Мастер - класс "Использование песочной терапии в игровой деятельности с детьми дошкольного возраста"
опыты и эксперименты на тему
Цель данного мастер-класса познакомить педагогов с элементами использования песочной терапии в работе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.docx | 18.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Использование песочной терапии в игровой деятельности с детьми дошкольного возраста.
Цель: Познакомить педагогов с возможностями песочной терапии в развитии дошкольников.
Задачи:
1.Дать определение песочной терапии.
2.Познакомить педагогов с играми, используемыми на занятиях по речевому развитию, а также в коррекции психологических проблем.
3.Способствовать развитию интереса к данной методике и введению её в практическую деятельность.
Материал: Песочница, влажные салфетки, лейки, пульверизаторы.
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаём ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.
А бывает, что ребёнок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшую его ситуацию с помощью игрушечных фигурок, создавая картины собственного мира из песка, ребёнок освобождается от напряжения, тревог, агрессии.
Это и есть песочная терапия – одно из направлений арттерапии. Другими словами – лечение песком.
В настоящее время песочная терапия получила широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов. В этом и есть новизна данной методики.
Опыт работы показывает, что использование песочной терапии даёт положительные результаты. Возможности данной методике довольно обширны.
Песочные игры бывают трёх видов:
- Обучающие игры:
*моделирование игр-сказок,
*игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук .
*игры на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению и письму.
- Познавательные игры.
*игры на знакомство с окружающим миром.
*географические игры.
*фантастические игры.
*исторические игры.
*игры-экскурсии по городу.
- Проективные игры используют психологи и психотерапевты. Я же в своей работе обращаюсь к обучающим и познавательным играм.
В своей работе я уделяю большое внимание речевому развитию детей. И, конечно, на своих занятиях активно использую песочные игры, которые разделила на несколько групп.
- Уважаемые коллеги, какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»? Что вы вспоминаете, услышав его? (Ответы педагогов).
Многие из вас вспомнили золотой пляж, лазурное море, шум прибоя и крики чаек, лёгкий бриз… Всё это завораживает и позволяет расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть.
Наверняка, каждому из вас приходилось бывать на песочном пляже. Оказавшись там, вы с удовольствием водите ладонью по песку, строите из него волшебные замки. И не замечаете, как вдруг исчезают тягостные мысли, уходят проблемы, появляется умиротворение и покой.
Дело в том, что податливость песка провоцирует желание человека сотворить из него миниатюру реального мира.
Сегодня мы попробуем использовать некоторые игры с песком.
Просто сыграем, как делают дети,
Что «вне игры», то для них – мишура,
Это сладчайшее дело на свете –
Общая наша игра!
Педагоги подходят к песочнице с сухим песком.
- Упражнение «Чувствительные ладошки». Положите ладони на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Расскажите, какие ощущения, ассоциации у вас вызывает песок?
- Пропустите песок между ладоней.
- Поиграйте на поверхности песка, как на пианино.
Подобные упражнения рекомендуется использовать в начале занятия. Это способствует развитию мелкой моторики рук, а, следовательно, активизирует умственную деятельность детей.
Вы заметили, что сухой песок – нежный, лёгкий, переменчивый, сыпучий. А смешанный с водой песок становится более тёмным и начинает приобретать качества земли. Ему можно придать форму.
В этом мы сейчас с вами убедимся.
- Упражнения «Ручеёк течёт» - льём воду из лейки тонкой струйкой. «Дождик моросит» - увлажняем песок пульверизаторами.
Выполняя эти упражнения с детьми, мы проговариваем потешки, стихи о воде и дожде. Вода, как и песок, имеет свойство успокаивать, снимать агрессию. Поэтому её применение в песочных играх целесообразно.
Обратите внимание на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Что можно делать с мокрым песком? (Ответы педагогов).
На мокром песке можно рисовать, например, лица, обучая ребёнка графическим способам обозначения эмоций человека: радость, грусть, злость, страх, удивление.
Какое настроение у вас в данный момент? Нарисуйте его на песке. (Педагоги рисуют). Одновременно проговаривают: «У меня грустное настроение, потому что…»
По вашим рисункам я вижу, что настроение у всех разное, и чтобы его улучшить, я предлагаю вам пройти через «сухой душ»
- Почувствуйте, как разноцветные струйки касаются вашего лица и рук. Все печали, обиды, скука и грусть остаются позади. А вы заряжаетесь бодростью, активностью, радостью. Заряд хорошего настроения, приобретённый в чудесной игре пусть сохранится в вас надолго.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Песочная терапия в работе с тревожными детьми дошкольного возраста
Занятия по песочной терапии для детей дошкольного возраста с повышенной тревожностью.Программа рассчитана на индивидуальные занятия с детьми дошкольного возраста (4 – 7 лет).Количество занятий - ...
Презентация "Песочная терапия в работе с тревожными детьми дошкольного возраста"
Выступление из опыта работы на семинаре - практикуме для педагогов и специалистов ДОУ "Предметно - пространственная среда для реализации условий всестороннего развития дошкольников с ОВЗ" на...
Использование песочной терапии в работе с агрессивными детьми дошкольного возраста
В данной статье рассматривается использование песочной терапии в работе с детьми агрессивного поведения.На сегодняшний день почти в каждой группе детского сада встречается ребенок с агрессивным поведе...
Статья "Элементы песочной терапии в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
В статье рассматривается опыт работы логопеда использующего в работе с детьми дошкольного возраста элементы песочной терапии. В сочетании с наглядными материалами, элементами хромотерапии, арома...
«Использование песочной терапии в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Полтавский детский сад «Родничок»...
Консультация для воспитателей «Песочная терапия, как метод работы с детьми дошкольного возраста»
В консультации подробно описаны цель и задачи песочной терапии, а также условия, материалы, используемые игрушки и советы по организации пескотерапии.Песочная терапия — это эффективный и легкий ...