Использование картинок-символов в работе с " неговорящими" детьми. Методическая разработка по стимуляции речевого развития "неговорящих" детей младшего и среднего возраста. Из опыта работы логопеда-дефектолога.
методическая разработка по логопедии (младшая, средняя группа)
В материале представлены рекомендации из практики логопеда-деффектолога по работе с "неговорящими" детьми с использованием картинок-символов, развивающих воображение, побуждающих эксперементировать с символами и образами.
Может быть рекомендована для использования в работе логопедов, воспитателей, родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя группа). | 268.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему:
«Использование картинок-символов в работе
с неговорящими детьми».
У детей с нарушением речевого развития, как правило, имеются недостатки в развитии внимания и памяти, отмечается повышенная утомляемость.
Мышление детей в дошкольном возрасте преимущественно наглядно образное, и формируется поэтапно.
Поэтому в коррекционно-образовательной работе актуально применение зрительных опор. Тем более, что дети с общим недоразвитием речи нуждаются дополнительно в опоре на зрение и слух. Такой опорой и являются зрительные символы звуков. Символы, которые легко усваиваются, быстро запоминаются и ассоциируются с соответствующими звуками родного языка.
Часто дети с проблемами речевого развития проявляют речевой негативизм и их сложно привлечь к общению. Они отказываются выполнять вербальные задания такие как: «повтори», «произнеси со мной», « скажи, как умеешь». Дети не всегда соглашаются произнести звукоподражания (ко-ко, би-би, гав-гав), часто выполняют только невербальные задания или общаются жестами.
Для того чтобы «разговорить» ребенка, заставить использовать в «своей речи» звуки, применяется методика раннего ознакомления с буквами. На этом этапе ребенку не дается понятие «звук-буква», не ставится задача по обучению чтению. Буква выполняет образ звука, который надо произнести.
- Ребенку показываем букву, обращаем внимание на артикуляцию соответствующего звука;
- предлагаем картинный материал (символы звуков), который помогает ему узнавать и различать звуки,
- добавляем жесты.
Жестовый символ в сочетании со зрительным и слуховым образом создают дополнительную опору восприятию каждого изучаемого звука.
Эти задания развивают у ребенка внимание, память, слух, общую и мелкую моторику.
Изучаем звуки постепенно. Сначала ребенок знакомится с гласными звуками (А, О, У, И), так как эти звуки ему произнести проще. - Просим ребенка произнести звук (А), - обращаем внимание на артикуляцию ( широко открыт рот), совместно со взрослым подкрепляет звук жестом (разводит руки от груди изображая галочку),
- рассматриваем картинку-символ ( ), соотносим ее с буквой.
- Просим ребенка по жесту и артикуляции найти картинку-символ, соотнести ее с буквой
- Показываем букву и предлагаем подобрать картинку-символ (и наоборот), подкрепляя ее артикуляцией и жестом, как в игре «Найди пару».
Игра «Найди пару».
О - , У - , Э - .
-О ,- У, -Э.
Все задания подкрепляем жестом и артикуляцией.
Сразу стараемся учить ребенка составлять слоги, используя буквы и картинки-символы. Подбираем или рисуем картинку к составленному слогу.
АУ -
УА -
ИА -
После того как у ребёнка закрепится навык произношения гласных звуков и он научится узнавать их изображение (букву и картинку-символ), вводим согласные звуки
Б -
П-
Ф -
Сразу учим ребенка произносить слоги, составляем их из букв и картинок-символов, подкрепляем жестами и артикуляцией.
БА-
БО-
БУ-
Учим ребенка находить слог по картинке - схеме и на оборот, подбирать картинку-схему к слогу.
Предлагаем задания: - найди карточку с тем слогом , какой я показала (жестом и артикуляцией),
- просим ребенка жестом показать нужный слог, - игра « Парные картинки»,
- игра «Лото»,
- просим повторить нужный слог несколько раз.
Таким же образом знакомим с обратными слогами.
Составляем слова из выученных слогов, рисуем или подбираем картинку к слову.
БАБА--
Ребёнок учится воспринимать слово целиком, запоминает последовательность букв.
С помощью зрительных символов коррекционно-развивающее обучение у детей с общим недоразвитием речи приобретает творческий характер, индивидуализируется в соответствии с речевым дефектом ребенка. Детям становится интересно изучать звуки родного языка, эффективно и осознанно осваивать языковые и речевые умения, что позволяет в дальнейшем успешнее ощущать себя в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование приемов здоровьесберегающих технолгий в логоритмике" обобщение опыта работы в форме методической разработки
Один раз в неделю предлагаем проводить вместо утренней гимнастики логоритмическую разминку, которая включает в себя песенку-приветствие, маршировку и ходьбу разного вида, общеразвивающие упражнения, п...
методическая разработка : сценарий новогоднего утренника для младшего и среднего возраста
Новогодний утренник " Маша и Медведь встречают Новый год"...
Сообщение из опыта работы. Тема: «Инновационные технологии развития и изобразительного творчества детей младшего и среднего дошкольного возраста»
Сообщение из опыта работы. Тема: «Инновационные технологии развития и изобразительного творчества детей младшего и среднего дошкольного возраста»....
Статья на тему: «Приемы работы по развитию речи в режимных моментах с детьми среднего возраста» (из опыта работы).
Проблема развития речи является одной из актуальных. Необходимо содействовать речевому развитию ребенка в повседневной жизни: в режимных моментах, совместной деятельности воспитателя с детьми, в...
«Методическая разработка по формированию речевого развития у детей дошкольного возраста с использованием ТРИЗ технологии»
laquo;Методическая разработка по формированиюречевого развития у детей дошкольноговозраста с использованием ТРИЗ технологии»...
«Использование экологической игры в процессе речевого развития детей старшего дошкольного возраста» (представление опыта работы)
АктуальностьОбострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания.Сегодня вопрос развития речи д...
Методическая разработка "Технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя)"
Технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста(из опыта работы воспитателя) Культура здоровья, как часть общечеловеческой культуры представляет собо...