Методическая разработка «Развитие сенсорно-перцептивной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья»
методическая разработка (средняя группа) на тему
Актуальность методической разработки
Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются предпосылки будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие его познавательных возможностей.
Исследованиями лаборатории высшей нервной деятельности ребенка, института физиологии детей и подростков установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Ребенок ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в дошкольном возрасте проживает фазу интереса к мелким предметам. Это связано с особенностями созревания участков коры головного мозга, отвечающих за сенсомоторное и одновременно речевое развитие. В школе дети с ОВЗ испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью зрительно-двигательной координации.
Все это делает особо важным координацию работы педагога и психолога в проведении развивающей работы с детьми.
В данной методической разработке предлагается система упражнений, с детьми с ОВЗ дошкольного возраста.
Основой для составления комплексов упражнений послужили исследования Л. Цветковой, Н.Корсаковой, разработки М. Монтессори, Зайцева, и др.. Особое место в ряду использованных материалов занимает русский народный фольклор.
Поскольку в раннем возрасте общение, а затем и предметная деятельность являются ведущими, в задачах и содержании игр предусмотрено непосредственно эмоциональное общение с ребенком, взаимодействие происходит в форме игры и является при этом самоценным. Именно поэтому данные игры для детей раннего возраста призваны помочь в решении следующих задач:
- Формировать интерес к активному взаимодействию со взрослыми и сверстниками;
- Учить жестом, словом выражать свое отношение к игрушкам и людям.
- Побуждать действовать самостоятельно, замечать и поддерживать инициативные действия других детей.
- Развивать способности к слуховой и зрительной сосредоточенности
- Развитие речи, как средства игры и общения с детьми и взрослыми
Адресат
Методическая разработка рассчитана на детей с ограниченными возможностями здоровья от 5 до 7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 36.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №44компенсирующего вида
Колпинского района Санкт – Петербурга
Методическая разработка
«Развитие сенсорно-перцептивной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья»
АДРЕСАТ: Дети с ограниченными возможностями здоровья
5 – 7 лет
Автор - Составитель: Воспитатель Мартынова Лариса Евгеньевна |
Санкт-Петербург
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность методической разработки
Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются предпосылки будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие его познавательных возможностей.
Исследованиями лаборатории высшей нервной деятельности ребенка, института физиологии детей и подростков установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Ребенок ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в дошкольном возрасте проживает фазу интереса к мелким предметам. Это связано с особенностями созревания участков коры головного мозга, отвечающих за сенсомоторное и одновременно речевое развитие. В школе дети с ОВЗ испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью зрительно-двигательной координации.
Все это делает особо важным координацию работы педагога и психолога в проведении развивающей работы с детьми.
В данной методической разработке предлагается система упражнений, с детьми с ОВЗ дошкольного возраста.
Основой для составления комплексов упражнений послужили исследования Л. Цветковой, Н.Корсаковой, разработки М. Монтессори, Зайцева, и др.. Особое место в ряду использованных материалов занимает русский народный фольклор.
Поскольку в раннем возрасте общение, а затем и предметная деятельность являются ведущими, в задачах и содержании игр предусмотрено непосредственно эмоциональное общение с ребенком, взаимодействие происходит в форме игры и является при этом самоценным. Именно поэтому данные игры для детей раннего возраста призваны помочь в решении следующих задач:
- Формировать интерес к активному взаимодействию со взрослыми и сверстниками;
- Учить жестом, словом выражать свое отношение к игрушкам и людям.
- Побуждать действовать самостоятельно, замечать и поддерживать инициативные действия других детей.
- Развивать способности к слуховой и зрительной сосредоточенности
- Развитие речи, как средства игры и общения с детьми и взрослыми
Адресат
Методическая разработка рассчитана на детей с ограниченными возможностями здоровья от 5 до 7 лет.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СТРУКТУРЫ ПРОГРАММЫ
Целевое назначение программы
Цель программы – создание условий для развития сенсорно-перцептивной сферы и адаптация детей к условиям детского сада.
Задачи программы:
- Развитие движений пальцев рук через формирование мелкой моторики.
- Обогащение ребенка сенсорными впечатлениями.
- Развитие внимания и сосредоточенности.
- Формирование позитивных коммуникативных взаимоотношений: ребенок – ребенок; ребенок – взрослый.
- Развитие самостоятельности и уверенности в себе.
Программа базируется:
Принципы работы.
Основные принципы работы по развитию сенсорно-перцептивной сферы соответствуют основным педагогическим принципам: развивающий характер обучения, систематичность и последовательность, сознательности и активности в усвоении, наглядность и учет возрастных и индивидуальных особенностей. Игровые комплексы проводится с подгруппой детей и индивидуально. Для подборки речевого материала используются скороговорки, физкультминутки, небольшие стихотворения.
Ожидаемые результаты.
На уровне базовых способностей – создание условий для активного развития пальцевого праксиса, кинетической основы произвольного действия;
На операциональном уровне – развитие зрительно-моторной координации;
На уровне навыка – создание условий для развития различных видов захвата предметов, в первую очередь – «пинцетного» и «щипкового»
Содержательные компоненты структуры.
Содержательная характеристика курса.
Программа состоит из 8 занятий в месяц, рассчитана на 9 месяцев.
Всего: 72 академических часа (в зависимости от возраста детей)
Продолжительность занятий : 20-30 минут, в игровой форме.
Периодичность занятий : 2 раза в неделю.
Структура игрового занятия:
Ритуал приветствия. Массаж кистей рук с использованием чистоговорок – 2 минуты.
Разминка. Пальчиковая гимнастика с элементами логоритмики - 5 минут.
Пальчиковые игры и упражнения – 15-20 минут
Тактильные упражнения, игры с водой, песком
Работа в тетрадях, штриховки, раскраски
Ритуал прощания. Релаксационный комплекс– 2 минуты.
Учебно-тематический план
№ п/п | ТЕМА | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | ||
ТЕОРИЯ | ПРАКТИКА | ВСЕГО | ||
1 2 3 | «Здравствуй, карандаш» «Дождик тише, дождик громче» «Строим забор» | 0 | 5 часов 3 часа 4 час | 12 |
4 5 6 | «Рисуем забор» «Чудесный мешочек» «Магазин игрушек» | 0 | 4 часа 4 часа 4 часа | 12 |
7 8 9 | «Дорожки» «Веселая семейка» «Узор на салфетке» | 0 | 4 часа 4 часа 4 часа | 12 |
10 11 12 | «Игра в кегли» «Везём подарки» «Подарочки» | 0 | 4 часа 4 часа 4 часа | 12 |
13 14 15 | «Цветы на лугу» «Волшебный клубочек» «Угощение для гостей» | 0 | 4 часа 4 часа 4 часа | 12 |
16 17 18 | «Улитки» «Путешествие божьей коровки» «Поиграй-ка» | 0 | 4 часа 4 часа 4 часа | 12 |
Всего: | 0 | 72 | 72 |
* - продолжительность 1 академического часа в зависимости от возраста детей.
Эффективность программы и способы ее отслеживания
С целью отслеживания результативности заполняется дневник развития ребёнка и собираются продукты деятельности. На входе и выходе проводится диагностика. За основу программы исследования взята и адаптирована, с целью выявления и сформированности сенсорных эталонов, методика Войлоковой Е. Ф., Андрухович Ю. В., Ковалевой Л. Ю. Данная методика нацелена на выявление сенсорных эталонов у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Характеристика целесообразности построения курса.
Ведущий вид развития детей дошкольного возраста – игра.
Программа построена на основе игр и упражнений, предназначенных обеспечить психологический комфорт для ребенка, сформировать доверительные отношения к взрослым, адаптироваться в новой среде.
Занятия Программы имеют общую гибкую структуру, основанную на возрастных особенностях детей раннего возраста и наполнены различным игровым содержанием.
Каждое занятие состоит из нескольких частей.
Структура занятия
Первый блок занятия
Состоит из комплекса упражнений для развития мелкой моторики и гимнастики для глаз.
Упражнения гимнастики для глаз позволяют расширить зрительно-пространственную актив-
ность, улучшить восприятие.
Целью упражнений для развития мелкой моторики является развитие межполушарного взаимодействия. Межполушарное взаимодействие имеет большое значение для развития мелкой моторики путем синхронизации работы полушарий головного мозга. Также благоприятно сказывается на развитии памяти, внимания, мышления, речи.
Выполняются эти упражнения в течение 10 минут.
Второй блок занятия (разминка)
Задача разминки — сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять общий тонус, настроить детей на активную работу, разогреть внимание и интерес ребёнка к занятиям. Разминка включает два вида упражнений: одно упражнение на развитие внимания, памяти, мышления, второе — на развитие восприятия.
По времени выполнение этих упражнений занимает 5–10 минут.
Третий блок занятия (основной)
Состоит из задания изобразительного характера: лепки, рисования, аппликации и так далее.
Здесь же проводятся игры и упражнения на развитие восприятия и ощущений. В составе данного блока проводятся подвижные игры малой активности, так как у детей с умственной отсталостью снижена работоспособность и отмечается низкий уровень концентрации внимания. Эти игры выступают в роли физминуток и позволяют развивать общую моторику, координацию движений, деятельности зрительного и слухового анализаторов. Здесь же можно провести пальчиковые игры и упражнения.
По времени эта часть занимает 25–30 минут.
Четвертый блок занятия
Упражнения на релаксацию, сопровождающиеся расслабляющей музыкой и позволяющие успокаивать ребенка, снимать мышечное и эмоциональное напряжение, развивать воображение и фантазию.
Заканчивается занятие ритуалом прощания специалиста с ребёнком. Приветствие и прощание во всех занятиях проходят одинаково.
Для приветствия используются упражнения «Комплимент» и «Круг»: ребёнок и специалист
встают напротив друг друга и сначала каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Затем общее рукопожатие и энергичное «Здравствуй!!!», произнесённое вместе.
Ритуал прощания проводится аналогично: сначала слова благодарности друг другу за работу, общее рукопожатие и потом произнесение хором «До-сви-да-ни-я!!!».
На этот блок отводится 5 минут. Затем проводятся беседы с родителями
Программа разработана для детей с ОВЗ, поэтому ее структура представлена таким образом, что все участники сохраняют интерес и работоспособность на протяжении всего занятия. Занятия наполнены элементами, способствующими привлечение и концентрации внимания детей:
- Использование мягкой игрушки – Зайца с музыкой.
- Движения на мышечную релаксацию (уменьшает напряжение, возбуждение)
- Прослушивание песни «Веселого зайчика»
Методы и техники, используемые в программе
Концентрация. Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.
Функциональная музыка. Успокаивающая и восстанавливающая музыка «Веселого зайчика» способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.
Игротерапия. Используемые упражнения и игры снижают напряженность, мышечные зажимы, тревожность. Повышают уверенности в себе, снижают детские страхи.
Содержание программы
Ноябрь | ||
1.
2.
3. | «Здравствуй, карандаш»
«Дождик тише, дождик громче»
«Строим забор» | 1.Закреплять пространственные представления: справа, слева, в центре, вверху, внизу, впереди. 2.Развитие внимания, слухового восприятия. 3.Формирование двигательной активности и гибкости пальцев, кистей рук, умение подражать действиям педагога. 4.Массаж пальцев и кистей рук. 1.Развитие, формирование пространственной ориентации на листе бумаги, чувства цвета. 2.Развитие умений правильно держать карандаш, раскрашивать в пределах контура. 3.Развитие и формирование внимания. 4.Развитие умения поочерёдно действовать правой и левой руками. 1.Развитие, формирование внимания, подвижности и гибкости пальцев и кистей рук. 2.Развитие зрительно-моторной координации. 3.Развитие умения рисовать в ограниченном пространстве листа, раскрашивать в пределах контура. |
Декабрь | ||
4.
5.
6. | «Рисуем забор»
«Чудесный мешочек»
«Магазин игрушек» | 1.Развитие, формирование, закрепление внимания, слухового восприятия, дифференцированных движений пальцев рук, умения действовать по показу педагога. 2.Развитие моторных умений и гибкости рук, слаженных движений и действий правой и левой руками. 1.Формировать и закреплять понятия: волнистая и пунктирная линии, центр, середина, право, лево, пара. 2.Развитие, формирование, закрепление сгибательных, разгибательных мышц пальцев и кистей рук, их гибкости, слаженных действий обеими руками. 3.Развитие умения хватать кулаком, умения координировать действия рук. 1.Формирование и закрепление понятий: слева направо, сверху вниз, над, под, середина, вертикальные и горизонтальные линии, геометрическая фигура – ромб. 2.Развитие сгибательных и разгибательных мышц пальцев и кистей рук, хватательных движений, согласованных действий обеих рук. |
Январь | ||
7.
8.
9. | «Дорожки»
«Подарок жеребёнку»
«Узор на салфетке» | 1.Формирование и закрепление понятий: название пальцев рук, горизонтальные линии, право, лево, слева, направо. 2.Развитие согласованных действий обеих рук, их гибкости, дифференцированных движений пальцев рук. 3.Развитие мелких движений пальцев рук, их двигательной активности. 1.Развитие мелких движений, целенаправленных действий, умения распределять пальцы на предмете и нагрузку на мышцы пальцев рук, координировать движения рук, выполняя одновременные одинаковые действия. 2.Развитие воображения, зрительно-моторных координаций, чувства пространства. 1.Знакомство с понятием «клетка». 2.Развитие, формирование сосредоточенности, зрительно-моторной координации. 3.Развитие умения рисовать линии по образцу на листе в клетку. |
Февраль | ||
10.
11.
12. | «Игра в кегли»
«Везём подарки»
«Подарок Карлсону» | 1.Развитие, формирование, закрепление гибкости, двигательной активности пальцев рук – большого, указательного, среднего. 2.Развитие зрительно-двигательных координаций, умения брать мелкие предметы тремя пальцами – щепотью, учитывая их форму, величину. 3.Развитие умения рисовать по точкам, по клеткам и в свободном от линий пространстве листа, раскрашивать с ослаблением и усилением нажима на карандаш. 1.Развитие , формирование, закрепление внимания, сосредоточенности, двигательной активности пальцев рук, умения действовать обеими руками согласованно, подражать действиям педагога. 2.Закрепление чувства пространства, зрительно-моторной координации, умения рисовать на листах бумаги по образцу, не выходить за пределы контура. 1.Закрепление гибкости, двигательной активности пальцев рук, координации действий обеими руками. 2.Формирование восприятия целостного образа предмета, умения выделить контур и отдельные детали предмета. |
Март | ||
13.
14.
15. | «Цветы на лугу»
«Волшебный клубочек»
«Угощение для гостей» | 1.Формирование подражания действиям педагога, умения брать щепотью, учитывая форму предмета, анализировать и воспроизводить образец. 2.Формирование воображения, умения различать форму предмета, рисовать по пунктирным линиям на листах бумаги. 1.Формирование восприятия формы предмета. 2.Формирование умения распределять пальцы обеих рук на предмете и действовать руками одновременно, согласованно. 1.Развитие, формирование, закрепление умения брать мелкие предметы пальцами, прочно захватывать и удерживать их в руках. 2.Закрепление умений различать форму, величину предмета, рисовать круги по образцу на листе в клетку, на свободном и ограниченном пространстве листа. |
Апрель | ||
16.
17.
18. | «Улитки»
«Путешествие божьей коровки»
«Поиграй-ка» | 1.Закрепление тонких движений пальцев рук, умения брать мелкие предметы, учитывая их форму и величину, удерживать эти предметы. 2.Закрепление внимания, зрительно-моторных координаций, пространственной ориентации на разных листах. 1.Закрепление умения дифференцировать движения рук. 2.Развитие умения продевать, завязывать шнурок по подражанию, по образцу, самостоятельно. Закрепление полученных ранее умений и навыков. |
Материально – техническое оснащение:
- Кабинет для занятий;
- магнитофон;
- аудиокассеты с записями шумов природы;
- 10 стульев;
- шкаф для хранения методической продукции;
- декорации для (перечислить)
- канцелярские принадлежности
Используемая литература:
1. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. – М.: АСТ: Астрель. 2007
2. Гаврина С.Н., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль. 2000
3. Гутанова Н.В., Тунина Е.Г. Развиваю мелкую моторику. – СПб: Издательство «Питер», 2000.
4. Жадько Е.Г., Широкова Г.А. Практикум детского психолога. Ростов на Дону: Феникс, 2007.
5. Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей 5 – 10 лет. - Ярославль, 2006
6. Косинова Е.М. Пальчиковая гимнастика. – М.: Эксмо. 2004
7. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2003
8. Рейд Б. Обыкновенный пластилин. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.
9. Солнцева Е.А., Белова Т.В. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики. – М.:АСТ Астрель, 2007
10. Хромова С.А. Игровые уроки общения для детей. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», 2007
11. Чистякова М.И. Психогимнастика.– М.: Просвещение, 1995.
Рекомендуемая литература для родителей:
1. Монина Г., Лютова Е. «Проблемы маленького ребенка», издательство «РЕЧЬ», С-Пб., 2003 г., 180 – с.
2. Баркан А.И. Практическая психология для родителей. - М.: АСТ - ПРЕСС, 2001.-432 с
3. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 208 с
4. Ковалёв С.В. Психология современной семьи.-М., 1988.
Рекомендуемая литература для педагогов:
1. Е.А.Алябьева «Психогимнастика в детском саду», методические материалы в помощь психологам и педагогам, М., Творческий центр СФЕРА, 2003 г.,88 – с.
2. Дружинин В.Н. Психическое здоровье детей. - М.: Тв. Центр, 2002. - 64 с
3.Монакова Н.И.,«Развитие эмоциональной сферы дошкольников» «РЕЧЬ», С-Пб., 2008г.,
128 – с.
В занятиях используется:
1. Массаж кистей рук с использованием чистоговорок.
2. Пальчиковая гимнастика с элементами логоритмики.
3. Работа с различным материалами :
.- С нитками: рисование картинок по силуэту, мелкое нарезание их и приклеивание к трафарету.
- Шнуровками . Предлагается на деревянной дощечке с дырочками изобразить методом шнуровки предметы по лексическим темам.
Плетение разноцветными шнурками
- Семенами и плодами для создания узоров и пейзажей..
- Счетными палочками – первыми помощниками на любом занятии. Из них выкладываем геометрические фигуры.
- Камушками, которые помогают не только развить координацию движений и глазомер, но и закрепить зрительные образы .
- Макаронами и крупами
- Бусами
- Глиной и пластилином
- Пуговицами, кнопками, крючками.
-Крышками банок, пузырьков
- Резиновые и тряпичные мячи
4 Водные процедуры, переливание воды, смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
развития психических процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья
В плане предусмотрено полное календарное планирование для детей с ограниченными возможностями здоровья....
«РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Консультация для педагогов....
Нормативные и методологические основания разработки адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста представленная в табличном варианте
Нормативные и методологические основания разработки адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста представленная в табличном варианте. Р...
Рабочая программа по развитию эмоционально - волевой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья
Социальная адаптация является основопологающим моментом при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети часто имеют заниженную самооценку. что формирует в них неуверенность в себе...
Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями.
Особенности развития эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями....
Коррекция эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья как средство успешной социализации
Эмоции сопровождают нас всю жизнь. Любое явление природы нейтрально, а мы раскрашиваем его красками своего восприятия. Один человек обрадуется дождю, а другой – снегу. Люди с негативными эмоциям...
Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями.
Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями....