Система упражнений по формированию пространственных представлений у детей с ОНР в средней, старшей группах "Весёлая прогулка"
план-конспект занятия по логопедии (средняя, старшая группа)

Упражнения по формированию пространственных представлений у детей с ОНР в среденей, подготовителной группах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система упражнений по формированию пространственных представлений у детей с ОНР средней - старшей группы.

«ВЕСЁЛАЯ ПРОГУЛКА»

Пространственные представления - это представления о пространственных отношениях: величине, форме, относительном расположении и движении объектов. Это особый вид восприятия при помощи зрительного, слухового, кинестетического и кинетического анализаторов.

Формирование пространственных представлений - необходимый элемент познания, который является важнейшим условием успешного обучения в школе и дальнейшей трудовой деятельности.

У детей с диагнозом «Общее недоразвитие речи» наблюдается несформированность умений и навыков пространственного ориентирования. Это проявляется в трудностях ориентировки во всех направлениях пространства, в затруднениях при определении понятий «право» - «лево», «верх» - «низ», в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения.

Коррекционную работу по формированию пространственных ориентировок важно начинать уже с младшего возрасти, чтобы к моменту поступления в школу дети овладели категориями пространства.

Предлагаю Вашему вниманию презентацию системы упражнений по формированию пространственных представлений у детей с ОНР средней группы.

Цели:

- формирование пространственных представлений;

- активизация понятий «лево», «право», «верх», «низ»;

- выработка умения ориентироваться в реальном пространстве с опорой на ориентиры;

- обучение ориентировке на плоскости или листе бумаги;

- формирование представлений о пространственном соотношении частей одного предмета;

- развитие пространственного восприятия, внимания;

- обучение действовать в соответствии с планом – схемой;

- обучение соотносить ориентиры, изображённые на бумаге, с реальными предметами.

Оборудование:

- 2 ёлки, 2 пня, 2 машины, 2 гриба, 2 дерева;

- 3 дома;

- стрелка;

- мольберт с кнопками, шнурок;

- магнитная доска;

- куклы би-ба-бо: медведь, заяц, бабочка;

- геометрические фигуры: круги и овалы для собирания зайца, контурное изображение зайца;

- детали для собирания медведя;

- ленты из липучки для собирания бабочки;

- коврограф;

- 3 стойки с гимнастическими палками;

- 4 конверта.

1. Окружающая обстановка:

На ковре расставлены предметы в несколько рядов. 1-й ряд: 2 машины; 2-й ряд: 2 гриба, 2 пня; 3-й ряд: 2 ёлки, 2 дерева; 4-й ряд (в конце ковра): 3 домика со спрятанными в них игрушками. Рядом с домами - 3 палки на стойках.

Дети сидят в начале ковра.

2. Из-за занавеса выходит ребёнок (из подготовительной группы), одетый в костюм гнома (или переодетый педагог). В руках он держит конверты. Гном объявляет: «Здравствуйте ребята! Я - лесной гном. Я пришёл к вам в гости и принёс приглашения от лесных жителей. Сейчас мы отправимся в поход по лесу в гости к лесным животным. Но чтобы добраться до них, вам нужно выполнить несколько заданий и угадать, к кому мы идём. Животные отправили вам письма». Гном передаёт конверты логопеду.

3. Логопед открывает первый конверт и объявляет детям: «Тут написано, что вам нужно найти». На ковёр выставляется деревянный мольберт с приколотыми к нему кнопками и шнурком, завязанными около одной кнопки. Вызывается один ребёнок. Педагог даёт инструкцию: «Протяни шнурок на две кнопки вниз, затем на две кнопки вправо, затем на две кнопки вверх, затем на две кнопки влево, затем дотяни наискосок вверх к центральной кнопке, затем наискосок вниз». Все дети видят, что на мольберте получился контур домика. Педагог объявляет: «Мы будем искать дома лесных зверей».

4. Логопед достаёт второй конверт: «В этом конверте задание от первого животного». На ковёр выставляется магнитная доска и вызывается 1 ребёнок. Ребёнок получает силуэтное изображение зайца (остальные дети его не видят) и набор геометрических форм с магнитами, из которых он должен составить фигуру зайца на доске. После выполнения задания дети угадывают, кто изображён на доске. Они сравнивают фигуру на доске с силуэтным изображением, называя части предмета, их форму и пространственное расположение частей (голова круглая в центре, уши овальные наверху, туловище овальное в середине, лапы круглые внизу, хвост круглый сзади). Педагог делает вывод: мы сложили зайку. Идём к нему в гости.

5. Логопед говорит: «Как дойти к зайчику, написано в письме от него». Вызывается один ребёнок, который встаёт на стрелку в начале ковра. Логопед «читает» письмо с инструкцией: «Подойди к левой машине, подойди к правому грибу, подойди к ёлочке, которая стоит справа, подойди к домику, который стоит слева». Остальные дети устно помогают, подсказывают. Педагог каждый раз уточняет у ведущего ребёнка, к какому предмету он подошёл: левому или правому.

Когда ребёнок подойдёт к загаданному домику, оттуда «выпрыгивает» зайка (гном достаёт из дома игрушку би-ба-бо и устанавливает её  на гимнастическую стойку).

6. Логопед предлагает детям узнать, к кому отправляемся в гости дальше. Вызывается один ребёнок. На ковёр выставляется мольберт с прикреплённым к нему коврографом. Педагог выкладывает на ковролине детали изображения медведя, ребёнок должен выкладывать симметричные детали. Логопед сопровождает свои действия словами: «Я кладу половину овала слева. А ты (имя ребёнка) - положи такую с другой стороны. Куда ты положил её (справа). Я кладу длинный овал справа, а ты положи такой же с другой стороны. Куда ты его положил (слева)» и т.д. В итоге должно получиться изображение медведя. Делается вывод, что мы идём в гости к медведю.

7. Достаётся 3-й конверт. Логопед объявляет детям, что здесь записан адрес медведя. На полоске бумаги изображены в два столбика пары: машины, пни, деревья, домики. Изображения соединены стрелками. Выбранный ребёнок по схеме двигается от объекта к объекту (к правой машине, правому пню, левому дереву, правому домику). Логопед уточняет у ребёнка, где расположен предмет к которому он двигается (слева или справа). Когда ребёнок подойдёт к загаданному домику, оттуда гном достаёт игрушку - медведя.

8. Логопед обращает внимание детей, что они ещё не знают, кто живёт в третьем домике.

На ковёр выставляется мольберт с коврографом. Логопед из 4-го конверта достает полоски липучей ленты. Вызванный ребёнок по образцу на листе бумаги должен выложить из полосок изображение бабочки на коврографе. Логопед объявляет: «Мы пойдём в гости к бабочке. Она оставила мне свой адрес в картинках». Из конверта педагог достаёт схему расположения всех предметов на ковре. Между предметами стрелками указан путь, по которому ребёнок должен пройти. Вызывается один ребёнок, который с помощью логопеда по схеме передвигается от одного предмета к другому, сопровождая свои действия объяснением направления движения (мне нужно подойти к правой машине, потом к левому дереву, затем вернуться назад к пеньку, подойти к правой ёлочке, подойти к дому, который стоит в центре). После того, как ребёнок окажется около искомого домика, оттуда (с помощью гнома) «выпархивает» бабочка.

9. Физминутка

Логопед: «Я сейчас вам, ребята, расскажу, в какую непростую историю однажды попал  зайка».

Дети в произвольном порядке становятся на ковре. Вместе с педагогом проговаривают стихотворение и выполняют соответствующие движения:

Во саду ли, в огороде

Грустный зайка тихо бродит.

Выбирает, выбирает,

Что сначала съесть - не знает.

Наверху созрела слива,

А внизу растёт крапива.

Впереди крыжовник зреет,

Позади малина спеет.

Слева свёкла, справа - брюква,

Слева - тыква, справа - клюква.

Снизу - свежая трава,

Сверху - сочная ботва.

Закружилась голова,

Кружится в глазах листва.

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю лёг.

Зайка тяжело вздохнул…

Так голодным и уснул.

10. Итог занятия

Логопед говорит детям: «Мы сегодня побывали в гостях у зайчика, медведя и бабочки. Чуть не заблудились в лесу, но нашли дорогу к каждому домику.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Лопухина И. С. «Стихи и упражнения для развития ребёнка». Изд. «Дельта», СПб, 2000.

2. Катаева А.А., Стребелева Е. А. «Дидактические игры и упражнения», «Бук - мастер», Москва, 1993.

3. Моргачёва И. Н. «Ребёнок в пространстве», «Детство - пресс», СПб, 2009.

4. Павлова Т. А. «Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников», «Школьная пресса», Москва, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Игровые упражнения по формированию пространственных представлений у детей  дошкольного возраста...

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений

Формирование пространственных представлений является важной предпосылкой для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе. Недостаточно сформированные у ребенка пространственные пре...

"Система формирования пространственных представлений у детей с задержкой психического развития"

Педагогический опыт "Система формирования пространственных представлений у детей с задержкой психического развития"...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ В СИСТЕМЕ ДОУ

Сформированность пространственных представлений у дошкольника как важнейший критерий психоречевой готовности ребенка к школьному обучению....