«Формирование пространственных представлений у детей средней логопедической группы»
презентация к уроку (младшая, средняя, старшая группа) на тему
Копилка игр, направленных на формирование пространственных представлений у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopilka_igr_dlya_roditeley.pptx | 600.21 КБ |
orientirovka_v_prostranstve.doc | 128 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Ориентировка в пространстве В ОГРАНИЧЕННОМ ИЛИ МАЛОМ ПРОСТРАНСТВЕ (тело, плоскость, лист бумаги) В БОЛЬШОМ ПРОСТРАНСТВЕ (пространство вокруг себя) УМЕНИЕ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ - НЕОБХОДИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Примерные варианты игр ориентировки на листе бумаги: Что где лежит? Называть предметы, используя предлоги «В», «НА», ЗА», «ПОД» «РЯДОМ», «ОКОЛО», «ПЕРЕД» .
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Слева/справа/посередине
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В каком углу лежит? (треугольник/квадрат? И т.п.) Что лежит в углу… (левый верхний/правый нижний и т.п.) Что посередине?
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В каком углу нарисованы? (собака/медведь И т.п.) Кто лежит в углу… (левый верхний/правый нижний и т.п.) Кто посередине?
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Сколько ракет летит в.. Левую сторону/правую сторону и т.п.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАН Какая игрушка находится слева от пирамидки, справа от ведра и т.п. Какая игрушка посередине? Что находится между медведем и неваляшкой?
Ориентировка на плоскости:
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАН
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАН Что на какой полке лежит? Что на нижней, что на верхней и т.п.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАН 1. Положи ложку на лист бумаги. 2. Слева от ложки положи вилку, справа ножик и т.п .
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАН
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Предварительный просмотр:
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
Дата 27.01.2016
«Формирование пространственных представлений у детей средней логопедической группы» (копилка игр для родителей)
Ориентировка в пространстве - это очень емкое понятие оно включает в себя ориентировку в большом и малом пространстве.
Начальный этап ориентировки в ограниченном или малом пространстве это:
- ориентировка на собственном теле значение частей собственного тела, знание о пространственном расположении частей тела, обозначение расположение частей своего тела, соответствующими пространственными терминами, сравнение реальных пространственных отношений с их отображениями в зеркале.
- на плоскости располагать предметы на поверхности стола слева направо и в названых направлениях, определять и словесно обозначать пространственное расположение игрушек и предметов.
- на листе бумаги правая и левая, верхняя и нижняя стороны листа, середина.
Начальная ориентировка в большом пространстве - это знакомство с расположением объектов, составляющих близлежащее окружение ребенка. В помещении дома и вокруг него (ориентировка в квартире, в помещении, на улице, использование терминов справа, слева, вверху внизу, впереди сзади, далеко близко и т.д.).
Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. Поэтому гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве.
Основная задача развития умения ориентироваться в пространстве - развитие у детей адекватных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве. Эта задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе, являющейся, в свою очередь, одной из важнейших задач дошкольного воспитания.
При этом одним из основных направлений решения этой задачи должно быть формирование у детей ориентировки на плоскости, поскольку суть и содержание многих школьных навыков и видов деятельности, с которыми ребенок соприкоснется с самого начала обучения в школе (письмо, чтение, ручной труд, ориентировка в пространстве страницы учебника, тетради, в пространстве парты и т.п.) требует владения навыками ориентировки на плоскости.
Задачи обучения ориентироваться на листе бумаги:
- учить различать части листа;
- учить располагать предметы, изображения на листе.
Так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, ребенок познает мир через игру, мы подобрали и предлагаем вам несколько вариантов игр, направленных на развитие умения ориентироваться на листе бумаги.
Примерные варианты игр:
- Где что лежит?
- Что поменялось?
- «Нарисуй на листе бумаги: в центре – круг; слева – квадрат; выше круга – треугольник; ниже – прямоугольник; над треугольником – 2 маленьких круга; под прямоугольником – маленький круг.
- «Незнайка в правой руке держит зеленый воздушный шар, а в левой – цветок. Дорисуй картинки»
Также, для развития и закрепления умения ориентироваться в схеме собственного тела, на плоскости и окружающем можно использовать такие игры:
Схеме тела:
- Игра «Дотронься до…» Это игра, так называемой, малой подвижности, поэтому играть можно практически в любых условиях. Задания такое:
- дотянись правой рукой через голову до левого уха,
- погладь левой рукой правое колено,
- почеши левой рукой левую ногу,
- надуй правую щёку и т.д.
- Задания трудные, несмотря на кажущуюся лёгкость. Не каждый взрослый сможет быстро сориентироваться. Но такая тренировка полезна, так как развивается не только ориентировка в пространстве, но и разные стороны внимания.
- Игра «Весёлая зарядка»
Дети под команду взрослого выполняют задания вроде «Правая (левая) рука/ (нога) в сторону (вверх, вперёд) и т.д.»
Далее следуют шаги: «Шаг назад, два шага вперёд , шаг вправо, четыре шага влево». Шаги можно заменить прыжками. Кроме ориентировки в пространстве дети учатся чётко слышать и выполнять команды.
На плоскости:
- Игра «Поставь игрушки, как я скажу»
Удобнее всего использовать небольшие игрушки. Инструкция: «Поставь игрушки так, как я тебе скажу». Примеры заданий.
- Поставь на столе перед собой собачку.
- Справа от собачки поставь мишку.
- Позади мишки поставь машинку и т.д.
- «Поставь игрушки, как я нарисовано»
Ребенку дают схему с контурным изображением предметов, реальные предметы. «Посмотри на схему и расставь предметы на столе в соответствии со схемой. Расскажи о местоположении каждой игрушки».
- Выложи из палочек домик. В какую сторону он повернут? А теперь переложи одну палочку, чтобы домик был повернут в правую сторону.
Сложи из палочек корову. В какую сторону она идет? А теперь переложи 2 палочки так, чтобы корова «смотрела» в левую сторону.
Ориентировке в окружении:
- Что лежит на полке? Назвать, что лежит на…Верней/нижней/средней
- «Разложи по полкам» В шкаф с тремя полками расставить по словесному указанию предметы: «На среднюю полку в левый угол посадить мишку. На нижнюю, в середину поставить матрешку и т.д.» После назвать местоположение.
- Игра «Найди клад»
Играть можно на улице, в помещении. Кладом может быть любая вещь, чем-то ценная для ребёнка или просто конфеты. Заверните всё в бумагу, подпишите, что это клад, и спрячьте. Нарисуйте маршрут, по которому клад отыщется. Пройдите по маршруту, считая шаги. Шагайте маленькими (как у ребёнка) шагами. Запишите, чтобы не забыть, количество шагов на каждом этапе маршрута. Инструкция: «Сейчас я буду тебе сообщать в какую сторону сделать сколько шагов. Ты слушай внимательно задания и выполняй точно, как я сказала. Если всё сделаешь правильно, найдёшь клад».
- «Встань в центре комнаты и расскажи, что находится слева, справа, впереди, сзади от тебя».
Далеко-близко:
В эту игру на ориентировку в пространстве можно играть в любом месте. Гуляя, рассматривайте предметы вокруг и определяйте, что далеко (высоко, впереди, слева), а что близко (низко, позади, справа). Для детей постарше игру усложним: что изменится, если повернуться на 90, 180 градусов.
Вид | Задачи работы | Методические приемы | Игры и игровые упражнения |
«на себе» | - учить различать части собственн ого тела - учить различать стороны на самом себе | 1. беседы с детьми во время умывания, одевания, рассматривание частей тела с побуждением к называнию частей тела 2. вопросы: где ручки? Где коленки? Дотронься до колена. Где ушки? 3. особое внимание уделяют различению правой и левой рек, правой и левой сторон тела, связывают их названия с выполняемыми действиями, при объяснении использовать зеркальный показ, не связывать с предметными ориентирами | "Где твои ручки?" (вверху, где голова) "Наденем варежки (носочки)" "В какой руке карандаш?" "Делай, как я говорю" (достань рукой правое ухо) "Какой рукой быстрее?" |
"от себя» | - учить указывать парные взаимообратные направления - учить передвигаться в указанном направлении | выполнение детьми практических действий по заданию воспитателя сначала с опорой на образец (зеркальный показ), потом по словесной инструкции: взять в правую руку флажок, вытянуть руку в сторону – ты показываешь направо; покажи вверх; наклонись влево; брось мячик назад и т.п. 2. ребенок получает словесную инструкцию о направлении движения и количестве шагов (в младшем возрасте по частям, в старшем – полная): сделай пять шагов вперед, три шага направо и четыре шага налево; называть предмет можно только тогда, когда ребенок выбрал направление движения 3. передвижение по инструкции с закрытыми глазами 4. беседы о правилах дорожного движения | "Покажи вверх" "Куда бросили мяч?" "Где звенит колокольчик?" "Делай, как я говорю" (с запутыванием: говорить "вверх", а показывать "вниз") "Откуда голос" "Передай пакет" "Правильно улицу перейдешь – в новый дом попадешь" "Стук, стук в барабан" "Накорми лошадку" "Жмурки с колокольчиком " |
- формировать представление об отношениях "ближе – дальше", «близко-далеко». | Вопросы к детям типа "Чей мяч покатился дальше?", "Кто дальше бросил снежок?", "Кто далеко убежал?", "Чья машинка ближе к домику?" в различных играх с предметами, с действиями. Необходимо связывать понятия "близко – короче – недолго | "Разные скакалки" "Ладошки подружились, ладошки поссорились" "Возьми зайку" "близко – далеко" (катится)", "далеко – длиннее – долго (катится) | |
«от друг их объектов" | - учить определять "точку стояния" (свое местоположение по отношению к другим объектам) | Дети должны научиться мысленно ставить себя на место другого человека, предмета: для этого сначала выполняются практические действия по совмещению сторон, воспитатель дает образец выполнения задания "расскажи, где ты стоишь": "я стою справа от Миши и слева от Андрея", "я стою около стола, напротив двери". Обязательно использовать разнообразную терминологию. | "Расскажи, где ты стоишь" |
«определение взаимного расположения предметов» | учить устанавливать пространст енные отношения между предметам, используя предлоги «на» «под», «в2» «около», «за» | рассматривание предметных ситуаций, картинок с описанием того, как расположены предметы 2. образец воспитателя по описанию ситуаций с использованием разнообразных терминов 3. ответы на вопросы "Где стоит зайка? Кто стоит рядом с мишкой?" 4. создание детьми предметных ситуаций в соответствии с заданием: поставь куклу напротив слоника, а зайку между лисичкой и ежиком | "Где медведь искал свой мяч?" "Где мяч?" (с подвижной картинкой) "Поставь, как я скажу" "Правильно - неправильно" "Что изменилось?" "Расскажи, кто где стоит" "Найди по описанию" "Найди такую же картинку" "Скажи наоборот" "Дополни предложение" (кукла перед мишкой, а мишка …) Строительные игры |
«на плоскости листа» | учить различать части листа - учить располагать предметы, изображения на листе | рассматривание листа бумаги, показ его углов, сторон, центра 2. определение того, какие предметы и где нарисованы на листе (рассказать про узор) 3. зрительные и слуховые диктанты 4. лабиринты 5. рисование на слух по клеточкам |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по формированию математических представлений у детей старшей логопедической группы на тему: "Игровая деятельность по математике с использованием цветных палочек Кюизенера".
Вызвать у детей познавательный интерес логическими играми математического содержания....
Формирование пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста
Начало формирования пространственных представлений у дошкольного возраста – это очень важная и широкая тема. Данной проблемой занимались и занимаются такие педагоги и психологи, как А. А. Люблинская, ...
Методические рекомендации «Методы и приёмы формирования пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста»
Ребёнок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве, при помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу и др. Все эти п...
"По тропинке, по дорожке". Педагогический проект по формированию пространственных представлений у детей средней группы средствами дидактической игры.
quot;По тропинке, по дорожке" - групповой, среднесрочный, познавательно-исследовательский проект по формированию пространственных представлений детей среднего возраста. Целью которого является в...
Доклад на тему «Формирование пространственных представлений у детей младшей группы. Соответствие уровня развития у детей программным целям и задачам по образовательным областям ФЭМП
В данном докладе представлены особенности формирования пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения...
Система упражнений по формированию пространственных представлений у детей с ОНР в средней, старшей группах "Весёлая прогулка"
Упражнения по формированию пространственных представлений у детей с ОНР в среденей, подготовителной группах...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию фонематических представлений у детей старшей логопедической группы (ОНР) «Путешествие в Страну Гласных Звуков»
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию фонематических представлений у детей старшей логопедической группы (ОНР)«Путешествие в Страну Гласных Звуков»...