Реализация нетрадиционных форм работы в игровой деятельности со сказочным материалом как средство формирования социальной компетентности дошкольников
статья по теме
Актуальность обусловлена необходимостью введения ребенка в социальный мир, необходимостью обеспечения системы работы, направленную на социальное развитие ребенка, необходимостью обеспечения взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizaciya_netradicionnyh_form_raboty_v_igrovoy_deyatelnosti.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация нетрадиционных форм работы в игровой деятельности со сказочным материалом как средство формирования социальной компетентности у дошкольников
Воронцова О.В.,воспитатель
МАДОУ ЦРР ДС №476,
Г.Челябинска
Педагогический коллектив ДОУ на протяжении нескольких лет работает по проблеме «Формирование социальной компетентности дошкольников в игровой деятельности в условиях ДОУ и семьи».
Актуальность деятельности коллектива в данном направлении обусловлена необходимостью введения ребенка в социальный мир, необходимостью обеспечения системы работы, направленную на социальное развитие ребенка, необходимостью обеспечения взаимодействия всех участников образовательного процесса. Все вышеперечисленное способствовало построению модели формирования социальной компетентности у дошкольников, включающую в себя систему условий, реализация которых наиболее эффективна для накопления и реализации социального опыта:
- Игровое пространство - Различные виды игр (дидактические, народные, творческие с социально-ценностной направленностью)
- Условия для социального познания - Знание о себе, о людях, о стране, знание норм, правил, способов установления взаимоотношений
- Условия для социальной практики - Социальные навыки: умение устанавливать контакты, реализовывать самоутверждающие способы поведения
Процедурный компонент процесса формирования социальной компетентности дошкольников представлен в технологической карте, которая предусматривает наличие нескольких модулей, параллельно реализующихся в образовательном процессе.
МОДУЛЬ I Организация игровой деятельности детей в ДОУ и семье. ЦЕЛЬ: воспитывать познавательные интересы, стремление к преобразующей деятельности, развивать игровой социальный опыт, приобщать родителей к взаимодействию с ДОУ
МОДУЛЬ II Организация занятий по ознакомлению с социальной действительностью. ЦЕЛЬ: формировать интерес к миру взрослых, знание о себе, о жизни людей, о своей стране, и т.д., приобщать к социальному опыту
МОДУЛЬ III Организация деятельности детей и взрослых по созданию предметно-развивающей среды в ДОУ и семье. ЦЕЛЬ: активизация самостоятельной деятельности, осознание ребенком себя как субъекта деятельности по накоплению социального опыта
МОДУЛЬ IV Организация методической и просветительской работы в ДОУ. ЦЕЛЬ: формирование профессиональной компетентности педагогов, обеспечение взаимодействия всех участников образовательного процесса
Содержательный компонент представленных модулей включает методические рекомендации современных исследований авторов программ по социальному и социально-эмоциональному развитию детей (Л.В.Коломийченко, Е.В.Рылеевой, С.А.Козловой, О.Л.Князевой и Р.Б.Стеркиной) и предусматривает использование различных средств и способов формирования социальной компетентности у дошкольников.
Рассмотрим одно из них: «Реализация нетрадиционных форм работы в игровой деятельности со сказочным материалом как средство формирования социальной компетентности у дошкольников»
Сегодня можно смело сказать, что СКАЗКА – помощник в овладении необходимыми знаниями и накоплении опыта переживаний и жизненных впечатлений. Во всем мире сказка занимает ведущее место потому, что сказочная ситуация многообразна и противоречива, является миром, в котором живет ребенок.
К использованию сказки и сказочного материала можно подходить традиционно через слушание, пересказ, драматизацию и т.д., и нетрадиционно – это значит, научить детей оригинально, непривычно, по - своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, решать непредвиденные ситуации и т.п. Эти подходы, предложенные Д.Родари и Л.Б. Фесюковой, легли в основу разработки механизма работы со сказкой, который состоит из 7 разделов, несущих в себе определенную нагрузку в зависимости от поставленных целей.
Конечно, все 7 разделов, заложенных в данную схему, выбраны условно. Их может быть меньше, может быть больше. Это зависит от того, каковы приоритеты в выборе целей. Работа по схеме проводится по специальной методике, включающей в себя творческие задания, например, знакомые герои в новых обстоятельствах (развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей и т.д.), коллаж из сказок, интервью от лица персонажей, спасательные ситуации в сказках (придумывание экстремальных ситуаций, требующих различных вариантов «спасательных» решений – спасение колобка), решение противоречий в сказке (учит детей думать, оригинально творить – принцесса на горошине) и т.д. Чем ценны нетрадиционные методы работы со сказкой? Тем, что учат детей сравнивать, сопоставлять, формирует привычку доказывать, дает возможность выбора собственной позиции. Таким образом, способствует обогащению социального опыта ребенка. В этой связи следует отметить, что составление модели работы со сказкой - это интересный, сложный и значимый процесс в формировании социальных навыков у детей. Модель работы со сказкой «Волк и семеро козлят» представлена следующим образом:
НРАВСТВЕННЫЙ УРОК (Пословица «Захотел волк побыть в овечьей шкуре, да не вышло»; Измени конец сказки; Эксперимент в сказке и т.д.)
ВОСПИТАНИЕ ДОБРЫХ ЧУВСТВ И КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ (Измени ситуацию (волк не нашел овечью шкуру, что и как он может использовать); Как можно исправить положение? Как помочь голодному волку? и т.д.)
РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА ( У козы– козлята, у волка - ….; Опиши волка, характер козлят….. Сочини письмо, телеграмму, предупреждающую козу о беде и т.д.)
СКАЗКА И ТВОРЧЕСТВО (Нарисуй злого волка; Лепка козлят; Аппликация; Конструирование домика для козлят и т.д.)
СКАЗКА И МАТЕМАТИКА (Сколько жильцов жило в избушке; Сколько козлят попало в беду; Придумай задачу про козлят и т.д.)
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ (Сказка наоборот; Как можно защитить козлят от волка; Назови лишнее слово; Придумай пароль для волка, козлят и козы; Введение нового героя (спасательная ситуация) и т.д.)
СКАЗКА И РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ (Мимика, жесты (повадки животных); Моделирование сказки; Соедини точки – узнаешь героя; Изготовление салата; Изобрази сказку без слов и т.д.)
СКАЗКА И ЭКОЛОГИЯ (Можно ли накормить волка салатом; Чем похожи и чем отличаются волк и коза; Дикие и домашние животные и т.д.)
Для того, чтобы реализация модели была более эффективной, необходимо обеспечить взаимодействие со специалистами и родителями. Система взаимодействия включает в себя разнообразные формы сотрудничества по работе со сказкой на музыкальных, физкультурных занятиях, занятиях с логопедом, психологом и в домашнем чтении. Вот лишь некоторые формы: реализация тематических проектов с использованием сказочного материала; семейные праздники «Сказка в гости к нам пришла» и т.д.; конкурс детского и семейного творчества «Поле чудесных сказок»; просветительские мероприятия с педагогами и родителями по овладению методами нетрадиционного использования сказки.
Об эффективности использования сказки в формировании социальной компетентности дошкольников говорят следующие результаты:
- проявление активности, инициативы, самостоятельности;
- умение рассуждать логически, умение решать проблему разными способами, умение конструктивно общаться и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
- появление потребности в выполнении норм и правил поведения и т.д.
Таким образом, использование нетрадиционных форм работы со сказочным материалом, позволяет объединить усилие участников образовательного процесса и направить их на формирование познавательных интересов, развитие творчества, коммуникативных навыков, а главное, позволяет обеспечить ребенку поддержку в реализации социальных навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему "Формирование социальной компетентности дошкольников, в трудовой деятельности"
Цель проекта: Создать условия для повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ для развития субъективной позиции ребёнка в труде, эффективности организации трудового воспитания. З...
Опыт работы по средству формирования социальной компетентности старших дошкольников
Мы привыкли считать образовательное учреждение местом, где идёт подготовка детей к будущей жизни, передаются соответствующие знания, умения и навыки, но жизнь для детей идёт уже сейчас, сп...
Стендовый доклад "Работа с проблемными ситуациями и формирование социальной компетентности дошкольников."
К дошкольному возрасту эмоциональный мир ребенка становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и других) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторг...
Игровые технологии как средство формирования социальной компетентности
Презентация на тему: "Игровые технологии как средство формирования социальной компетентности" в подготовительной группе нашего детского сада....
Народные традиции как средство формирования социальной компетентности дошкольника
Образовательная программа дошкольного образования «Радуга» ориентирована на формирование у детей общечеловеческих, гуманистических ценностей, предусматривает наполнение работы определенным...
«Формирование социальной компетентности дошкольников в игровой деятельности»
Тема: «Формирование социальной компетентности дошкольников в игровой деятельности».Актуальность: Игра дает возможность моделировать разные ситуации, искать выход из конфликтов, обогащ...
Реализация нетрадиционных форм работы со сказочным материалом как средство формирования социальной компетентности у дошкольников
Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. Сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения....