Знакомство детей с русскими народными праздниками и обрядами
материал по окружающему миру (старшая группа)
Знакомим детей с МАСЛЕНИЦЕЙ. Описывается как народ праздновал каждый день недели. Обряды и традиции, народные игры, заклички.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_znakomstva_detey_s_russkimi_narodnymi_prazdnikami_i_obryadami.docx | 15.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ПРАЗДНИКАМИ И ОБРЯДАМИ.
Актуальность проекта:
В непосредственном общении с детьми, я обратила внимание, что дети не знают, совершенно, нашего прошлого, или очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило людей, чем они занимались, как трудились, что передавали своим детям. Ответить на эти вопросы- значит восстановить связь времени, вернуть ценности, которые были утеряны нами. Вернуться к истокам нам поможет фольклор. Ведь это жизнь нашего народа- мысли, переживания и его опыт. Знакомство с фольклором- это знакомство с духовной жизнью народа, его быт. Это жизнь, окружающая нас.
Цель: Обогащение знаний детей об истории жизни нашего народа.
Задачи:
- Воспитание любви к Родине.
- Развивать интерес к народному быту, народно- прикладному искусству, народной культуре, русским фольклорам, духовным миром людей.
- Формировать знания о бытовых предметах, окружающих людей того времени.
- Совершенствовать умение свободно общаться при обсуждении тем, используя слова в точном соответствии со смыслом.
- Развивать диалогическую речь.
Виды деятельности:
Образовательная, познавательно- исследовательская, коммуникативная, музыкально-художественная, чтение художественной литературы.
Формы организации:
Беседа, рассматривание предметов быта, иллюстрации, чтение произведений, народные праздники и игры.
Предварительная работа:
Разучивание потешек, чтение русских народных сказок, разучивание и обыгрывание народных игр, рассматривание предметов быта и одежды.
1 часть:
МАСЛЕНИЦА.
Воспитатель рассказывает детям, что МАСЛЕНИЦА это веселый предвесенний праздник. Люди веселятся и радуются целую неделю. Ведь прошла долгая, холодная зима . Каждый день недели назывался по своему и отмечался он по расписанному порядку.
Понедельник: «ВСТРЕЧА МАСЛЕНИЦЫ»
Здравствуй Масленица годовая,
Наша гостьюшка дорогая!
Приезжай на конях вороных,
На саночках расписных,
Чтобы слуги были молодые,
Нам подарки везли дорогие,
И блины и калачи,
К нам в окошко их мечи.
Ой да Масленица
На двор въезжает!
Широкая на двор въезжает!
Ой да Масленица погости недельку
Широкая погости недельку!
Парни и девушки ходили по деревне с чучелом Зимы и распевали такие песни.
ВТОРНИК: «ЗАИГРЫШНЫЙ»
Народ катался на лошадях, девушки устанавливали качели, катались с гор, играли в различные игрища.
Игра « Утка и селезень»
Играющие встают в круг. В середине круга встает «утка», за кругом «селезень» .Селезень ловит утку. Кто стоит в кругу поет песню. Селезень ловил утку, молодой ловил серую. Поди, утица домой. Поди, серая, домой. У тебя семеро детей, восьмой -селезень.
СРЕДА «ЛАКОМКА»
В этот день пеклись блины. Ели их вволю, кто сколько хотел. Круглой формы и золотистого цвета блин считался символом богатства!
ЧЕТВЕРГ назывался «РАЗГУЛЯЙ ЧЕТВЕРГ»
Это была самая середина веселья и гульбы. В четверг люди весь день гуляли, веселились ,пели частушки, водили хороводы , плясали.
Широкорожая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!
ПЯТНИЦА И СУББОТА были гостевыми.
Все ходили друг к другу в гости . В основном к родне.
У родных тоже объедались блинами и всякими вкусностями.
Масленица, Масленица,
Блинами попеканщица!
Пришла раненько,
Встретим мы тебя хорошенько,
Сыром, маслом и блином,
И румяным пирогом!
В ВОСКРЕСЕНЬЕ « ПРОВОДЫ ЗИМЫ»
Изготовленное чучело из соломы выносили на улицу и сжигали!
Масленица, блиноеда
Накормила людей,
И сама за плетень!
Полизала сыр и масло, а сама погасла!
Как только разгорался костер, все кричали:
Масленица загорела
Всему миру надоела!
Потом все начинали плясать вокруг догорающего костра .Водили хороводы, играли в игры.
Рефлексия: Ребята, сегодня мы с вами беседовали о народном празднике «Масленица». Скоро все также будем отмечать этот праздник. А чучела Масленицы у нас нет. Давайте после сна изготовим с вами чучело и приготовимся встречать весну!
2 часть:
На этом проект не заканчивается! На следующей совместной деятельности, воспитатель знакомит детей с обрядовыми песнями, разучивает часть их.
3 часть:
В последующей совместной деятельности, дети знакомятся с народными играми.
«Лапти»
На середине площадки вбивается кол, к нему привязывается веревка. Водящий берет свободный конец и встает у кола. Участники встаю вокруг кола , спиной к центру с любыми предметами. Перебрасывают через голову каждый свой предмет
Повернувшись к водящему, спрашивают его:
Сплели лапти?
Водящий отвечает:
Нет!
Играющие спрашивают еще раз:
Сплели лапти?
- Да.
Дети бегут в круг и стараются взять каждый свой предмет. Водящий бегает по кругу и старается запятнать играющих. Но поймать можно только в кругу! Если ребенок не успел взять предмет, он выходит из игры.
Другие игры описаны в приложении.
На протяжении всего проекта прослушиваются русские народные сказки, разучиваются потешки,
Пословицы, поговорки, заклички и т. д.
Воспитатель Денисова т. в.
Воспитатель Денисова Т. В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека народных игр для детей старшего дошкольного возраста ( по книге «ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С РУССКИМ НАРОДНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ, Нищева Н., СПб.: Детство-пресс, 2001»)
Картотека народных игр для детей старшего дошкольного возраста...
Проект"Знакомство детей с русским-народным праздником Кузминки"
Данный проект знакомит детей с русским народным праздником Кузминки. Позволяет детям немножко прикоснуться к истории нашего народа....
Презентация проекта. Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»
Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»...
Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»
Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»...
"Мы на ярмарку пошли" Знакомство детей с русскими народными инструментами. Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста
Одно из любимых занятий детей любого возраста - игра на музыкальных инструментах. Дети знакомятся с народной музыкой и возникновением народных инструментов. Они с удовольствием осваивают приемы ...
Конспект НОД для детей второй группы раннего возраста по реализации образовательной области "Развитие речи" по теме "Знакомство детей с русской народной сказкой Колобок"
Формировать у ребенка умение внимательно слушать и слышать рассказ взрослого, не перебивать говорящего; воспитывать положительные качества личности- умение сопереживать персонажам сказки. Проявлять ин...
Конспект открытого занятия «Технология продуктивного чтения через знакомство детей с русской народной сказкой» в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация «Знакомство детей с русской народной сказкой «Две загадки».
Конспект открытого занятия с дошкольниками, с помощью которого воспитываем интерес и любовь к книге, стремление общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст....
- Мне нравится (1)