Презентация опыта работы по теме " Личный речевой альбом как форма работы с неговорящими детьми"
материал по коррекционной педагогике
Данный опыт работы представлен на районном методическом объединении по образовательной области "Речевое развитие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoy_albom.docx | 732.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Презентация опыта работы по теме
«Личный речевой альбом как форма работы с неговорящими детьми»
В настоящее время количество детей с тяжелыми нарушениями речи неуклонно растет. Также с каждым годом увеличивается количество неговорящих детей. Говоря о категории неговорящих детей, подразумеваются дети с ОНР I уровня речевого развития, моторной алалией. Работа с такими детьми достаточно длительна и кропотлива. Поэтому перед педагогом встает вопрос о подборе эффективных методик, технологий, приемов.
Работая с данной категорией детей, я опираюсь на методики таких авторов, как Т.Н. Новикова-Иванцова, Ж.А. Травкина, Т.В. Грузинова. Работая по озвученным методикам, вспомогательным средством в работе выбрала личный речевой альбом ребенка. Пример использования такого альбома я увидела на курсах повышения квалификации. Его представляла специалист центра «Даунсайд Ап» логопед Одинокова Галина Юрьевна. Она работает с детьми как с синдромом Дауна, так и с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Что представляет собой речевой альбом? Это своеобразное портфолио ребенка. Это скоросшиватель с файлами, который пополняется на каждом занятии. Особенность его заключается в том, что суть его определяется специалистом, в зависимости от поставленных задач, а оформляется ребенком самостоятельно. Таким образом, у каждого ребенка собирается свой личный, неповторимый альбом.
В зависимости от задач, которые ставит перед собой педагог, наполняемость альбома меняется. Работая с речевым альбомом, возможно реализовывать следующие задачи:
- Развитие понимания речи;
- Формирование коммуникативной функции речи;
- Формирование лексической стороны речи;
- Формирование грамматического строя речи;
- Формирование и развитие фонетико-фонематической системы речи;
- Развитие когнитивных предпосылок формирования речи (внимание, восприятие, память, мышление).
Важным направлением в работе с неговорящим ребенком является развитие фонетико-фонематических представлений, слоговой структуры слова. Эффективным приемом для их развития является работа с ритмическими рисунками. Педагог предъявляет ребенку ритмический рисунок, просит его воспроизвести разными способами: прохлопать, протопать, простучать. В своем речевом альбоме ребенок может сам создавать собственные ритмические рисунки и воспроизводить их.
Можно использовать речевой альбом для развития речевого дыхания, артикуляционной моторики. Например, ребенку предлагается приклеить в альбом блюдца, чашки, ручки чашек, соотнося их по цветам. Далее педагог просит представить, что в чашки налили горячий чай и его нужно остудить, подув на него. Выполняя данное задание, педагог реализует сразу несколько задач: развивает правильный, сильный выдох, параллельно обогащая словарь ребенка названиями цветов.
Работая с альбомом, можно уточнять такие понятия, как большой - маленький, один – много.
Очень важно учить ребенка использовать разнообразные звукоподражания. Используя речевой альбом, можно делать это в легкой игровой форме. Например, нарисовать тучу и попросить ребенка дорисовать капельки дождя. Одновременно с этим нужно стимулировать ребенка на подражание: кап-кап-кап.
Постепенно, по мере того, как ребенок овладевает новыми умениями, задания усложняются.
Для отработки слов первого типа слоговой структуры эффективно использовать разрезные картинки. Картинка разрезается на две части. Ребенок самостоятельно складывает ее и приклеивает. Две части картинки наглядно демонстрируют ребенку, что данное слово также состоит из двух частей.
После занятий ребенок забирает альбом домой, отрабатывая пройденное с родителями. Дети очень любят свои альбомы и гордятся ими. Чтобы они не теряли свою ценность, родителям рекомендуется не хранить его в открытом доступе, относится к нему аккуратно, подчеркивая ценность альбома.
Работая с речевым альбомом, отметила, что он позволяет добиваться следующих результатов:
1) Дети проявляют стойкий интерес к занятиям.
2) У детей отмечается положительная динамика в развитии всех сторон речи.
2) Развиваются творческие способности каждого ребенка.
3) Между педагогом и родителем устанавливается эффективное взаимодействие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация опыта работы на тему:"Развитие речевых навыков и коммуникативной активности посредством музыкально -литературных постановок"
В данной презентации обобщен опыт работы с детьми за трех летний период. Для меня этот раздел педагогической работы особенно дорог ,потому что музыка и литература в моей профессиональной ж...
Обобщение опыта работы по теме «Нетрадиционные формы организации физкультурно – оздоровительной работы с детьми и родителями»
В методическом материале представлен опыт работы по организации физкультурно - оздоровительной работы с детьми и родителями. Для нормального физического, психического и интеллектуального развития...
Презентация опыта работы по теме: «Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством театрально-игровой деятельности»
Опыт работы по развитию речи с помощью театральной деятельности....
Презентация опыта работы по теме: "Взаимопомощь между детьми с умственной отсталостью и детьми с РАС, как способ социализации в разновозрастных группах ДОУ".
Актуальность данной темы сложно умолить. Ведь каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Для усп...
Презентация опыта работы по теме: "Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (коррекция зрения)".
Презентация обобщение опыта работы с воспитанниками ДОУ с ОВЗ (корреция зрения)...
Обобщение опыта работы по теме: "Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (коррекция зрения)".
Обобщение опыта работы с воспитанниками ДОУ с ОВЗ (корреция зрения)...
Презентация опыта работы по теме «Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».
Презентация опыта работы по теме «Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»....