Мастер - класс для родителей "Песочная терапия"
методическая разработка (младшая группа) по теме
Цель мастер - класса: повысить компетенцию родителей воспитанников в использовании одной из техник арт - терапии - песочной терапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesochnaya_terapiya.docx | 19.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №23
ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ – ПЕТЕРБУРГА
Методическая разработка
Тема: «Песочная терапия»
Форма проведения: мастер – класс для родителей.
Используемые технологии: здоровьесберегающие, информационно – коммуникативные.
Автор:
воспитатель
Уткова Алла Степановна
Санкт – Петербург,
2018
Цель: повысить компетентность родителей в использовании песочной терапии для игр с детьми раннего возраста.
Задачи:
- Дать определение песочной терапии
- Познакомить родителей с играми с песком.
- Способствовать внедрению новационных методик, направленных на всестороннее развитие ребенка.
Оборудование: столы, подносы с ватманами, сухой и кинетический песок, мелкие фигурки величиной 5- 10 сантиметров, изображающие людей, животных, птиц, насекомых, морских обитателей, растений, транспорта. Различный бросовый материал: камушки, ракушки, палочки, крупные пуговицы. Набор для игр с песком: ведерки, грабельки лопатки, сита, совочки, леечки, емкости для воды и пересыпания песка.
Предварительная работа: изучение литературы по данной теме, изготовление папки – передвижки «Песочная терапия», консультация для родителей «Влияние игр с песком на эмоциональное развитие ребенка», оформление картотеки «Игры с песком и водой», оформление и оснащение атрибутами уголка экспериментирования.
Ход мастер - класса
Здравствуйте, уважаемые родители!
Сегодня мы хотим познакомить вас с элементами одной из техник арт – терапии – песочной терапией. Для того чтобы конструктивный, оптимистичный настрой, предлагаем вам принять участие в игре «Здравствуй».
Здравствуй, небо голубое! поднимают руки вверх
Здравствуй, солнце золотое! изображают пальцами рук лучики
Здравствуй, наша планета Земля! описывают руками круг
Здравствуй, наша большая семья! берутся за руки, поднимают
их вверх.
Скажите, пожалуйста, интересуются ли ваши дети песком?
Любят ли они играть в песочнице?
Мы думаем, что все дети без исключения любят играть с песком, поэтому и решили поговорить с вами о песочной терапии.
Песочная терапия – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды и ощущения свободы и безопасности самовыражения.
Польза игр с песком в том, что они:
- развивают восприятие, внимание, образное мышление, речь, самоконтроль;
- развивают глазомер и мелкую моторику рук;
- формируют представления об окружающем мире;
- воспитывают чувство уверенности и успешности;
- успокаивают и расслабляют, снимают агрессию и напряжение;
- помогают познать свой внешний и внутренний мир.
«Наилучшая для малыша та игрушка, которую он может заставить по - разному изменяться; для маленьких детей наилучшая игрушка – это куча песка». К.Д.Ушинский.
Принцип терапии песком был предложен Карлом Гюставом Юнгом – швейцарским психологом, основателем аналитической психологии. Он говорил: « Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум». Быть может естественная потребность детей «возиться» в песке и сама структура песка подсказали К.Г. Юнгу эту идею. Английский педиатр Маргарет Ловенфельд в 1939 году описала консультативную методику игр с песком. В Лондонском институте психологии она установила два цинковых подноса с песком и водой и набором формочек для игр. Маленькие пациенты института называли эти игры «миром». В настоящее время песочная терапия получила широкую известность, многие специалисты занимаются данной методикой и она дает положительные результаты.
Также игры с песком улучшают эмоциональное состояние детей: зажатых – расслабляют, тревожных – успокаивают, агрессивных – отвлекают.
Игры с песком бывают трех видов:
Обучающие
моделирование игр – сказок;
на тактильную чувствительность и мелкую моторику рук;
на развитие фонематического слуха и звукопроизношения.
Познавательные
Игры на знакомство с окружающим миром;
географические игры;
фантастические игры;
исторические игры;
игры – экскурсии.
Проективные игры используют психологи в своей деятельности.
В своей работе мы используем обучающие и познавательные игры.
Необходимым условием в работе с детьми раннего возраста по обогащению игрового опыта с песком является знание и соблюдение в играх определенной последовательности:
- проигрывание педагогом игровых действий с песком на глазах у детей; - совместное выполнение игровых действий; - подражание педагогу; - выполнение действий по образцу, предлагаемому педагогом;
- выполнение по словесной инструкции;
- сопровождение игр речью.
Перед началом игр, мы познакомили детей с элементарными правилами осторожного поведения с песком, все знают, почему нельзя бросаться песком, тереть глаза грязными руками, брать песок в рот и вдыхать его, что необходимо по окончанию игр мыть с мылом руки.
Игры с песком благотворно влияют на развитие мелкой моторики рук детей, на развитие познавательных способностей. Дети трогают песок, погружают в него свои ладони, пересыпают из одной руки в другую, пропускают песок сквозь пальцы, делают из мокрого песка куличики, насыпают горки, сооружают туннели в горе мокрого песка. Также малыши разравнивают песок руками или линейкой и рисуют на ровной поверхности, оставляют следы, отпечатки, ямки, все эти манипуляции способствуют развитию активной речи, а у не говорящих детей пассивного словаря.
Сегодня и мы с вами попробуем некоторые игры с песком, предлагаем всем подойти к подносам с песком и поиграть, например, в игру
«Песочный дождик»
Педагог медленно, а затем быстрее сыплет песок из своего кулака на поднос, затем на ладонь родителя, на один из его пальцев, затем на свою ладонь. В процессе игры родитель с закрытыми глазами слушает и угадывает, на какой из пальцев педагог сыпал песок. Эта игра способствует регуляции мышечного напряжения.
«Песочные узоры»
Выкладывание узоров с помощью камушков, ракушек, палочек, крупных пуговиц. Педагог выкладывает один фрагмент узора, а родитель его продолжает. Эта игра помогает изучению геометрических форм.
«Погружение рук в песок»
Педагог погружает руку в песок, а родитель раскапывает каждый из пальцев так, чтобы не дотронуться до ладони. Игра способствует повышению тактильных ощущений и преодолению страхов у детей.
«Необыкновенные следы»
Педагог имитирует следы, которые оставляют различные птицы, звери, насекомые, люди, родитель рассматривает и называет обладателя следов. Игра способствует развитию воображения, стимулирует тактильную чувствительность.
«Прятки»
Берем четыре любых игрушки, предлагаем рассмотреть их, затем участники игры закрывают глаза, а педагог прячет игрушки в песок. Участник игры с закрытыми глазами находит в песке игрушку, ощупывает ее, и рассказывает о ней. Игра способствует развитию мелкой моторики рук, воображению и развитию речи детей.
А сейчас, уважаемые родители, возьмите в руки линейку, разравняйте ею песок, поставьте каждый свою игрушку в любое место на подносе и нарисуйте для одной игрушки прямую дорогу, для второй – волнистую, для третьей – зигзагообразную дорогу. Дорожки можно рисовать не только пальцем, но и палочкой, грабельками, линейкой или струей воды.
Ну что, понравилась вам прогулка по песочной стране?
А сейчас мы предлагаем вам посмотреть, как мы, с нашими ребятишками умеем играть с песком.
Просмотр презентации «Песочная терапия», по окончанию просмотра предлагаем родителям игру
«До свидания».
Нужно нам уже прощаться,
До свидания, друзья!
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся,
Все по кругу мы пройдемся
Скажем дружно всем: «Пока!»,
«До свидания!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Использование песочной терапии на занятиях по речевому развитию"
Цель мастер-класса - познакомить педагогов с методикой песочной терапии и её использование в речевом развитии дошкольников...
Мастер - класс "Использование песочной терапии в игровой деятельности с детьми дошкольного возраста"
Цель данного мастер-класса познакомить педагогов с элементами использования песочной терапии в работе с детьми....
Мастер-класс «Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса»
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологиий для формирования эмоциональной...
Мастер-класс "Песочная арт-терапия в работе воспитателя"
Мастер-класс "Песочная арт-терапия в работе воспитателя"Активно стала использоваться песочная арт-терапия в детском саду. Обучиться ей несложно любому воспитателю или штатному психологу, а у...
Мастер-класс по песочной терапии с детьми подготовительной группы «Песочная планета»
Мастер-класс подготавливался в связи с предстоящей конференцией «Использование ИКТ и основа начального технического творчества в рамках образовательной деятельности ДОУ». Материа...
Мастер-класс "Использование арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с обучающимися с ОВЗ"
Эбру — это способ творческого самовыражения, заключающийся в особой графической технике, когда посредством оттиска красочное изображение переносится на бумагу с поверхности воды....
Мастер-класс «Использование песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда»
Мастер-класс для педагогов «Использование песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда»....