ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ОТКРЫТОСТИ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья (младшая, средняя, старшая группа)

Толмачева Марина Анатольевна

Взаимодействие воспитателя с родителями является одним из важнейших факторов повышения открытости системы дошкольного образования. Долгое время детский сад был «закрыт» от родителей. Это было вызвано тем, что он изначально организовывался для детей работающих родителей. Родители  особо не вникали в жизнь детского сада, не интересовались  программой,  методами и средствами воспитания, поскольку считали, что он создан для удовлетворения биологических нужд ребенка- присмотр и уход.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3._tolmacheva_rabota_s_roditelyami.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ОТКРЫТОСТИ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

М.А. Толмачева

Воспитатели ГБДОУ детский сад №78 комбинированного вида Фрунзенского района г. Санкт – Петербурга

Взаимодействие воспитателя с родителями является одним из важнейших факторов повышения открытости системы дошкольного образования. Долгое время детский сад был «закрыт» от родителей. Это было вызвано тем, что он изначально организовывался для детей работающих родителей. Родители  особо не вникали в жизнь детского сада, не интересовались  программой,  методами и средствами воспитания, поскольку считали, что он создан для удовлетворения биологических нужд ребенка- присмотр и уход.

С большими изменениями в обществе изменился и родитель. На смену дисциплинированного, поставленного в жесткие рамки, идеологически настроенного, пришел активный, быстрый, нацеленный на результат,  открытый для общения, знающий свои права, умеющий пользовать новинками техники.   Он умеет искать нужную информацию, он желает лучшего для себя и собственного ребенка, он хочет быть в курсе всех событий и он имеет на это право.

В сегодняшних реалиях, в условиях жесткой конкуренции предоставляемых образовательных услуг, детскому саду просто необходимо дать возможность реализовать ему это право, стать максимально открытой системой, в которой родители и педагоги в равной степени включались бы в образовательную деятельно детского сада.

Почему же на сегодняшний день, многие воспитатели не хотят и не готовы сделать свою работу более открытой для родителей? Скорее всего, это обусловлено несколькими причинами:

  1. Это педагоги, так называемые «старой закалки», у которых за годы профессиональной деятельности сложилось мнение «Я одна знаю, как воспитывать ваших детей», обладающие, как правило, авторитарным стилем общения как по отношению к детям, так и по отношению к родителям;
  2. Педагоги не профессиональные и не опытные, не владеющие современными формами работы с семьей и родительским коллективом;
  3.  Педагоги, не  исполняющие в полной мере свои должностные обязанности (нарушение сетки режима пребывания детей в ДОУ, техники безопасности, не проведение или проведение не в полной мере запланированного согласно плану работы)
  4. Педагоги, исполняющие свои обязанности формально, для которых работа в детском саду- всего лишь источник дохода.

Важно отметить, что каждая из этих причин может существовать как самостоятельно, так и в комплексе с другими, что в свою очередь порождает напряженность,  недовольство, формальность в отношениях участников образовательного процесса. И не мудрено, что в группе у такого педагога, скорее всего, найдется много недовольных родителей, которые начиная с малого, а за тем и чаще будут высказывать свои претензии.

Поэтому важно, что бы педагог- воспитатель был профессионалом своего дела, обладал большим желанием и потенциалом сотрудничать с участниками образовательного процесса, имел демократический стиль общения, обладал эмпатией,  культурой речи, выполнял свои должностные обязанности, «горел» на работе. Если воспитатель обладает такими качествами, он не только интересен как личность, но и привлекает к себе внимание, вызывает желание сотрудничать, выстраивать партнерские отношения.

И вот перед нами портрет идеального воспитателя, который с утра встречает детей и родителей с улыбкой, которому нравиться то дело, которым он занимается, у которого много задумок и интересных идей. Однако одному, без поддержки со стороны родителей,  ему не справиться, ведь процесс воспитания- сложный и многогранный. Если работники ДОУ и родители имеют разные точки зрения на процесс воспитания, то выстроить систему партнерских отношении  не получиться.

Следует помнить ,что детский сад- это первая ступень образования как детей, так и их родителей, которые еще только учатся быть папами и мамами, поэтому важно научить родителей сотрудничать с государственным учреждением, выяснять возникшие спорные ситуации  на месте путем диалога, а не хождением по инстанциям. Тот положительный опыт взаимодействия с государственным дошкольным учреждением поможет им в дальнейшем выстраивать взаимоотношения со школой и системой дополнительного образования.

Так с чего же начать активному, творческому педагогу?

Прежде всего, с первого установочного собрания, которое ни в коем случае не должно быть статично и скучно. Первое родительское собрание- это самопрезентация воспитателя, от того как он это сделает, какое первое впечатление произведет, от того в дальнейшем и будет зависеть  дальнейшие отношения воспитателя и родителей. Очень хорошо, если первое родительское собрание пройдет в доброжелательной неформальной обстановке. Не надо усаживать родителей за детские столы на маленькие стулья, и отделяясь от них тем самым, указывая невербально, кто тут хозяин. Сядьте все вместе в круг- тем самым продемонстрировав желание сотрудничать. Не следует на первом родительском собрании поднимать какие-либо организационные вопросы, лучше поиграйте в коммуникативные игры- помните, что на протяжении 4-5 лет вам нужно будет работать не только с коллективом детей, но и с коллективом родителей, а формирование коллектива- одна из важнейших задач воспитателя. На первом родительском собрании хорошо так же выяснить ожидания родителей от детского сада, их страхи  и переживания. Это избавит от недосказанности в дальнейших отношениях.

Воспитателю нужно взять за правило как можно чаще устраивать неформальные встречи-  родительские собрания-чаепития, совместные выходы на природу, в музеи, театры, ему нужно стать самому частью родительского коллектива. Однако нужно быть осторожным, что бы не опуститься до панибратства, что, конечно, не допустимо. Эта работа будет отнимать достаточно много личного времени воспитателя, однако, несомненно, даст в дальнейшем свои плоды.

При взаимодействии с родителями не надо стесняться просить о помощи. Ведь, если вы не попросите, кто догадается, что вам это нужно? Просить надо, вежливо и тактично, и обязательно благодарить не только лично, но и коллективно, наглядно (для этого могут помочь  стенды или организованные доски «деревья добрых дел», «наши друзья и помощники», «золотые ручки пап и мам»). Всеобщая похвала будет приятна не только родителям- помощникам, она даст возможность показать другим, что вы всегда готовы принять от них посильную помощь, что вы не против нее.

Хорошая практика пускать родителей в группу. Родители могут не только ознакомиться с повседневной жизнью группы, но и сами поучаствовать в совместных мероприятиях, что даст им возможность быть сопричастным к коллективному воспитанию, снимет напряженность и лишние вопросы, а так же позволит   лишний раз убедиться, что труд воспитателя- сложный и тяжелый.

При организации праздников, досуговых мероприятий следует отходить от концертных  форм, когда родители выступают только в качестве зрителей. Следует использовать игровые программы с музыкальными и танцевальными номерами. Такая форма организации позволяет не только формировать родительский коллектив, но и выстраивать доброжелательные отношения между родителями и детьми, что, несомненно, будет приводить к формированию благоприятной психологической атмосферы в группе.

Для родителей важно быть в курсе всех дел группы, предоставьте им такую возможность. Если вы владеете навыками ИКТ- организуйте группу в социальной сети или минисайт с обратной связью. Еженедельно размещайте в них: тему недели, последние новости, фотографии с занятий, интересные изречения детей и т.д., консультации по насущим проблемам. Это оградит вас от излишних вопросов к вашей работе, а родителям добавит спокойствие и уверенности в том, что их ребенок в надежных руках, пока они на работе. Если навыками ИКТ вы не владеете, наладьте выпуск еженедельной (ежемесячной) групповой газеты или повесьте почтовый ящик «Вопрос-ответ»- они станут альтернативными формами общения с родителями.

Ни что так не поддерживает интерес к процессу, как участие в конкурсах, это развивает здоровую конкуренцию, желание сделать лучше, чем другие. Поэтому важно дать возможность родителям демонстрировать свои знания и умения. Важно 3-4 раза в год (не чаще, что бы это не превратилось в рутину) устраивать групповые конкурсы, как дистанционные, прикладного, литературного творчества ( «Лучшая сказка», «Золотые ручки наших мам», конкурс поделок из бросового материала и т.д.), так и очные («Папа, мама, я- спортивная семья», «Лучший мастер-класс», «Лучшая игротека»).  

Хочется отметить, что детский сад- это большая семья, в которой педагоги и родители должны смотреть в одном направлении, для достижения поставленных задач  по воспитанию и развитию ребенка, и возможно это при помощи включения родителей в общее образовательное пространство с учетом интересов ребенка, особенностей его развития и состояния здоровья.

Активное взаимодействие с родителями способствует:

-открытости  системы дошкольного образования;

- участию родителей в образовательном процессе;

- формированию сплоченного детско-родительского коллектива;

- формированию коллектива единомышленников (педагоги-родители);

- созданию положительно микроклимата группы;

Все это, в конечном счете, отражается на уровне развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагога-психолога с семьей ребенка в системе дошкольного образования

Взаимодействие педагога – психолога с семьей  ребенка в системе ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Взаимодействие с социумом как фактор повышения дошкольного образования»

Один из аспектов правового воспитания детей - это право ребенка на успешное вхождение в окружающую жизнь. Социальное партнерство педагогический коллектив МБДОУ  детского сада №1 рассмат...

Взаимодействие с социумом как фактор повышения качества дошкольного образования.

Взаимодействие с социумом как фактор повышения качества дошкольного образования. Знакомство с социумом способствует социализации ребенка-дошкольника, включающей формирование у него навыков поведения и...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

На ранних ступенях жизни ребенка семья олицетворяет собой мир явлений и объектов, обозначенный термином «социально-бытовая сфера», которая начинается в семье возле матери, отца и других ро...

Взаимодействие с социумом, как фактор повышения качества дошкольного образования

социальное партнерство в форме социально-культурных связей ДОУ...

"Взаимодействие с социумом как фактор повышения дошкольного образования"

В нашем детском саду на протяжении многих лет сложилась эффективная система взаимодействия с объектами социального окружения....