Знакомство дошкольников с календарно-обрядовыми праздниками
статья (средняя группа)
Знакомство дошкольников с календарно-обрядовыми праздниками является, как развитию вышеназванных качеств, так и частью воспитания у них патриотизма и чувства гордости за свой народ, за с в о ю многонациональную страну, а это одно из важнейших направлений в реализации ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnyy_kalendar.docx | 23.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Знакомство дошкольников с календарно-обрядовыми праздниками является, как развитию вышеназванных качеств, так и частью воспитания у них патриотизма и чувства гордости за свой народ, за с в о ю многонациональную страну, а это одно из важнейших направлений в реализации ФГОС ДО.
Направленность
работы состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса.
Интегративная деятельность, которую рекомендует использовать ФГОС, связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Инновационный подход позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.
Работая с детьми, я старалась увлечь их в то волшебное странствие, где каждый шаг ставит новые вопросы и приносит новые открытия – в странствие по вечному, но бесконечно переменчивому миру народных Традиций. Полагаю, использованная система работы окажет положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре. Приобщая детей к истокам русской народной
культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, т.к. только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - это народ без будущего.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважительное отношение людям всех национальностей, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его
культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Таким образом, нравственно –патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Наши современники педагоги, психологи занимались и занимаются проблемами нравственности, т.е. формированием эмоционально–положительного отношения к людям разных национальностей.
Народные праздники, как совместная деятельность дошкольников и взрослых оказывают большое влияние на усвоение детьми нравственных норм, воспитание толерантного отношения к людям других национальностей, а это особенно актуально в нашей
многонациональной стране.
Работу по знакомству детей с русскими народными календарно-обрядовыми праздниками можно проводить по следующей модели:
- планирование работы с детьми;
- изучение авторских программ, инноваций;
- знакомство дошкольников с русскими народными календарными
праздниками;
- создание предметно–развивающей среды в группе;
- активное использование возможностей музыкального воспитания
детей.
Семья
- педагогическое просвещение родителей;
- родительские собрания;
- привлечение родителей к подготовке и проведению календарно-
обрядовых праздников.
Совместная работа педагога и детей
Педагогика сотрудничества взрослых и детей;
Проведение занятий, организация театрализованных игр;
Беседы, консультации, создание костюмов, атрибутов и т.д.
Формы работы с детьми по знакомству с русскими народными календарно-обрядовыми праздниками:
1. Беседы.
2. Занятия на основе метода интеграции.
3.Рассматривание изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток.
4.Выставки в мини-музее изделий русского декоративно-прикладного искусства.
5. Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в
детском саду.
6. Дидактические игры.
7. Развлечения, фольклорные праздники, посиделки.
8. Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен.
9. Использование народных игр, в том числе хороводов.
В работе используются различные методы и приемы:
- Метод наглядности (рассматривание изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, видеофильмов и др. наглядных пособий).
- Словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения).
- Практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения, совместное разучивание народных танцев, песен).
4. Частично-поисковый.
5. Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет
включения проблемной ситуации в ход занятия).
6. Сотворчество.
7. Мотивационный (убеждение, поощрение).
Большое и разностороннее влияние праздников на личность ребенка позволяет использовать их как сильное педагогическое средство.
Сам ребенок при этом испытывает удовольствие, радость. Тематика и содержание русских народных праздников имеют нравственную направленность.
Участие детей в русском народном празднике позволяет формировать основы
Народной культуры, опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, толерантного отношения к людям других национальностей. Исходя из этого следует:
- подготовку к празднику осуществлять постепенно, на занятиях по
ознакомлению с окружающим, с художественной литературой, в процессе всех видов продуктивной деятельности, физкультурных, музыкальных занятиях, а также вне;
- содержание каждого праздника должно способствовать воспитанию
нравственного поведения;
- подготовка к празднику не должна быть длительной и напряженной,
утомляющей детей;
- максимальное вовлечение всех детей в народном празднике;
- включение в программу праздника подвижных игр, танцев, разученных с небольшими
Подгруппами детей или со группой, выступления взрослых в качестве героев представления;
- праздники проводятся в первой или во второй половине дня. Их
продолжительность от 20 минут, но не более 1 часа в зависимости от
содержания самого праздника;
- после праздника в последующие дни по желанию детей повторяются песни, хороводы, игры, которые им больше всего понравились и запомнились.
Это позволяет закрепить праздничные впечатления, еще раз получить удовольствие от выступления;
- фиксация наиболее запомнившихся моментов праздника в продуктивной деятельности;
- дети должны принимать посильное участие в подготовке народных
праздников и развлечений, что в свою очередь является важным условием
воспитания нравственного и толерантного поведения;
- все народные праздники и развлечения доставляют детям радость,
создают веселое настроение; развивают инициативу и самостоятельность;
воспитывают такие положительные черты, как дружелюбие и заботливое
отношение к окружающим;
- праздники обогащают жизнь детей радостными переживаниями;
в ходе народного праздника и развлечений развивается творческая активность детей, их любознательность и познавательные процессы.
Ресурсное обеспечение проекта
Тематический план занятий, календарь праздников, беседы.
Подбор художественных народных произведений, песен, закличек, игр.
Подбор методической литературы.
Создание мини-музея «Русская изба».
Картотека сценариев праздников.
Работа проводится в соответствии с образовательными областями, рекомендованными ФГОС:
«Познавательное развитие»:
- Занятия («Как на Руси весну встречали», «Как на святки в вечерок
девицы гадали», «Из истории русского народного костюма» и др.);
- Совместная деятельность воспитателя с детьми (наблюдения за
сезонными изменениями в природе, создание мини-музея «Русская изба»;
- Беседы («Что нам осень принесла», «Зимние забавы», «Праздник
масленицы» и др.)
«Социально-коммуникативное
развитие»:
- Подвижные игры;
- Дидактические игры;
- Сюжетно-ролевые игры;
- Театрализованные игры;
- Чтение художественной литературы, заучивание наизусть потешек,
закличек, пословиц и поговорок и т.д.
«Художественно-эстетическое
развитие»:
- Рисование («Осенняя березка», «Масленица барыня», «Пасхальное яйцо» и др.);
- Аппликация («Осенний ковер», «Игрушки для зверят на рождество», «Проводы зимы» и др.);
- Лепка («Пасхальный кулич», «Дымковский козлик на ярмарке» и др.);
- Ручной труд («Куклы из соломы», «Куклы наших прабабушек», «Рождественские подарки» и др.);
- аппликация («Встреча перелетных птиц», «Березка проснулась» и пр.);
- конструирование из конструктора ЛЕГО («Русская изба», «Мебель наших предков», «Русская печь» и пр.)
Выставки совместного труда детей и родителей («Барышня осень»,
«Пасхальные куличи и яйца», «Чьи блины вкуснее» и др.)
- Музыкальные занятия, включающие тематику календарно-обрядовых праздников;
- Совместная деятельность с педагогом: разучивание попевок, потешек, закличек, колядок, хороводов под музыку; игра на шумовых народных инструментах.
- Развлечения: «Осенины», «Рождественские колядки», «Масленица» и др.
- Театральные представления. Велась работа и с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство детей с насекомыми "Знакомство с жизнью пчёл в природе"
НОД по знакомству детей старшего дошкольного возраста с жизнью пчёл в природе....
Знакомство детей с насекомыми "Знакомство с бабочками. Жизнь и развитие бабочек в природе"
НОД по знакомству детей старшего дошкольного возраста с жизнью бабочек в природе, часть 1....
Знакомство с насекомыми "Знакомство с жизнью бабочек в природе. Закрепление понятия "живое"
НОД по знакомству детей старшего дошкольного возраста с жизнью бабочек в природе, часть 2....
Конспект занятия в средней группе по знакомству детей с правилами дорожного движения: "Веселое знакомство".
Конспект занятия по ПДД средней группе....
Путешествие в осенний лес. Знакомство с лесным болотом. Знакомство с лягушками и их жизнью в естественных условиях
Цель; закрепить знания о флоре и фауне болот, леса. Развивать мимику, воображение, речь, артистизм, формировать интерес к живой природе, желание ее сохранить.Закрепить представление детей о жизн...
Знакомство детей с народным творчеством через знакомство с игрушкой - матрешкой.
Материал открытого занятия по народно - прикладному творчеству во второй младшей группе. В формате интегрированного занятия идёт знакомство детей с русской матрёшкой.На занятии сочетаются позновательн...
Конспект ИОС по разделу познавательное развитие для детей средней группы «Знакомство с профессией врача» Конспект ИОС по разделу познавательное развитие для детей средней группы «Знакомство с профессией врача»
Конспект ИОС по разделу познавательное развитие для детей средней группы «Знакомство с профессией врача» ...