конспект устного журнала для родителей "Что такое хорошо и что такое плохо?"
методическая разработка по теме

Рыжова Наталья Евгеньевна

Родительское собрание представлено в форме устного журнала "Что такое хорошо и что такое плохо?". Цель: формирование основ культуры поведения младших дошкольников в семье и детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Устный журнал для родителей «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Цель: формирование основ культуры поведения младших дошкольников в семье и детском саду.

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о воспитании культуры поведения наших детей.

Дошкольный возраст – это фундамент становления личности ребенка. И наша с вами задача: выработать единую тактику в воспитании детей. Результат будет положительный только тогда, когда у нас с вами будут единые требования к детям.  А что собой представляет этот положительный результат: мы сейчас выясним. Перед вами на мольберте прикреплено красивое улыбающееся солнышко, на лучиках которого вы напишете качества детей, которыми они должны обладать при окончании детского сада, то есть составим духовно-нравственный портрет нашего наших детей (после выполнения задания проверяем и соотносим ответы с требованиями по ФГОС ДО).

Наши с вами действия можно сравнить с хлопком. 

- Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Воспитатель – это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в вашем лице, дорогие родители) воспитатель бессилен. Отсюда можно вывести первое правило:

Только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании детей.

Это родительское собрание мы с вами проведем в форме устного журнала. И сегодня вы не просто от нас получать какую-то информацию, но и активно участвовать, как я уже сказала, вырабатывать тактику по воспитанию культуры поведения наших детей. Вы поделены на 2 команды. Каждая команда будет выполнять различные задания по теме и за правильные ответы получать жетоны.

 И первая страничка нашего журнала посвящена слову «этикет».

 1-ое задание командам: что такое этикет?

- Этикет – это французское слово, которое обозначает «свод правил поведения, принятых в определенном обществе».

Правильно (стихотворение на слайде) 

Что такое этикет –

Знать должны мы с детских лет.

Это – нормы поведения:

Как ходить на День рождения?

Как знакомиться?

Как есть?

Как звонить?

Как встать?

Как сесть?

Как вести себя со взрослым?

Много разных есть вопросов.

И на них даёт ответ

Этот самый этикет.

Этикет играет огромную роль в воспитании детей. Благодаря привитым с детства правилам, они вырастают вежливыми, и понимают, как необходимо вести себя в той или иной ситуации. Вся сложность состоит лишь в том, что ребенку все правила необходимо правильно преподнести. Лучше всего это делать в игровой форме, особенно детям младшего возраста. За выполненные правила ребенка следует хвалить, чтобы закрепить его успех. А в подтверждение своих слов я предлагаю ситуацию поведения ребенка двоякую. Прокомментируйте ее, пожалуйста? 

Сынок увидел, как папа подарил маме цветы, решил сделать так же - и сорвал цветы на клумбе. Как нужно поступить с ребенком?

Ответ: здесь важно похвалить за добрые намерения, но и осудить такой акт вандализма. Скажите «спасибо» за щедрость и скажите, что Вы огорчены из-за способа достижения результата. После этого обязательно обсудите более приемлемые варианты выхода из положения: нарисовать букет, сделать его из бумаги, вырастить своими руками или помочь папе выбрать цветы. Так ребенок поймет, что все его действия должны завершаться результатом, который не нарушит принятых правил».

1 задание «Аукцион вежливых слов», которые уже сейчас ребенок должен употреблять в своей речи и в нужной ситуации.

2 задание «Да», «Нет».

Я буду вам задавать вопросы, а вы должны ответить «да» - согласны, «нет» - не согласны.

(вопросы командам задаются по очереди).

1. знакомить ребенка с правилами поведения постепенно (порционно), шаг за шагом или сразу со всеми правилами, допустим столового этикета?

2. Во время приема пищи громко разговаривать? (нет).

3. перебивать говорящих? (нет).

4. во время ухода домой играть, баловаться в раздевалке? (нет).

5. Благодарить за помощь?

6. Употреблять выражение при обращении к взрослому «Я хочу» в соответствующих ситуациях?

7. Добиваться желаемого путем громкого плача?

8. Убирать по местам игрушки?

Это были общие вопросы по этикету.

А сейчас мы затронем частные вопросы и переходим дальше.

Следующая страничка нашего журнала называется «Азбука дружбы» и посвящена она будет общению между сверстниками в группе.

А возрастные требования для наших детей следующие: 

-способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками;

 - обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие.

- воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности;

- развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.

- продолжать формировать умение здороваться и прощаться (по напоминанию взрослого);

- излагать собственные просьбы спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста».

У детей, которые играют рядом, все чаще возникают конфликты: одни малыши склонны агрессивно отбирать понравившиеся игрушки, другие - не способны постоять за себя. Сила напора, с которым 3-летние малыши стремятся завладеть чужими вещами или игрушками, является проявлением их заинтересованности предметом, а не их отношением к сверстникам. Задача воспитания состоит не в подавлении этого импульса (который очень полезен для дальнейших жизненных достижений ребенка), а в предоставлении ему приемлемой формы (без угроз, потрясения). Итак, вместо того чтобы запрещать ребенку хотеть того, чем играют другие, целесообразно научить его «правильно» достигать желаемого: попросить, предложить обмен, присоединиться к игре и тому подобное. Усвоение таких правил происходит достаточно медленно.

На слайде: для успешного развития ребенка, рекомендуем Вам:

- поговорить с ребенком о том, что необходимо дружить со всеми детьми в группе;

- вспомнить ситуации, когда к вам приходят гости; объяснить ребенку значение словосочетания «гостеприимный человек»;

- помочь ребенку в установлении контакта со сверстниками, а в дальнейшем и дружеских отношений, с помощью заучивания фраз: "Как тебя зовут? Давай дружить", и др...

-напомнить ребенку, как можно проситься в игру ("Можно с вами поиграть?"), и подготовить его и к возможному отказу;

- побеседовать с ребенком о необходимости использования вежливых слов: "Дай мне, пожалуйста", "спасибо", и др...

- рассказать, как можно обратиться ко взрослому человеку: "Подскажите, пожалуйста…", «Можно, я вам помогу ...», и др.;

И задние нашим командам будет следующее: разработать правила дружбы между сверстниками:

Помогай другу: если умеешь что-то делать, научи и его;

Если друг попал в беду, помоги ему, чем можешь.

Делись с другими ребятами, если у тебя есть интересные игрушки, книги.

Останови друга, если он делает что-то плохое.

Не ссорься с друзьями, старайся играть с ними дружно;

Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается;

Не завидуй друзьям - надо радоваться их успехам;

Если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.

Умей принять помощь, советы и замечания от других ребят.

2 задание: педагогические ситуации

1.в каждый день, родители, забирая детей из детского сада, задают ребенку один и тот же вопрос: тебя сегодня кто – то обижал? Правильно ли поступают родители?

2 ситуация: родители, услышав жалобы ребенка на своего товарища. Ребенку заявляют: а ты дал сдачи? И прямо демонстрируют: как давать сдачу.

Правильно ли поступают родители?

И мы переходим к следующей страничке нашего журнала.

Она будет затрагивать «Столовый этикет» (видео ролик для родителей).

Какие отрицательные моменты вы отметили при просмотре видеоролика?

Ваш выход из ситуации: правильное поведение за столом дома!!! Пример родителей – хорошая наука.

За столом ребенок 3 – 4 лет  может:

  • хорошо держать вилку и ложку;
  • самостоятельно есть суп ложкой из тарелки;
  • пить из чашки;
  • откусывать хлеб или яблоко;
  • вытирать рот салфеткой.

И последняя страничка нашего журнала будет называться «Я сам» или как мы развиваем самостоятельность у детей.

Командам даются 2 разных взгляда мам по воспитанию самостоятельности: объясните: кто правильно поступает?

1 ситуация: у 3-летнего Саши очень заботливая мама. Каждый день она его умывает, одевает, полагая, что он еще очень маленький, чтобы самостоятельно помыть руки или почистить зубки, надеть трусики или снять сапожки.

А во время обеда он настойчиво протягивает маме ложку, чтобы она его покормила. Даже играть Саше скучно одному, когда мама занята на кухне. И вот он тянет ее за подол, пока она наконец не бросит свое занятие и не построит ему домик из конструктора или не нарисует что-нибудь на доске. На прогулке мама заботливо носит за сыном его ведерко и машинки, которые он взял из дома. Разве можно нагружать ребенка, ведь он еще такой маленький! И спать малыш укладывается только вместе с мамой.

Времени на домашние дела у нее почти не остается, она может что-то делать, только когда Саша спит. А на отдых нет ни минутки. Сущий ад! (ответ: Вряд ли 3-летний ребенок способен оценить такое самопожертвование. Стараясь защитить сына от всяких трудностей, мама приучает его к беззаботной жизни. А ведь все наши привычки из раннего детства формируют характер и воздействуют на будущее. Поэтому, если Сашина мама вовремя не изменит свой подход к воспитанию, скорее всего, он вырастет безответственным, эгоистичным и зависимым от родителей человеком).

2 ситуация: Тане тоже 3 года. Она всегда занята: ведь ей надо покормить рыбок, убрать игрушки, одеть мишку на прогулку. А в магазине Таня сама дает деньги продавцу и выбирает любимый сок.

Дома они с мамой вместе лепят пельмени, а потом Таня помогает накрыть на стол и раскладывает приборы. Недавно мама поручила девочке нарезать овощи. Как радовалась малышка, когда ей вручили маленький ножик и дали столь ответственное задание! Она так старалась! А мама смотрела, чтобы она не порезалась.

Еще Таня любит поливать цветы. У нее даже есть своя маленькая леечка. Сначала девочка увлекалась и наливала слишком много водички, но сейчас уже знает, сколько будет в самый раз. (Ответ: девочка вырастет самостоятельным, ответственным, независимым человеком и легко справится с любыми трудностями). 

Поэтому не ограничивайте малыша в стремлении что-то сделать самому, так ему будет лучше! Важно вовремя понять, что ребенок не так беспомощен, как нам кажется, и дать ему возможность освоить новые и интересные для него виды деятельности.  Дайте ему почувствовать себя взрослым, и очень скоро он войдет во вкус и многое будет делать сам.

И последнее задание для вас: разработать алгоритмы действий при умывании и одевании.

И закончить хочется строками стихотворения:

вот он сидит перед нами, взгляните.

Сжался пружиной, отчаялся он.

С миром оборваны тонкие нити -

Словно стена без дверей и окон.

Вот они главные истины эти:

Поздно заметили, поздно учли.

Нет, не рождаются трудными дети!

Просто им вовремя не помогли!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Что такое хорошо и что такое плохо

Закрепить навык пользования простым распространенным предложением; закрепить грамматические навыки; навыки слогового чтения; развивать представления об окружающем мире; развивать зрительную и сл...

Конспект открытого занятия «Что такое хорошо и что такое плохо».

Конспект открытого занятия«Что такое хорошо и что такое плохо»....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим тема: "Что такое хорошо и что такое плохо" 2 младшая группа

ознакомление с окружающим (ребенок и общество) тема: "Что такое хорошо и что такое плохо" 2 младшая группа...

Конспект занятия по нравственному воспитанию "Что такое хорошо и что такое плохо"

1. Учить детей разбираться в нравственных ситуациях. 2. Учить аргументировать свои ответы. Развивающие задачи: развивать речь, фантазию и творческое воображение детей. Воспитательные задачи: закрепить...

Конспект НОД "Что такое хорошо и что такое плохо?"

Программное содержание:Уточнить представления детей о характерных особенностях овощей и фруктов, их пользе и значении для здоровья человека; развивать интерес к некоторым продуктам, как профилактическ...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе "Что такое хорошо и что такое плохо"

Формировать у детей представление о хороших и плохих поступках, поведении, умение правильно оценивать себя и других...

ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО (ХОРОШИЕ И ПЛОХИЕ ПОСТУПКИ)

Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему пониманию в процессе общения....