Логопедическая работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи по развитию сенсорно-перцептивных функций
статья по развитию речи по теме
Предварительный просмотр:
Логопедическая работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи по развитию сенсорно-перцептивных функций
Актуальной проблемой коррекционной педагогики является работа с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Популяцию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи составляют, прежде всего, дети, с остаточными явлениями поражения центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии), что обуславливает частое сочетание у них стойкого речевого дефекта с различными особенностями психической деятельности. Педагоги дошкольного учреждения, принимающие участие в коррекционно-воспитательном процессе, не только помогают становлению личности ребенка с речевой патологией, закладывают основы его нравственного воспитания, но и все вместе решают задачи преодоления нарушений умственного, сенсорного и физического развития детей. Создавая тем самым благоприятные предпосылки для работы над речью.[3]
В последнее время все чаще в ДОУ используют новые интересные формы работы с такими детьми. Одной из таких замечательных форм является взаимодействие детей и взрослых в сенсорной комнате.
Оборудование, несущее особые коррекционные и развивающие возможности, – позволяет в привычном для детей пространстве выполнять разнообразные предметно-практические и игровые действия, максимально реализовать их потребность в игре и в движениях, в приспособленной, комфортной и безопасной среде. Находясь в сенсорной комнате, дети взаимодействуют с определёнными модулями и стимуляторами, которые оказывают положительное воздействие не только на органы слуха, осязания и вестибулярные рецепторы, но и позволяют активизировать речевое и познавательное развитие, способствуют более прочному закреплению материала.[1]
Так, например, занятия с использованием сенсорной тропы способствуют развитию внимания детей. Ознакомление с собственным телом детей и умение ориентироваться в нём, можно провести перед “Волшебным” зеркалом. Некоторые упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, целесообразно проводить в сухом бассейне. Для активизации нижнего диафрагмального дыхания подойдут мячи-фитболы. Упражнения с использованием мячей-фитболов отлично расслабляют детей и снимают напряжение с мышц шеи и плечевого пояса, при функциональной нагрузке у них реже наблюдаются синкинезии. Важнейшее условие правильной артикуляции звуков – это сильная направленная воздушная струя. Обучать детей этому в сенсорной комнате, можно с использованием подвесных модулей “Сухой дождь” и “Светящиеся нити”. Игровые модули: “Сенсорная тропа”, коврик “Топ-топ”, набор тактильных шариков с поверхностью из различных материалов, панно “Ёжик”, предназначенные для развития сенсорно-тактильной сферы ребёнка, учитель логопед может широко использовать для коррекции речевых нарушений. Для формирования лексического строя речи, наполнения и развития антонимического словаря детей (твёрдый – мягкий, пушистый – гладкий), уточнения значения и правильного использования в речи предлогов (за, около и др.), на основе сенсорно-перцептивного опыта детей.
В коррекционной работе учителя-логопеда дошкольного учреждения, полифункциональная среда сенсорной комнаты – дополнительный инструмент для развития детей, имеющих тяжёлые нарушения в речевом развитии. Помимо полифункциональной среды сенсорной комнаты, в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики можно формировать кинестетическую и кинетическую основу движений с использованием различных терапий.
В настоящее время популярными становятся ниткотерапии и стопотерапии. Игры - шнуровки Марии Монтессори – развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук, пространственное ориентирование, творческие способности, глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
Хождение босиком по поверхностям различной фактуры, так же как и самомассаж с использованием природных материалов повышают потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащают его знания о собственном теле, развивают тактильную чувствительность.
Таким образом, полифункциональная среда сенсорной комнаты дает возможность расширения жизненного пространства, смены впечатлений и видов детской деятельности, повышает эффективность мероприятий, направленных на улучшение психического и физического здоровья детей, снижает их утомляемость и способствует профилактике психо- эмоционального напряжения. Это имеет важное значение в развитии психомоторики и сенсорно-перцептивных функций.
Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира; создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Итак, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой — имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.
Список литературы
- Алексеева Т.А., Баева А. Л., Баряева Л.Б., Ложко Е.Л., Мантропова Р.С., Панченко Э.В., Силиванова Л.В. Сенсорная тропа – тропа здоровья. – СПб: Альма – 2008.
- Ананьев Б.Г., Веккер Л.М., Ломов Б.Ф., Ярмоленко А.В. Осязание в процессах познания и труда. М., 1959.
- Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Голубева Г.Г., Лопатина Л.В., Ноткина Н.А., Овчинникова Т.С., Яковлева Н.Н. Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.- СПб,2009.
- Белякова Ю.Ю. Коррекция нарушений сенсорно- перцептивного развития детей дошкольного возраста с церебральным параличом в условиях полифункциональной интерактивной среды – автореферат, 2007.
- Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. АПН РСФСР.- М.: Акад.пед.наук, 1960.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкотерапия в коррекционной логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
В статье рассказывается о необходимости проводить корреционную логопедическую работу с использованием музыкального материала.,который помогает успешно решать непростые задачи, стоящие перед логопедом....
«Степ-аэробика – как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), в системе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя на базе логопедической группы».
Пояснительная записка к программе «Степ-аэробика – как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), в системе взаимодействия учителя-логопед...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ», С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ»
Поиск новых технологий обучения, позволяющих осуществить логопедическое воздействие наиболее эффективно, является актуальной задачей. Логопеду в работе с детьми необходимо использовать такие методы и ...
Особенности логопедической работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Особенности логопедической работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи....
«Волшебный кубигород». Использование игр с кубиками в логопедической работе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи.
Использование игровых пособий - актуальное направление коррекционной работы логопеда с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи; в статье представлено авторское пособие, направленное на работу над зв...
Театрализованные игры в логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. ( Для учителей-логопедов)
Коррекционная деятельность включает логопедическую работу и работу по образовательным областям. В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в разделе «Игры» ...
"Фразовый конструктор" в логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Коррекционная работа с детьми с ЗРР...