"ДОУ, как открытая система"
статья по теме
ДОУ как открытая система.
За многолетнюю историю сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей представляет собой социальный институт воспитания, который обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. В давнем споре, что важнее в становлении личности, семья или общественное воспитание, одни великие педагогики склонялись в пользу семьи (Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци), другие – на первое место ставили общественное учреждение (Р. Оуэн).
Современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, который проявляется в многообразии форм воздействия в непрерывности и длительности взаимодействия с ребенком, в воспитание ценности которое осваивает подрастающий человек. Однако далеко не все семьи в полном объеме реализуют возможности воздействия на ребенка, поэтому необходима квалифицированная помощь дошкольного образовательного учреждения, к которому предъявляются повышенные требования. Основной функцией ДОУ является педагогическая функция. Чтобы эффективно выполнять педагогическую функцию ДОУ необходимо пересмотреть содержание и качество образовательной работы с детьми, искать пути более сильного влияния на каждого ребенка. Это ставит педагогический коллектив перед необходимостью искать в лице семьи союзника, единомышленника в воспитании ребенка и рассматривать ДОУ как открытую систему.
ДОУ как система - сложное социально-психологическое, педагогическое образование, состоящее из совокупности системнообразующих факторов, структурных и функциональных компонентов, условий функционирования.
Реформирование системы образования, вызванное социально-культурными, политическими и экономическими изменениями, не обошло стороной и ее начальное звено - дошкольное образование[4]. Существенным образом изменилось отношение общества к семье как воспитательному институту. Пропаганда педагогических знаний, всеобучение родителей перешли в более качественную форму работы с микросредой - "открытое" (или партнерское) взаимодействие участников образовательного процесса. Исследование Е. П. Арнаутовой, Д. О. Дзинтере, Л. В. Загик, Т. А. Марковой подтверждают переход к "открытому" взаимодействию дошкольного учреждения и семьи.
Открытость ДОУ как системы определяется по пространствам развития, которые существуют в учреждении, а также по динамике их изменений. Характеристиками открытости ДОУ могут выступать: степень соответствия его состояния, механизм саморегуляции и реакции на изменения окружающей среды (приспособление или сверхадаптивная активность), тип и степень регламентированности системы управления (традиционная или инновационная, преобладание вертикальных или горизонтальных связей) и др.
Воспитатели совместно с другими специалистами выступают в роли организаторов нового культурно – образовательного пространства, где главной ценностью является личность ребенка и благополучная семья. В связи с этим актуализируется процесс поиска новых подходов к работе дошкольных учреждений с семьей и соответствующих форм деятельности, направленных на развитие личности ребенка, успешное вхождение его в новый социум.
Пространство развития ДОУ состоит их трех взаимосвязанных пространств его субъектов: воспитателей, родителей и детей. Основной структурной единицей в нем является взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса.
Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени у родителей, мешает вовлечь родителей в педагогический процесс ДОУ[10]. В связи с этим необходимо построить работу с родителями так, чтобы они были заинтересованы в успехах своих детей и стремились всячески помочь ДОУ в создании единого образовательного пространства через организацию сотрудничества семьи и детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации модели "детский сад открытая система"
Данный материал содержит текст выступления на педагогическом совете и презентацию....
Детский сад - открытая система как способ построения комфортной среды развития ребёнка.
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДЕТСКОГО САДА КАК ОТКРЫТОЙ....
"Детский сад как открытая система" проект
Данный материал поможет педагогам ДОУ в создании единого пространства "семья - детский сад"....
Конспект образовательной ситуации « в открытой системе» с детьми среднего и старшего возраста. Тема: « Моя семья»
Конспект образовательной ситуации « в открытой системе» с детьми среднего и старшего возраста. Тема: « Моя семья»...
«Развитие личности ребенка в условиях организации технологии «Детский сад-открытая система» в ДОУ»
Представление опыта работы ДОУ по организации работы технологии "Детский сад-открытая система"....
Описание системы работы "ДОУ как открытая социальная система"
Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом, как одного из главного акцентного направления дошкольного образования. Идея социального пар...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ОТКРЫТОСТИ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Взаимодействие воспитателя с родителями является одним из важнейших факторов повышения открытости системы дошкольного образования. Долгое время детский сад был «закрыт» от родителей. Это б...