"Знакомство детей с календарно-обрядовыми праздниками"
консультация (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_1.docx | 632.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №15»
Консультация для воспитателей
«Знакомство детей с календарно-обрядовыми праздниками »
Подготовила
Соболева С.Ю.
Воспитатель
МБДОУ
Детский сад №15
Арзамас, 2018
Народный календарь – это стройная череда православных праздников и трудовых будней, обрядов, обычаев и примет, замкнутых в годовом круге, основанном на земледельческом календаре; историческая и культурная память, дневник народной жизни, многие страницы которого посвящены детям, их яркому, непосредственному творчеству.
Обращение к народному творчеству, детскому народному календарю на современном этапе служит средством передачи духовного опыта русского народа, традиций народной педагогики в воспитании новым поколениям.
Жизнь детей в современном обществе, особенно в городе, отличается дефицитом общения, как с взрослыми, так и со сверстниками. Зачастую общение с родителями сводится к минимуму, происходит замена эмоциональных контактов материальными ценностями. Живое общение с ребенком с помощью колыбельных, потешек, сказок, игр и т.д. вытеснено мультфильмами и компьютерными играми сомнительного воспитательного содержания, которые, зачастую, противопоказаны личности с еще не сформировавшимися нравственными устоями. Очень хочется, чтобы знакомство детей с народной культурой начиналось с того периода, когда они открыты для восприятия окружающего мира на эмоционально-чувственном уровне.
Забыты народные традиции, праздники, обряды, обычаи, определяющие мировоззрение человека, его отношение к окружающему миру, природе и имеющие неоценимое значение для воспитания полноценного гражданина страны (“это моя Земля, мой народ, моя культура, моя Родина, история, я сохраняю народную культуру, я – часть России”).
Синтез искусств приобретает особое значение в воспитании и образовании, т.к. придает целям и содержанию гуманистический и гуманитарный смысл, способствует возникновению новых возможностей и путей художественного освоения действительности, раскрытию способностей личности ребенка к самореализации его творческого потенциала.
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего.
Посредством знакомства с календарно-обрядовыми праздниками русского народа у детей воспитывается патриотизм и чувство нравственности, чувство национального самосознания.
Благодаря знакомству с календарно-обрядовыми праздниками русского народа у детей развивается интерес к устному народному творчеству, обычаям, обрядам, праздникам народного календаря;формируется умение создавать образы на основе музыкально-поэтического, обрядово-календарного устного фольклора; даются знания о множественности способов художественного отображения культурных традиций и произведений устного фольклора; активизируется способность к самостоятельному творческому решению найденного образа; собственному восприятию обрядово-календарного и устного народного творчества произведений русских писателей.
Необходимо довести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры.
Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Эта народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям.
Рассмотрим цикличность проведения календарно-обрядовых праздников в соответствии с возрастом воспитанников.
Зимние Святки | Рассказ воспитателя о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок (Рождество, Новый год). | старшая |
Масленица | Рассказ воспитателя о Масленице. Проведение русских народных игр «Горшки» или «Гори, гори ясно» | старшая |
Знакомство детей с масленичными песнями | Занятие первое. Рассказ воспитателя о праздновании первых двух дней Масленицы и пение песен, исполняемых в эти дни. Проведение русских народных игр «Водить коза» и «Летят – не летят». Занятие второе. Рассказ воспитателя о праздновании остальных дней Масленицы. Знакомство детей с песнями, которые пели в эти дни. Проведение русской народной игры «Горелки». | подготовительная |
Вербное воскресенье | Посещение «избы». Рассказ Хозяйки о празднование Вербного воскресенья и о вербе. Проведение русских народных игр «Ерыкалище», «Верба-вербочка», «Заря-заряница». Представление кукольного театра «Петрушка и солдат». Исполнение песни «Солнышко». | старшая |
Пасха | Занятие первое. Рассказ воспитателя о празднование Пасхи. Проведение русских народных игр «Верба-вербочка», «Солнышко-ведрышко». Знакомство с пасхальными песнями. Занятие второе. Рассказ воспитателя об обычае на Пасху обмениваться яйцами, о значении этого действия, о праздновании последнего дня пасхальной недели – Красной горки. Проведение русских народных игр с яйцами и «Прялица». | старшая |
Троица | Рассказ воспитателя о праздновании Троицы, об обрядах «завивания» березки, «кумления» и «проводов русалок». Проведение русских народных игр «Венок» и «В кресты», хоровода «Во поле березонька стояла». Исполнение песенки «Березынька». | Старшая, подготовительная |
Покров | Рассказ воспитателя о празднике Покров, народных приметах и об обычаях, с ним связанных. Отгадывание загадок, проведение русских народных игр «В углы», «Карусель». Исполнение песни «Я по рыночку ходила». | Старшая, подготовительная |
«Кузьминки – об осени одни поминки» | Рассказ Хозяйки о народных приметах и обычаях, связанных с днем Кузьмы и Демьяна. Разыгрывание содержания песен «Во кузнице», «Чики-чикалочки», «Ай, тари, тари, тари». Исполнение плясок, загадывание загадок. | Младшая, средняя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект"Знакомство детей с русским-народным праздником Кузминки"
Данный проект знакомит детей с русским народным праздником Кузминки. Позволяет детям немножко прикоснуться к истории нашего народа....
Знакомство детей с русскими народными праздниками и обрядами
Знакомим детей с МАСЛЕНИЦЕЙ. Описывается как народ праздновал каждый день недели. Обряды и традиции, народные игры, заклички....
Проект «Космос» — знакомство детей младшей группы с праздником День космонавтики.
Вид деятельности: проектнаяВозрастная группа: 1 младшаяТема проекта: 12 апреля – день космонавтики.Цель проекта: познакомить с праздником «день космонавтики», спо...
Цикл календарно - обрядовых народных праздников
Цикл календарно - обрядовых народных праздников...
Знакомство дошкольников с календарно-обрядовыми праздниками
Знакомство дошкольников с календарно-обрядовыми праздниками является, как развитию вышеназванных качеств, так и частью воспитани...
Знакомство дошкольников с календарно-обрядовыми праздниками
Знакомство дошкольников с календарно-обрядовыми праздниками является, как развитию вышеназванных качеств, так и частью воспитания у ни...
Проект «Праздничное колесо. Знакомство детей с весенними народными праздниками и традициями»
За последние годы произошло много глобальных событий в политической, экономической, культурной жизни страны. Отошли в прошлое некоторые праздники, появились новые. Можно смело утверждать, что у молодо...