Формирование социальной компетентности дошкольника через семейную социализацию.
консультация (подготовительная группа) по теме
"Подлинная школа воспитания, сердечности, душевности и отзывчивочти - это семья: отношения к матери к отцу, бабушке, братьям, сестрам являются испытанием человечности". (В.А. Сухомлинский).
Главенствующая роль в социальном воспитании отводится семье. Но в настоящее время в обществе происходит смена устоявшихся традиций, образа жизни, стиля общения и взаимодействия людей. В связи с нестабильности экономики страны, незрелостьюобщественных институтов, искаженим представлений о морально-нравственных ценностях, наблюдается кризис семейного воспитания и нарушение передачи опыта семейного воспитания.
Восстановление семейного уклада является условием восстановления гуманных социальных отношений в жизни семьи. В содержании образовательного процесса мы включаем элементы народной культуры, знакомим с национальными традициями, обрядами и правилами поведения в семье, как компонента социального развития ребенка. Социальное развитие - это процесс приспособления ребенка к социальной действительности, передачи и дальнейшего развития им социо-культурного опыта, накопленнного человечеством.
Мы рассматриваем три этапа формирования социальной компетентности у дошкольников старшего дошкольного возраста через раздел "Моя семья":
1. Определение отношения к родным;
2. систематизация полученных знаний о составе семьи, традициях;
3. упорядочивание знаний детей по формированию социальной компетентности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya.doc | 50.5 КБ |
poslovitsy_o_seme.docx | 14.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование социальной компетентности дошкольника через семейную социализацию.
«Подлинная школа воспитания, сердечности, душевности и отзывчивости - это семья: отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам являются испытанием человечности».
(В.А. Сухомлинский)
Главенствующая роль в социальном воспитании отводится семье. Семья - это среда, в которой удовлетворяются потребности ребенка быть принятым всерьез, быть уважаемым в каждый текущий момент времени. Именно в семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких; чувствуют внимание, восхищение и преданность со стороны значимых для них людей, ощущают себя любимыми и желанными.
В процессе общения с родителями и родными, подражая им. ребенок усваивает нормы, правила и формы социального поведения: переживание за членов своей семьи, уважение к старшему поколению, умению не только брать, но и отдавать, развивать бескорыстие, умение испытывать радость оттого, что сделал кому-то доброе дело.
Проблема развития детей во взаимодействии с семейным родственным окружением все более привлекает внимание исследователей дошкольного детства: что возьмут дети в будущее: внешнее преклонение перед красивой одеждой или внутреннюю духовную культуру?
В настоящее время в обществе происходит смена устоявшихся традиций, образа жизни, стиля общения и взаимодействия людей. С горечью приходится отмечать, что нестабильность экономической ситуации в стране и в мире, незрелость общественных институтов, искажение представлений о добре, милосердии, справедливости, смена идеалов замедлили физическое и психическое развитие детей, вызвали отклонения в социальном развитии. В семьях, особенно молодых, наблюдается глубокий кризис семейного воспитания.
Хаос и неразбериха в воспитании в конце прошлого века привели к разрыву связи между поколениями. Поэтому современные бабушки и дедушки, мамы и папы не владеют традициями домашнего семейного воспитания. В настоящее время в молодых семьях распространены такие явления как утрата престижа материнства и отцовства, что ведет к уменьшению прочности брака и росту разводов, теряются семейные связи, традиции. Стало нормой несколько раз жениться, выходить замуж. Дети часто в современных семьях от разных браков, к «своим» и к «чужим» детям относятся по - разному. Поэтому можно наблюдать нарушение передачи опыта семейного воспитания. Это наблюдается и в семьях со смешанными браками, которых становится всё больше и больше из-за миграции населения. Многие молодые семьи не состоят в законном браке, ребёнка регистрируют как внебрачного, потому что это выгодно. Бедность лишает ребёнка отца, заставляет родителей выкручиваться совсем неблагородным способом. Это приводит к неправильному восприятию эталонов «мужского» и «женского» поведения в семье. За последнее время появилась тенденция к увеличению количества детей в семье, но связано это, в большинстве случаев, не с любовью к детям, не для того чтобы передать опыт семейных взаимоотношений, а для того чтобы решить материальные проблемы.
Последний экономический кризис - ещё одна причина, которая отрицательно сказалась на взаимоотношениях в семье: потеряв работу, часть заработка некоторые мамы и папы ушли в глубокую депрессию, пьянство и потеряли к детям всяческий интерес.
Одно из модных проявлений современности - появление бизнес-леди, что так же приводит к нарушению института семьи. Ребёнок, воспитанный гувернёром, лишён возможности знакомства с традициями семьи и дальнейшей передачи семейных отношений. Результатом такого воспитания являются брошенные старики, увеличение числа домов престарелых, бомжей. Но ведь они же воспитали так своих детей.
Если социальная роль семьи 60-70 годов двадцатого столетия заключалось в передаче принятых в обществе ценностей и норм, то в настоящее время главным в деятельности семьи стало создание своего личного способа бытия. В результате изменился облик семьи и современного родителя. Взрослые стали все больше говорить об оплате труда, чем о желании трудиться, больше о выгодной работе, меньше - об интересной. Таким образом, мы видим, что предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и предаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками.
Восстановление семейного уклада является условием восстановления гуманных социальных отношений, которые постепенно и естественно складываются в жизни семьи в соответствии с годовым кругом традиционных праздников, в общей трудовой и духовной жизни семьи, в уходе за маленькими детьми и престарелыми членами семьи.
Ребенок с самого начала развивается как социальное существо. Этот процесс многогранен. Он включает в себя присвоение нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, любви к своей семье, Родине. Социальная действительность определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной действительности.
Так что же такое социализация?
В словаре современных терминов по социально-педагогической проблеме, которой дается в книге Е.П. Арнаутовой «В гостях у директора» Социализация - процесс передачи обобщенного опыта данной культуры (ценностей, умений, знаний, норм) ее индивидуальным членам.
Вопросы приобщения ребенка к «социальному миру» рассматривали многие великие русские педагоги. Так К.Д. Ушинский считал, что «ребенок, родившийся у определенного (русского) народа, должен «впитать» в себя дух этого народа, стать его частью через познание культуры, быта, языка». Его идеи и высказывания нашли свое отражение у педагогов и психологов в современных методиках и пособиях. Так в пособии «Управление качеством социального развития воспитанников ДОУ» Е.В. Рылеева дает определение социального развития ребенка.
Социальное развитие - это процесс приспособления ребенка к социальной действительности (миру людей), передачи и дальнейшего развития им социо культурного опыта, накопленного человечеством.
Она же указывает, что: Социальное развитие включает в себя:
- культурные навыки;
- специфические знания;
- знакомство с традициями, обрядами, правилами Семьи;
- социальные качества, позволяющие человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей.
О необходимости знакомства детей с традициями, обрядами, правилами как компонента социального развития говорится также в пособиях «Наследие» М.Ю. Новицкой, «Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения» М.А. Викулина.
В своей практике в содержание образовательного процесса мы стараемся включать элементы народной культуры, знакомим с национальными традициями. О важности правильно организованного воспитания ребенка в семье отмечают Г.А. Ренина, Р.Б. Стеркина («Общение в детском саду и семье», Педагогика, 1990 г.). «Опыт общения и взаимоотношений с родителями и близкими, приобретенный в семье, в значительной степени, определяет характер взаимоотношений ребенка с окружающими людьми и в последующей его жизни». И в этом нетрудно убедиться: в тех семьях, где утвердились отношения недоверия, бесчувствия, там вырастают дети не умеющие радоваться успехам других.
Этапы работы воспитателей в МБДОУ по формированию социальной компетентности у детей через раздел «Моя семья»:
- Определение отношения ребёнка к родным.
- Систематизация полученных знаний о составе семьи, традициях.
- Осуществление упорядочивания знаний детей по формированию социальной компетентности.
- Этап Определение отношения ребёнка к родным.
Цель: Обогащение впечатлений о семье, выявить отношение ребёнка к родным, закладывать основы заботливого отношения к близким.
Задачи: Вызвать интерес к теме:
- формировать представление о необходимости иметь имя, фамилию, историю возникновения имени у человека; - обогатить знания детей о членах семьи, учить ориентироваться в родословных отношениях; - развивать представление о возрасте людей;
- формировать представления детей об обязанностях каждого члена семьи;
- познакомить с особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье;
- развивать чувство гордости за свою семью.
Форма организации:
Групповые, подгрупповые занятия; праздники; беседы - общение.
Методы и приёмы: Детские игры, упражнения, творческие задания, рассматривание фотографий, иллюстраций, наблюдения за родителями и детьми.
На первом этапе развития социального опыта дети осваивали имена и семейные роли членов семьи по отношению к ребёнку. У ребёнка развивались представления о членах своей семьи, о семьях своих сверстников, о том, как в семье заботятся, помогают друг другу, представления об интересах членов семьи (мама любит вязать, дедушка умеет мастерить).
Одним из методов развития социального опыта детей - было создание семейных альбомов. Привлекали внимание детей к фотографиям сотрудников группы, сопровождаемые их рассказами о себе, своей семье, происхождении имени и фамилии.
2 этап. Систематизация полученных знаний о составе семьи, традициях.
Цель: Стематизировать полученные знания, помочь осознать, что уважение к прошлому начинается с уважения к своим родителям, бабушкам, дедушкам, их традициям, увлечениям.
Формировать привычку заботливого, чуткого отношения ко всем членам семьи.
Задачи: Углублять знания детей о своей семье.
Закреплять знания детьми профессий родителей и других членов семьи.
Вызвать интерес к традициям культуры, передающиеся из поколения в поколение.
Воспитывать желание быть радушными гостеприимными хозяевами.
Привлекать внимание детей к празднику - Дню защитников Отечества.
Воспитывать в детях чувство гордости за своих родных, стремление подражать им.
Форма организации: Групповые, подгрупповые занятия: викторины, беседы-разговор; комплексное занятие, праздник, КВН.
Методы и приемы: Рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок, оформление стенда «Наши папы», чтение художественной литературы, заучивание стихов, дидактические игры, речевые? На этом этапе развития социального опыта дети осваивали имена и фамилии членов семьи, их связи друг с другом. Для этого использовали дидактическую игру «Кто ты?», в ходе которой выяснились родственные связи ребенка с другими членами семьи. Заполнение схемы генеалогического древа фотографиями своей семьи позволило выявить знания о своей родословной, родственных отношениях, учились прослеживать изменения людей со временем, определяя, когда было то или иное событие в семье, используя фотографии в беседах, задавали вопросы: Сколько взрослых? Сколько детей? Кто первый слева и т.д.? Кто самый старший? Кто самый младший?
На данном этапе дети узнавали профессии родителей и других членов семьи (представления об этом на доступном для них уровне давали родители).
3 этап. Осуществление упорядочивания знаний детей по формированию социальной компетентности.
Цель: Осуществление упорядочивания знаний и впечатлений по формированию социальной компетентности, выявление более сложных отношений, связей, для которых необходима способность предвидеть, понять, как будет развиваться ход событий в реальной и воображаемой обстановке.
Задачи: Воспитывать доброе, уважительное отношение ко всем женщинам своей семьи, чувство глубокой любви и привязанности к самому близкому человеку - маме. Учить понимать и осознавать основы взаимоотношений с родителями, близкими людьми.
Закреплять навыки понимания основ взаимоотношений с родителями и другими членами семьи.
Подвести к пониманию роли семьи в жизни человека, воспитании будущего гражданина.
Предварительный просмотр:
Русско-народные пословицы и поговорки о семье.
У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.
Хоть тесно, да лучше вместе.
Человек без братьев и сестер — одинокое дерево.
Человек без семьи, что дерево без плодов.
Сердце матери греет лучше солнца.
Сердце матери отходчиво.
Согласие да лад — в семье клад.
Согласную семью и горе не берет.
Согласье в семье — богатство.
Старший брат как второй отец.
Счастье родителей — честность и трудолюбие детей.
Сын да дочь — ясно солнце, светел месяц.
Семейное согласие всего дороже.
Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.
Семьей дорожить — счастливым быть.
Семья — опора счастья.
Семья в куче, не страшна и туча.
Семья дает человеку путевку в жизнь.
Семья сильна, когда над ней крыша одна
Свой дом — не чужой: из него не уйдешь.
Отец наказывает, отец и хвалит.
Отца с матерью почитать — горя не знать.
При солнышке тепло, при матери добро.
Родителей чти — не собьешься с истинного пути.
Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.
Родительское слово мимо не молвится
Не будет добра, коли в семье вражда.
Не прячь свои неудачи от родителей.
Любящая мать — душа семьи и украшение жизни.
Материнская молитва со дна моря достает.
Мать всякому делу голова.
Мать кормит детей, как земля людей.
Мать приветная — ограда каменная.
Когда нет семьи, так и дома нет.
Куда мать, туда и дитя.
Лучших братьев и сестер не бывает.
Любовь братская крепче каменных стен.
Где любовь да совет — там горя нет.
Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
Дружная семья не знает печали.
За общим столом еда вкуснее.
Земля без воды мертва, человек без семьи — пустоцвет.
Каков брат, такова и сестра.
Дети родителям не судьи.
Для внука дедушка — ум, а бабушка — душа.
Жизнь родителей в детях.
Где мир да лад, там и Божья благодать.
Где совет — там и свет, где согласье — там и Бог.
Дерево держится корнями, а человек семьей.
В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.
В своем доме и стены помогают.
В семье согласно, так идет дело прекрасно.
В семье, где нет согласия, добра не бывает.
В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Везде хорошо, но дома лучше.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
В дружной семье и в холод тепло.
В недружной семье добра не бывает.
Брат брата не выдаст.
Братская любовь крепче каменной стены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему "Формирование социальной компетентности дошкольников, в трудовой деятельности"
Цель проекта: Создать условия для повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ для развития субъективной позиции ребёнка в труде, эффективности организации трудового воспитания. З...
Реализация нетрадиционных форм работы в игровой деятельности со сказочным материалом как средство формирования социальной компетентности дошкольников
Актуальность обусловлена необходимостью введения ребенка в социальный мир, необходимостью обеспечения системы работы, направленную на социальное развитие ребенка, необходимостью обеспечения взаимодейс...
"Формирование социальной компетентности дошкольников"
Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает деятельность педагога, направленную на помощь ребенку в развитии собственной индивидуальности, организации ...
Проект на тему: «Формирование социальной компетентности дошкольников посредством использования коммуникативных танцев»
ВВЕДЕНИЕАктуальность.В настоящее время в практике работы дошкольных образовательных учреждений пристальное внимание уделяется вопросам оптимизации межличностных отношений в группах, так как личностны...
Формирование социальной компетентности дошкольника через семейную социализацию.
Наблюдая за общением родителей и детей в детском саду, выяснилось, что большинство родителей имеет слабое представление об особенностях дошкольного возраста. Родители предъявляют к детям неадекватные ...
Сообщение из опыта работы "Развитие социальной компетентности дошкольников через проектную деятельность"
Тема сообщения актуальна в наше время. Раскрываются понятия социальная компетентность и социализация. Какую роль играет детский сад в процессе социализации. Как с помощью технологии проектной деятельн...
Презентация в формате Powr Point Консультация для воспитателейна тему:«Формирование социальной компетентности дошкольника через семейную социализацию»
Презентация разбита на 2 части, т.к. ее размер больше 3МБПлан:Актуальность2. Теоритическая часть•Социализация•Семейная социализация•Роль семьи в социализации ребенка•Социальная ком...