Технологическая карта "Профессия экскурсовод"
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)
Познакомить детей с понятием музей, сформировать представления о профессии экскурсовод, значимости его труда, познакомить с бытом и укладом жизни прошлого, обогатить словарный запас по данной теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Профессия экскурсовод | 41.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта экскурсии
Автор - разработчик:
Елкиева Надежда Николаевна
воспитатель МАДОУ детский сад 10
Тема экскурсии: «Профессия экскурсовод»
Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)
Цель: ознакомление детей с профессией экскурсовод, дать представления о значимости его профессионального труда
Задачи:
Обучающие: познакомить детей с понятием музей, сформировать представления о профессии экскурсовод, значимости его труда, познакомить с бытом и укладом жизни прошлого, обогатить словарный запас по данной теме
Развивающие: развивать речь, логическое мышление, внимание, память, расширять представления об окружающем мире
Воспитательные: воспитывать самостоятельность при ответах на вопросы, в высказываниях, уважение к труду экскурсовода, бережного отношения к экспонатам музея, правила культурного поведения на улице и в общественных местах
(Продолжительность (мин, час): 40 мин
Протяженность (км): расстояние менее 1 км. в один конец
Содержание экскурсии: пешеходная тематическая экскурсия
Место проведения: Краеведческий музей, ул. Советская, 42
Подготовительная беседа:
Россия - огромная страна! В ней много больших и малых городов, поселков и деревень. Почти в каждом городе есть свой музей - краеведческий, художественный, или какой-либо другой. Сегодня, мы идем на экскурсию в музей, когда в музее проводится экскурсия, по залам ее ведет экскурсовод. Экскурсовод знакомит с историей края, о том, как жили люди в этих местах раньше, много лет и даже много веков назад, наиболее важными событиями, которые произошли, рассказывает о замечательных людях, прославивших нашу малую Родину. Во время экскурсии необходимо внимательно слушать, организованно задавать вопросы, не разговаривать, соблюдать дисциплину. Наш краеведческий музей расположен на улице Советской, мы с вами пройдемся по улице Писцова, перейдем дорогу по сигналу светофора, повернем на улицу Советскую, соблюдая правила поведения на улице и правила дорожного движения.
Этапы (последовательность) деятельности | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат
|
Вводная беседа (цель экскурсии, порядок осмотра предприятия, постановка направляющих вопросов, повторение правил безопасности) | - Ребята, мы с вами находимся около краеведческого музея. - Прежде, чем с вами войдем в музей, я хочу вас спросить: Какие правила поведения вы знаете? Как должны вести себя люди в музеях? (в музее нельзя громко разговаривать, чтобы не мешать другим посетителям; не заходить за ограждение; нельзя бегать, прыгать, толкаться; нельзя трогать музейные предметы руками; в музее следует внимательно слушать экскурсовода: тогда вы узнаете много интересного) | Собирает детей вокруг себя. Направляет внимание детей на здание краеведческого музея. Побуждает к высказыванию своего мнения. Комментирует высказывания детей | Выражают собственные мысли Слушают | Умеют слушать взрослого и сверстника Осваивают правила поведения в музее |
Порядок знакомства с производством, профессией (рассказ педагога, наблюдения детей, объяснения специалистов предприятия, встречи и беседы с людьми данного предприятия) | Ребята наша экскурсия началась! - Это фойе музея, здесь расположена раздевалка, где можем снять верхнюю одежду, касса, также в фойе организуются различные выставки. - Ребята, как вы думаете, музей, что это такое? (ответы детей) - Музей - это то место, где хранятся и изучаются различные предметы. Они могут быть ценными и не очень. Все эти предметы могут нам о многом «рассказать и поведать»: о своей истории, о происхождении и о том, для чего они нужны и как использовались ими раньше, такие предметы называются экспонаты. - Ребята, вы знаете, что обозначает слово экспонат? - Давайте его все вместе повторим: «Экс-по-на-ты». В нашем краеведческом музее, собраны экспонаты, рассказывающие об истории, природе и культуре. - Ребята, расскажите мне, вы собираете дома какие-нибудь предметы или игрушки? - Сбор таких предметов называют коллекцией. В нашем музее тоже есть коллекции: старинных монет, коллекция книг из библиотеки Голубцовых, коллекции значков, марок, медалей, оружия, коллекцияэкспонатов из ткани – национальные костюмы и много других коллекций. Красноуфимский краеведческий музей, один из старейших на Урале, был создан 108 лет назад. Музей содержит два отдела: исторический и отдел природы. - И обо всем этом должен знать экскурсовод. -Профессия экскурсовода - очень интересная! -Как вы думаете, какими качествами должен обладать экскурсовод? (ответы детей) -Экскурсовод должен очень много знать, читать современные и старинные книги, быть в курсе всех событий, связанных с историей города и всего края. Помимо глубоких знаний, ему необходимы увлеченность, умение общаться с людьми, отвечать на их многочисленные вопросы, всегда быть приветливым и вежливым. - Сегодня нас встречает экскурсовод в лице Настеньки, которая жила в крестьянской избе с бабушкой и дедушкой. -В избе самым почетным местом является красный угол, слово красный означает «красивый», «хороший», «светлый». Основным украшением красного угла является божница с иконами и лампадкой, его содержали в чистоте и нарядно украшали вышитыми полотенцами. В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Рядом с красным углом стоит стол. - Ребята, что стоит на столе? (самовар, хлебница, солонка кружка, ложка) -Правильно. - Хлеб был символом достатка и благополучия в доме, ему отводилось почетное место на столе, также берегли соль, так как стоила она очень дорого, не каждая семья могла позволить её купить. С хлебом и солью до сих пор встречают важного гостя. Он должен отломить кусочек хлеба, посолить его и съесть. -Ребята посмотрите внимательно, какие предметы быта в избе вам знакомы? (ответы детей) - Мой дедушка сидит на лавке, около стола, лавка застелена половиком, пол тоже. Рядом с дедушкой сидит бабушка. Она ткет полотенце. Это ткацкий станок. Рядом прялка. Бабушка уже напряла клубочек шерсти, но нитки не успела смотать в клубочек, давайте ей поможем. Игра «Кто быстрее смотает клубочек»? - Молодцы, ребята, помогли бабушке. -Важное место в избе занимала и печь, без неё было не выжить в зимние морозы, она обогревала, тепло от неё долго сохранялось, да и в течении года в ней готовили супы, каши, сушили ягоды и грибы, пекли хлеб, даже спали. - У меня в руках березовый туесок, в нем горох и гречка, давайте разделим горох и гречу. Гречу в одну миску, горох в другую. Игра «Отдели горох от гречи» - Молодцы, с этим заданием вы тоже справились. - Чтобы приготовить кашу из гречи нам понадобится: чугунок – это посуда для варки каш и супов, и конечно же умение ставить и вынимать его из печи с помощью особого инструмента - ухватa, представляющего собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. -Давайте поучимся захватывать ухватом чугунок. Игра «Кто быстрее поставит чугунок в печь? - Сложно было, но вы молодцы, и с этим заданием справились. - Ещё для вас приготовила загадку, попробуйте отгадать (ответы детей) Гладит все, чего касается, А дотронешься - кусается. - Правильно, это сейчас одежду гладят электрическим утюгом, а раньше гладили одежду рубелем - деревянная доска с вырубленными поперечными желобками для катания белья. Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелем. - Давайте попробуем погладить с помощью рубеля полотенце. - Легко ли белье гладить рубелем? - Вот так простой народ жил в старину. | Эмоционально вовлекает в слушание Задает вопросы Рассказывает о том, что в музеях есть экспонаты Задает вопросы, разъясняет Объясняет, что такое коллекция Рассказывает о профессии экскурсовод, задаёт вопросы, проявляет уважение к высказываниям детей Эмоционально вовлекает в слушание Показывает, объясняет Задаёт вопросы Организует, объясняет правила игры Наблюдает за детьми во время выполнения задания Словесно поощряет детей Предлагает отгадать загадку Объясняет, задает вопросы, вовлекает в совместную деятельность | Сосредотачивают внимание Рассматривают фойе музея Выражают свое мнение по вопросу Слушают Выражают свое мнение по вопросу Слушают Слушают вопросы и высказывают свои мысли. Вступают в диалог Проявляют заинтересованность, слушают Рассматривают Отвечают на вопросы Выполняют задание в соответствии с правилами игры Отгадывают загадку Выполняют задания в соответствии с объяснением | Проявляют интерес к деятельности Включаются в деятельность Умеют вступать в диалог Умеют слушать взрослого Активно участвуют в общении с педагогом Имеет представление о работе Умеют слушать взрослого Умеют отвечать полным ответом Осваивают правила игры Проявляют интерес к познавательной деятельности Осваивают задание |
Заключительная беседа на месте экскурсии | - Ребята, что нового и интересного мы с вами сегодня узнали? - С какой профессией познакомились? - Каким должен быть экскурсовод? (ответы детей) -Спасибо огромное за интересный рассказ об укладе и жизни простого народа, о предметах крестьянского быта. - Приходите в музей, будем рады вас видеть. | Побуждает детей к анализу деятельности Активизирует обсуждение | Участвуют в диалоге, описывая деятельность, которой они занимались. Передают свои ощущения от экскурсии | Умеют делиться впечатлениями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие: Сюжетно-ролевая игра "Школа экскурсовода" «Экскурсия по Санкт-Петербургу"
quot;ШКОЛА ЭКСКУРСОВОДА"...
Совершенствование работы по освоение детьми образовательной области «Познание» через интеграцию с другими образовательными областями по развитию познавательной активности, с использованием экспонатов мини-музеев групп и деятельности «школы экскурсовода».
В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определены подходы и принципы построения образовательного процесса, который д...
Кружковая работа "Юный Экскурсовод"
" Юный экскурсовод" - это программа дополнительного образования для реализации в детском саду и направлена на организацию педагогической деятельности по гражданскому воспитанию детей дошкольного...
Конспект НОД Образовательная Область "Познание", "Коммуникация" "Юные экскурсоводы" старшая группа
Предлагаю вашему вниманию конспект НОД в старшей группе на тему "Юные экскурсоводы "...
«Школа маленького экскурсовода»
В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственном, эстетическом воспитании детей. Нравственность, традиции, любовь часто становятся лишь отвлеченными понятиями. Музей это место, где де...
«Мы - экскурсоводы».
Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей 6 - 7 лет с нарушениями речи....
Программа кружка "Школа юного экскурсовода" для детей 5-6 лет
Цель кружка познакомить детей с видами живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, жанровая живопись, сказочно-былинная живопись). Научить понимать замысел произведения, его содержание. Развивать умени...