Проект «Праздничное колесо. Знакомство детей с весенними народными праздниками и традициями»
проект (старшая группа)

Борисова Юлия Федоровна

За последние годы произошло много глобальных событий в политической, экономической, культурной жизни страны. Отошли в прошлое некоторые праздники, появились новые. Можно смело утверждать, что у молодого поколения упал интерес и уважение к прошлому России. Поэтому на современном этапе проблема ознакомления детей с русской народной культурой весьма актуальна. Возникла необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, испытывал гордость за свою Родину. У каждого народа свои национальные воспитательные традиции, особенности, которые народ стремится передать будущим поколениям, чтобы не утратить свою самобытность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               

Проект «Праздничное колесо. Знакомство дошкольников с                                                                                                весенними народными праздниками и традициями»

Актуальность проблемы

За последние годы произошло много глобальных событий в политической, экономической, культурной жизни страны. Отошли в прошлое некоторые праздники, появились новые. Можно смело утверждать, что у молодого поколения упал интерес и уважение к прошлому России. Поэтому на современном этапе проблема ознакомления детей с русской народной культурой весьма актуальна. Возникла необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, испытывал гордость за свою Родину. У каждого народа свои национальные воспитательные традиции, особенности, которые народ стремится передать будущим поколениям, чтобы не утратить свою самобытность.

Приобщение к традициям своего народа особенно значимо в дошкольные годы. Социальный заказ государства, вариативность системы дошкольного образования способствуют использованию инновационных подходов.  Культурно образовательная среда дошкольника является фундаментом для Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступенях начального общего образования (п.19.6. ФГОС), в основе которой положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.

Праздник, особенно народный, помогает детям выразить свои чувства в музыке, познакомить с новыми произведениями художественной литературы, проявить себя в продуктивной деятельности, даёт детям новые впечатления. Основная направленность праздников – воспитание моральных и нравственных качеств ребёнка.

Паспорт проекта.

Вид проекта: информационно-творческий, межгрупповой, групповой.

Возраст детей: дети 4-6 лет

Участники проекта: дети, воспитатели группы, родители.

Срок реализации проекта: февраль-апрель

Продолжительность: долгосрочный

Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры, знакомство с народными праздниками и традициями.

Задачи:

  • познакомить детей с русскими весенними праздниками: «Масленица», «Жаворонки», «Пасха»
  • вызвать у детей желание знакомиться с устным народным творчеством (заклички, стихи – зазывалки, дразнилки, потешки и др.);
  • развивать художественно – творческую деятельность
  • воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием

Методы работы по проекту с детьми:

  1. Наглядные – наблюдения, демонстрация слайдов мультимедийных презентаций, иллюстраций и т.д.
  2. Практические – творческие задания, упражнения, художественное творчество

3. Игровые – дидактические, подвижные игры, народные игры.

4. Словесные – рассказ педагога, беседа, чтение художественной      литературы

Методы работы по проекту с родителями:

  1. Наглядные: родительские уголки, папки-передвижки на тему: «Широкая Масленица», «Сорок сороков или жаворонки», «Пасхальные атрибуты»
  2. Индивидуальные: беседы, консультации.
  3. Коллективные: консультации, детско-родительские работы, мастер-класс
  4. Привлечение родителей к организации проведения праздников.

Ожидаемые результаты:

• Устойчивый интерес к культуре русского народа.

• Создание календаря праздников, состоящего из детских работ.

• Сформированы устойчивые знания и интерес к истории некоторых весенних праздников русского народа;

• Создан устойчивый интерес к устному народному творчеству, декоративно – прикладному искусству;

• Установились партнерские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведении совместных праздников и мастер-класса.

     1 часть проекта «Масленица»

Начало реализации проекта начинается с празднования Масленицы. Рассказываем детям, что это самый шумный, самый озорной и веселый праздник в конце зимы. Надо дать детям подумать, почему праздник так называется. Масленица-масло, много жирной пищи, блинов масленых. В старину люди думали, что если зиму не проводить, а весну не встретить, то весна-красна мимо пройдет. Длился праздник семь дней с понедельника по воскресенье. Увеселения масленицы состояли из зажигания костров, катания на санях, лошадях, кулачных боев, а также обильных угощений блинами. На Масленицу ребятишки заливали ледяные горки и катались с них на санках. Катались не просто ради удовольствия, так обычай велел. Люди верили, что чем дольше будет спуск с горы, тем выше поднимутся на полях посевы.

В воскресенье устраивались проводы масленицы с сжиганием чучела, которое в четверг, накануне, ребятишки помогали делать из соломы. Пепел чучела обязательно развеивали над полями где была посеяна озимая рожь, чтобы был хороший урожай.

В течении масленичной недели все внимание уделяется такому атрибуту праздника как блинчик. Мы его лепим, рисуем и украшаем с помощью аппликации. А также не забываем разучить закличку.

Как итоговое мероприятие на масленичную неделю мы организуем с детьми   квест-игру. Проводится она на улице. Каждый пункт обозначен табличкой с названием (7 дней масленицы: Встреча, Заигрыш, Лакомки, Перелом, Тёщины вечорки, Семейная и Прощание)

Ведущие на «станциях» в костюмах скоморохов и красных девиц готовят для групп различные задания. Такими могут быть игры «Кто дальше бросит валенок», «Передай горячий блинок», «Перетягивание каната» задание выучить закличку, отгадать загадки о блинах, солнышке, весне и т.д. За прохождение заданий дети получают «солнечный лучик», который позже прикрепят к солнышку. После прохождения всех станций, группы собираются на общей площадке возле чучела, танцуют, поют и играют в хороводные игры под руководством ведущих–скоморохов. Праздник заканчивается угощением блинами.

2 часть «Жаворонки»

В конце марта вновь закликали весну. На Руси считалось, что именно во время весеннего равноденствия прилетают из теплых стран жаворонки, а за ними и все перелетные птицы. Именно 22 марта весна окончательно сменяла зиму, а день мерялся с ночью. И это событие означало, что можно начинать полевые и другие хозяйственные работы.  Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек - "жаворонков", которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях или же дети насаживали птичек на палки или привязывали к ним нитку. Размахивая жаворонками, сбившись в кучу как в птичью стаю они громко кричали «Жаворонки прилетите, студёну зиму унесите, тепло, весну принесите: зима нам надоела, весь хлеб у нас поела».

Ну и мы, вместе с детьми, обязательно испечем ко Дню птиц жаворонков из соленого теста.

Рецепт: 1 стакан мелкой соли, 1 стакан муки, 5 ст. ложек подсолнечного масла, вода. Тщательно размешать сухие ингредиенты, влить туда масло и немного очень холодной воды. Тесто замешивается и может храниться в закрытой емкости до 1 недели. Для лепки жаворонка кусочек теста скатывается в жгутик и завязывается на узелок. Формуется головка с клювиком, глазки- зернышки черного перца. Хвостик формуется при помощи пластикового ножичка-стеки.

3 часть «Пасха»

Пасха – тоже весенний праздник. Длится он, как и Масленица неделю. У него нет определенной даты, срок проведения каждый год высчитывается по лунному календарю, но приходится всегда на седьмой день недели-воскресенье.  В день Пасхи верующие люди при встрече по обычаю должны трижды поцеловать друг друга и при этом одни произносят слова «Христос воскрес», а другие отвечают: «Во истину воскрес!» (Т.к. детки у нас еще маленькие, то мы просто поговорим о традициях в этот праздник).

- Как отмечают люди Пасху? Красят яйца, пекут куличи, делают пасху из творога. Всё это освящают в церкви и дарят друг другу в знак любви и дружбы.

 А прежде чем съесть крашеное яйцо, с ним устраивали разные игры. Например, катали с горки- чье укатится дальше, тот выиграл и забирает себе все яйца. А еще клали яйцо в ложку и держа ее перед собой бегали наперегонки.  В этот праздник принято было ходить в гости, устраивать гулянья, качаться на качелях.

Как мы уже говорили, главный атрибут Пасхи, это крашеное яичко.

Здесь мы приглашаем поучаствовать родителей вместе с детьми в мастер-классе по украшению пасхальных яиц в технике декупаж. В ходе мастер-класса мы сначала знакомим родителей с этой необычной техникой.

Нам понадобятся сваренные вкрутую яйца, салфетки с рисунком и сырой яичный белок, кисточка. Работу начинаем с того, что делаем заготовку мотивов в лоскутной технике (обрываем рисунок по контуру).  Далее прикладываем один из мотивов к яйцу, и аккуратно с помощью кисточки наносим на поверхность чуть взбитый белок от центра к краешкам. Стараемся не порвать салфетку, но избегая складочек.  Затем даем изделию просохнуть. Далее родители совместно с детьми приступают к декупажу, воспитатели оказывают при необходимости помощь.

После окончания декорирования яиц, родители и дети показывают друг другу свои готовые изделия и фотографируются все вместе. 

Воспитатель проводит рефлексию с родителями и детьми: интересуется об ощущениях, впечатлениях от проделанной работы и общения со своим ребенком и другими участниками мастер-класса.

Помимо мастер-класса, в пасхальную неделю мы предлагаем детям различные дидактические игры, например: «Составь узор для пасхального яичка», «Найди одинаковое яйцо». На занятиях по рисованию расписываем «яйца», на лепке украшаем заготовки с помощью пластилина.

Список литературы:

1. Перова Е. Н. Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Международной научной конференции (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 53-55.

2. Шангина И.И. Русские традиционные праздники// Искусство-СПб, 1997

3.Ботякова О.А., Зязева Л.К., Прокофьева С.А. Российский Этнографический музей-детям// ДЕТСТВО-ПРЕСС, СПб, 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

по теме: «Русская народная музыка, как средство знакомства детей с народной культурой и традициями»

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние и...

Познавательно - творческий проект " Знакомство детей с весенними календарно - обрядовыми праздниками " Масленица", " Алексей - с гор потоки"

Продолжаем знакомить детей с традициями русского народа. Написали проект по познавательному развитию детей, в который включили народные праздники " Масленица" и " Алексей - с горо потоки". Проект пред...

Познавательно - творческий Проект в ср.гр «Знакомство детей с семейской культурой и традициями »

Познавательно - творческий Проект в ср.гр«Знакомство детей с семейской  культурой и традициями »...

Познавательно-творческий проект в средней группе "Знакомство детей с русскими народными промыслами,традициями и культурой"

В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной культуре и ее традициям, а также к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игруш...

Проект в средней группе «Знакомство детей с русскими народными промыслами, традициями и культурой»

Проект в средней группе «Знакомство детей с русскими народными промыслами, традициями и культурой»...

Детско-взрослый образовательный проект по расширению представлений детей о быте, культуре и традициях русского народа: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными календарно-обрядовыми праздниками»

Одной из задач ФГОС ДО, является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм по...

Проект «Знакомство детей с русскими народными промыслами, традициями и культурой»

Цель проекта: Создать условия для приобщения детей к истокам русской народной культуры, сформировать основы патриотического сознания посредством ознакомления с историей и культурой Росс...