«Технологическое обеспечение коррекционно-педагогической работы по развитию сенсорно — перцептивной способности»
учебно-методический материал на тему

Кострицына Елена Геннадиевна

Вопрос развития сенсорно-перцептивной способности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие сенсорно-перцептивной способности детей дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

 Вопрос развития сенсорно-перцептивной способности детей с ограниченными возможностями здоровья  (ОВЗ) довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.

Работа по развитию сенсорно-перцептивной способности детей с интеллектуальной недостаточностью начинается с младшей группы в возрасте 3-4 лет. В группу пришли  дети “домашние”, у них не были сформированы навыки самообслуживания, которые развиваются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики.

В начале работы было проведено диагностическое обследование с целью – выявления уровня развития сенсорно-перцептивной способности по следующим критериям:

1. упражнение «Фонарики»,

2. сжимание и разжимание кулачков,

3. потирание кулачков,

4. сминание бумаги в кулаке.

Критерии делятся на три уровня:

Высокий уровень: точное воспроизведение движения.

Средний уровень: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.

Низкий уровень: отсутствие основных элементов в структуре движения.

Диагностика показала, что 82% вновь пришедших детей имеют низкий уровень, а 18% -  средний.

Учитывая важность проблемы, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, совместно в контакте с родителями и специалистами детского сада.

Цель работы: развитие сенсорно-перцептивной способности у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Для решения этой цели были поставлены следующие задачи: 

Образовательные:

1) формирование произвольных координированных движений пальцев и гибкости рук;

2) формирование практических умений и навыков;

3) обучать различным навыкам работы с предметами;

Развивающие:

1) развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук;

2) совершенствование движений рук;

3) развитие познавательных психических процессов.

Воспитательные:

1) воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим.

2) воспитывать и развивать художественный вкус;

3) воспитывать усидчивость и целенаправленность.

Работа с детьми проводится по следующим направлениям:

  1. пальчиковые игры,
  2. игры с предметами,
  3. дидактические игры.

       «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. Например: «Моя семья», «Капуста», «Сорока – сорока», «Пальчики здороваются», «Пальчики в лесу» и др.

Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пуговицами, бумагой, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, а так же упражнения в разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Дидактические игры -   развивает тонкую моторику пальцев, подражание движениям рук, понимание речи, развитие силы и  мышц кистей рук, развивает согласованние движений пальцев обеих рук. Например: «Молоточки», «Черепашка», «Уточка», «Лапки-царапки», «Улитка», «Погремушка», «Барабанчик» и мн. др.

Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. В начале года было проведено родительское собрание на тему: «Развитие сенсорно-перцептивной способности у детей младшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью», ознакомила с содержанием и значением необходимости развития мелкой моторики детей, и было предложено осуществлять работу в трех направлениях:

  1. специальные игры – упражнения для развития мелких движений пальцев;
  2. обучению умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;
  3. формирование мелкой моторики с использованием различных настольных и пальчиковых игр.

Кроме того, с родителями проводятся консультации, анкетирование, тестирование по развитию сенсорно-перцептивной способности детей, так же в родительском уголке обновляются рекомендации, памятки, брошюры, описание пальчиковых и дидактических игр.

Таким образом, в результате проделанной работы  можно сделать вывод, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию сенсорно-перцептивной сферы у детей младшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-воспитательная работа по формированию сенсорно-перцептивных способностей дошкольников

материал из опыта работы по формированию сенсорно-перцептивных способностей дошкольников...

Методическая разработка «Развитие сенсорно-перцептивной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья»

Актуальность методической разработкиПериод дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это врем...

Программа развития сенсорно-математических способностей детей младшего дошкольного возраста

   Данная программа по самообразованию, направлена на формирование восприятия ребенка младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования воспри...

Развитие сенсорно-перцептивных функций , как эффективное средство в развитии и обучении детей с тяжелыми нарушениями речи

Статья раскрывает возможности развития детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях сенсорной комнаты...

« Развитие сенсорно-перцептивной деятельности у детей с синдромом РАС".

Консультация для воспитателей по развитию сенсорно-перцептивного восприятия,в работе с детьми с синдромом РАС.Как можно помочь таким детям?! Какие подходы мы используем при работе с аутистами?!Какие и...

Перспективный план работы по развитию сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры

Перспективный план работы по развитию сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста через дидактические  игры...