Развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации модели "детский сад открытая система"
статья по теме
Данный материал содержит текст выступления на педагогическом совете и презентацию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОДНИМ САМЫМ ВАЖНЫМ УСЛОВИЕМ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ «ДЕТСКИЙ САД ОТКРЫТАЯ СИСТЕМА ЯВЛЯЕТСЯ НА НАШ ВЗГЛЯД ВСЕСТОРОНЕЕ ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ЖИЗНЬ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
ПОПЫТАЮСЬ ДОКАЗАТЬ ЭТО;
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.
Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Мы - признаем главенствующую роль семьи как первого воспитателя ребенка.
Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем.
Дошкольное образование надстраивается над первичными отношениями ребенка и семьи и вместе с тем играет важную роль в развитии ребёнка. В саду ребенок получает образование, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.
Ведь полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду - образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в саду воспитание всегда стояло, да и сейчас стоит на первом месте. Эту ситуацию можно попытаться изменить за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ, реализуя модель «детский сад открытая система»
Вовлечение семей в дошкольное образование имеет очевидную пользу:
Для детей и педагогов:
- обогащается познавательная деятельность детей;
- используются те интересы ребенка, которые имеют место дома;
- улучшаются отношения к детскому саду в процессе совместной работы педагогов и родителей;
- используются таланты и увлечения родителей в процессе занятий.
Для родителей:
- есть возможность лучше разобраться в вопросах развития ребенка;
- оценить достижения своих детей;
- лучше понимать процесс обучения (возможности и сложности).
Мы предлагаем некоторые формы работы для реализации модели «детский сад открытая система», которые на наш взгляд наиболее полно раскрывают условия развития детей по этой модели.
День открытых дверей:
являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей с показом фрагментов работы дошкольного учреждения.
“Презентации детского сада и группы”:
Целью этого является:
- Установление тесного сотрудничества между образовательным учреждением и семьей;
Родительские конференции:
Анкетирование:
Родительские собрания:
проводятся групповые и общие. Родительские собрания нацелены на повышение интереса родителей к вопросам воспитания детей, активизируют родителей на решение проблем воспитания.
Консультации:
Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему "Как учить с детьми стихотворение").
Индивидуальные консультации для родителей по вопросам развития ребенка:
Родители беседуют с психологом, воспитателями, логопедом (по результатам наблюдений и диагностических данных). Ведь на общем родительском собрании нет возможности услышать информацию о своем ребенке, а такая беседа может стать доверительной взаимоконсультацией. У родителей складывается впечатление о развитии ребенка, его достижениях и перспективах, а педагоги могут увидеть картину своего образовательного учреждения, такой, какой ее видят родители.
Но из всех перечисленных наиболее часто используемая форма работы – это;
Наглядная информация:
Наглядная информация, в виде стендов и уголков, универсальна и имеет огромные возможности по освещению педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителей, и поэтому форма и способ её подачи имеет не меньшее значение, чем её содержание. Родитель должен быть привлечён ею и заинтересован.
Информационные стенды в нашей группе находятся в групповой раздевальной комнате. На стенде помещается информация, значимая для нашей группы. Помимо уголка в группе существуют 2 папки, в которых более широко раскрыты вопросы функционирования детского учреждения, работы воспитателей группы, работы специалистов. Если мы не можем поместить на стенд всю информацию по какой-либо теме, её более подробно раскрываем, создавая тематические папки – передвижки. В течение года нами используется 7-8 актуальных для группы тем:
“Безопасность ребенка в ваших руках”;
“Ваш ребенок идет в школу”;
“Советы психолога?” и др.
И
Вовлечение родителей в жизнь группы:
Становясь активными участниками "общественной" жизни и процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя "хорошими родителями", поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения. Присутствие в группе родителей имеет для них следующие плюсы:
они могут наблюдать за своими детьми на фоне их сверстников, что дает возможность лучше разобраться в вопросах развития ребенка, научиться и дома применять подходящие методы воспитания;
у родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них;
появляется возможность поработать в профессиональной среде, что может побудить к получению дополнительного образования, поступлению на какие-либо курсы или даже превратиться в постоянную работу;
развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста; формируется правильное понимание возможностей обучения и сложностей, которые с этим связаны;
возникает доверие к воспитателям и другим сотрудникам детского сада;
делается выбор детского сада для второго ребенка;
родители обучаются вилам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома;
взрослые знакомятся с друзьями своих детей, о которых знают из рассказов сына или дочери;
устанавливаются длительные дружеские связи с другими родителями.
А вот что происходит с детьми, когда они видят своих родителей в группе:
в их сознании возникает позитивная связь между семьей и детским садом: если дети чувствуют, что членов их семьи принимают в саду с открытым сердцем, то у них возникает более доверительное отношение к работающим в группе взрослым;
присутствие и участие родителей на занятиях доставляет детям особое удовольствие, благоприятствует их успехам;
у ребенка наблюдается буквально взлет чувства собственного достоинства, даже если участие членов семьи носит редкий и непродолжительный характер;
знакомство с другими взрослыми расширяет социальный опыт и дает положительные модели для подражания;
дети начинают признавать полномочия других взрослых (помимо воспитателей) и относятся к ним как к источнику знаний и опыта;
взаимодействие с семьями детей, которые представляют разнообразные культурные традиции, создает возможность для формирования толерантности;
дети из неполных семей смогут частично реализовать свою потребность в общении, внимании, ласке.
Показательным в этом отношении является такая форма работы как «мозговой штурм» Обычно мы проводим его в утренние часы, причем часто в присутствии родителей. Дети садятся в кружок с воспитателем на ковре и повторяют изученное ранее, по всем разделам программы «Радуга» Нами не возбраняется помощь родителей из «зала». В этот момент родители дополнительно имеют возможность узнать, что изучают дети в детском саду, каков объем знаний у их ребенка, над, чем необходимо поработать, что повторить.
Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как "Почта доверия». Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п.
Каким бы полноценным и продуктивным не было взаимодействие семья - детский сад необходимо формировать предпосылки для вхождения ребенка в более широкий социум. Реализация этого происходит путем знакомства детей с социумом. Это и экскурсии, это и музейные занятия, выступления наших детей в «Юности», и на городских праздниках, спортивных соревнованиях.
Следовательно, привлечение родителей и других взрослых к работе с детьми в группе создает дополнительные возможности для всех участников образовательного процесса и позволяет более полно внедрять в действие модель «детский сад открытая система»
Но мы не собираемся останавливаться на этом и
в следующем году собираемся завести “Тетрадь взаимодействия родителей с педагогами и специалистами детского сада”. В этой тетради родитель может записать и адресовать свой вопрос воспитателю, специалистам, логопеду, педагогу-психологу, педагогу по физической культуре и др. Ответы на вопросы родителей будут, оформляются, и вывешиваться на стенд в течение недели, а могут даваться и в устной форме при личной встрече.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Проектирование образовательной деятельности и взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ по физическому развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
Для того чтоб физкультурная деятельность прошла эффективно и для повышения качества образовательных услуг необходимы слаженные действия инструктора по физической культуре и воспитателя....
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГМО воспитателей групп раннего и дошкольного возрастов по теме: "Социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО".
В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач именно социально-коммуникативно...
Актуальные проблемы развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Материал презентации отражает уровень компетентности воспитателя в вопросах знания содержания образовательной программы ДОУ, а также задачи, решаемые с детьми дошкольного возраста по образ...
Актуальные проблемы развития детей дошкольного возраста в условиях реализации фгос дошкольного образования
Для группы детей дошкольного возраста 4-5 лет...
«Актуальные проблемы развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
ull;Цель программы: создание условий для формирования базовой культуры личности ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения (организации).•Задачи:•- усвоение детьми норм и ц...
Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки» «Истоки добра и мудрости» на 2021-2025 учебный год
Данная программа воспитания разработана с учетом многолетнего опыта реализации программы «Социокультурные истоки» (авторы профессор И.А. Кузьмин и профессор А.В. Камки...
Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»
Данные методические рекомендации адресованы руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям детей дошкольного возраста.В сборник включены: актуальность, цели, подхо...