Цикл календарно - обрядовых народных праздников
план-конспект занятия по окружающему миру
Цикл календарно - обрядовых народных праздников
Скачать:
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО – ОБРЯДОВЫЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ
Древнейшими в народной культуре являются народные календарные праздники. Важнейшая их функция состоит в том, что они формирует ритмичность и «экологичность» жизни человека в течение года и создают условия для полноценного общения людей, наполняют его духовным смыслом, выстраивают необходимое для физического и психического здоровья, природосообразное чередование труда и отдыха.
Для нравственного развития личности чрезвычайно важно, что народные календарные праздники имеют самый различный эмоциональный характер: торжественный, радостный. Традиционный народный календарь обладает высокой эстетической ценностью, представленной в произведениях самых разных видах искусства. Это и народный театр с его естественным соединением художественных средств пластической, музыкально – песенной, хореографической образности. Это и блюда обрядовой кухни, также обладающие высокой степенью художественной выразительности и несущие смысловую нагрузку, неразрывно связанную с духовными и эстетическими ценностями народа.
Знакомя ребенка с явлениями окружающего мира, повседневной хозяйственной и праздничной деятельностью людей в ритме традиционного календаря, с потешками, попевками, закличками, со старинными хороводами, игровыми песнями, сказками, отражающими жизнь человека и природы в естественном единстве, мы развиваем эмоционально – эстетическую сферу ребенка, его интеллект, речь, волю, воображение, создаем естественную среду для овладения традициями родного народа, укладом жизни и таким образом формируем любовь к малой и большой Родине.
Предварительный просмотр:
ВЕСНЯНОЧКА – ВЕСНА, ЧТО ТЫ ДЕТЯМ ПРИНЕСЛА?»
«В ГОСТЯХ У БАБУШКИ АЛЕНЫ»
( праздник для детей 1 младшей группы)
Цель: Доставить детям радость, закрепить знания о домашних животных, приобщать к фольклору, через потешки, прибаутки.
Атрибуты: Корзинка:
Мягкие игрушки
- Курочка и цыплята.
- Кошка.
- Собачка.
- Поднос с пирогом.
Предварительная работа:
1. Разучить с детьми потешки, прибаутки.
2. Закреплять словарь детей.
Зал праздника оформлен.
Дети свободно входят в зал под русскую народную мелодию,
вместе с ведущей.
Ведущая проводит детей к домику и обращая на него внимание говорит:
Что за домик у дорожки,
Он мне что –то не знаком,
Ну-ка, я сейчас в окошко
Погляжу одним глазком.
Ой, да в окошке
Петя – петушок сидит,
На ребяток он глядит.
А кто же в домике живет?
Ребятки, давайте звонко-звонко
В ладошки захлопаем,
Громко – громко ножками затопаем.
Дети хлопают и топают. Звучит народна я мелодия. Из домика появляется бабушка.
Бабушка: Кто это здесь расшалился?
Ой, да это внучата, малые ребята.
Здравствуйте!
А я - бабушка Алена,
В домике своем живу,
Малых деток в гости жду!
Показывает детям корзинку, в которой находится игрушки! Котик, курица с цыплятами, собачка.
Бабушка: А живут со мной котя - коток, серенький лобок!
Ну-ка, котик, выходи, на ребяток погляди.
Достает котика, разговаривает с ним:
Бабушка: - Уж ты котенка – коток,
Поздоровайся с ребятками.
Котик – здоровается, дотрагивается до каждого ребенка, дети гладят котика.
Ведущая: Ребятки, а давайте мы котику песенку споем.
«Котик» Муз. Н. Лукониной, сл. А. Чадовой.
Бабушка хвалит детей.
Вот какие молодцы!
Как хорошо песенку спели.
А еще ребятки, живет
У меня курочка – хохлатка.
Курочка по двору гуляет,
Зернышки собирает
Цыпляток зазывает.
Достает из корзиночки курочку и цыплят. Дети рассматривают.
Бабушка: Ребятки, а как курочка зовет цыпляток?
Дети: Ко – ко – ко!
Бабушка: А как цыплятки отвечают?
Дети: Пи – пи – пи!
Ведущая: Ребятки, давайте покажем, как курочка и цыплятки гуляют по дворику.
Бабушка: - Вот какие молодцы!
А еще я вам загадку загадаю:
Кто мой дом сторожит,
Под порогом лежит?
На чужого лает,
В дом не пускает.
Берет собачку в руки, собачка «Лает».
Бабушка: Кто это?
Дети: Собачка!
Бабушка: - Ну-ка, песик, черный
Носик на крылечке повернись,
Ребятишкам покажись!
Ведущая: - А мы про собаку песенку знаем.
Давайте ребятки, споем песенку про собачку.
«Вот сидит наш пес Барбос»
Бабушка: Хвалит деток.
- Молодцы ребятки,
Как хорошо вы песенку пели,
А плясать вы умеете.
Ответы детей…
Ведущая: Мы с детишками сейчас,
начинаем перепляс, и ты бабушка попляши с нами.
Бабушка: Ну что же, и я спляшу, а ты песик (обращается к игрушке)
посиди, на ребяток погляди.
Сажает игрушку в корзинку.
4.исп. п. «Чок, дачок» (Муз и сл. Е. Д. Макманцевой)
Бабушка: Вот как здорово плясали!
Молодцы давайте похлопаем в ладошки (хлопают) и покажем
солнышку какие мы выросли большие.
(Дети подтягиваются…)
Бабушка берет в руки поднос с пирогом и говорит:
Я для вас ребятки
Испекла пирог сладкий!
Деток угощаю
К чаю приглашаю!
Предварительный просмотр:
ФОЛЬКЛОРНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ
«ВЕЧЕР НАРОДНОЙ ШУТКИ И ПРИБАУТКИ»
(старший дошкольный возраст)
Цель: рассказать о разнообразии характеров народной музыки; закрепить у детей знания о
русских народных шутках, прибаутках, пословицах, песнях, плясках. Создать
у детей хорошее настроение.
Оборудование: скамейки, платочки, ложки, колечко, лоток с угощениями для
Коробейника.
Предварительная работа:
1.Продолжить знакомство с традициями и обрядами русского народа.
2.Словарная работа:
«прибаутки» - маленькие, веселые, смешные песенки.;
«коробейник» - продавец.
3. Репертуар:
Игра на металлофонах «Во саду ли в огороде»;
Игра на трещетках «Светит месяц»;
Песня «Коровушка»;
Прибаутки: «Ваня простота», «Чики –чикалочки»;
Русский танец с платочками
Танец «Ложкари»;
Игра «Кольцо»
Дети входят в зал и садятся на скамейки.
Ведущая: Ребята, вы знаете много сказок. Их пишут писатели. Есть много народных
сказок, которые сочиняет народ. Есть народные песни, музыка. Как же это
понимать? Один человек, что-нибудь делая, напевает свою мелодию.
Другой услышал – спел по-своему , еще красивее. Так много людей,
напевая одну и ту же мелодию или песню, меняют ее. Получается музыка
составленная многими людьми – музыка народов. Народная музыка по
характеру разнообразна: есть грустная, задушевная, веселая, плясовая.
Определите, какие по характеру мелодии нам , наши дети сыграют .
«Во саду ли в огороде!» ( на металлофоне)
«Степь да степь кругом».
Ведущая: Объединяет народную музыку одно: красота мелодии, задушевность,
напевность.
1 ребенок: Березка моя, березонька,
Береза моя белая,
Береза раскудрявая.
Стоишь ты, березонька
Листья зеленые,
Под тобой, березонька,
Трава шелковая.
Близ тебя, березонька,
Красны девицы венки вьют, пляшут!
«Во поле березка стояла» (поют девочки)
2 ребенок: Ранним рано по утру
Пастушок тру-ру-ру
А коровки в лад ему
Затянули му-му-му.
Ведущая: Коровушка, буренушка, так ласково называли в народе корову и
песню о ней сложили.
Песня «Коровушка»
Ведущая: Маленькие, веселые, смешные песенки называют прибаутками. Мы
с вами знаем какие-то прибаутки, давайте их споем.
«Чики – чики чикалочки»
«Ваня простота»
Ведущая: Особенно славится русское народное творчество плясками.
«Русский танец с платочками»
В русском костюме с лотком через плечо входит Коробейник.
Коробейник: Здравствуйте дети! Я коробейник-затейник. Очень люблю русские
загадки и сказки, люблю веселить и угощать детей. Пришел я к вам
попеть, поиграть, поплясать.
Поет: « Ой полным полна моя коробушка
Есть и подарки и ленты в ней
Ой ты песня, песня русская
Прозвучи еще сильней!»
-Ну что же, давайте веселиться, песни петь, играть, резвиться!
Ай да ложки ( показывает ложки) чудо ложки
Ну-ка в пляс пускайтесь в ножки!
Танец «Ложкари»
Коробейник: Хорошо вы танцевали, а сейчас дружно отгадайте загадки:
1. Кругла да гладка, засела крепко на грядке … (репа)
2. Шубка – иголки, свернется – он колкий,
Рукой не возьмешь – кто это? (еж)
3. Чик – чирик, и прыг!
Клюй, не робей, кто же это? (воробей)
4. Шипит, гогочет щипнуть меня хочет
Я иду и боюсь, вдруг меня догонит … (гусь)
Вот как много загадок я вам загадал. Все эти загадки придумал
Русский народ – это народные загадки.
Ведущая: А весельчаки хотят сказать слово смешное, всех позабавить.
Выходят 2 детей с колпаками на голове.
1-й: Федул, что губы надул?
2-й: Кафтан прожег
1-й: Починить можно?
2-й: Да иглы нет.
1-й: А велика ли дыра?
2-й: Остались ворот, да рукава!
Выходят 2 детей в колпаках .
1-й: Ты пирог ел?
2-й: Нет, не ел!
1-й: А вкусный был?
2-й: Очень!
Коробейник: Ну какой же вечер без игры в кольцо?
«Кольцо, кольцо выйди на крыльцо»
Игра «Кольцо»
Коробейник: Ну а теперь давайте вместе выучим очень хорошую пословицу:
«Не учись бездельничать, а учись рукодельничать»
(дети повторяют пословицу)
Коробейник: Весело у вас, но пора мне уходить. Сыграйте-ка мне на прощание
русскую народную мелодию.
«Светит месяц, светит ясный» (играют на музыкальных инструментах)
Коробейник: Располным – полна моя коробушка! ( достает угощение и раздает
детям). До свидания! (уходит).
Ведущая: Да и нам пора прощаться, как говориться в народе:
Дети: «Делу время, потехе – час!»
Все уходят.
Предварительный просмотр:
Народный праздник «ВСТРЕЧА ПТИЦ»
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с весенним аграрным праздником периодом жизни русского народа. Познакомить детей с первым весенним праздником , с его традициями, обрядами, с народными песнями, закличками, играми.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Все оформлено в русском стиле.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
«покликать» - позвать;
«надокучила» - надоела;
«соха», «борона» - устройство для сельскохозяйственных работ.
«ладонюшки» - ладони.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Разучивание стихотворений;
Игра «Грачи летят»;
Игра «Птицелов»;
Игра «Летал, летал воробей»;
Игра «Жаворонок»;
Хоровод «Веснянка»
Развлечение «Встреча птиц»
Сказочница. Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте! У нас для каждого найдется и местечко, и словечко. (Дети заходя в зал.) Весна! Благодатная, долгожданная! Все ждут Весну: и звери, и птицы, и люди, и Машенька. (В домике в окошко выглядывает Машенька.) Ждет Маша Весну теплую, добрую! А той не видать, не слыхать. Что тут делать? Беда!
Маша: Весна, Весна красная!
Приди, Весна, с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным.
Ой, ребята, что – то Весна не идет. Пойду-ка я ее поищу.
Машенька вешает сумку – котомку через плечо и идет по кругу. Дети поют песню.
Машенька - Помогите детки, мне солнышко покликать, может, оно видело Весну красную.
Дети: Солнышко, солнышко, красное ведрышко,
Выгляни из – за горы, выгляни до вешней поры!
Выходит девочка в костюме «Солнышко»
Солнышко. Не видало я Весну, а встречало старую Зиму. Как она, лютая, от Весны бежала! В мешке стужу несла, холод на землю трясла! (Стихотворение Ф. Тютчева «Зима недаром злиться…» читает ребенок.)
Птиц Зима – старуха распугала. Все они разлетелись. Позови-ка – ты птиц, да у них спроси. (Солнышко медленно садится, закрывается руками)
Сказочница. После холодной зимы первыми домой возвращаются из теплых краев грачи. С их прилетом начинается весна.
Маша. Ой, ребятушки, не поможете ли вы мне грачей покликать.
Дети (поочередно)
Гувиль –виль-виль!
Прилетите к нам!
Принесите нам!
Время теплое!
Хлеба нового!
Ребенок читает стихотворение о грачах. Выбегают дети, одетые в костюмы грачей.
Маша. Грачи, вы не видели Весну?
Грачи. Нет!
Маша. Да и солнышко куда -то спряталось. Нам без него невесело играть и песни петь. Поищите нам солнышко, грачи!
Дети играют «Грачи летят»
Дети становятся в круг, один из них выходит на середину и поет:
Грачи летят,
На всю Русь трубят:
-Гу-гу-гу-
Мы несем весну!
Он поднимает руки вверх, показывая, как летят грачи.
- Летят, летят! - кричат дети и поднимают руки.
Журавли летят,
На всю Русь кричат:
-Гу-гу-гу-
Не догнать нас никому!
- Летят, летят! – вторят все.
Пчелы летят,
Гудят, бунчат:
-Жу, жу,жу –
Медову несем сыту!
- Летят, летят! - подтверждают стоящие в кругу.
Поросята летят,
Полосаты визжат:
-Хрю – хрю-хрю-
Надоело нам в хлеву!
Летят, ле…! – ошибаются некоторые из детей и подымают руки. Кто ошибся, тот выходит из круга и в игре не участвует. Игра продолжается, называются другие птицы и животные, например: синицы летят, воробьи летят, комары летят и медведи летят.
Сказочница. С прилетом грачей еще ближе подошла Весна, а Маша ее никак не найдет.
Маша. Дети, может еще каких птиц покличем?
Скворушки – скворушки!
Черненькие перышки!
Греет солнышко теплей,
Прилетайте поскорей!
Ребенок читает стихотворение о скворцах. Вбегают дети в костюмах скворцов.
Проводится музыкальная игра «Птицелов»
Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подрожать. Встают в круг, в центре которого - птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят нараспев:
В лесу во лесочке,
На зеленом дубочке.
Птички весело поют,
Ай! Птицелов идет!
Он в неволю нас возьмет,
Птицы, улетайте!
Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока. Играющий становится птицеловом.
Правила игры: играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.
Маша. Вот и скворцы уже прилетели. Только Весну я никак ни встречу. Дети, покличьте главных птиц Весны – жаворонков, уж они – то подскажут мне, где Весну – Красну найти!
Дети: Гувиль – виль –виль, жавороночек!
Принеси весну на своем хвосту!
На сохе, бороне!
На ржаной копне!
На овсяном снопе!
Дети играют в игру «Жаворонок»
Дети образуют круг, в центре круга «Жаворонок» с колокольчиком. Дети идут по кругу, жаворонок в обратную сторону и проговаривают:
«В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине
Спрятал песенку в траве
Тот, кто песенку найдет,
Будет весел целый год»
Играющие закрывают глаза, «жаворонок» выбегает за круг и звенит в колокольчик. Затем осторожно кладет его за чьей - либо спиной. Забегает в круг и спрашивает у кого колокольчик, догадавшийся ребенок произносит у меня. Все открывают глаза и смотрят правильно ли ребенок угадал. Если правильно, то отгадавший ребенок звенит в колокольчик.
Сказочница. Ох устала Маша Весну искать. Села на пенек отдохнуть, да под ласковый перезвон первой капели и заснула. В зал входит Весна.
Сказочница. Летит лебедь белая, приметливая,
Через крыло серебряная, через два позолоченная,
Летит, да распускает по земле пух да перья.
Та лебедь и была Весна, выпускает Весна по лугам
Траву шелковую, расстилает росу жемчужную,
Разливает быстрые речки и мелкие ручьи.
Маша. Ой, Весна, Весна, добрая матушка!
Ты иди в наши края, прогони Зиму лютую.
Старая Зима не уходит, холод – стужу напускает.
Весна Ой, кулики – жаворонушки!
Прилетайте к нам в ладонюшки.
Летел кулик из –за моря,
Принес кулик десять замков.
Кулик –кулик, замыкай зиму.
Нам холодная зима надокучила,
Руки нам отморозила.
Дети птицы несут ключ.
Я зиму замыкаю, росу отпускаю.
Роса медовая! Травка шелковая!
Зиму ты прогоняй.
Весну в хороводе встречай.
А теперь, ребятушки поиграйте со мной.
Дети играют в игру «Летал, летал воробей»
Дети становятся в круг. Двое из них изображают воробья и воробьиху. Воробей становится в середину круга, воробьиха ходит за его пределами.
Воробьиху спрашивают:
- Дома ль воробей? Дома ль молодой?
Она отвечает: Дома, дома воробей,
Дома, дома молодой!
Он не судит, не рядит,
Во скорби болен лежит,
Ничего не говорит –
Головушка болит,
Право плечика щемит.
Молодцы, ребята! Я, Весна, пришла с радостью, с лихостью. Принесла с собой не только тепло вешнее, игры веселые, но и работу трудную на поле. Вот уже снег растаял, хватить спать – дремать, днем работать надо. Дети инсценируют русскую народную игру «Дрема». Молодцы, Ребятушки! А теперь по русскому обычаю мы пойдем на улицу птиц закликать.
Предварительный просмотр:
ФОЛЬКЛОРНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ
«ДЕРЕВЕНСКИЕ ПОСИДЕЛКИ»
(старший дошкольный возраст)
Цель: «вживление» дошкольников в атмосферу народных традиций, обычаев,
обрядов, народной музыки, народных игр. Воспитание в детях любви и
уважению не только к праздникам, но и к.труду.
Оборудование: деревенская изба: стол, накрытый скатертью, самовар, расписная
посуда, яркие дымковские игрушки, фонограммы русских народных
песен, золотое яйцо.
Предварительная работа:
1.Знакомство детей с народными календарно –обрядовыми праздниками
2. Разучивание шуток, прибауток, припевок, частушек.
3. Знакомство с малоизвестными словами:
« кафтан»- мужская верхняя одежда;
« припасли» - приготовили;
«молодица» - молодая женщина.
4. Музыкальный репертуар:
Хоровод «Во поле береза стояла»;
Частушки;
Песня «Блины».
На центральной стене русская печка, яркие дымковские игрушки, яркое солнце. Посередине стоит стол, накрытый скатертью. На столе самовар, расписная посуда.
Хозяйки сидят у окошка и встречают гостей.
1 Хозяйка: Светит, светит месяц, высоко не низко, где же гости дорогие? Далеко ли,
близко ?
Стук в дверь, входят гости.
2 Хозяйка: Пожалуйста, проходите гости дорогие!
1 Хозяйка: Веселья вам да радости!
2 Хозяйка: Давно вас ждем поджидаем! Праздник без вас не начинаем!
1 Хозяйка: У нас для каждого найдется местечко и словечко!
2 Хозяйка: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус: кому сказку, кому
правду, кому песенку.
Гости рассаживаются вокруг стола.
1 Хозяйка: Удобно ли вам гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно? Все ли
места хватило?
1 Гость: Гостям то известно хватило места, а не тесно ли хозяевам?
2 Хозяйка: В тесноте да не в обиде!
Небылица в лицах, сидят в теремах светлицах, щелкают орешки да
творят насмешки.
Гости исполняют шутливые насмешки.
1 и 2 Гость: - Федул, что губы надул?
- Кафтан прожег.
- Можно зашить?
- Да иглы нет.
- А велика ли дыра?
- Один ворот остался!
3 и 4 гость: - Фома, что из леса не идешь?
-Да медведя поймал.
- Так веди его сюда!
- Так он не идет.
- Ну сам иди!
- Да он меня не пускает!
5 и 6 Гость: -Сынок, сходи по водицу на реку!
- Брюхо болит.
- Сынок иди кашу есть.
- Чтож раз мать велит – надо идти!
Хоровод «Во поле березка стояла».
7 и 8 Гость: - Что ваши девчонки?
- Шьют да поют.
- А матушки?
- Порют да плачут.
9 и 10 Гость: - Фома, у тебя в избе тепло?
- Тепло! На печке в избе согреться можно!
11 Гость: Эй топни нога, топни правенькая я сама пойду плясать хоть маленькая.
Пойду плясать по соломушке, народ по сторонушке.
Частушки. ( девочки)
Шире круг, шире круг Не хотела я плясать
Дайте круг пошире Стояла стеснялася
Не одна иду плясать А гармошка заиграла
Нас идет четыре! Я не удержалася!
Я плясала в три ноги Балалаечка – гудок
Потеряла сапоги Свое дело знает
Оглянулася назад Она в Ваниных руках
Сапоги мои лежат. Хорошо играет.
Сидит ежит на березе Если б не было воды
Белая рубашка Не было б и кружки
На голове сапожок Если б не было девчат
На ноге фуражка. Кто бы пел частушки?
Частушки . (мальчики)
На горе стоит телега Если б не было воды
Слезы капают с дуги Не было б и кружки
Под горой стоит корова Если б не было мальчишек
Надевает сапоги. Кто бы пел частушки?
Мальчики после частушек пляшут. Две гостьи заняты делом: одна вяжет, другая вышивает и осуждая танцующих обращается к подружке:
1 девочка: Лодырь и бездельник – им праздник в понедельник!
2 девочка: Ныне гулянки, завтра гулянки – находимся без рубашки.
Один из гостей обращается к ворчуньям:
- Акуля, что шьешь не оттуля?
2 девочка: А я, батюшка, еще пороть буду.
1 Хозяйка: Гости дорогие, не хотите ли конфеточек откушать да сказочку
послушать?
2 Хозяйка: Жили были дед да баба, была у них курочка Ряба, снесла курочка
яичко, не простое, золотое.
Инсценировка сказки О.Высоцкой «Золотое яичко».
Баба: Эй, старик, проснись скорей!
Дед: Волки, что ли у дверей? Ты чего шумишь, старуха?
Баба: Да смотри, что я нашла. Наша курочка-пеструшка под кустом яйцо снесла.
Дед: Ну снесла, какое дело! Что ты баба – обалдела?
Баба: А яйцо то не простое, а гляди-ка, золотое!
Дед: Золотое, в самом деле? Мы с тобой разбогатели!
Баба: Погляди, горит как жар!
Дед: Не случился бы пожар.
Баба: Ох горит, слепит глаза!
Дед: Чудеса, так чудеса!
Баба: Чудеса!
Дед: Ты в сундук запри его (стук в дверь).
Баба: Нету дома никого! Ишь соседей как назло ненароком принесло.
Дед: Ты поди запри засов, да спустить бы надо псов!
Баба: (Возвращается) В среду в город я поеду
Там базар бывает в среду
Богатеев много там, им яичко и продам.
Как дадут мне денег груду, накидают мне рублей
На кафтан себе добуду я сибирских соболей
Вот обновок накуплю я, разных юбок 40 штук
Шаль в цветочках голубую, до краев набью сундук.
Дед: Что ты мелешь небылицы?
Ишь, сыскалась молодица, наряжаться в разный хлам,
Нет уж, если мы богаты – то построим себе хату!
Баба: Мы живем других не хуже, не к чему нам этажи
А за эти за беседки засмеют нас все соседки!
Дед: Пусть смеются, мне не жалко.
Баба: Да уймись, ты, не кричи!
Вот упала с печи скалка, бегуны гремят в печи
Ой, не мил мне белый свет!
Дед: Я хозяин или нет?
Баба: Ох, яичко покатилось, покатилось и разбилось!
И скорлупки не осталось, все куда-то подевалось!
Дед: Ну, чего мы затужили? От чудес одна беда
Будем жить как жили раньше и работали всегда!
Баба: И шубейку справить можно, и подправить можно шаль.
Дед: Только то, видать, надежно, что дается нам трудом.
Открывай, старуха, дверь! Что нам прятаться теперь?
Эй, соседка, эй, сосед, забывать друзей не следует
Заходите на часок, у меня хорош квасок, и варенья, и соленья!
1 Гость: «Кто любит трудиться – тому без дела не сидится!»
2 Гость: «Где труд – там и счастье».
Песня «Блины». Хозяйки всех приглашают к столу и
угощают блинами.
Предварительный просмотр:
Фольклорный праздник
«КУЗЬМИНКИ»
ОБОРУДОВАНИЕ: строительный материал (модули), лоскутное одеяло, хохломская посуда: тарелки, ложки, чашки, плошки; скатерти, столы.
ЦЕЛЬ Воспитывать любовь и уважение к традициям своего народа. Закрепить знания
детей о проведении осеннего народного праздника «Кузьминки». Вызвать отзывчивость, творческую активность, привлечь активное участие родителей и, наконец, доставить радость
всем участникам.
В зал под веселую музыку входят дети в русских народных костюмах.
Их встречает сказочница
СКАЗОЧНИЦА: Добрый день ребятушки, как я рада видеть вас в этот праздник.
ДЕТИ:
А что сегодня за праздник?
СКАЗОЧНИЦА: Сегодня «Кузьминки - об осени поминки», праздник всех ремесленников и
кузнецов и я вас приглашаю в «Город мастеров». Сядьте рядышком, ребятки.
В одной сказочной стране
Вам сегодня расскажуt
Старорусской стороне
Жил -бьл царь Дол дон.
Всегда за модой гнался он.
Под русскую народную музыку входит царь Долдон.
ЦАРЬ:
Здравствуйте, здравствуйте все!
Нынче мода повернулась к старине.
Во дворце не нужно жить,
Избу надобно срубить.
И решил я дело смело:
В город свез я мастеров
Co всей Руси людей умелых,
Тех . кто знает ремесло.
Кто избу царскую мне срубит?
Кто для царя построит дом?
СКАЗОЧНИЦА:
Koль дом построить тебе нужно ,
Сюда мы плотника зовем.
ПЛОТНИК: Наши прадеды любовно
Топором тесали бревна,
Гвозди крепко забивали,
Песню громко запевали.
Дети исполняют песню «РУССКАЯИЗБА»
СКАЗОЧНИЦА:
Ну, а теперь разделимся на две команды и построим царю - батюшке избу.
Проводится эстафета « КТО БЫСТРЕЕ ПОСТРОИТ ДОМ».
Дети делятся на две команды. Каждый участник держит в руках кирпич из строительного набора. По сигналу дети по очереди подбегают к указанному месту и начинают строить дом. Царь хвалит построенные избы, выбирает, какая ему больше нравится.
ЦАРЬ: Ставенки узорные
Тонкая резьба –
Дo чего ж просторная
Русская изба.
Что же, хороша изба, а забора -то нет...
СКАЗОЧНИЦА:
He печалься батюшка, будет тебе забор, не забор, а плетень.
Проводится русская народная игра «ПЛЕТЕНЬ».
СКАЗОЧНИЦА:
Столяры, да плотники -
Отличные работники:
Из6y ловко так срубили
И про мебель не забыли.
Столы есть?
ЦАРЬ:: Есть.
СКАЗОЧНИЦА: Лавки есть?
ЦАРЬ:
Есть, где царю можно присесть!
Теперь дом буду украшать,
Мастериц нужно позвать!
СКАЗОЧНИЦА: Ну а наши мастерицы
Вышьют сказочную птицу. Принесут ковер свой в дар,
Принимай государь.
ЩВЕЯ: Все умеют мастерицы::
Шить, вязать и песню петь
. Строчка за строчкой
Все лоскуточки в цепочки
Ловкие руки собирают, А потом сшивают
-Одеяло получают. Мастерицы подают царю одеяло.
ЦАРЬ:
Одеяло лоскутное -
Бело - сине голубое.
С парусами, небесами
С яркой радуги цветами.
Проводится коммуникативная игра «ИГОЛКА И НИТКА»
Дети становятся друг за другом. Первый ребенок - иголка. Он бегает, меняя направление. Остальные бегут за ним, стараясь не отставать. Музыкальное сопровождение - любая подвижная русская народная мелодия.
Сказочница застилает 2 стола скатертями.
ЦАРЬ:
Ковры есть, скатерти есть
Одеяло тоже есть.
Ну а где добыть посуду,
Покрасивей бы не худо?
СКАЗОЧНИЦА:
Царь - батюшка, гляди:
Мастера к нам пришли
И посуду принесли.
На середину зала выходят три мастера с хохломской посудой
. 1-й МАСТЕР:
Посуда наша для щей и каши,
Не бьется, не ломается,
Порчи никакой не подвергается.
2-й МАСТЕР:
А вот плошка, налей окрошку,
Возьми ложку, хлебай понемножку.
3-й мастер
Кому посуда для кашки окрошки?
Чудо блюдо, да чашки ложки?
ЦАРЬ:
Откуда посуда?
МАСТЕРА: (Хором)
К вам приехала сама
Золотая хохлома!
ЦАРЬ:
Хочу, чтоб стол царя
Украшала хохлома.
Эстафета «КТО СКОРЕЕ И ПРАВИЛЬНЕЕ НАКРОЕТ СТОЛ».
В игре участвуют две команды. Каждый ребенок держит в руках хохломскую посуду: тарелки, чашки, блюдо, ковш, ложки. По сигналу дети по очереди подбегают к столу, накрытому скатертью, и ставят посуду на стол. Побеждает команда первой, выполнившая задание.
Вот молодцы угодили царю.
Всех за работу хвалю.
За такой стол сесть не стыдно
Нет лишь музыки, обидно.
СКАЗОЧНИЦА:
Не тужи царь - батюшка будет тебе и музыка и веселый пляс.
Дети исполняют «РУССКИЙ ТАНЕЦ»
СКАЗОЧНИЦА:
А ЕЩЕ ЕСТЬ ЛОЖКИ ДЕРЕВЯННЫЕ,
Звонкие забавные .
1-й ложкарь
Ложки резали мы сами
из березы и ольхи,
Их любовно расписали
, а на ручках петухи.
2-й ложкар
Ложки, ложечки резные
Зазвенят в один момент-
He простые, расписные,
Древнерусский инструмент.
Исполняется русская народная мелодия «АХ ВЫ, СЕНИ».
Дети исполняют мелодию на ложках. Царь приплясывает и подпевает.
Царь:
Вы меня развеселили
И потешили меня.
Сейчас поеду на охоту.
Эй, подайте мне коня!
СКАЗОЧНИЦА:
Царь Долдон, вот незадача -
Расковался жеребец.
ЦАРЬ: (топает ногами) tB миг вы кузнеца найдите,
Позовите наконец!
дemu исполняют русскую народную песню «ВО КУЗНИЦЕ».
ЦАРЬ:
Велика Россия наша
И талантлив наш народ,
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Дети исполняют песню «РОССИЯ НАША»
Царь прощается с детьми и уходит.
СКАЗОЧНИЦА:
BoT и кончился наш сказ
Про мастеров России нашей ,
Про Долдона и про нас.
Ho есть издавна поверье,
Что в праздник нельзя без угощенья.
Сказочница угощает детей гостинцами, все идут в группу.
Предварительный просмотр:
Фольклорный праздник
«Масленица»
( старший дошкольный возраст)
Цель: знакомство дошкольников с эпизодами народных масленичных гуляний,
воспроизведение отдельных обрядов этого праздника. Пение и ведение хороводов,
разучивание и образное представление пословиц и поговорок, загадывание загадок.
Оборудование: платочек, шумовые инструменты, поднос с блинами, фонограмма русских народных песен.
Предварительная работа:
Знакомство с малоизвестными словами: «весну приаукиваем» - зовем весну;
« красному гостю -красное место» - дорогому гостю самое хорошее место.
Развлечение.
В зал входят дети и рассаживаются на стульчиках.
Выходят к ним 2 Потешницы.
1 Потешница: Собрались мы позабавиться и потешиться!
2 Потешница: Пошутить, поиграть, посмеяться!
Вместе: Смех Вам да веселье!
Ведущая: Просим в избу: красному гостю – красное место, милости просим.
А хлеб – соль по-старинному.
За хлебом-солью всякая шутка хороша!
Где потеснее, там веселее!
Надоела нам Зима, покличьте, гости, весну-красну!
1 Потешница: Скоро, скоро снег растает
Скоро с речки лед уйдет
Скоро, скоро за окошком
Соловейко запоет!
2 Потешница: Соловей, соловей прилетай поскорей!
Покажись-ка, солнышко,
Обогрей-ка, полюшко,
Солнышко, покажись, красное – нарядись!
Ведущая: В старину пели веснянки-песни, которые зазывали весну, чтобы она поторопилась, чтобы птицы поскорее с юга вернулись, чтобы снег в
полях растаял, чтобы хлеба взошли. Давайте и мы весну будем зазывать!
1 ребенок: Ау, ау, аукаем, весну приаукиваем!
Март, март солнцу рад
Апрель, апрель, открой дверь
Май, май, сколько хочешь гуляй!
Ау, ау, аукаем!
2 ребенок: Идет матушка весна – отворяй-ка ворота
Первым март пришел белый снег сошел
А за ним и апрель отворил окно и дверь
А уж как пришел май – солнце в терем приглашай!
3 ребенок: Весна, весна красная
Приди, весна, ясная
Приди, весна, с радостью
Приди, весна, с милостью
С солнцем горячим, с дождем обильным
Принеси урожай в наш счастливый край!
4 ребенок: Что за славный денек, собирайся народ в хоровод!
Станем кругом ходить, да весну веселить
Хоровод заведем, дружно все запоем
«Здравствуй, здравствуй, весна!»
Хоровод «Веснянка»
Ведущая: А какие вы знаете пословицы о весне?
Дети: Ласточка весну начинает, соловей лето кончает.
Кто весной трудиться рад – будет осенью богат.
Март с водой, апрель с травой, май с цветами.
Ведущая: А сейчас давайте поиграем в игру.
Игра «Горелки с платочком»
5 ребенок: Как пришла в сады цветущая весна,
Посадили мы березку у окна
Стали мы березку поливать
Стали песенку такую напевать:
Песня «Во поле береза стояла»
6 ребенок: Как у наших у ворот собирается народ.
Все со скрипочками да с балалаечками.
Дети берут инструменты.
1 ребенок: Как у нашего соседа весела была беседа.
2 ребенок: Гуси в гусли, утки в дудки,
Чечетки в трещотки, чайки в балалайки.
3 ребенок: Две синицы – крошки заиграли в ложки.
Играют, играют всех потешают!
«Шумовой оркестр»
1 Потешница: Вот спасибо! Потешили Вы нас! А мы вас песней удивим.
2 Потешница: Красна песня ладом, а сказка складом.
1 Потешница: Тетушка Арина кашу варила
Егор да Борис из-за каши подрались.
2 Потешница: Шагала, шагала – начинай сначала.
1 Потешница: Жили-дружили Кот и Воркот, ели они с одного стола,
в окошко смотрели с одного угла, гулять ходили с одного крыльца, а не начать ли сказочку опять с конца?
2 Потешница: Сказке конец, а кто слушал – молодец!
1 Потешница: И надо-бы каждому молодцу с огорода по огурцу.
2 Потешница: Да пока вы сказку слушали, огурцу на огороде скушали.
Вместе: Вот Вам и не досталось!
4 ребенок: -Эй, Фома, что из леса не идешь?
5 ребенок: -Да медведя поймал.
4 ребенок: -Веди сюда.
5 ребенок: -Да не идет.
4 ребенок: -Так сам иди.
5 ребенок: -Да он меня не пускает.
6 ребенок: - На улице две курицы с петухом дерутся
Две курицы красавицы смотрят и смеются.
7 ребенок: - Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Как нам жалко петуха!
1 Потешница: Дружно смеялись, дружно и в круг вставайте.
Игра «Птицелов»
2 Потешница: Интересно, а кто кого переговорить сумеет.
1 ребенок: Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
2 ребенок: Тары-бары-растабары у Варвары куры стары.
3 ребенок: Щетина у чушки, чешуя у щучки.
4 ребенок: Идут бобры в сыры боры.
1 Потешница: Мастера скороговорок соревновались, молодцы!
2 Потешница: А теперь посмотрим пляску.
Пляска с ложками.
Ведущая: Ну а какой праздник без блинов? В старину так созывали на блины: Стала Маша гостей созывать:
И Иван приди, и Степан приди,
И Сергей приди, и Матвей приди,
А Никитушка, ну пожалуйста!
Стала Маша гостей угощать:
И Ивану блин, и Степану блин,
И Сергею блин, и Матвею блин,
А Никитушке – мягкий пряничек!
Песня «Блины»
Ведущая: Ждут и Вас сегодня, ребята, блины. Горячие, да румяные!
Душистые, да масленые!
Предварительный просмотр:
ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК
«СОРОКИ»
Цель: познакомить дошкольников с календарно-обрядовым весенним праздником
«!Сороки», разучить новые заклички, поиграть в русские народные игры,
вспомнить знакомые хороводы.
Оборудование: зал, украшенный как лес ранней весной, шапочки птиц: жаворонки,
воробьи, сороки, вороны; мячи; угощенья в виде птичек.
Предварительная работа.
1. Продолжить знакомить детей с народными праздниками.
2.Словарная работа:
«по частому березничку…» - по лесу из берез;
« проталины» - кусочки земли выглядывающие из под снега.
3. Репертуар:
Хоровод «Ой бежит ручьем вода»;
Игры «Ворон», «Коршун».
Хоровод «Весняночка»;
Игра «Летал, летал, воробей»
Детей встречает Алена.
Алена: - Здравствуйте , люди добрые!
Дети: - Здравствуйте, Аленушка!
Алена: - Докучала Вам Зима, холодная, студеная!
Полно зимушке зимовать, пора матушке Весне наступать!
-Ребята, а кто первый нам весну на крыльях несет, на всю Русь поет?
«Стоит ствол, на стволе – кол, на колу дворец, во дворце – певец,
кто это? …(Скворец)
- Давайте мы с вами вместе перелетных птиц позовем, ведь они всегда
впереди Весны летят.
«Жаворонки-перелетушки, прилетите к нам
Весну красную, весну ясную принесите нам!»
-Не слышат они меня. Слаб мой голос, ребята, помогите мне. Давайте
скажем вместе.
Детям одевают шапочки птиц.
Алена: Глядите, вот они жаворонки перелетные, братишка-воробьишка,
сестричка-синичка, тетка сорока белобока, ворон-вороночек мой
дружочек. Вот услышали они нас и прилетели к нам. Скажите-ка ,
птички-невелички, не знаете ли вы, где нам Весну-красну искать?
Птица: Да не найти тебе Аленушка Весну одной, без помощников.
Алена: Да я разве одна, вон сколько у меня помощников и все Весну ждут.
Птица: Вижу, что у тебя помощников много, да труден путь к Весне. Найти ее
Могут только сильные и ловкие.
Игра-эстафета «Перенеси мяч».
Птица: Какие вы сильные и ловкие! Скажу Вам где Весну искать.
Идите по ельничку, по частому березничку,
Придете в чисто поле, там и ищите Весну на воле!
Дети и Алена: Спасибо тебе!
Алена: А чтоб в дороге не скучать мы с вами песню споем.
Хоровод «Ой, бежит ручьем вода...»
Алена: В народные игры поиграем, чтоб дорога нам короче показалось.
Игры: «Ворон», «Коршун».
Алена: В игры мы уже поиграли, песни пели, давайте стихи почитаем про Весну.
Стихи про весну.
Приходит Весна.
Весна: - Здравствуйте, дети, слышала как вы стихи про меня читали, молодцы!
Спасибо вам!
Алена: А ты, Матушка-весна, с чем пожаловала?
Весна: С загадками! (загадывает загадки)
1. На шесте – дворец, во дворце – певец? (скворец)
2. Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей? (грач)
3. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая
птица говорливая, самая болтливая? (сорока)
4. Озорной мальчишка в сером армячишке
по двору шныряет крохи собирает? (воробей)
5. Тает снежок, ожил лужок
День прибывает, когда это бывает? ,(весна)
Алена: А мы Весна хотим с тобой хоровод завести!
Весна: Я очень рада!
Хоровод «Весняночка».
Весна: А сейчас я хочу с вами поиграть.
Игра «Летал , летал воробей»
Дети становятся в круг. Двое из них изображают воробья и воробьиху. Воробей становится в середину круга, воробьиха ходит за его пределами. Воробьиху спрашивают:
- Дома-ль воробей? Дома-ль молодец?
Она отвечает: « Дома, дома воробей
Дома, дома молодой!
Он не судит, не рядит,
Во скорби болен лежит,
Ничего не говорит-
Головушка болит,
Право плечико щемит.»
Весна: А послушайте, что в старину сказывали… Раньше праздновали день
«Сороки», в этот день появлялись первые проталины и на Руси пекли
птичек из теста. Я вам тоже принесла угощение (весна раздает угощение, все прощаются , уходят)
Предварительный просмотр:
ЛЕТНИЙ ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК
«ТРОИЦА»
(старший дошкольный возраст)
ЦЕЛЬ:
Продолжить приобщение детей к русским народным традициям и обычаям.
Разучиванию и закреплению русских народных песен, хороводов и игр. Познакомить с летним русским народным праздником «Троица».
ОБОРУДОВАНИЕ:
Обиход русской избы, украшенной ветками и цветами; березка в кадке; русские народные инструменты: ложки, трещетки, бубенцы, колокольчики.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- Продолжить знакомство с народными календарно-обрядовыми праздниками в частности с Троицей.
- Провести словарную работу с малопонятными словами.
«Айда»- пошли;
«русальная неделя»;
«жито густое» - хлеб густой;
«кочерга» - металлическая палка для печки.
3. Репертуар:
Хоровод «Земелюшка – чернозем»;
Хоровод «Во поле береза стояла»;
Песня «Как кума-то к куме»;
Пляска «Как по травкам по муравкам»;
Песня «Пойду ль я , выду ль я да»;
Русская народная игра «В кресты»;
Оркестр «Ах ты береза».
Комната в избе украшена ветками, цветами. В кадке стоит берёзка.
Входит Сказительница Марьюшка.
Марьюшка: И не в некотором это было царстве, и в некотором
государстве, а в нашем было царстве – государстве.
Жила – была берёзонька. Спала она крепким сном всю долгую
зимушку. А весна – красна пришла, солнышком пригрела,
тёплым ветром обвеяла, и проснулась наша красавица.
Проснулась, оглянулась, листочками обернулась, серёжками
украсилась, к празднику приготовилась.
Воспитатель: Марьюшка, а что это за праздник?
Марьюшка: Это – Святая Троица, праздник русской берёзки. Станем,
девицы, в круг, песню споём, хоровод заведём, кудрявую
берёзоньку нарядим. Нарядим её ленточкам, цветочками.
Косицы ей заплетём, да и себе веночки совьём.
ХОРОВОД «ВО ПОЛЕ БЕРЁЗКА СТОЯЛА».
Под музыку дети украшают берёзку ленточками, листочками.
Девочки берут из – под берёзки венки, надевают на голову.
Входит «ожившая» Берёзка.
Берёзка: Уж вы милые девушки мои,
Уж вы верные подруженьки!
Ой, спасибо за наряды подаренные,
За песни нежные, за пляски удалые.
Как услышала я песни звонкие,
Да и пришла к вам на праздничек.
Ожила я – веселиться хочу.
Песни петь, хоровод водить.
ХОРОВОД « ЗЕМЕЛЮШКА – ЧЕРНОЗЕМ»
Дети перестраиваются в « ручеёк»
Берёзка: Выбирайте, девицы – красавица, себе подруженьку по сердцу.
Две девочки, показывая пример всем, « кумятся».
Девочки / поют/: Кумушка – голубушка,
Серая кукушечка!
Давай с тобой, девица,
Давай покумимся!
Ты мне – кумушка,
Я тебе – голубушка!
Покумимся, покумимся,
Не сваряся, не браняся!
ПЕСНЯ « КАК КУМА – ТО К КУМЕ».
Дуня: Хороша песня, в пляску просится.
ПЛЯСКА « КАК ПО ТРАВКАМ, ПО МУРАВКАМ».
Марьюшка/ выглядывает в окне/ И правда, солнышко пригрело и соловушки
свистят. Айда на улицу берёзку прославлять.
Берёзка: А не боишься, Марьюшка, на улицу выходить?
Марьюшка: А что такое? А почему бы нам на улицу не выйти?
Берёзка: Сейчас идёт русальная неделя. Русалки из воды выходят, проходят
играют прохожих заманивают.
Марьюшка / к детям /: Ну что, испугались?
Дети: Нет!
Марьюшка: Тогда берите берёзку, веточки. А если русалки появятся, то
скорее на земле кресты начертите, становитесь на них, и русалки
не страшны будут. Эй, запевай громче!
ПЕСНЯ « ПОЙДУ ЛЬ Я, ВЫЙДУ ЛЬ Я».
Действие праздника переносится на улицу. Марьюшка и девочки подходят
берёзке, вешают на неё свои веночки.
ОБЩАЯ ПЛЯСКА.
Появляются русалки с сетью, они подкрадываются к детям.
Берёзка: Берегитесь, ребята, русалочек! Защекочут, затащат в болото.
РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРА «В КРЕСТЫ».
Русалки кого – то ловят в сеть, не дети вместе со взрослыми стараются их спасти.
Марьюшка: Ой, горе - то какое! Утащут, защекочут! Надо их, ребята, спасать! А ну, навались, выручай, да тяни веселей.
Пойманных выручают
Берёзка: Ах вы проказници! Ишь, моду взяли людей таскать!
Ведь ваше время уже кончилось, уходите в свой пруд!
Русалки: Не пойдём мы! Не хотим мы!
Берёзка: Нет, нет прогоним мы вас! Ребята, прогоним?
Дети: Прогоним!
1-я русалка: Ну, ладно! Только условие! Проводите нас с почётом, тогда
уйдём!
2-я русалка: А я главная русалка! Своими ноженьками не пойду!
Вот если повезёт, тогда согласна!
Берёзка: Что же тебе предложить? А вороной конь тебе по нраву?
Выносят кочергу, наверху лошадиная голова.
Берёзка: Ну что, нравится? Не конь, а огонь! Садись верхом да скачи!
1-я русалка: А я тоже хочу!
3-я русалка: И я хочу!
2-я русалка: Цыц, вертихвостки! Я здесь старшая! Я одна поеду, а вы пешком
пойдёте!
1-я: А у них тут ещё музыка весёлая была!
2-я: Слыхали? Без оркестра не пойдём! Да чтоб самый лучший, да погромче.
ОРКЕСТР «АЙ,ТЫ БЕРЕЗКА».
Впереди скачет главная русалка, рядом – остальные, за ними движется
« оркестр». Дети забегают вперёд, то и дело заигрывают с русалками, хватая их кто за рубаху, кто за руку, кто к кочерге прицепится.
Дети: Русалка! Русалка! Пощекочи меня!
Идёт потасовка между русалками и детьми. Русалки в
вырываются, прячут или бегут прочь.
Дети: Мы русалок проводили, можно будет везде смело ходить!
Марьюшка собирает всех детей вокруг березки.
Марьюшка / кланяется Берёзке /: Радуйтесь, березы,
Радуйтесь, зелёные!
К вам девушки идут,
К вам пироги несут,
Лепёшки, яичницы!
Ой, ой, Семик да Троица!
Завивайся ты, берёза,
Завивайся ты, кудрява!
Мы к тебе пришли
Со яичками, со куличками,
Яички-то красные!
Куличики-то сдобные!
Ой, ой, Семик да Троица!
Входят взрослые с угощением, расставляют его вокруг берёзки,
приглашают детей отведать его.
Берёзка : Пора поспела погадать на судьбу свою. Погляди, Марьюшка, на
свою веночек. Если зелен стоит, значит, весёлой, здоровой быть
весь год. Девочки – беляночки, подходите, милые! Про судьбу свою
у веночка спросите./ Дети рассматривают веночки /.
Марьюшка: Бросим веночки в воду, чтобы берёзка силу свою
земле – матушке отдала, новый урожай вырастила.
Дети / поют /: Мы в поле были, венки развели,
Венки развили и жито глядели:
«Зароди, Боже, жито густое,
жито густое, колосистое,
колосистое, ядренистое!»
Праздник закончен, дети угощаются, начинается чаепитие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл календарно-обрядовых праздников по русскому народному фольклору
Как проводить календарно-обрядовые праздники, включая песни, игры, хороводы....
Календарные русские народные праздники в детском саду
Праздник русской березки...
"Кузьминки - осени поминки" - народный календарно-обрядовый праздник для детей старшего дошкольного возраста
Народный праздник - это средство приобщения дошкольников к национальным традициям. Став непосредственными участниками, дети знакомятся с атрибутами народного быта, с музыкальными инструментами, ...
План мероприятий по ознакомлению старших дошкольников с народными календарно-обрядовыми праздниками.
Узнав о традициях праздниках русского народа, у детей будут сформированы представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. И наши дети станут духовными наследниками людей, заложивших о...
Консультация для родителей: "Русские народные календарно-обрядовые праздники".
История создания русских календарно - обрядовых праздников....
Методическая разработка на тему: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными календарно-обрядовыми праздниками»
Цель: воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм; создание условий, способствующих воспитанию дош...
Русские календарно-обрядовые праздники осеннего цикла. Доклад-выступление.
Русские календарно-обрядовые праздники осеннего цикла. Доклад-выступление. к пед.мастерской "Сияние России" - "Русские календарно-обрядовые праздники" 2020...