Программа развития сенсорно-математических способностей детей младшего дошкольного возраста
рабочая программа по математике (младшая группа) по теме
Данная программа по самообразованию, направлена на формирование восприятия ребенка младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств, которые ребенок может освоить в игровых занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 68.64 КБ |
samoobrazovanie.docx | 68.25 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Анцирский детский сад
СОГЛАСОВАННО УТВЕРЖДАЮ:
Старший воспитатель Заведующий МБДОУ МБДОУ «Анцирский детский сад» МБДОУ «Анцирский детский сад»
Долингер О.В. ____________ Порватова Л.В._________________
МП
АВТОР:
Никитина Наталья Николаевна
педагог 1 квалификационной категории
с. Анцирь
2016 г.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Пояснительная записка
Данная программа по самообразованию, направлена на формирование восприятия ребенка младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств, которые ребенок может освоить в игровых занятиях.
Младший возраст — это совершенно особый период становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л.С.Выготский, - этот возраст сензитивен во всем.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.п. Именно младший возраст - наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные -математические способности ребенка составляют не только успешному выполнению различных видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного - математического развития ребенка в дошкольном детстве трудно переоценить.
Объекты программы
- Дети 3-4 лет.
- Семьи детей посещающих детский сад.
- Педагогический персонал детского сада.
Методы:
- Игровой метод (дидактические игры).
- Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
- Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Формы организации деятельности:
- групповая;
- подгрупповая;
- индивидуальная.
Продолжительность реализации программы:
Данный курс состоит из 16 занятий по 15 минут каждое. Занятия проводятся 2 раза в месяц.
Задачи обучения
- Развитие зрительных ощущений: учить различать цвет, форму, величину предмета.
- Обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький».
- Закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.
- Познакомить детей с геометрическими формами и их названиями (круг, овал, трапеция, ромб, прямоугольник, треугольник).
- Знакомить детей с математическими знаками =, >,<.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний воспитанников. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
Гипотеза: регулярные специально организованные развивающие сенсорно - математические занятия с детьми младшего дошкольного возраста через дидактическую игру будут способствовать наиболее эффективному развитию мышления и познавательных способностей у воспитанников детского сада.
Развитие представлений о форме:
- Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
- Дать представление о кривой, о прямой линии, отрезке, луче.
- Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
Развитие пространственной ориентировки:
- Учить ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
- Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз;
Занятия данной программы проводятся как с группами детей (3-4 чел.), а при необходимости индивидуально. Каждое занятие состоит из нескольких заданий с обязательным перерывом между ними. На протяжении всего курса происходит постепенное усложнение материала.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.
Содержание работы
Календарно - тематический план работы по теме самообразования -
Развитие сенсорно-математических способностей детей младшего дошкольного возраста
для детей 3-4 лет
№ п/п | Месяц | Тема занятия | Цель занятия | Количество занятий |
1 | Октябрь | Ориентировка во времени. Утро. Величина. Большой и маленький. Количество и счет. Один и много. |
| 1 |
2 | Октябрь | Ориентировка во времени. День. Геометрические фигуры. КРУГ. Количество и счет. Число 0 - 1. |
| 1 |
3 | Ноябрь | Ориентировка во времени. Вечер. Величина. Высокий — низкий; закрепление: большой — маленький. Количество и счет 0 - 1 Закрепление: один и много. |
продолжать учить определять, где 0 предметов, где один предмет, а где много, выражать результаты определения в речи. | 1 |
4 | Ноябрь | Количество и счет. Закрепление: 0 - 1. Цифра 2 Ориентировка во времени. Ночь. Геометрические фигуры. КВАДРАТ |
| 1 |
5 | Декабрь | Количество и счет. Повторить цифру 2. Познакомить с цифрой 3 Ориентировка в пространстве. Слева, справа, на, под. Величина. Толстый, тонкий. |
| 1 |
6 | Декабрь | Количество и счет. Закрепление: число 3. Геометрические фигуры. ТРЕУГОЛЬНИК. Ориентировка во времени. Осень. Математический знак = |
| 1 |
7 | Январь | Количество и счет. Цифра 4. Величина. Большая, поменьше, маленькая. Геометрические фигуры. ОВАЛ. Математический знак >, < |
| 1 |
8 | Январь | Количество и счет. Закрепление: число 4. Ориентировка в пространстве. Слева, справа, наверху. Величина. Закрепление: большой, поменьше, маленький. |
| 1 |
9 | Февраль | Количество и счет. Число 5. Геометрические фигуры. ТРАПЕЦИЯ. Ориентировка во времени. Зима. |
| 1 |
10 | Февраль | Количество и счет. Число 6. Величина. Закрепление: большой, поменьше, самый маленький. |
| 1 |
11 | Март | Количество и счет. Цифра 7 Геометрические фигуры. ПРЯМОУГОЛЬНИК. Повторение математических знаков >, <, = Время года Весна. |
| 1 |
12 | Март | Количество и счет. Цифра 8 Геометрические фигуры. ПРЯМАЯ. Геометрическая фигура - ОТРЕЗОК |
| 1 |
13 | Апрель | Количество и счет. Цифра 9 Геометрические фигуры. КРИВАЯ. Повторить геометрическую фигуру - Прямая |
| 1 |
14 | Апрель | Ориентировка во времени. Геометрические фигуры. Закрепление: кривая, прямая. Геометрическая фигура - ЛОМАНАЯ Ориентировка в пространстве. Закрепление: слева, справа. Цифра 10 |
| 1 |
15 | Май | Количество и счет. Цифра 0 - 10 Геометрические фигуры. ЛУЧ. Повторение математических знаков >, <, = Времена года |
| 1 |
16 | Май | Повторение всех изученных тем. Повторение игр, физкультминуток. | 1 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Развивающие игры по ФЭМП для детей 3-4 лет
Месяц | Название игры | Цель |
Сентябрь | «Одень куклу по цвету» | Закрепление основных цветов. Развивать умение сравнивать путем приложения. |
«Подбери предмет» | Упражнять в умении находить предметы похожие на определенные геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник. | |
«Раздели круги» | Закрепить понятие один - много. | |
Лабиринты | Развитие глазомера, внимания, мышления. | |
Октябрь | «Шарик улетел» «Подбери матрешке платье» | Развивать умение сравнивать предметы по размеру. Упорядочивание группы предметов по возрастанию и убыванию. |
«Веселый поезд» | Ознакомление с плоскостными геометрическими фигурами – кругом, квадратом, прямоугольником, треугольником, овалом. | |
«Кто в домике живет?» | Закрепить понятие один – много. Развивать умение сравнивать. | |
Вкладыши Лабиринты | Развитие глазомера, внимания, мышления | |
Ноябрь | «Подбери по цвету» | Учить классифицировать по цвету, развитие памяти, внимания, речи. |
«Покажи не ошибись» | Выделение сходных и отличительных признаков геометрических фигур. Закрепление знаний о геометрических фигурах. | |
«Подбери предметы» | Учить располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте. | |
Квадрат Воскобовича | Развитие пространственного мышления, умения сравнивать, анализировать. Одновременно усваивает эталоны формы и величины, осознает структуру геометрических фигур. | |
Декабрь | Танграм | Ознакомление с геометрическими фигурами, формой предметов, размером, цветом. |
«Кто выше?» «Найди различия» | Учить раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, использовать соответствующие определения. | |
«Где игрушка?» | Учить детей ориентироваться в пространстве: назад – вперед, на, под, над. Определение предмета по отношению к себе. | |
Январь | «Найди пару» | Учить детей сравнивать. Находить из разнообразия предметов и геометрических фигур - одинаковые. |
«Сложи квадрат» | Знакомство с сенсорными эталонами формы, цвета и величины. Учить складывать фигуры из частей. | |
«Малыши карандаши» | Учить сравнивать, соотносить количество предметов, их цвет. | |
Танграм | Упражнять детей выкладывании картинки , накладывая на силуэт. Развитие мелкой моторики. | |
Февраль | «Жил-был кружочек» | Учить соотносить величину, размер, цвет. Развитие глазомера, внимания, мышления, памяти. |
«Цветные колпачки» | Закреплять знание основных цветов, величины. | |
«Цвет и форма» | Упражнять в определении цвета, формы предметов, в нахождении одинаковых форм. | |
Танграм | Учить детей составлять картинку из предложенных частей, учить сравнивать, анализировать. | |
Март | «Геометрическое лото» | Упражнять детей в определении геометрических фигур, цвета и величины. |
«Волшебные круги» | Упражнять в сравнении предметов по количеству, величине. | |
«У кого какой предмет?» Лабиринты | Упражнять детей в ориентировке относительно другого человека, предмета. | |
Апрель | Логические блоки Дьенеша | Ознакомление с геометрическими фигурами и формой предметов, размером, цветом. |
«Матрешки» | Упражнять в сравнении предметов по количеству, величине. | |
Кубики | Учить детей составлять картинку из предложенных частей, учить сравнивать, анализировать. | |
Май | «Дополни недостающие» «Найди пару» | Учить детей находить недостающую фигуру путем сравнения всех фигур. Упражнять в нахождении одинаковых фигур. |
«Количество и счет» | Учить сравнивать, соотносить количество предметов, их цвет. Счет в пределах 5. | |
Лабиринты «Найди различия» «Сравни» | Упражнять детей в определении расположения предметов на, над, под, верх, низ, рядом. Учить находить различия путем сравнения. Развитие внимания, памяти. |
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
- Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
- Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
- Интернет ресурсы.
- Лямина Г.М.Гербова В.В. Романовская Э.М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с.81-82,162-163.
- Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
- Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.
- Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). [Текст] / Е.Б.Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.
- «Формирование элементарных математических представлений в детском саду». Программа и методические рекомендации. Н.А. Арапова-Пискарева, 2007г.
- Колесникова Е.В. Математика для детей 3-4 лет: Методическое пособие к рабочей тетради. — М.: ТЦ Сфера, 2005г.
- Колесникова Е.В. Математика для детей 4-5 лет: Методическое пособие к рабочей тетради. — М.: ТЦ Сфера, 2005г.
- Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет: Методическое пособие к рабочей тетради (изд. 2-е, доп. и перераб.). — М.: ТЦ Сфера, 2005г.
- Математика в детском саду. Конспекты занятий с детьми 6-7 лет. В.П. Новикова, 2006г.
- Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет В.П. Новикова, 2008г.
- Планы занятий по программе «Развитие» для подготовительной к школе группы детского сада. Л. Венгер, О.Дьяченко, 2000г.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Анцирский детский сад
Составитель:
Никитина Наталья Николаевна
педагог 1 квалификационной категории
с. Анцирь
2016 г.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Пояснительная записка
Данная программа по самообразованию, направлена на формирование восприятия ребенка младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств, которые ребенок может освоить в игровых занятиях.
Младший возраст — это совершенно особый период становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л.С.Выготский, - этот возраст сензитивен во всем.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.п. Именно младший возраст - наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные -математические способности ребенка составляют не только успешному выполнению различных видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного - математического развития ребенка в дошкольном детстве трудно переоценить.
Объекты программы
- Дети 3-4 лет.
- Семьи детей посещающих детский сад.
- Педагогический персонал детского сада.
Методы:
- Игровой метод (дидактические игры).
- Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
- Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Формы организации деятельности:
- групповая;
- подгрупповая;
- индивидуальная.
Продолжительность реализации программы:
Данный курс состоит из 16 занятий по 15 минут каждое. Занятия проводятся 2 раза в месяц.
Задачи обучения
- Развитие зрительных ощущений: учить различать цвет, форму, величину предмета.
- Обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький».
- Закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.
- Познакомить детей с геометрическими формами и их названиями (круг, овал, трапеция, ромб, прямоугольник, треугольник).
- Знакомить детей с математическими знаками =, >,<.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний воспитанников. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
Гипотеза: регулярные специально организованные развивающие сенсорно - математические занятия с детьми младшего дошкольного возраста через дидактическую игру будут способствовать наиболее эффективному развитию мышления и познавательных способностей у воспитанников детского сада.
Развитие представлений о форме:
- Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
- Дать представление о кривой, о прямой линии, отрезке, луче.
- Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
Развитие пространственной ориентировки:
- Учить ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
- Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз;
Занятия данной программы проводятся как с группами детей (3-4 чел.), а при необходимости индивидуально. Каждое занятие состоит из нескольких заданий с обязательным перерывом между ними. На протяжении всего курса происходит постепенное усложнение материала.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.
Содержание работы
Календарно - тематический план работы по теме самообразования -
Развитие сенсорно-математических способностей детей младшего дошкольного возраста
для детей 3-4 лет
№ п/п | Месяц | Тема занятия | Цель занятия | Количество занятий |
1 | Октябрь | Ориентировка во времени. Утро. Величина. Большой и маленький. Количество и счет. Один и много. |
| 1 |
2 | Октябрь | Ориентировка во времени. День. Геометрические фигуры. КРУГ. Количество и счет. Число 0 - 1. |
| 1 |
3 | Ноябрь | Ориентировка во времени. Вечер. Величина. Высокий — низкий; закрепление: большой — маленький. Количество и счет 0 - 1 Закрепление: один и много. |
продолжать учить определять, где 0 предметов, где один предмет, а где много, выражать результаты определения в речи. | 1 |
4 | Ноябрь | Количество и счет. Закрепление: 0 - 1. Цифра 2 Ориентировка во времени. Ночь. Геометрические фигуры. КВАДРАТ |
| 1 |
5 | Декабрь | Количество и счет. Повторить цифру 2. Познакомить с цифрой 3 Ориентировка в пространстве. Слева, справа, на, под. Величина. Толстый, тонкий. |
| 1 |
6 | Декабрь | Количество и счет. Закрепление: число 3. Геометрические фигуры. ТРЕУГОЛЬНИК. Ориентировка во времени. Осень. Математический знак = |
| 1 |
7 | Январь | Количество и счет. Цифра 4. Величина. Большая, поменьше, маленькая. Геометрические фигуры. ОВАЛ. Математический знак >, < |
| 1 |
8 | Январь | Количество и счет. Закрепление: число 4. Ориентировка в пространстве. Слева, справа, наверху. Величина. Закрепление: большой, поменьше, маленький. |
| 1 |
9 | Февраль | Количество и счет. Число 5. Геометрические фигуры. ТРАПЕЦИЯ. Ориентировка во времени. Зима. |
| 1 |
10 | Февраль | Количество и счет. Число 6. Величина. Закрепление: большой, поменьше, самый маленький. |
| 1 |
11 | Март | Количество и счет. Цифра 7 Геометрические фигуры. ПРЯМОУГОЛЬНИК. Повторение математических знаков >, <, = Время года Весна. |
| 1 |
12 | Март | Количество и счет. Цифра 8 Геометрические фигуры. ПРЯМАЯ. Геометрическая фигура - ОТРЕЗОК |
| 1 |
13 | Апрель | Количество и счет. Цифра 9 Геометрические фигуры. КРИВАЯ. Повторить геометрическую фигуру - Прямая |
| 1 |
14 | Апрель | Ориентировка во времени. Геометрические фигуры. Закрепление: кривая, прямая. Геометрическая фигура - ЛОМАНАЯ Ориентировка в пространстве. Закрепление: слева, справа. Цифра 10 |
| 1 |
15 | Май | Количество и счет. Цифра 0 - 10 Геометрические фигуры. ЛУЧ. Повторение математических знаков >, <, = Времена года |
| 1 |
16 | Май | Повторение всех изученных тем. Повторение игр, физкультминуток. | 1 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Развивающие игры по ФЭМП для детей 3-4 лет
Месяц | Название игры | Цель |
Сентябрь | «Одень куклу по цвету» | Закрепление основных цветов. Развивать умение сравнивать путем приложения. |
«Подбери предмет» | Упражнять в умении находить предметы похожие на определенные геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник. | |
«Раздели круги» | Закрепить понятие один - много. | |
Лабиринты | Развитие глазомера, внимания, мышления. | |
Октябрь | «Шарик улетел» «Подбери матрешке платье» | Развивать умение сравнивать предметы по размеру. Упорядочивание группы предметов по возрастанию и убыванию. |
«Веселый поезд» | Ознакомление с плоскостными геометрическими фигурами – кругом, квадратом, прямоугольником, треугольником, овалом. | |
«Кто в домике живет?» | Закрепить понятие один – много. Развивать умение сравнивать. | |
Вкладыши Лабиринты | Развитие глазомера, внимания, мышления | |
Ноябрь | «Подбери по цвету» | Учить классифицировать по цвету, развитие памяти, внимания, речи. |
«Покажи не ошибись» | Выделение сходных и отличительных признаков геометрических фигур. Закрепление знаний о геометрических фигурах. | |
«Подбери предметы» | Учить располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте. | |
Квадрат Воскобовича | Развитие пространственного мышления, умения сравнивать, анализировать. Одновременно усваивает эталоны формы и величины, осознает структуру геометрических фигур. | |
Декабрь | Танграм | Ознакомление с геометрическими фигурами, формой предметов, размером, цветом. |
«Кто выше?» «Найди различия» | Учить раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, использовать соответствующие определения. | |
«Где игрушка?» | Учить детей ориентироваться в пространстве: назад – вперед, на, под, над. Определение предмета по отношению к себе. | |
Январь | «Найди пару» | Учить детей сравнивать. Находить из разнообразия предметов и геометрических фигур - одинаковые. |
«Сложи квадрат» | Знакомство с сенсорными эталонами формы, цвета и величины. Учить складывать фигуры из частей. | |
«Малыши карандаши» | Учить сравнивать, соотносить количество предметов, их цвет. | |
Танграм | Упражнять детей выкладывании картинки , накладывая на силуэт. Развитие мелкой моторики. | |
Февраль | «Жил-был кружочек» | Учить соотносить величину, размер, цвет. Развитие глазомера, внимания, мышления, памяти. |
«Цветные колпачки» | Закреплять знание основных цветов, величины. | |
«Цвет и форма» | Упражнять в определении цвета, формы предметов, в нахождении одинаковых форм. | |
Танграм | Учить детей составлять картинку из предложенных частей, учить сравнивать, анализировать. | |
Март | «Геометрическое лото» | Упражнять детей в определении геометрических фигур, цвета и величины. |
«Волшебные круги» | Упражнять в сравнении предметов по количеству, величине. | |
«У кого какой предмет?» Лабиринты | Упражнять детей в ориентировке относительно другого человека, предмета. | |
Апрель | Логические блоки Дьенеша | Ознакомление с геометрическими фигурами и формой предметов, размером, цветом. |
«Матрешки» | Упражнять в сравнении предметов по количеству, величине. | |
Кубики | Учить детей составлять картинку из предложенных частей, учить сравнивать, анализировать. | |
Май | «Дополни недостающие» «Найди пару» | Учить детей находить недостающую фигуру путем сравнения всех фигур. Упражнять в нахождении одинаковых фигур. |
«Количество и счет» | Учить сравнивать, соотносить количество предметов, их цвет. Счет в пределах 5. | |
Лабиринты «Найди различия» «Сравни» | Упражнять детей в определении расположения предметов на, над, под, верх, низ, рядом. Учить находить различия путем сравнения. Развитие внимания, памяти. |
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
- Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
- Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
- Интернет ресурсы.
- Лямина Г.М.Гербова В.В. Романовская Э.М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с.81-82,162-163.
- Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
- Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.
- Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). [Текст] / Е.Б.Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.
- «Формирование элементарных математических представлений в детском саду». Программа и методические рекомендации. Н.А. Арапова-Пискарева, 2007г.
- Колесникова Е.В. Математика для детей 3-4 лет: Методическое пособие к рабочей тетради. — М.: ТЦ Сфера, 2005г.
- Колесникова Е.В. Математика для детей 4-5 лет: Методическое пособие к рабочей тетради. — М.: ТЦ Сфера, 2005г.
- Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет: Методическое пособие к рабочей тетради (изд. 2-е, доп. и перераб.). — М.: ТЦ Сфера, 2005г.
- Математика в детском саду. Конспекты занятий с детьми 6-7 лет. В.П. Новикова, 2006г.
- Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет В.П. Новикова, 2008г.
- Планы занятий по программе «Развитие» для подготовительной к школе группы детского сада. Л. Венгер, О.Дьяченко, 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Развитие коммуникативно – речевых способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Цель: Формировать у детей младшего дошкольного возраста, коммуникативно – речевые навыки, через театрализованную деятельность.Задачи:· Формирование...
Инновационный проект «Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования и аппликации»
Развитие творческих способностей невозможно без создания на занятиях по изодеятельности требующей решения творческой задачи. Выход из нее — поиск нового метода, приема, средства деятельности. Творческ...
Консультация для педагогов на районном методическом объединении по теме «Нетрадиционные техники рисования и лепки в развитии художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»
Данная консультация содерджит личный опыт использования нетрадиционных техник рисвания и лепки для развития детей 3-4 лет...
Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник в художественно-продуктивной деятельности.
Нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей...
Статья для выступления на педагогическом совете. Развитие художественно - творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческог...
Проект. Развитие коммуникативно-речевых способностей детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Содержание проектаРазработка и реализация системы педагогических мероприятий, связанных с решением проблемы:ориентировка на широкое использование театральной деятельности, развивающей предметно-игрово...
Программа развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем «КРАСКИ СЕВЕРА»
Новизна и актуальность программы. В условиях многонациональности, культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, нашего посёлка большую актуальность приобретает проблема сохра...