«Школа маленького экскурсовода»
проект (старшая группа) на тему
В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственном, эстетическом воспитании детей. Нравственность, традиции, любовь часто становятся лишь отвлеченными понятиями. Музей это место, где дети имеют реальную возможность соприкоснуться с историей своего края. Работа музеев предусматривает и обучение детей в “Школе маленького экскурсовода”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
szhatoe.pptx | 1.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Паспорт проекта 1 2 Раздел программы Познавательно – речевое развитие Тематическое поле Музейная педагогика Название проекта «Школа маленького экскурсовода » Тип проекта Познавательно – творческий, долгосрочный Проблема Приобретение детьми познаватель-ного опыта в процессе знакомства с историей своего родного края Цель Планомерное ознакомление дошкольников с историей нашего отечества, республики, города.
Продолжение таблицы 1 2 Задачи Приобщение детей к национальной и мировой культуре. Воспитание духовных и познавательных потребностей детей. Воспитание музейной культуры. Развитие эмоциональной сферы и эстетической восприимчивости, развитие коммуникативных навыков. Развитие связной монологической и диалогической речи.
Продолжение таблицы 1 2 Идеи проекта Воспитание ребенка на националь - ных традициях, событиях, досто – примечательностях города способ- ствует формированию установок на позитивные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой. Любить Родину – значит знать, прежде всего, малую Родину. Ис – пользование в работе с детьми краеведческого материала воспи – тывает патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности.
Продолжение таблицы 1 2 Мероприятия Формы работы с детьми с родителями Экскурсии Игровая деятельность Театрализованные занятия Детские выставки Беседы Консультации Экскурсии всей семьёй День открытых дверей Анкетирование Методы и приёмы работы Дидактические игры Проведение экскурсий Просмотр видеофильмов Наблюдения
Продолжение таблицы 1 2 Результат Сформирован интерес к роли экскурсовода; Сформированы коммуникативные навыки – дети готовы к новым формам общения; Дети знают назначение каждого кабинета и помещения ДОУ; Дети знают каждого сотрудника, могут рассказать о его профессии и его деятельности в МДОУ; Повышается авторитет сотрудников детского сада среди детей, родителей и педагогов МДОУ.
Продолжение таблицы Предполагается, что защитники узнают и поймут такие понятия, как экспонат, экскурсия, экскурсовод. Разовьется внимание, восприятие, наблюдательность, разные формы мышления, речь. Сформируется широкий кругозор. Результатом всей работы можно считать то, что практически каждый ребенок может выступить в роли экскурсовода и рассказать много интересного родителям, гостям, посетителям, посетителям музея.
Актуальность В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственном, эстетическом воспитании детей. Нравственность, традиции, любовь часто становятся лишь отвлеченными понятиями. Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему городу, к Родине, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем, знакомятся с мастерами, создающими красоту: художниками, скульпторами. Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведения искусства.
Продолжение На помощь взрослым пришла довольно молодая отрасль педагогической науки – музейная педагогика. Музейная педагогика прочно завоевала свое место в работе детского сада. Ведь музей помогает не только узнать историю вещей, но и объединяет детей и взрослых. Музей это место, где дети имеют реальную возможность соприкоснуться с историей своего края. Работа музеев предусматривает и обучение детей в “Школе маленького экскурсовода”. Экскурсии раскрывают широкие возможности для воспитания восприятия ребенка, а также для воспитания музейной культуры. При помощи экскурсии можно научить детей дошкольного возраста не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, наблюдать.
Гипотеза Знание детей об историко-культурном наследии города Саранска могут стать эффективным средством личностного развития ребёнка дошкольного возраста
Этапы работы II этап Основной I этап подготовительный III этап Итоговый Разработка проекта; определение проблемы; постановка цели и задач; подбор и разработка материала. Выполнение проекта Анализ поставленной цели; обобщение результатов работы, формулировка выводов; составление рекомендаций.
Формы работы: - экскурсии в музеи, посещение выставок, просмотр экспозиций; - игровые, театрализованные занятия в ДОУ и в музеях; - беседы (коллективное и индивидуальное обсуждение впечатлений, полученных в музее, на экскурсии); - встречи с музейными специалистами и коллекционерами; - совместные проекты с музеями (музейные игры и театрализации: - автобусные и пешие экскурсии по городу для расширения кругозора и обогащения словаря; - оформление детских выставок и экспозиций.
Дидактические игры: «Угадай, где я стою ». «Узнай это место». «Путешествие по Саранску». «Прошлая жизнь старых вещей». «Можно - нельзя». «Что было до…»
«Прошлая жизнь старых вещей» Задачи: способствовать пониманию того, что жизнь, а значит и предметы, которые окружают человека, меняются в связи с изменением в отношениях людей, с техническим прогрессом; учить управлять блокирующими чувствами (гнев, агрессия), вычленять затрудняющие поведение факторы, устранять их.
Материалы: лампа керосиновая и электрическая; коромысло с вёдрами и водопроводный кран; чернильница, ручка со стальным пером, авторучка перьевая, ручка шариковая; ступка с пестиком, миксер. Приёмы руководства: прочитав стихотворение С.Я. Маршака «Вчера и сегодня», спросить, о каких предметах в нём говорится. Сравнить их. Что в них различного и что общего? Какие предметы более удобны и почему они сейчас распространены? Назвать предметы, которые вышли из употребления и хранятся как экспонаты в музеях.
Сюжетно – ролевые игры «Школа маленького экскурсовода» «Путешествие по времени» «Путешествие в прошлое»
Экскурсии по музею детского сада маленькими экскурсоводами
Экскурсии в музеи, посещение выставок, просмотр экспозиций Совместная работа с музеями оказывает неоспоримую помощь в приобщении детей к истории и культуре родного города, края. Краеведческий музей им. И.Д. Воронина Музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи Музей Военного Трудового подвига 1941-1945 гг. Республики Мордовия
«Краеведческий музей им. И.Д. Воронина »
Видеоряд
Спасибо нашим доблестным солдатам за то, что победили в этой жестокой войне. И вот день 9 Мая провозглашён Всемирным Днём Победы!
Помните! Через века, через года, - помните! О тех, кто уже не придет никогда, - помните! Пусть ребенок не все поймет, при посещении музея «Военного Трудового подвига», но след в его сердце останется и позже он сможет осмыслить цену завоеванного для него счастья. И наши усилия не пройдут даром. Они дадут ростки светлой памяти в сердце ребенка. Мы живем в другое время, и мир стал другим, но у нас все та же Родина. За нее пролито столько крови и отдано столько жизней.… Поэтому нужно помнить и бережно хранить эту память ради детей и нашего общего благополучия.
«Музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи»
Темы занятий в музее изобразительных искусств им. С. Эрьзи Тема 1. «Путешествие по храму, где живут музы» (Знакомство с музеем изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи). Тема 2. «Удивительные истории о карандашах, краске и глине» (Знакомство с художественными материалами). Тема 3 . «Десять путешествий скульптора Эрьзи» (О скульпторе С.Д. Эрьзи и скульптуре). Тема 4. «Забавы деревенской улицы» (О твор-честве Ф.В. Сычкова и бытовой жизни).
Продолжение Тема 5. «Родные картинки» (О пейзаже и русских пейзажистах А.К. Саврасове, И.И. Шишкине, И.К. Айвазовском). Тема 6. «Сказка о благородном художнике» (О портрете и портретисте И.К. Макарове). Тема 7. «Мы идём на ярмарку» (Народные промыслы России). Тема 8. «Кто-кто в теремочке живёт…» (Образы животных в изобразительном искусстве). Заключение. Выставка детского творчества в музее «Наш любимый музей».
Игры с детьми
«Путешествие по храму, где живут музы»
«Удивительные истории о карандашах, краске и глине» Дети постигают изобразительного искусства, учатся рисовать, писать красками
«Забавы деревенской улицы»
Роль родителей в проекте Чем могут помочь родители? Конечно, без родителей бывает трудно найти нужную книжку в домашней или районной библиотеке. А также необходимо согласие родителей на то, чтобы выехать на прогулку-экскурсию вместе с группой. А если нужно подготовить серьезную экскурсию (для защиты проекта), то родителям, возможно, придется помочь ребенку «проверить маршрут» - посетить вместе с ним те места, о которых будет рассказывать юный экскурсовод.
Приобретение детьми и их родителями познавательного опыта в процессе ознакомления с культурно-историческими и природными досто-примечательностями родного города - главный итог всей работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Школа юного экскурсовода" для детей 5-6 лет
Цель кружка познакомить детей с видами живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, жанровая живопись, сказочно-былинная живопись). Научить понимать замысел произведения, его содержание. Развивать умени...
Образовательного проект «Школа маленького экскурсовода и туриста»
Проект описывающий работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным городом с примерным тематическим планированием....
Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством организации «Школы юного экскурсовода» Кайданович Светлана Михайловна методист, Боярова Наталья Александровна воспитатель Калева Светлана Валентиновна воспитат
Ребенку приходится бывать в различных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы о...
Проект на тему: Путешествие в прекрасное. « Школа маленького экскурсовода» Тема: «Русь матушка и защитники богатыри»
Школа маленького экскурсовода – познавательно - краеведческое направление, где решат задачи приобщения детей к национальной и мировой культуре ,расширения знаний о родном крае , воспитывать духовных и...
Проект на тему: Путешествие в прекрасное. « Школа маленького экскурсовода» Сказачная гжель
Школа маленького экскурсовода – познавательно - краеведческое направление, где решат задачи приобщения детей к национальной и мировой культуре ,расширения знаний о родном крае , воспитывать духовных и...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «МАЛЕНЬКИЕ ЭКСКУРСОВОДЫ»
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «МАЛЕНЬКИЕ ЭКСКУРСОВОДЫ»Цель создания разработки: обобщение знаний и дальнейшее стимулирование...
презентация "В школе юных экскурсоводов"
Данная презентация поможет детям ознакомиться с достопримечательностями родного города....