Коррекционно-воспитательная работа по формированию сенсорно-перцептивных способностей дошкольников
статья (средняя группа) по теме
материал из опыта работы по формированию сенсорно-перцептивных способностей дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrekcionno.docx | 17.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-воспитательная работа
по формированию сенсорно-перцептивных способностей дошкольников
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка и в тоже время имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.
У детей с проблемами в речевом развитии восприятие, как правило, характеризуется недостаточной точностью и гибкостью, а неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.
Работая воспитателем в детском саду я имею возможность изучать и выявлять особенности сенсорного развития детей без речевых нарушений и детей с отклонением в развитии речи на протяжении дошкольного возраста, а также разрабатывать и применять в своей работе методики, которые позволяют формировать сенсорно-перцептивные способности детей в условиях дошкольного учреждения в целях коррекционно-воспитательной работы.
Значение правильного воспитания воспринимающих органов трудно переоценить, особенно если при развитии ребенка будут следить не только за физическим состоянием их и правильностью функционирования, но и за дальнейшим развитием интеллектуальных процессов, непосредственно связанных с этими органами. Недостаточно, чтобы ребенок научился правильно смотреть и видеть, но необходимо, чтобы он умел наблюдать, чтобы он легко улавливал характерные особенности предметов, чтобы он понимал гармонию красок, чтобы он умел наслаждаться природой. Поэтому большое значение имеет обучение детей способам обследования предметов: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке по цвету и форме, а также последовательному осмотру и описанию формы, выполнению планомерных действий.
В процессе работы мной были рассмотрены содержание, методы и формы организации работы по формированию сенсорно-перцептивных способностей дошкольников с речевыми нарушениями.
Исследование по выявлению уровня сформированности сенсорно-перцептивных способностей я проводила с детьми средней группы, их возраст от 4 до 5 лет. Мною были обследованы 20 детей.
Для констатирующего эксперимента нами были отобраны специальные методики:
Для определения способности цветового восприятия детям предлагалось упражнение «Закрась рисунок».
Для определения способности восприятия величины проводился «Тест с пирамидкой», направленный на умение учитывать размеры предмета и соотносить их.
Для определения способности восприятия формы, то есть способности зрительного восприятия геометрических фигур, понимание отношения части и целого, сходства и различия использовали «Тест с геометрическими фигурами».
Чтобы определить уровень пространственного восприятия детям предлагалось задание «Чем залатать коврик?», при выполнении которого формируется не только восприятие целого, но и понимание причинно-следственных зависимостей, что способствует общему умственному развитию ребенка.
Для определения тактильной чувствительности и осязания детям предлагалось упражнение «Угадай, что это».
Для диагностики слухового восприятия детям были предложены упражнения: «Угадай направление, откуда идет звук», «Найди парный звук» и другие.
Благодаря проведенному эксперименту я установила, что у детей с нарушением речи развитие сенсорной сферы значительно отстает по срокам формирования и проходит неравномерно, имеет место качественное своеобразие зрительного, слухового и осязательного восприятия.
Далее, по результатам эксперимента были выделены две подгруппы детей, в одну из которых вошли дети с очень высоким и высоким уровнем сенсорного развития – это 10 человек (50%), в другую подгруппу вошли дети со средним и низким уровнем сенсорного развития – 10 человек (50%).
Оказалось, что средний и низкий уровень сенсорного развития преимущественно показали дети с отклонением в речевом развитии. Поэтому для дальнейшей работы была сформирована экспериментальная группа, в которую вошли 10 детей, показавшие средний и низкий уровень сенсорного восприятия, т.е. дети с нарушением речи.
С этими детьми мы начали коррекционную работу. В процессе коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями решаются задачи, направленные на развитие сенсорной сферы ребенка. Каждый вид восприятия у детей я развивала с помощью специально подобранных игр и заданий. Их выбор определялся в соответствии с этапами формирования перцептивных действий, с постепенным усложнением и уровнем сенсорного развития детей.
Результаты исследования проведенного с детьми после проведения формирующего этапа эксперимента показали положительную динамику сенсорного развития детей с нарушением речи. У детей расширились представления об окружающем мире предметов, обогатился сенсорный опыт, активизировалось их речевое общение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование творческих речевых способностей дошкольников
Методические рекомендации по формированию творческой речевой среды развития дошкольника....
Формирование литературно - творческих способностей дошкольников в процессе развития связной речи детей с ОНР 3-4 уровня
Работа на кружковых занятиях с картами Проппа...
Развитие творческой одаренности и формирование социально-коммуникативных способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности.
Развитие творческой одаренности и формирование социально-коммуникативных способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности....
Использование музыкального фольклора в формировании музыкально-творческих способностей дошкольников
Районный семинар музыкальных руководителей"Использование регионального компонента в музыкальном воспитании дошкольников МБДОУ "Детский сад№2...
Формирование познавательно-речевых способностей дошкольников
Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая...
заседание Центра методического сопровождения педагогов художественно-эстетического развития дошкольников на тему «Применение современных подходов к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в продуктивных видах деятельности (аппликац
Попробовав хоть раз сделать поделки из фетра своими руками, невозможно остановиться. Это занятие очень увлекательно, хочется творить снова и снова....
Конспект индивидуального занятия «Как клубок себе друга нашел» по формированию сенсорно-перцептивной деятельности у ребенка с ЗПР на основе использования «Даров Фрёбеля» (возраст 3,6 мес.)
Занятие направлено на формирование у ребенка сенсорно-перцептивной деятельности на основе восприятия формы, цвета, тактильных ощущений....