Технологическая карта "Профессия экскурсовод"
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Познакомить  детей с понятием  музей, сформировать представления о профессии экскурсовод, значимости его труда, познакомить с бытом и укладом жизни прошлого, обогатить словарный запас по данной теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Профессия экскурсовод41.53 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта экскурсии

Автор - разработчик:

Елкиева Надежда Николаевна

воспитатель МАДОУ детский сад 10

Тема экскурсии: «Профессия экскурсовод»

Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)

Цель:  ознакомление детей с профессией экскурсовод, дать  представления о значимости его профессионального труда

Задачи: 

Обучающие: познакомить  детей с понятием  музей, сформировать представления о профессии экскурсовод, значимости его труда, познакомить с бытом и укладом жизни прошлого, обогатить словарный запас по данной теме

Развивающие: развивать речь, логическое мышление, внимание, память, расширять представления об окружающем мире

Воспитательные: воспитывать самостоятельность при ответах на вопросы, в высказываниях, уважение к труду экскурсовода, бережного отношения к экспонатам музея,  правила культурного поведения на улице и в общественных местах

(Продолжительность (мин, час): 40 мин

Протяженность (км): расстояние менее 1 км. в один конец

Содержание экскурсии: пешеходная  тематическая экскурсия

Место проведения: Краеведческий музей, ул. Советская, 42

Подготовительная беседа:

Россия - огромная страна! В ней много больших и малых городов, поселков и деревень. Почти в каждом городе есть свой музей - краеведческий, художественный, или какой-либо другой. Сегодня, мы идем на экскурсию в музей, когда в музее проводится экскурсия, по залам ее ведет экскурсовод.  Экскурсовод знакомит  с историей края, о том, как жили люди в этих местах раньше, много лет и даже много веков назад, наиболее важными событиями, которые произошли, рассказывает о замечательных людях, прославивших нашу малую Родину. Во время экскурсии необходимо  внимательно слушать, организованно задавать вопросы, не разговаривать, соблюдать дисциплину. Наш краеведческий музей расположен на улице Советской, мы с вами пройдемся по улице Писцова, перейдем дорогу по сигналу светофора, повернем на улицу Советскую, соблюдая правила поведения на улице и правила дорожного движения.

Этапы

(последовательность)

деятельности

Содержание деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

 

Вводная беседа

(цель экскурсии, порядок осмотра предприятия, постановка направляющих вопросов, повторение правил безопасности)

- Ребята, мы с вами находимся около краеведческого музея.

- Прежде, чем  с вами войдем в музей, я хочу вас спросить: Какие правила поведения вы знаете? Как должны вести себя люди в музеях? (в музее нельзя громко разговаривать, чтобы не мешать другим посетителям; не заходить за ограждение; нельзя бегать, прыгать, толкаться; нельзя трогать музейные предметы руками; в музее следует внимательно слушать экскурсовода: тогда вы узнаете много интересного)

Собирает детей вокруг себя.

Направляет  внимание детей на здание краеведческого музея.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Комментирует высказывания детей

Выражают собственные мысли

 Слушают

Умеют слушать взрослого и сверстника

Осваивают правила поведения в музее

Порядок знакомства с производством, профессией (рассказ педагога, наблюдения детей, объяснения специалистов предприятия, встречи и беседы с людьми данного предприятия)

Ребята наша экскурсия началась!

- Это фойе музея, здесь расположена раздевалка, где можем снять верхнюю одежду, касса, также в фойе организуются различные выставки.

- Ребята, как вы думаете, музей, что это такое? (ответы детей)

- Музей - это то место, где хранятся и изучаются различные предметы. Они могут быть ценными и не очень. Все эти предметы могут нам о многом «рассказать и поведать»: о своей истории, о происхождении и о том, для чего они нужны и как использовались ими раньше, такие предметы называются экспонаты.

-  Ребята, вы знаете, что обозначает слово экспонат?

 - Давайте его все вместе повторим: «Экс-по-на-ты». В нашем краеведческом музее,  собраны экспонаты, рассказывающие об истории, природе и культуре.

- Ребята, расскажите мне, вы собираете дома какие-нибудь предметы или игрушки?

- Сбор таких предметов называют коллекцией. В нашем музее тоже есть коллекции: старинных монет, коллекция книг из библиотеки Голубцовых, коллекции значков, марок, медалей, оружия, коллекцияэкспонатов из ткани – национальные костюмы и много других коллекций.

Красноуфимский краеведческий музей, один из старейших на Урале, был создан 108 лет назад.

Музей содержит два отдела: исторический и отдел природы.
 В залах исторического отдела представлена история города и края; в отделе природы - уникальная и изумительная по красоте природа окрестностей Красноуфимска и разнообразие растительного и животного мира

- И обо всем этом должен знать экскурсовод.

-Профессия экскурсовода - очень интересная!

-Как вы думаете, какими качествами должен обладать экскурсовод?

(ответы детей)

-Экскурсовод должен очень много знать, читать современные и старинные книги, быть в курсе всех событий, связанных с историей города и всего края. Помимо глубоких знаний, ему необходимы увлеченность, умение общаться с людьми, отвечать на их многочисленные вопросы, всегда быть приветливым и вежливым.

- Сегодня нас встречает экскурсовод  в лице Настеньки, которая жила в крестьянской избе с бабушкой и дедушкой.

-В избе самым почетным местом является красный угол, слово красный означает «красивый», «хороший», «светлый». Основным украшением красного угла является божница с иконами и лампадкой, его содержали в чистоте и нарядно украшали вышитыми полотенцами. В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Рядом с красным углом стоит стол.

- Ребята, что стоит на столе? (самовар, хлебница, солонка кружка, ложка)

-Правильно.

- Хлеб был символом достатка и благополучия в доме, ему отводилось почетное место на столе, также берегли соль, так как стоила она очень дорого, не каждая семья могла позволить её купить.

С хлебом и солью до сих пор встречают важного гостя. Он должен отломить кусочек хлеба, посолить его и съесть.

-Ребята посмотрите внимательно, какие предметы быта в избе вам знакомы? (ответы детей)

- Мой дедушка сидит на лавке, около стола, лавка застелена половиком, пол тоже. Рядом с дедушкой сидит бабушка. Она ткет полотенце. Это ткацкий станок. Рядом прялка. Бабушка уже напряла клубочек шерсти, но нитки не успела смотать  в клубочек, давайте ей поможем.

Игра «Кто быстрее смотает клубочек»?

- Молодцы, ребята, помогли бабушке.

-Важное место в избе занимала и печь, без неё было не выжить в зимние морозы, она обогревала, тепло от неё долго сохранялось, да и в течении года в ней готовили супы, каши, сушили ягоды и грибы, пекли хлеб, даже спали.

- У меня в руках березовый туесок, в нем горох и гречка, давайте разделим горох и гречу. Гречу в одну миску, горох в другую.

Игра «Отдели горох от гречи»

- Молодцы, с этим заданием вы тоже справились.

- Чтобы приготовить кашу из гречи нам понадобится: чугунок – это посуда для варки каш и супов, и конечно же умение ставить и вынимать его из печи с помощью особого инструмента - ухватa, представляющего собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце.

-Давайте поучимся захватывать ухватом чугунок.

Игра «Кто быстрее поставит чугунок в печь?

- Сложно было, но вы молодцы,  и с этим заданием справились.

- Ещё для вас приготовила загадку, попробуйте отгадать (ответы детей)

Гладит все, чего касается,

А дотронешься - кусается.

- Правильно, это сейчас одежду гладят электрическим утюгом, а раньше гладили одежду  рубелем - деревянная доска с вырубленными поперечными желобками для катания белья. Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелем.

- Давайте попробуем погладить с помощью рубеля полотенце.

- Легко ли белье гладить рубелем?

- Вот так простой народ жил в старину.

Эмоционально вовлекает в слушание

Задает  вопросы

Рассказывает о том, что в музеях есть экспонаты

Задает вопросы, разъясняет

Объясняет, что такое коллекция

Рассказывает о  профессии экскурсовод, задаёт вопросы, проявляет уважение к высказываниям детей

Эмоционально вовлекает в слушание

Показывает, объясняет

Задаёт вопросы

Организует, объясняет правила игры

Наблюдает за детьми во время выполнения задания

Словесно поощряет детей

Предлагает отгадать загадку

Объясняет, задает вопросы, вовлекает в совместную деятельность

Сосредотачивают внимание

Рассматривают фойе музея

Выражают свое мнение по вопросу

Слушают

Выражают свое мнение по вопросу

Слушают

Слушают вопросы и высказывают свои мысли.

Вступают в диалог

Проявляют заинтересованность,

слушают

Рассматривают

Отвечают на вопросы

Выполняют задание в соответствии с правилами игры

Отгадывают загадку

Выполняют задания в соответствии с объяснением

Проявляют интерес к деятельности

Включаются в деятельность

Умеют вступать в диалог

Умеют слушать взрослого

Активно участвуют в общении с педагогом

Имеет представление о работе

Умеют слушать взрослого

Умеют отвечать полным ответом

Осваивают правила игры

Проявляют интерес к познавательной деятельности

Осваивают задание

Заключительная беседа на месте экскурсии 

- Ребята, что нового и интересного мы с вами сегодня узнали?

- С какой профессией познакомились?

- Каким должен быть экскурсовод? (ответы детей)

-Спасибо огромное за интересный рассказ   об укладе и жизни простого народа, о предметах крестьянского быта.

- Приходите в музей, будем рады вас видеть.

Побуждает детей к анализу деятельности

Активизирует обсуждение

Участвуют в диалоге, описывая деятельность, которой они занимались. Передают свои ощущения от экскурсии

Умеют делиться впечатлениями.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование работы по освоение детьми образовательной области «Познание» через интеграцию с другими образовательными областями по развитию познавательной активности, с использованием экспонатов мини-музеев групп и деятельности «школы экскурсовода».

В Федеральных государственных требованиях  к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определены подходы и принципы построения образовательного процесса, который д...

Кружковая работа "Юный Экскурсовод"

" Юный экскурсовод" - это программа дополнительного образования для реализации в детском саду и направлена на организацию педагогической деятельности по гражданскому воспитанию  детей дошкольного...

Конспект НОД Образовательная Область "Познание", "Коммуникация" "Юные экскурсоводы" старшая группа

Предлагаю вашему вниманию конспект НОД в старшей группе на тему "Юные экскурсоводы "...

«Школа маленького экскурсовода»

В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственном, эстетическом воспитании детей. Нравственность, традиции, любовь часто становятся лишь отвлеченными понятиями. Музей это место, где де...

«Мы - экскурсоводы».

Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей 6 - 7 лет с нарушениями речи....

Программа кружка "Школа юного экскурсовода" для детей 5-6 лет

Цель кружка познакомить детей с видами живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, жанровая живопись, сказочно-былинная живопись). Научить понимать замысел произведения, его содержание. Развивать умени...