"ДОУ, как открытая система"
статья по теме
ДОУ как открытая система.
За многолетнюю историю сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей представляет собой социальный институт воспитания, который обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. В давнем споре, что важнее в становлении личности, семья или общественное воспитание, одни великие педагогики склонялись в пользу семьи (Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци), другие – на первое место ставили общественное учреждение (Р. Оуэн).
Современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, который проявляется в многообразии форм воздействия в непрерывности и длительности взаимодействия с ребенком, в воспитание ценности которое осваивает подрастающий человек. Однако далеко не все семьи в полном объеме реализуют возможности воздействия на ребенка, поэтому необходима квалифицированная помощь дошкольного образовательного учреждения, к которому предъявляются повышенные требования. Основной функцией ДОУ является педагогическая функция. Чтобы эффективно выполнять педагогическую функцию ДОУ необходимо пересмотреть содержание и качество образовательной работы с детьми, искать пути более сильного влияния на каждого ребенка. Это ставит педагогический коллектив перед необходимостью искать в лице семьи союзника, единомышленника в воспитании ребенка и рассматривать ДОУ как открытую систему.
ДОУ как система - сложное социально-психологическое, педагогическое образование, состоящее из совокупности системнообразующих факторов, структурных и функциональных компонентов, условий функционирования.
Реформирование системы образования, вызванное социально-культурными, политическими и экономическими изменениями, не обошло стороной и ее начальное звено - дошкольное образование[4]. Существенным образом изменилось отношение общества к семье как воспитательному институту. Пропаганда педагогических знаний, всеобучение родителей перешли в более качественную форму работы с микросредой - "открытое" (или партнерское) взаимодействие участников образовательного процесса. Исследование Е. П. Арнаутовой, Д. О. Дзинтере, Л. В. Загик, Т. А. Марковой подтверждают переход к "открытому" взаимодействию дошкольного учреждения и семьи.
Открытость ДОУ как системы определяется по пространствам развития, которые существуют в учреждении, а также по динамике их изменений. Характеристиками открытости ДОУ могут выступать: степень соответствия его состояния, механизм саморегуляции и реакции на изменения окружающей среды (приспособление или сверхадаптивная активность), тип и степень регламентированности системы управления (традиционная или инновационная, преобладание вертикальных или горизонтальных связей) и др.
Воспитатели совместно с другими специалистами выступают в роли организаторов нового культурно – образовательного пространства, где главной ценностью является личность ребенка и благополучная семья. В связи с этим актуализируется процесс поиска новых подходов к работе дошкольных учреждений с семьей и соответствующих форм деятельности, направленных на развитие личности ребенка, успешное вхождение его в новый социум.
Пространство развития ДОУ состоит их трех взаимосвязанных пространств его субъектов: воспитателей, родителей и детей. Основной структурной единицей в нем является взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса.
Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени у родителей, мешает вовлечь родителей в педагогический процесс ДОУ[10]. В связи с этим необходимо построить работу с родителями так, чтобы они были заинтересованы в успехах своих детей и стремились всячески помочь ДОУ в создании единого образовательного пространства через организацию сотрудничества семьи и детского сада.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/08/02/_9eklrhvud8.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации модели "детский сад открытая система"
Данный материал содержит текст выступления на педагогическом совете и презентацию....
Детский сад - открытая система как способ построения комфортной среды развития ребёнка.
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДЕТСКОГО САДА КАК ОТКРЫТОЙ....
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/15/picture-448342-1400158986.jpg)
"Детский сад как открытая система" проект
Данный материал поможет педагогам ДОУ в создании единого пространства "семья - детский сад"....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/01/picture-677757-1443705762.jpg)
Конспект образовательной ситуации « в открытой системе» с детьми среднего и старшего возраста. Тема: « Моя семья»
Конспект образовательной ситуации « в открытой системе» с детьми среднего и старшего возраста. Тема: « Моя семья»...
«Развитие личности ребенка в условиях организации технологии «Детский сад-открытая система» в ДОУ»
Представление опыта работы ДОУ по организации работы технологии "Детский сад-открытая система"....
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/08/picture-805008-1470647314.jpg)
Описание системы работы "ДОУ как открытая социальная система"
Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом, как одного из главного акцентного направления дошкольного образования. Идея социального пар...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/12/picture-772676-1463077757.jpg)
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ОТКРЫТОСТИ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Взаимодействие воспитателя с родителями является одним из важнейших факторов повышения открытости системы дошкольного образования. Долгое время детский сад был «закрыт» от родителей. Это б...