельности _________________________

___________________________________________________________________

Чья помощь Вам нужна? _____________________________________________

___________________________________________________________________

Что Вы планируете улучшить, развить в своей педагогической деятельности? ___________________________________________________________________

Направление Вашей методической работы: ___________________________________________________________________

Укажите темы открытых просмотров педагогического процесса: _______

__________________________________________________________________

Укажите темы занятий, формы организации педагогического процесса,

которые Вы хотели бы посетить у коллег:

___________________________________________________________________

Планы будущего года: __________________________________________

_________________________________________________________________

Принять участие ______________________________________________________________

_________________________________________________________________

Провести ___________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Изучить __________________________________________________________________


ПЛАНИРОВАНИЕ КОНТРОЛЯ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ Октябрь, 2004-2005 учебный год

Контролируемые вопросы

а) наличие планов;

б) качество планов (мотивация и разнообразие деятельности детей на занятии)

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ Ноябрь, 2004-2005 учебный год

Контролируемые вопросы

а) игровые методы и приемы в процессе обучения дошкольников (наблюдение практической деятельности);

б) мотивация учебной деятельности дошкольников (наблюдение практической деятельности);

в) качество планирования образовательной деятельности.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ Декабрь, 2004-2005 учебный год

Контролируемые вопросы

а) качество изготовления и эффективность использования наглядного и раздаточного материалов;

б) соответствие развивающей среды изучаемым темам (организация самообучения)

в) качество проведения итоговых мероприятий.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ Январь, 2004-2005 учебный год

Контролируемые вопросы

а) анализ результативности образовательной деятельности за первое полугодие;

б) формы ознакомления родителей с достижениями детей в первом полугодии;

в) изучение рейтинга предметов.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ Апрель, 2004-2005 учебный год

Контролируемые вопросы

а) анализ результативности образовательной деятельности за второе полугодие;

б) сравнительный анализ достижений детей разных возрастных групп по изучаемым предметам.

ЦЕЛЕВОЙ КОНТРОЛЬ Ноябрь, 2004-2005 учебный год

Контролируемые вопросы

а) выполнение санитарно-гигиенических требований к организации учебных занятий;

б) осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения на занятиях

ЦЕЛЕВОЙ КОНТРОЛЬ Ноябрь, 2004-2005 учебный год

Контролируемые вопросы

а) соответствие подобранных диагностических методик возрастному периоду развития детей;

в) учет индивидуальных особенностей детей.

 

ЦЕЛЕВОЙ КОНТРОЛЬ Декабрь, 2004-2005 учебный год

Контролируемые вопросы

а) выполнение требований к процедуре диагностирования.

ЦЕЛЕВОЙ КОНТРОЛЬ Апрель, 2004-2005 учебный год

Контролируемые вопросы

а) выполнение требований к процедуре диагностирования.

МОНИТОРИНГ Декабрь, 2004-2005 учебный год

Контролируемые вопросы

а) изучение качества диагностических мероприятий (контрольный срез)

б) соотнесение результатов педагогической диагностики и контрольных срезов;

в) соотнесение результатов педагогической и психологической диагностик

МОНИТОРИНГ Апрель, май 2004-2005 учебный год

Контролируемые вопросы

а) изучение качества диагностических мероприятий (контрольный срез)

б) соотнесение результатов педагогической диагностики и контрольных срезов;

в) соотнесение результатов педагогической и психологической диагностик

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ Сентябрь, 2004-2005 учебный год

Контролируемые вопросы

а) собеседование с педагогами по планированию образовательной деятельности;

б) обсуждение приемов мотивации учебной деятельности дошкольников;

в) осуществление личностно-ориентированного подхода в заданиях на дом.

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ декабрь, 2004-2005 учебный год

Контролируемые вопросы

а) собеседование с педагогами по проведению экскурсий в каникулярные дни;

б) обсуждение сценариев развлекательных программ в каникулярное время;

в) индивидуальная работа с детьми, требующими особого внимания педагогов (одаренные дети и дети с замедленным темпом усвоения учебного материала).

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ Апрель, 2004-2005 учебный год

Контролируемые вопросы

а) собеседование с педагогами по процедуре педагогической диагностики;

б) обсуждение сюжета выпускного бала.



Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

  1. Название тематического контроля

Цель

   Сроки проведения

  1. План тематического контроля.
  1. Анализ знаний, умений, навыков, уровень развития, воспитанности.
  2. Оценка профессиональных умений педагогов.
  3. Система планирования деятельности.
  4. Создание условий.
  5. Взаимодействие с родителями воспитанников по данной проблеме.

  1. Рабочие материалы тематического контроля.
  1. диагностические карты;
  2. перечень вопросов к собеседованию; анкеты, опросник для оценки, самооценки; карта анализа занятия;
  3. карта проверки плана;
  4. протокол обследования предметно-развивающей среды;
  5. анкеты, перечень вопросов для собеседования.

  1. Аналитический блок

4.1. Оценка уровня знаний и умений у детей в разных воз растных группах.

4.2. Выяснение причин.

4.2.1 Уровень профессионализма воспитателей.

4.2.2. Создание условий.

4.2.3. Планирование воспитательно-образовательной ра боты по данной теме.

4.2.4. Взаимодействие с родителями.

4.3. Выводы:

4.4. Рекомендации по регулированию и коррекции воспи тательно-образовательного   процесса.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте - один из важных этапов перехода к разумному чтению.

Опыт работы по подготовке детей к обучению грамоте....

Cоциализация общения-как один из важнейших компонентов вхождения ребенка в общество

В данной работе представлены условия и истоки успешной социализации ребенка дошкольника,актуальность тесного взаимодействия семьи с ДОУ.Представлены основные направления,по которым должен работать пед...

Консультация для воспитателей "Развитие словаря ребенка - один из важнейших показателей интегративных качеств дошкольника"

В материале изложена проблема развития лексико-грамматических категорий дошкольников в новейших условиях внедрения ФГОС. Даны нормативы развития лексико-грамматического строя  детей от 0 до 7 лет...

Здоровье-один из важнейших компонентов человеческого счастья

"Здоровье — это главная ценность жизни, оно занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека. Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий ус...

Развитие мелкой моторики-один из важнейших моментов речевого развития ребёнка-дошкольника.

Вызвать интерес к заданиям, способствующим развитию мелкой моторики, стимулирующим речевое развитие ребёнка. Познакомить детей с разнообразными пальчиковыми играми, способствовать подготовке руки ребё...

Речевая готовность к школьному обучению - один из важнейших итогов развития ребенка в первые семь лет его жизни.

Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение реб...

Игра – один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста

Игра – один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста...