Сообщение из опыта работы "Развитие социальной компетентности дошкольников через проектную деятельность"
статья (старшая группа) на тему
Тема сообщения актуальна в наше время. Раскрываются понятия социальная компетентность и социализация. Какую роль играет детский сад в процессе социализации. Как с помощью технологии проектной деятельности происходит социализация детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie.docx | 20.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение
детский сад общеразвивающего вида №26 «Василёк»
Сообщение
на тему:
«Развитие социальной компетентности дошкольников через проектную деятельность»
Подготовила воспитатель
I квалификационной категории:
Васильева Наталья Александровна
Январь 2015 г
Под социальной компетентностью понимается формирование у ребенка положительного самоощущения, развитие положительного отношения к окружающим людям, приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, развитие коммуникативной компетентности и социальных навыков.
Социально-личностное развитие происходит успешно при условии его непрерывного осуществления, т.е. включения во все моменты образовательного процесса.
Важно создать эмоционально-комфортный климат в группе и содержательное личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, уметь поддерживать инициативу детей.
Социализация – очень важный процесс развития индивида для дальнейшей самореализации.
Что включает в себя социализация? Усвоение трудовых навыков, ценностей, правил, традиций, норм, знаний.
Программа социализации занимает всю жизнь, но основной «удар» социального развития приходится именно на период детства.
Детский сад – начало социальной жизни ребенка
Первое знакомство с социальной жизнью, ее закономерностями и причинно-следственными связями происходит в образовательной среде детского сада, где все окружающие детей люди играют каждый свои роли. Это и родители, и педагоги-воспитатели, и сами дети - сверстники дошкольника.
В процессе социализации очень важную роль играет детский сад. Деятельность воспитателей направлена на развитие индивидуальности ребенка, организации его психологического состояния, а также, преодоление проблем в общении.
Родители – второй инструмент и средство социализации дошкольников.
Родители – авторитет, по крайней мере, в дошкольном возрасте, поэтому родительский пример достаточно весом для ребенка.
Ролевое поведение в процесс социализации ребенка дошкольника знакомит с нормами, обычаями, а также, регулирует поведение ребенка в той или иной ситуации.
Эффективным средством интеграции ДОУ и семьи, на наш взгляд, является совместная проектная деятельность воспитателей, родителей и детей, которая обеспечивает условия формирования социальной компетентности ребенка.
Работая над проектом, были поставлены задачи, реализовав которые ребенок смог раскрепоститься в коллективе и таким образом повысить уровень своей социальной компетентности. Сегодня одной из ведущих особенностей развития образования является качественное обновление его содержания. Федеральные государственные стандарты говорят о том, что оно должно стать деятельностным. Нам педагогам даётся право выбора содержания и форм сотрудничества с воспитанниками, родителями, коллегами, расширяется спектр применения новейших технологий, направленных на развитие базовых способностей, социальной компетентности и интегративных качеств каждого ребёнка. Изучая педагогические технологии и реализовывая инновационную программу «Формирование социальной компетентности у старших дошкольников через проектный метод» пришла к выводу, что проектная деятельность является инструментом саморазвития дошкольников.
Участвуя в проектной деятельности, дети проявляют социальную компетентность, совместно с взрослым подбирают пути решения поставленной задачи, вовлекают родителей в сбор информации и материалов, планируют деятельность, прогнозируют результат.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных и творческих способностей, умение ориентироваться в информационном пространстве, организовывать совместную деятельность для получения общего результата. И главное проектный метод дает возможность каждому ребенку проявить себя в деятельности, где результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.
Во время организации проектной деятельности воспитатель - организатор детской деятельности, источник информации, консультант, эксперт, основной руководитель проекта, при этом партнер и помощник воспитанника в его саморазвитии.
Процесс проектирования начинается с ориентации на актуальную проблему, исходя из запроса родителей, воспитанников, педагога. В ходе реализации проекта происходит совместное обсуждение путей решения заявленной проблемы, выбор средств и способов, организация совместной деятельности, проведение итогового творческого дела или презентация проектов, обсуждение полученного результата, ориентация на новую проблему.
Успешность в реализации проектов зависит от соблюдения в практической деятельности принципа интеграции, т. е. проектная деятельность должна проходить через все виды детской деятельности. Результат проектной деятельности должен обсуждаться и сравниваться с замыслом.
Считаю, что дети, участвуя в проектной деятельности, не только приобретают умения находить нужную информацию, планировать совместную деятельность, выбирать средства и способы получения результата, делать выводы, но и расширяют свой социальный опыт, демонстрируют интегративные качества и социальную компетентность. Важно чтобы проекты были актуальными и интересными для детей возрастной группы. В процессе проектирования дети, родители, воспитатели должны быть равноправными заказчиками, исполнителями, участниками от зарождения идеи до получения результата.
В моей практической деятельности педагогические и семейные проекты способствуют качественному освоению воспитанниками образовательных областей, представленных в федеральных государственных стандартах, стимулируют детей на проявление начал социальной компетентности.
Существенные изменения, произошедшие за последние годы, Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» обусловили переосмысление сущности дошкольного образования и воспитания, которые носят гуманистический характер. Приоритет отдаётся уважению прав и свобод личности, взаимопониманию и сотрудничеству между всеми участниками образовательных отношений, что требует от педагогических работников внедрению новых подходов, направленных на приобщение к семейным и социокультурным ценностям.
Большое значение для формирования патриотических чувств имеет семья, так как именно она является источником и опосредующим звеном передачи ребенку - исторического опыта, семейных ценностей. И в статье 18 Федерального социально Закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится: «Родители обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Поэтому чтобы выполнять закон, необходимо расширять педагогическую грамотность родителей, педагогическим работникам необходимо использовать новые формы сотрудничества, как с родителями, так и с воспитанниками.
Анализируя диагностические исследования, апробируя новые технологии, пришла к выводу, что проектная деятельность даёт возможность развивать партнёрские отношения, сплачивать членов семьи, педагогов и воспитанников. Даёт возможность каждому участнику образовательных отношений проявлять и обогащать свой социальный опыт, принимать участие в коллективных мероприятиях, соотносить свои интересы с интересами других, планировать этапы деятельности, рассказывать о своих впечатлениях, увлечениях, традициях.
В подготовительной группе мной были запланированы и реализованы несколько проектов:
- «Моя малая родина п.Белоозерский»
- «Сказки А.С.Пушкина»
- «Зимующие птицы».
Одним из наиболее ярким был проект «Зимующие птицы», в котором приняли активное участие дети, родители и воспитатели ДОУ. Данный проект позволил повысить результативность уровня сформированности интегративных качеств и освоения образовательной программы в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная деятельность психолога ДОУ и семьи в вопросах развития социально компетентного ребенка посредством проектной деятельности
Использованиеинформационно-коммуникативных технологий в работе психолога ДОУ ....
Творческая презентация педагогического опыта на тему: «Воспитание нравственности у младших дошкольников через проектную деятельность»
Мы обязаны как можно раньше донести до наших детей моральные принципы и этические нормы, которые дадут им прочную основу для становления в жизни....
Развитие социально-коммуникативной деятельности дошкольников через проектную деятельность с родителями.
Проектная деятельность в работе педагога-психолога...
Сообщение из опыта работы ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Эмоциональное развитие дошкольниковчерез музыкальную деятельность Только эмоции открывают в искусстведействительный доступ к идее и образу. Л. С. Выготский Очень короткий отрезок ...
Сообщение из опыта работы:"Социализация старших дошкольников через организацию досуговой деятельности"
Культурно-досуговая деятельность должна удовлетворять самые разнообразные интересы ребенка в свободное время, как в образовательной организации, так и дома. По своему содержанию данная деятельность ра...
Сообщение на круглом столе "Формирование культуры питания у дошкольников через проектную деятельность"
laquo;Культурное воспитание начинается оченьрано, когда ребенку очень далеко дограмотности, когда он только научилсяхорошо видеть, слышать и кое-чтоговорить».А. С. Макаренко...
Обобщение педагогического опыта "Формирование экологических представлений дошкольников через проектную деятельность"
Обобщение педагогического опыта воспитателя детского сада...