Методическое пособие: Сюжетно-ролевая игра "Школа экскурсовода" «Экскурсия по Санкт-Петербургу"
методическая разработка (подготовительная группа)

Набокина Наталья Михайловна

"ШКОЛА ЭКСКУРСОВОДА"

                                                Задачи..Тебования...Атрибуты..Предварительная работа..Ход игры..Материал для экскурсий..и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_ekskursovoda.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   ЗАДАЧИ:

  1. Воспитывать в детях любовь к родному городу.
  2. Воспитывать уважение и бережное отношение к достопримечательностям Санкт-Петербурга.
  3. В увлекательной форме познакомить детей с историей нашего города, с архитектурой и закреплять, полученные знания.
  4. Учить рассказывать об одном из исторических мест города подробно, последовательно, используя все полученные знания, включая в речь новые слова.
  5. Закрепить знания детей о работе экскурсовода, манере поведения, умения рассказывать, отвечать на вопросы экскурсантов, правильно пользоваться картой города и указкой.

             ТРЕБОВАНИЯ К РАССКАЗУ ЭКСКУРСОВОДА:

  1. Экскурсовод должен правильно назвать достопримечательности.
  2. Желательно знать архитектора или скульптора, рассматриваемого объекта.
  3. Знать краткую историю возникновения здания или скульптуры…
  4. Уметь рассказывать о назначении здания раньше и сейчас.
  5. Знать из чего построено, кто строил.
  6. Описать красоту здания, используя красочные определения и термины названий украшений и частей зданий и памятников.
  7. Умение показать на карте.

                УСТАВ ШКОЛЫ ЭКСКУРСОВОДОВ:

  1. Экскурсовод следит за своим внешним видом ( причёска, аккуратность в одежде).
  2. Экскурсовод должен знать содержание экскурсии и уметь отвечать на вопросы экскурсантов.
  3. Экскурсовод следит за правильностью своей речи.
  4. Экскурсовод может показать на карте города данное здание или собор. То, о чём идёт речь.
  5. Экскурсовод говорит чётко, спокойно, умеет выслушать речь других, не перебивая.

 АТРИБУТЫ: нагрудный значок с видом Петербурга, указка,       микрофон, набор крупных иллюстраций, карта города.

         СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ЗНАКОМСТВУ С ТРУДОМ                    

                               ЭКСКУРСОВОДА:

  1. Наблюдение за работой экскурсовода в экскурсионном автобусе и в музее.
  2. Воспитатель даёт образец, выполнение роли экскурсовода в сюжетно - ролевой игре: «Экскурсия по Петербургу».
  3. Роль экскурсовода доверяется ребёнку с хорошими знаниями и хорошей речью.
  4. Пробует себя на роли экскурсовода в игре любой желающий ребёнок, после чего обсуждают с детьми и воспитателем, что получилось, а что нет.
  5. Привлекать на роль экскурсовода в игре не уверенного в себе и в своих знаниях ребёнка.
  6. Провести с детьми беседу о труде экскурсовода; где он может работать, что должен знать; как учиться и где в жизни знания о городе могут пригодиться ( рассказывать малышам, гостям города, родителям). Показать значимость труда экскурсовода.
  7. Вести работу с родителями, высказать просьбу показать работу экскурсовода в парке, музее, на выставке, в экскурсионном автобусе.

           ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ИГРЫ (АНАЛИЗ).

1. Удовлетворить игровые потребности детей.

2. Ставить детей в позиции, требующие различной степени проявления активности.

3. Наметить план совместных действий в воображаемой ситуации.

4. Насыщение игровым содержанием.

5. Следить за грамотностью речи детей по возможности, за умением задавать вопросы, поддерживать речевую активность.

6. Степень активности детей во время игры.

7. Что вызвало радость, эмоциональный характер игры.

8. Отношение детей в ходе игры, их действия. Коллективно ли была игра? Доброжелательные, дружеские отношения к товарищу. Сколько детей участвовало в игре? Помогали ли друг другу? Определились ли отношения детей взятыми ролями?

9. Отношение детей к игрушкам, поведение различных детей.

10. Приёмы руководства игрой: совет, беседа, напоминание, похвала, включение в игру, предложение роли, помочь сформулировать ответ, задать вопрос, обсуждение игры, нацеливание на продолжение игры.

                                   СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА: «ЭКСКУРСИЯ ПО ГОРОДУ

                                                               САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ:

ЦЕЛИ:

  1. Закреплять и расширять через сюжетно-ролевую игру знания о городе Санкт-Петербурге и его достопримечательностях.
  2. Развивать речевую активность в игре, умение говорить спокойно, чётко, грамматически правильно, учить монологической и диалогической речи.
  3. Активизировать речь детей словами: многоэтажные, многолюдные, экскурсия, транспорт, красивый, просторный, дворцы, колонны, статуи, шпиль, купол, аллеи…, за счёт подбора сравнений и определений.
  4. Расширять знания о работе экскурсовода, водителя, милиционера, продавца, киоскера, художника, работника справочного бюро.
  5. Учить согласовывать тему игры, распределять роли до начала игры, учить умению развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего.
  6. Воспитывать интерес и любовь к родному городу, умение любоваться им, любить и беречь город.
  7. Учить детей гордиться своим городом и уметь с честью носить звание Петербуржца.

      АТТРИБУТЫ К ИГРЕ:

АВТОБУС  - корпус автобуса (крупный), билеты, строитель,                        руль, микрофон, пластмассовые ключи для ремонта…

МИЛЛИЦИОНЕР - фуражка, светофор, жезл регулировщика, телефон…

ЭКСКУРСОВОД - указка, подставки для картин, набор иллюстраций с изображением достопримечательностей Санкт-Петербурга, микрофон, телефон…

ЭКСКУРСИОННО-СПРАВОЧНОЕ БЮРО - дид. игра с видами города, автобусные билеты.

КИОСК -  значки с видами Петербурга, конверты, книги, календари, открытки, этикетки, ценники, счёты, журналы, газеты, вывески…

МАГАЗИН СУВЕНИРОВ - вывеска, декоративные  тарелочки, салфетки, закладки, тиснение по фольге с видами города, ценники, счёты…

КАФЕ - передник, чайный сервиз, кофеварка, соковыжималка, ценники, счёты, выпечка, фрукты-муляжи, эмитированные пачки печенья, чая, вафель, конфет…

ЖЕТОНЫ для распределения ролей с символами каждой роли.

ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ  для ориентировки детей во времени.

УЧАСТНИКИ ЭКСКУРСИИ- сумочки с символом города,- корабликом, фишки, кошельки…

                                       ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ТЕЧЕНИИ ГОДА.

  1. Выявление знаний детей о Петербурге, о работе экскурсовода, водителя автобуса, милиционера, продавца, киоскера, художника.
  2. Проведение обзорной экскурсии по Санкт-Петербургу на автобусе.
  3. Учить различать и называть достопримечательности города, рассказывать о них.
  4. Чтение стихов и рассказов.
  5. Разучивание и прослушивание песен по теме «Город».
  6. Дид.игры: «Автобусная экскурсия», «Где работают петербуржцы?», «Мы идём по Петербургу» и др.
  7. Проведение занятий, бесед, музыкального досуга «Знакомство с городом».
  8. Рассматривание иллюстраций, слайдов, фильмов.
  9. Изготовление альбома, макетов, игр.

10.Разработка, подготовка примерного содержания текстов рассказов экскурсовода для роли в игре.

11.Подготовить материал о городе в родительский уголок.

12.Использовать обводки и трафареты по теме: «Петербург».

13.Занятия по конструированию из крупного материала строительного, строительство домов с колоннами, арками…

14.Налепы, рисование, аппликация, тиснение по фольге, выцарапывание, вышивание по картону по теме и др.

                                                                             ХОД  ИГРЫ

      1.Сговор на игру.

Воспитатель: - Куда вы поедете на экскурсию?

                        - По городу  Санкт – Петербургу.

Воспитатель: - Давайте наметим маршрут автобуса. Откуда отправится                    

        Автобус?

                             - От проспекта Славы.

    Воспитатель: - Где мы сегодня побываем?

                            - На Невском проспекте, на Дворцовой площади и в Летнем  

                             саду.

    Воспитатель: - Давайте договоримся, когда будет заканчиваться игра?

                            - Когда автобус опять вернётся на проспект Славы?

    Воспитатель: - Хорошо, это будет наш маршрут.

     2.Распределение ролей и обыгрывание сюжета.

Воспитатель: - Где могут ещё побывать участники экскурсии в перерывах

                       По разрешению экскурсовода?

                        - В киоске, кафе, магазине сувениров, в справочном бюро, у

                        художника.

Воспитатель: - Какие же роли нам нужно будет выполнять в игре?

                        - Экскурсовод, водитель, милиционер, художник, продавец,

                        киоскер, участники экскурсии (дети говорят на перебой).

Воспитатель: - С чего начнут свой рабочий день труженики предприятий?

                        - С подготовки своего рабочего места.

Воспитатель: - А участники экскурсии с чего начнут игру?

                        - Сначала купят билеты в экскурсионном бюро, возьмут

                         сумочки для покупок и потом пойдут на посадку в автобус.

Воспитатель: - Кто будет, какие роли выполнять? – Дети называют роли

                        По – одному.

                         - У всех есть роль? И так игра начинается (5-7 минут).

3. Ход игры. (20-25 минут).

3.1. Водитель и милиционер строят автобус, готовят атрибуты.

3.2. Экскурсовод приглашает в микрофон купить билеты на экскурсию в экскурсионном бюро, продаёт билеты. Второй экскурсовод расставляет картины, готовит указку.

3.3. Участники экскурсии берут сумочки с кошельками, покупают билеты и идут на посадку в автобус.

3.4. Киоскер, продавец кафе и магазина сувениров украшают витрины, прилавок, раскладывают товар, расставляют ценники (цена товара по количеству слогов  в слове – столько же фишек).

3.5. Художник готовит воду, краски, одевает передник или халатик и берет.

3.6. Когда автобус готов, экскурсовод объявляет посадку, водитель – отправку автобуса, милиционер регулирует движение.

Экскурсовод начинает экскурсию, рассказывая о том, где едет автобус. Объявляет остановку, водитель открывает двери, экскурсовод выходит первый, подводит участников экскурсии к картине, рассказывает о достопримечательностях; затем предлагает экскурсантам посетить кафе, киоск, магазин сувениров до объявления экскурсоводом посадки в автобус. Когда экскурсовод объявит отправление автобуса до проспекта Славы, все служащие ставят табличку «закрыто», садятся в автобус и едут все вместе.

«- Чтобы нам было веселее ехать, давайте споём песню о Петербурге; Спрашивает, нет ли вопросов. Дети поют. Водитель объявляет остановку – проспект Славы, все выходят из автобуса и подходят к воспитателю.»

   4.Обсуждение и оценка игры (3-5 минут).

 Воспитатель:

 - Сегодня наша игра закончена, понравилось ли вам играть?   Что вам понравилось? Понравился ли рассказ экскурсовода? Где бы вы      хотели побывать в следующий раз? Вместе в мае мы отмечаем день рождения города, куда мы  поедем? (В Петропавловскую крепость, к памятнику Петра I, в Летний сад).

                               ЭКСКУРСИЯ К ДНЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА ИЛИ

                                                                     К ДНЮ ПОБЕДЫ

Экскурсовод в экскурсионном бюро:

- Дорогие Петербуржцы и гости нашего города, приглашаем вас на экскурсию по Петербургу – городу – герою. Мы посетим места, связанные с героической защитой города в дни Великой Отечественной войны.

(продаёт билеты)

Экскурсовод в автобусе:

- Начинаем посадку в автобус. Экскурсия начинается. Во время войны наш город назывался Ленинградом. Жители города перенесли и голод, и холод, и бомбёжки, но не сдались фашистам – мужественно ленинградцы защищали свой любимый город, не смотря на окружение его кольцом Блокады. И назло врагу город жил и работали заводы. Первая наша остановка будет на Невском проспекте.

Водитель:

- Остановка Невский проспект. Двери открываются.

Экскурсовод подходит к картине с изображением Невского проспекта:

- Мы с вами на главном проспекте нашего прекрасного города. Во время войны фашисты ежедневно бомбили город и в том числе Невский проспект, хотели уничтожить и разрушить красивые дворцы и соборы, но ленинградцы, не смотря на военное время подумали о том, как сохранить красоту. Были сняты и зарыты в землю статуи коней с Аничкого моста. Охранялись дворцы, дежурили на крышах домов дружинники, сбрасывая зажигательные бомбы. На одном из домов Невского проспекта есть мемориальная доска, на которой выгравированы слова: «Эта сторона при артобстреле наиболее опасна». Это предупреждение было вывешено в блокадном Ленинграде. Благодаря жителям блокадного города, мы и сейчас можем любоваться красотой Невского проспекта. (Экскурсоводом может быть воспитатель).

- А сейчас вы можете погулять по проспекту, купить сувениры.

Водитель:

- Автобус отправляется.

Экскурсовод:

- Мы едем к Пискарёвскому мемориальному кладбищу. Здесь захоронены тысячи ленинградцев, которые погибли во время Блокады Ленинграда. Вечная память их именам, их стойкости. Слава мужеству, оставшихся верными своей Родине. Их стойкость вызвала удивление и восхищение людей всего мира. Они навсегда останутся в памяти поколений. Город – Герой. Вот имя, которое благодарно присвоил Ленинграду народ России. На кладбище стоит монумент Матери – Родине, скорбящей о своих погибших сыновьях и дочерях. Возложим цветы к подножию памятника и поклонимся тем, кто отдал свою жизнь за наше счастье.

Экскурсовод:

- А сейчас мы поедем к ещё одному памятнику – мемориалу защитникам города Ленинграда на Московском проспекте. На большой светлой площади Победы в центре её находится этот обелиск, здесь горит вечный огонь в память о героических защитниках города. В день снятия Блокады, в день победы здесь собираются однополчане, защищавшие Ленинград. В почётном карауле стоят у памятника солдаты.

                              Священны места всех сражений,

                              Где воины к подвигу шли.

                             Стране день Победы весенний

                             Они из боёв принесли.

                             За всё, что сейчас у нас,

                             За каждый наш счастливый час,

                             За то, что солнце светит нам,

                             Спасибо доблестным солдатам,

                             Что отстояли мир когда-то

                             Спасибо дедам и отцам!

Экскурсовод:

- Наша экскурсия окончена. Мы отправляемся в обратный путь. Послушаем песню «День Победы» (пластинка).

                                          ЭКСКУРСИЯ К ДНЮ РОЖДЕНИЯ ГОРОДА 27 МАЯ

Экскурсовод:

- Дорогие петербуржцы приглашаем вас на экскурсию по Петербургу. Мы увидим памятник Петеру I, Адмиралтейство и стрелку Васильевского острова. Сегодня 27 мая, наш город отмечает день своего рождения. Много лет назад царь Пётр I повелел здесь на берегах реки Невы построить город и назвали его Санкт – Петербург, град святого Петра. Первой была построена Петропавловская крепость и начало её постройки считается днём рождения города. Мы проезжаем по набережной Невы.

                                 Привет, привет тебе Нева

                                 Твоя чудесна синева

                                 Ты широка и глубока,

                                 В гранит одетая река.

- Посмотрите на право, вы видите памятник Петру I «Медный всадник», как его ещё называют. Основатель города изображён верхом на вздыбленном коне, поднявшемся на полном скаку по крутой скале и как – бы на миг, остановившемся у края обрыва. Скульптор Фальконе. Мы любуемся красотой прекрасного памятника.

Водитель:

- Остановка – Петропавловская крепость. Двери открываются.

Экскурсовод подходит к картине с изображением Петропавловской крепости:

- Там, где река Нева течёт особенно широко, у самой воды, поднимаются суровые каменные стены Петропавловской крепости – самой старой постройки города. Её начали строить 27 мая – этот день считается днём рождения Санкт – Петербурга, так назвали город в честь святого Петра.

Крепость была построена для охраны города от нападения врагов, сейчас здесь музей. В дни больших праздников отсюда высоко в небо взлетает сверкающая россыпь разноцветных огней, гремят залпы салюта. А в 12 часов ежедневно стреляет пушка – это стало традицией. Сейчас можете посетить кафе, киоск и магазин сувениров.

Экскурсовод:

- Начинается посадка на автобус. Мы проезжаем по одному из самых красивых мест Санкт-Петербурга мимо стрелки Васильевского острова. Стрелкой её называют потому, что эта часть Васильевского острова узкой полосой далеко уходит в речной простор, когда-то здесь был порт. Множество кораблей из разных стран бросали якорь у этого берега. В  здании с колоннами была Биржа, где купцы договаривались о продаже и покупке товаров. Здесь же стоят две Ростральные колонны, украшенные рострами – мысами кораблей. Архитектор Тома де Томон. Сейчас в здании Биржи находится самый главный в стране Военно-Морской музей. Здесь хранятся орудия, макеты, портреты героев моряков и модели кораблей. Следующая остановка Адмиралтейство.

Водитель:

- Двери открываются.

Экскурсовод подходит к картине с изображением Адмиралтейства:

- Напротив стрелки Васильевского острова, через Неву, рядом с Дворцовой площадью и Невским проспектом, в самом центре города – высится здание Адмиралтейства, построенного по проекту архитектора Захарова. Будто стройная мачта издалека виднеется его лёгкий гранёный шпиль с золотым корабликом наверху. Изображение этого кораблика считается символом нашего города – города порта. В здании Адмиралтейства раньше помещалась коллегия, она ведала делами флота. Ещё по указу Петра I  от Адмиралтейства в сторону монастыря Александра Невского прорубили дорогу, она называлась Невской Перспективой. Сейчас это Невский проспект. В наши дни в  Адмиралтействе находится Высшее Военно-Морское Инженерное училище, оно готовит инженеров для Российского флота.

Экскурсовод:

- Сейчас можете погулять по городу, по скверу.

Водитель:

- Автобус отправляется в обратный путь, к проспекту Славы.

Экскурсовод:

- В нашем городе много каналов, множество рек и мостов, они украшены решётками с разными узорами, статуями львов, сфинксов, грифонов, коней. По нашему городу можно гулять без конца. И каждый раз находить что-то новое и интересное. Советую вам с родителями съездить в Петродворец, полюбоваться красотой фонтанов. Экскурсия окончена.

                                                 ЭКСКУРСИЯ «ЗНАКОМСТВО С ГОРОДОМ»

остановки: Невский проспект, Летний сад, Дворцовая площадь.

Слова экскурсовода в автобусе: - Мы отъезжаем от проспекта Славы и едем по Бухарестской улице; здесь много жилых высотных домов, улица широкая светлая. Мы проезжаем мимо кинотеатра, универмага, универсама, магазинов, кафе, почты, библиотеки, рынка – здесь есть всё, что нужно жителям города. Следующая остановка Невский проспект.       

Водитель:  - Осторожно, двери открываются.

Экскурсовод  выходит первая, подходит к картине, где изображён Невский проспект.

- Подойдите ко мне поближе, встаньте поудобней, чтобы всем было видно.

  Вот мы и на Невском проспекте – главном проспекте города Санкт-    

  Петербурга. Вдоль проспекта стоят старинные дома и дворцы, соборы и    

  Памятники. Дома украшены колоннами, статуями, барельефами, решётками  

  Балконов и оград. Невский проспект – широкий, просторный, большой,

  светлый, красивый. Здесь много музеев, театров, кинотеатров, универмагов,  

  скверов и мостов. Проспект многолюдный, здесь много транспорта:  

  автобусов, троллейбусов, такси; есть метро. По Невскому проспекту можно

  проехать даже на карете, как в старину.

А сейчас можете посетить кафе, магазин сувениров, киоск; посмотреть, как   работает художник на Невском. (Для детей подготовительной группы можно добавить: проезжая по Невскому мы видим Адмиралтейство, Казанский собор, Дом  Книги, Аничков мост и др.).

Экскурсовод: - Объявляется посадка в автобус, экскурсия продолжается.

Водитель: - Осторожно, двери закрываются.

Экскурсовод в автобусе: - Посмотрите направо – мы проезжаем по Дворцовой площади – это главная площадь нашего города. В дни праздников она украшается флагами и транспарантами, здесь бывают демонстрации и парады. Площадь окаймляет Зимний дворец архитектора Растрелли и здание Главного штаба с аркой архитектора Росси. В центре площади находится Александрийский столб, воздвигнутый здесь по проекту архитектора Монферрана. Площадь очень красивая и большая. Слева от площади красивейшее здание Адмиралтейства архитектора Захарова. В будни сюда приходят петербуржцы и гости нашего города полюбоваться красотой и просто отдохнуть, погулять.

        А сейчас наш автобус направляется к Летнему саду (смена экскурсоводов).

Водитель: - Остановка Летний сад, двери открываются.

Экскурсовод выходит первая, подходит к картине, где изображён Летний сад

- Летний сад – самый прекрасный и старый сад города, посажен ещё при Петре I.

Вот Лебяжья канавка, и Фонтанка, и Нева,

А с четвёртой стороны Мойка протекает,

Что на «острове» стоит Летний сад не знает.

Сад окружён водой со всех сторон, украшен статуями, клумбами; здесь есть Летний Дворец Петра I, памятник баснописцу Крылову. Сад огорожен резной решёткой, изумительной красоты. В Летнем саду растут вековые деревья, высокие, могучие. В пруду плавают лебеди. Это любимое место отдыха петербуржцев.

Экскурсовод предлагает опять экскурсантам посетить кафе, киоск и магазин сувениров. Затем объявляется и начинается посадка в автобус.

Экскурсовод: - Мы направляемся опять на проспект Славы. Чтобы было веселее ехать, споёмте песню о городе (любую о городе).

1.Дует ветер на просторе и вода шумит.

        Наш родной любимый город на Неве стоит.

Припев: Ясное, ясное солнце над Невой,

               Мы любим город Петербург, наш город родной.

2.Сколько улиц в нём широких, сколько площадей.

     Сколько вечером сияет звёздочек огней.

Экскурсовод: - Наша экскурсия окончена. До свидания.

(Дети выходят из автобуса, подходят к воспитателю и обсуждают игру и содержание рассказов экскурсоводов.)

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для подготовительной группы "Знакомство детей с Санкт-Петербургом"

Данный материал поможет педагогам в формировании представлений об истории города Санкт-Петербурга; воспитывать ценностное отношение к окружающему миру, родному городу; развивать познавательные интерес...

Методическая разработка - "Планирование работы по ознакомлению дошкольников с Санкт-Петербургом"

Представлено разработанное планирование для работы с дошкольниками от 3 до 7 лет, включая работу с родителями....

Методическое пособие "Сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте"

В пособии указаны основные направления развития сюжетно-ролевых игр в саршем дошкольном возрасте, особенности их  руководства. Планирование и тематика  игр помесяцам....

Методическое пособие "Сюжетно-ролевая игра"

Методическое пособие "Сюжетно-ролевая игра"...