Проект"Знакомство детей с русским-народным праздником Кузминки"
проект (подготовительная группа) на тему
Данный проект знакомит детей с русским народным праздником Кузминки. Позволяет детям немножко прикоснуться к истории нашего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_1.docx | 39.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№10»
Творческий проект
«Знакомство с русским народным праздником Кузьминки».
(подготовительная группа).
Составила
Дмитриева Ольга Николаевна
воспитатель1 категория
д. Торосово
2018 год
Актуальность
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников.
Даннный проект является одной из форм по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. На примере святых Кузьмы и Демьяна (Косма и Дамиан), которых почитали на Руси, показываем, что в народе ценилась честность, мастеровитость.
Проблема: Дети ничего не знают о народном празднике «Кузминки».
Вид проекта: информационный
краткосрочный (с 1ноября по 15 ноября)
Участники проекта:
дети подготовительной группы,
воспитатели,
музыкальный руководитель,
родители.
Цель проекта:
Приобщение детей к истории и традициям православной культуры через знакомство с русским народным праздником
Задачи:
Образовательные:
формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора на примере православного праздника «Кузьминки»;
- активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа;
-обогащать словарь детей старинными названиями осенних месяцев, приметами сзязанными с этим праздником;
развивающии:
-развивать инерес детей к малым фольклорным жанрам - прибауткам, пословицам и поговоркам, к народным играм;
- вызвать интерес к русским народным праздникам;
-расширять знания о народной культуре, обычаях, обрядах, праздниках; о труде и быте крестьян
воспитательные:
-воспитывать любовь к истории и традициям русской культуры;
-воспитывать уважение к труду людей;
-Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.
Методы и формы работы
Словесный метод (беседа, пояснения, чтение художественной литературы)
Наглядный метод (рассматривание картин, иллюстраций).
Практический, игровой (разучивание и проигрывание русских народных игр)
Ожидаемые результаты
1. Дети имеют представление о престольном празднике «Кузьминки».
2. Знают и называют старинные профессии – кузнец, столяр, плотник, мастерица по вышиванию и рукоделию.
3.У детей появился интерес к русскому народному фольклору, к
народным праздникам, играм, забавам.
Этапы реализации проекта:
Этапы реализации проекта
I. Организационно-подготовительный
- Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
- Определение цели и задач проекта;
- Подбор литературы, пособий, атрибутов;
- Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта;
- Составление плана тематических мероприятий
II. Основной - практический
- Непосредственно-образовательная деятельность с детьми.
- Совместная деятельность
- Самостоятельная деятельность детей.
III. Заключительный
- Обобщение результатов работы;
- анализ деятельности;
- праздник-посиделки.
II этап – основной - практический:
Перспективный план
Дата проведения | Тема, Цель | Совместная деятельность с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с родителями |
1 ноября | «Как раньше жили на Руси». Развитие интереса к истории нашего народа. Обогащение представлений детей о жизни наших предков | Беседа, просмотр презентации | Рассматривание книг, иллюстраций по теме. | Индивидуальные беседы о теме проекта. |
2 ноября | «Милости просим, гости дорогие Развитие интереса у детей к предметам старины, обогащение познавательного опыта | Экскурсия в «Русскую избу» | Рассматривание предметов старины (расскраски) | Предложить родителям пополнить экспозицию русской избы предметами старины. |
5 ноября | «Этот волшебный завиток» Приобщение детей к русскому народному творчеству | Роспись ложки под хохлому | Рассматривание, деревянной посуды расписанной под хохлому, расскрашивание (расскраски) | Акция «Подари детскому саду красивую ложку» |
6 ноября | «Кузьминки по осени поминки» Развитие у детей интереса к истории русского народа, знакомство с историей возникновения праздника. | Беседа, рассматривание иллюстраций, просмотр презентации. | Рассмаривание иллюстраций о празднике. | Оформление папки передвижки «Кузьминки по осени поминки». |
12 ноября | «Русский народный костюм». Знакомство детей с русским народным костюмом. | Вертуальное путешествие в музей русского костюма | Рассматривание иллюстраций с изображением русских народных костюмов. | |
12 ноября | «Русский народный сарафан» Приобщение детей к народному творчеству | Роспись сарафанов | Расскрашивание силуэтов народных сарафанов | |
С 1-14 ноября | «Русские удальцы плотники и кузнецы» Пробуждение интереса к художественной литературе, расширение кругозора детей | Чтение произведений о старинных профессиях (кузнец, плоник, столяре), знакомство с пословицами и поговорками | ||
С1-14 ноября | «Русские народные игры» Реализация потребности детей в двигательной активности, развитие физических качеств через народные игры | Разучивание подвижных руских народных подвижных игр «Дударь», «Петушиный бой», «Кузнецы», «Подушечка», «Кривой петух», «Бояре». «У маланьи у старушки» | Самостоятельные игры детей на прогулке и в группе. | Оформить для родителей картотеку русских народных игр |
С1-14 ноября | «Песня-душа народа» Пробуждение интереса к народной музыке, | Разучивание песен: «Во кузнице» (р.н.п.), «Русская изба», прибауток | Игра на музыкальных инструменах (ложки, флейта, дудка) |
3 этап – заключительный.
Презентация проекта
1.Оформление альбома «Золотая хохлома», «Русский народный сарафан»
2.Игровая программа «Посиделки на Кузьминки». (Приложение 2)
Приложение №1
Игра «Петушиный бой».
Цель: развивать ловкость
Описание игры:
В очерченный круг выходят играющие, руки убирают за спину и плечом пытаются вытолкнуть друг друга из круг.
Дети:
Давай, давай себя испытай!
Слаб ты или селен?
Нам узнать не занятно,
Всем потешиться приятно!
Игра «Бояре»
Описание игры: (молодцы подходят, в конце фразы топ ногой)
Бояре, а мы к вам пришли
Молодые, а мы к вам пришли! (на вторую фразу отходят)
Бояре, а зачем пришли?
Молодые, а зачем пришли?
Бояре нам невеста нужна,
Молодые нам невеста нужна!
Бояре, а какая нужна?
Молодые, она глупая у нас!
Бояре не валяйте дурака,
Отдавайте нам невесту навсегда!
Русская народная игра «Кузнецы».
По считалке выбирается «кузнец». Остальные – «жеребцы». Они подходят к кузнецу и говорят:
Эй, кузнец-молодец!
Расковался жеребец.
Ты подкуй его опять.
Кузнец отвечает:
Отчего ж не подковать?
Вот – гвоздь, вот – подкова!
Раз, два – и готово!
«Жеребцы» на слове «готово» убегают, кузнец их ловит.
Русская народная игра «Прялица».
Дети, взявшись за руки, ходят по кругу, приговаривая, в середине стоит жених.
Прялица, кокорица моя!
С горя выброшу на улицу тебя.
Стану прясть, попрядывать,
На беседушку поглядывать.
После слов жених выбирает невесту, целует в щёчку. Игра продолжается снова.
Русская народная игра «Подушечка».
Выбирается водящий, он стоит вместе с остальными детьми в кругу, водят хоровод и поют:
Подушечка, подушечка,
Молодушечка, молодушечка,
Кого я люблю, кого я люблю,
Того я и поцелую, тому подарую.
Водящий выходит в середину круга и выбирает к, пляшет с ней и оставляет в середине круга, а сам уходит в хоровод. Потом девушка выбирает парня и т.д.
У Маланьи у старушки.
У Маланьи у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей – все без бровей.
С такими глазами, с такими ушами,
С такими носами, с такими усами,
С такой головой, с такой бородой.
Ничего не ели, на нее глядели.
Делали вот так.
Как?
(По считалке выбирают водящего – “Маланью”, ставят в центр круга. Все остальные ходят и поют. На слова “с такими глазами” дети останавливаются и изображают то, о чем поется: показывают “огромные брови”, “длинный нос” и т.д. После слов “делали вот так” “Маланья” показывает какое-нибудь движение. Кто его лучше всех повторил, того “Маланья” выбирает и ставит в центр круга на свое место.)
Дударь, дударь, дударище.
Дударь, дударь, дударище.
Старый, старый старичище
Его..под колоду, его под гнилую.
-Дударь, дударь что болит?
-Рука (нога, голова, правое ухо, нос соседа, пятка соседа слева и т. д.)
(Выбирают “Дударя”, ходят по кругу, взявшись за руки, и поют. Пропев песню, спрашивают:
-Дударь, Дударь, что болит?
-Рука (нога, уши, голова, спина, пятка соседа, нос соседа и т.д.)
(Все находящиеся в хороводе берутся за “больное”место и опять идут по кругу с песней, которая повторяется 3-4 раза. Когда в очередной раз у “Дударя” спрашивают: “Что болит?”, он отвечает: “Здоров. Вас ловлю!” Кого поймает, тот
становится на его место.)
Рыбаки и рыбки.
-Эй вы, кильки и бычки!
-Что вам нужно, рыбачки?
-Будем вас сейчас ловить
И в бочоночках солить.
-А мы дырочку найдем
И от вас мы уплывем.
(Выбирают двух рыбаков. Рыбаки “натягивают сеть” – берутся за руки и поднимают их вверх. Остальные играющие - рыбки. Рыбки держатся за руки и цепочкой проплывают сквозь сети. Игра проводится аналогично игре “Золотые ворота”. Тех, кого словили, становятся “сетями” – таким образом сеть с каждым коном увеличивается.)
Змея.
Я змея, змея, змея,
Я ползу, ползу, ползу.
-Хочешь быть моим хвостом?
-Да, конечно же хочу.
(Нет, конечно, не хочу.)
Все играющие сидят или стоят. Заводящий ходит “змейкой” и поет песню. Тот, к кому “змея” подошла, отвечает: “Да, конечно же хочу”, проползает под широко расставленными ногами “змеи” (можно обойти сбоку) и становятся сзади. Каждый участник игры обхватывает впереди стоящего руками за талию или держится за его плечи. Когда “змее” надоест, она выкрикивает: “Есть хочу” и, не предупреждая, начинает ловить свой хвост. Кого “змея” поймала, тот садится на свое место. Так играют, пока “змея не поймает второго игрока.
Горелки.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо -
Птички летят.
Колокольчики звенят!
Раз, два, три - беги.
(Играющие становятся в две колонны (парами, впереди - водящий). Все хором произносят слова. С последним словом дети, стоящие в последней паре, отпускают руки и бегут в начало колонны: один - слева, другой - справа. Водящий пытается поймать одного из них, прежде чем дети успевают встретиться и взяться за руки. Если водящему удается это сделать, то одного из детей он берет за руку и встает с ним в пару.)
Приложение №2
Игровая программа « Посиделки на Кузьминки»
Цель: воспитывать интерес к русским национальным традициям.
Звучит русская народная музыка «Кадриль», музыка стихает, появляется хозяйка.
Хозяйка:
Доброго здоровья! Рады всем гостям! Не стесняйтесь, располагайтесь! Скоро праздник Кузьминки — в честь святых Кузьмы да Демьяна. Кузьма с Демьяном большие работники, они и кузнецы, и плотники, парням помогают хлеб молотить, девушкам – пряжу вить. Они охраняют наш дом от беды, от всякого лиха.. Надо бы к празднику подготовиться (подметает).
С песней «Подъезжаем мы под село» входят дети и баянист с подарками.
Хозяйка:
С чем гости дорогие пожаловали?
Ребенок:
Кузьминки хотим праздновать!
Ребенок:
Кузьминки – об осени поминки. Кузьминки – встреча зимы!
Ребенок:
Дозвольте в избу войти да нам посиделки устроить, а мы вам за это по хозяйству поможем да гостинцев дадим.
Хозяйка:
- Проходите, гости дорогие, на наши посиделки, ведь нынче праздник. 14 ноября на Руси считался праздничным днем и в народе этот день называли – Кузьминки. Его именовали Кузьма и Демьян, два родных брата. Кузьма (Косьма) и Демьян были святыми, покровители ремесел (показываю детям куклы – обереги). Этих братьев считали замечательными мастерами – кузнецами и плотниками. Братья ходили по деревням и всем помогали, а денег за труд свой не брали, поэтому в народе их звали бессребрениками. Народ угощал святых кашей и пирогами.
Воспитатель: Посиделки – это время отдыха, проведения досуга. Люди собирались на посиделки, чтобы себя показать да на других посмотреть. Молодежь песни пела, танцевала. Девушки и парни хвалились своими новыми нарядами. На посиделках рассказывали сказки, пословицы, поговорки, загадывали загадки. Люди не только веселились, но и ткали пряжу, вышивали, украшали узорами головные уборы и рубахи, расписывали посуду, плели лапти и корзины и многое другое, что могло им пригодиться в хозяйстве.
- Ох, и вкусный пирог получился нынче у нас! А пирог наш «Курником» зовется. Ребята, как вы думаете, почему он так называется? (ответы детей)
- Правильно, он готовится из курицы.
Вот и мы сегодня с вами собрались на наших посиделках, чтобы песни петь , загадки отгадывать и в игры поиграть. А уж потом чай пить, да угощением наслаждаться….
Хозяюшка: пироги есть, я уже самовар приготовила , печь растопила. Осталось только кашу сварить. Поможете мне?
Дети: Да!
Хозяйка (выставляет столик с чугунком, кувшином, крупой, солонкой, курицей, ложкой).
Хозяйка (приглашает 4 детей):
Ну-ка, Аришка, пойди сюды! Лей из кувшина в кастрюлю воды!
А ты, Настенка, суй туда куренка!
А теперь на самое дно насыплем пшено!
Надо только не забыть хорошенько, посолить.
Ну а ты, Матрешка, помешай скорее ложкой!
Ну вот, каша почти готова. Надо ее в печь поставить!
Хозяйка:
Ну а пока каша готовится, не плохо и повеселиться. Может, вы меня потешите, что делать-то умеете?
Дети:
Петь и плясать умеем.
Песня-пляска «Птичка- синичка»
(садятся)
Хозяйка:
Вот потешили меня! А сказки-то вы любите слушать? Тогда слушайте.
Просмотр мультфильма: по мотивам русской народной сказки «Домовенок Кузя»
Хозяйка:
Понравилась сказка? Посмотрю, как там наша каша? Не готова ли? (смотрит) Нет, еще не пропарилась! А в игры-то вы любите играть?
Появляется Кузя
Хозяйка:
Глядите! Сам Кузьма на наш праздник пожаловал! Здравствуй, Кузенька! Здравствуй, друг разлюбезный!
Кузя:
Чего зря болтаешь? Каша готова? Есть хочу!
Хозяйка:
Не прогневайся, еще не готова. Да ты присядь, песни наши послушай!
(дети встают)
Песня «Во кузнице…»
(Мальчики исполняют русскую народную песню « Во кузнице…»
Хозяйка: А теперь давайте поиграем в весёлую праздничную игру:
Игра « Гори, гори ясно…»
Под русскую народную мелодию « Пойду ль я, выйду ль я…» дети идут по кругу. В центре в противоположную сторону идет водящий с бубном и стучит в него. На повторении мелодии дети стоят, хлопают в ладоши, а водящий движется в кругу поскоками. По окончании мелодии водящий протягивает бубен между двумя детьми. Все хором произносят считалку: « Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Раз, два, три, беги!» Двое ребят, напротив которых остановился водящий, поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Кто первый прибежит на место и ударит в бубен, становится водящим.
Хозяйка: А давайте поиграем ещё в интересную игру «Петушиный бой»
Игра «Петушиный бой».
В очерченный круг выходят играющие, руки убирают за спину и плечом пытаются вытолкнуть друг друга из круг.
Дети:
Давай, давай себя испытай!
Слаб ты или селен?
Нам узнать не занятно,
Всем потешиться приятно!
Хозяйка: Праздник «Кузьминки» в народе всегда празднуют в конце осени.
Пели песни про осень, хороводы водили. А вы знаете, песню про осень? Тогда приглашаю всех в круг на весёлый хоровод.
Осенний хоровод
Кузя:
Понравилось мне у вас! Особенно девки хороши!
Хозяйка:
Смотри, Кузьма, сколько красавиц сидит, выбирай невесту.
(Кузя ходит вдоль гостей, пристает к девушкам, выбирает невесту)
Хозяйка:
Ну, выбрал невесту?
Кузя:
Выбрал! Во какая! Самая красивая! Давай скорей свадьбу играть, пока она не убежала.
Хозяйка:
Ишь, какой быстрый! А невеста-то согласна?
Кузя (закрывает невесте рот):
Согласна, согласна…
Хозяйка:
А! Ну, тогда давай за невесту выкуп!
Кузя:
Какой еще выкуп?
Хозяйка:
Какой полагается – злато-серебро!
Кузя:
Нету у меня! Чего пристала? Я вообще жениться не хочу. Я еще молодой, погулять хочу… (невесте) Сегодня жениться не будем! (хозяйке) А каша-то готова? У меня в животе урчит.
Хозяйка:
Сейчас погляжу… (смотрит) нет, ещё не готова.
Хозяйка: Раньше Кузя, молодые парни приходили свататься к девушкам. Как это происходило, мы сейчас тебе покажем.
Игра «Бояре»
Описание игры: (молодцы подходят, в конце фразы топ ногой)
Бояре, а мы к вам пришли
Молодые, а мы к вам пришли! (на вторую фразу отходят)
Бояре, а зачем пришли?
Молодые, а зачем пришли?
Бояре нам невеста нужна,
Молодые нам невеста нужна!
Бояре, а какая нужна?
Молодые, она глупая у нас!
Бояре не валяйте дурака,
Отдавайте нам невесту навсегда!
Хозяйка: Веселиться умеете от души!
За такое веселье – наше вам почтенье!
И ждет вас угощенье!
Угощайтесь «Курничком».
Желаем вам успеха да радости,
Смеха да веселья!!!
(Дети отправляются на чаепитие с пирогами и кашей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство детей с русскими народными праздниками и обрядами
Знакомим детей с МАСЛЕНИЦЕЙ. Описывается как народ праздновал каждый день недели. Обряды и традиции, народные игры, заклички....
Презентация проекта. Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»
Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»...
Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»
Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»...
Развлечение для детей старшего возраста "Ярмарка русской матрешки" в рамках творческого проекта "Знакомство дошкольников с русским народным творчеством"
Матрешка Подобран информационно - познавательный материал об истории матрешки. Эстетично и ярко оформлена наглядная среда. Матрешка не просто игрушка: в ней выражено своеобразное пон...
Осенний праздник "Рябинник" в рамках творческого проекта "Знакомство дошкольников с русским народным творчеством"
Дети научились водить хороводы под народные песни о рябине, узнали много нового о ценных свойствах рябины и получили радость от знакомства с народными играми, танцами и песнями....
Конспект открытого занятия «Технология продуктивного чтения через знакомство детей с русской народной сказкой» в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация «Знакомство детей с русской народной сказкой «Две загадки».
Конспект открытого занятия с дошкольниками, с помощью которого воспитываем интерес и любовь к книге, стремление общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст....
Проект "Приобщение детей к русской народной культуре через знакомство с русскими календарными праздниками"
Древние люди говорили, что для абсолютного счастья - человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Но как сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность Отечес...