Мастер-класс «Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса»
методическая разработка (старшая группа) на тему
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологиий для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического состояния у участников образовательного процесса
Арт-терапия - один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов. Рисуя, занимаясь лепкой или описывая в литературной форме свою проблему или настроение, вы как будто получаете закодированное послание от самих себя, из собственного подсознания.
Метод арт-терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно - чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.
Всякое представление, возникающее в психике, всякая мысль заканчивается движением. Если реальное движение по какой-либо причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления этого движения.
Арт-терапия привлекает к себе в последнее время всё большее внимание во всём мире. Трудно назвать ещё какое-либо направление , которое имело столь же большие возможности не только для "исцеления" отдельных лиц и групп, но и для "социального врачевания".
конечно же, интерес к арт-терапии может быть связан с тем, что она в эру "аппаратурной медицины" апеллирует к внутренним, самоисцеляющим ресурсам человека, тесно связанным с его творческими возможностями.
В арт-терапии принят запрет на сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания!
Таким образом, арт-терапия позволяет каждому участнику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными, на его взгляд, людьми.
Сказкотерапия-Для исправления капризного поведения можно использовать придуманную родителем историю, где ситуация главного героя очень похожа на ситуацию ребёнка. Это может быть рассказ, но это может быть и сказка, где есть волшебники, феи и другие сказочные персонажи. Придуманные взрослыми рассказы или сказки — это очень щадящий способ воздействия на внутренний мир малыша. В них нет поучений, нет прямых указаний, но тем не менее ребёнок получает конкретный опыт, непосредственные переживания, полезные знания.
Можно очень много раз повторять, что капризничать — это плохо, и не получить никакого результата. А можно просто рассказать сказку про малыша, который хотел всегда и всё делать по-своему, но из-за отсутствия опыта попадал в разные смешные ситуации. Не исключено, что поведение вашего ребёнка изменится в лучшую сторону. Почему? Потому что малыш просто слушает историю! Ему не читают наставлений, его не обвиняют и не принуждают делать что-то против его воли — он просто слушает. Ему ничто не мешает анализировать рассказ, узнавать что-то новое, что-то сопоставлять, сравнивать без всяких неприятных психологических последствий.
Mузыкотерапия- Любая деятельность обеспечивается работой мозга, связанной с восприятием и переработкой информации.
Парадоксом нашего времени является то, что функциональные возможности человеческого организма остаются неизменными с древних времен, а знать и уметь надо несоизмеримо больше, чем раньше. А значит, неизбежно увеличение нагрузок. Вследствие увеличения нагрузок возникают проблемы - стрессы, повышенное состояние тревожности, утомление, ухудшение детского здоровья в целом.
Работая в детском саду, мы с вами именно это и наблюдаем. Многие дошкольники не могут самостоятельно справиться с нервно-психическими нагрузками, которые они испытывают в ДОУ и дома. И наша с вами задача всеми доступными средствами помочь детям решить эти проблемы. Одним из таких средств является музыкотерапия.
Музыка – источник особой детской радости. В раннем возрасте ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Раннее общение с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию ребенка.
Задача по раннему музыкальному воспитанию дошкольника – это развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. На этом фундаменте ярких музыкальных впечатлений, образов, характеров базируется и развитие активности в детском музыкальном исполнительстве, и музыкально-творческие проявления детей. Сила музыка в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека.
Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно; достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний. Установлено, что музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психический. Звуковые вибрации являются стимулятором обменных процессов в организме на уровне клетки. Эти вибрации способны изменять различные функции организма (дыхательную, двигательную, сердечнососудистую). Благодаря ассоциативным связям, возникающим в процессе восприятия и исполнения музыки, меняется и психическое состояние ребенка. Исследователи рекомендyют использовать в работе с детьми широкий спектр музыкальных инструментов и виды музыки, воздействующие на различные функции организма.
Изотерапия- ИЗо-искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании чувств, восприятии явлений жизни и природы. Выражая себя через рисунок, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Изотерапия - один из эффективных инструментов в психологической работе, использование которого дает ребенку естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления, зрительно-моторной координации.
Сегодня у многих детей дошкольного возраста отмечаются повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость. В сочетании с неправильным воспитанием и неудовлетворенностью ребенка общением со сверстниками и близкими взрослыми эти особенности могут стать эмоциональными нарушениями.
В заключение познакомлю вас с наиболее популярными упражнениями арт-терапии для детей дошкольного возраста. Главное условие для упражнений детской арт-терапии – доступность средств, привлекательность, понятность и безопасность.
Арт-терапия для детей - упражнения
- Песочная арт-терапия – пожалуй, самое распространенное и любимое младшими дошкольниками упражнение, отвечающее всем вышеперечисленным требованиям. Сектор песочной арт-терапии есть в каждой студии Монтессори-педагогики, во многих развивающих центрах и даже в некоторых детских садах. Все, что нужно для песочной арт-терапии – это обыкновенный ящик с песком, или песочница. Рисуя сухим или мокрым песком, строя из песка замки, создавая песочные фигуры, ребенок развивает тактильные ощущения, раскрепощается, самовыражается.
- Каракули – самое доступное упражнение, для которого нужны только бумага и карандаш (ручка, фломастер). Ребенок свободно, не задумываясь о результате, рисует на листе бумаги клубок линий, затем пробует разглядеть в нем и описать какой-то образ. В процессе описания можно уже осознанно дорисовывать его, выделять контуры, заштриховывать отдельные участки и т.д.
- Монотипия (дословно «один отпечаток») – еще одна очень интересная разновидность изотерапии. Чернилами, тушью, акварелью или жидко разведенной гуашью на гладкой, не впитывающей краску, поверхности (пластик, линолеум, глянцевая плотная бумага и т.д.) делается рисунок: пятна, линии и пр. К этой поверхности прикладывается лист бумаги, на нем в зеркальном отражении отпечатывается нанесенный рисунок. Ребенок разглядывает то, что получилось, описывает возникший образ, дорисовывает его.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/02/26/7445.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/08/picture-683049-1444319364.jpg)
«Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса»
Мастер-класс...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/20/picture-1153242-1563635290.jpg)
«Использование песочной терапии в создании психологической комфортности дошкольника»
В данной статье раскрывается необходимость использования песочной терапии в ДОО, а так же о специальном оборудовании....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/17/picture-1315992-1613594967.jpg)
Мастер-класс "Технология использования терапевтических сказок в создании психо-эмоционального комфорта детей дошкольного возраста"
Конечно, все мы разные! Творческие и совершенно неспособные к фантазии. болтуны и молчуны, готовые к общению и крайне замкнутые, отличники и совсем другие))) Но всем нам необходимо...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/30/picture-1176696-1572458758.jpg)
Мастер-класс для педагогов "Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса. Мандала - путь к себе."
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22651527","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/01/picture-1086710-1633059487.jpg)
Мастер-класс для педагогов «Психолого-педагогическая гостиная как способ эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»
Тема: «Психолого-педагогическая гостиная как способ эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»Цель мастер- класса – обеспечить для педагогов дошкольного о...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/01/picture-659223-1643702363.jpg)
Мини-лекция "Использование приемом арт-терапии для восстановления психологичекого состояния у участников образовательного процесса"
Одним из эффективных методов коррекции психоэмоционального состояния человека в психологии и психотерапии является арт-терапия. Рассмотрим ее подробней....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/12/picture-985380-1513094700.jpg)
Мастер-класс для педагогов «Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса»
Мастер-класс для педагогов «Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса»...