Программа развития сенсорно-математических способностей детей младшего дошкольного возраста
рабочая программа по математике (младшая группа) по теме

Натали Николаевна Никитина

     Данная программа по самообразованию, направлена на формирование восприятия ребенка младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств, которые ребенок может освоить в игровых занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx68.64 КБ
Файл samoobrazovanie.docx68.25 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Анцирский детский сад

СОГЛАСОВАННО                                                                      УТВЕРЖДАЮ:                                                                                                                                              

Старший воспитатель                                                              Заведующий МБДОУ                                                                                                                                              МБДОУ «Анцирский детский сад»                              МБДОУ «Анцирский детский сад»                                                                                                                                        

Долингер О.В. ____________                                        Порватова Л.В._________________

                                     МП

        

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=171052633-64-72

http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=246137987-01-72

АВТОР:

Никитина Наталья Николаевна

педагог 1 квалификационной категории

с. Анцирь

                                                                    2016 г.

                                               

ОБЩИЕ  ПОЛОЖЕНИЯ

Пояснительная  записка

     Данная программа по самообразованию, направлена на формирование восприятия ребенка младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств, которые ребенок может освоить в игровых занятиях.

        Младший возраст — это совершенно особый период  становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л.С.Выготский, - этот возраст сензитивен во всем.

      Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.п. Именно младший возраст - наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные -математические способности ребенка составляют не только успешному выполнению различных видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного - математического развития ребенка в дошкольном детстве трудно переоценить.

Объекты программы

  • Дети 3-4 лет.
  • Семьи детей  посещающих детский сад.
  • Педагогический персонал детского сада.

Методы:

  • Игровой метод (дидактические игры).
  • Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
  • Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

Формы организации деятельности:

  • групповая;
  • подгрупповая;
  • индивидуальная.

Продолжительность реализации программы:

Данный курс состоит из 16 занятий по 15 минут каждое. Занятия проводятся 2 раза в месяц.

Задачи обучения

  • Развитие зрительных ощущений: учить различать цвет, форму, величину предмета.
  • Обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький».
  • Закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.
  • Познакомить детей с геометрическими формами и их названиями (круг, овал, трапеция, ромб, прямоугольник, треугольник).
  • Знакомить детей с математическими знаками  =, >,<.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд,  игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.

Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний воспитанников. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

Гипотеза: регулярные специально организованные развивающие сенсорно - математические занятия с детьми младшего дошкольного  возраста через дидактическую игру будут способствовать наиболее эффективному развитию  мышления и познавательных способностей у воспитанников детского сада.

Развитие представлений о форме:

  •  Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
  • Дать представление о кривой, о прямой линии, отрезке, луче.
  • Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.

Развитие пространственной ориентировки:

  • Учить ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
  • Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз;

Занятия данной программы проводятся как с группами детей (3-4 чел.), а при необходимости индивидуально. Каждое занятие состоит из нескольких заданий с обязательным перерывом между ними. На протяжении всего курса происходит постепенное усложнение материала.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.


Содержание работыhttp://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=171052633-64-72

           Календарно - тематический план работы по теме самообразования -

Развитие сенсорно-математических способностей детей младшего дошкольного возраста

для детей 3-4 лет

№ п/п

Месяц

Тема занятия

Цель занятия

Количество занятий

1

Октябрь

Ориентировка во времени. Утро.

Величина. Большой и маленький.

Количество и счет. Один и много.

  • познакомить с частью суток — утро. Учить правильно употреблять этот термин в речи;
  • продолжать учить сравнивать знакомые предметы по величине (большой — маленький), употреблять эти слова в речи;
  • продолжать учить выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку (большой — маленький);
  • продолжать учить сравнивать совокупности предметов, различать, где один предмет, а где много.

1

2

Октябрь

Ориентировка во времени. День. Геометрические фигуры. КРУГ. Количество и счет. Число 0 - 1.

  • Повторить цифры 0 - 1;
  • Рассмотреть геометрическую фигуру КРУГ;
  • учить обследовать фигуру;
  • обводить круг по точкам, понимать, что круги могут быть разного размера;
  • познакомить с частью суток — день, учить, правильно употреблять этот термин в речи.

1

3

Ноябрь

Ориентировка во времени. Вечер.

Величина. Высокий — низкий; закрепление: большой — маленький.

Количество и счет 0 - 1 Закрепление: один и много.

  • познакомить с частью суток — вечер. Учить, правильно употреблять этот термин в речи;
  • учить сравнивать знакомые предметы по величине (высокий — низкий), употреблять эти слова в речи;
  • закрепить понятия «большой» и «маленький», умение соотносить предметы по величине;

продолжать учить определять, где 0 предметов, где один предмет, а где много, выражать результаты определения в речи.

1

4

Ноябрь

Количество и счет. Закрепление: 0 -  1.

Цифра 2

Ориентировка во времени. Ночь.

Геометрические фигуры. КВАДРАТ

  • продолжать учить сравнивать совокупности предметов, различать где ноль предметов, где один предмет, где два предмета, где много;
  • познакомить с частью суток — ночь. Учить, правильно употреблять этот термин в речи;
  • учить видеть форму предметов, соотносить ее с названием геометрической фигуры КВАДРАТ;
  • упражнять в рисовании предметов квадратной формы формы.

1

5

Декабрь

Количество и счет. Повторить цифру 2.

Познакомить с цифрой 3

Ориентировка в пространстве. Слева, справа, на, под.

Величина. Толстый, тонкий.

  • познакомить с цифрой 3;
  • учить различать и называть пространственные направления от себя: слева, справа, на, под;
  • учить сравнивать знакомые предметы по величине: толстый — тонкий;
  • продолжать учить выделять признаки сходства и различия.

1

6

Декабрь

Количество и счет. Закрепление: число 3.

Геометрические фигуры. ТРЕУГОЛЬНИК.

Ориентировка во времени. Осень.

Математический знак

=

  • продолжать знакомить с цифрой 3;
  • продолжать знакомить с геометрической фигурой — треугольник;
  • учить обследовать форму осязательно-двигательным путем;
  • учить рисовать треугольники по точкам;
  • учить называть время года — осень;
  • продолжать знакомить с математическим знаком  =.

1

7

Январь

Количество и счет. Цифра  4.

Величина. Большая, поменьше, маленькая.

Геометрические фигуры. ОВАЛ.

Математический знак

>, <

  • познакомить с числом 4;
  • учить называть числительные по порядку, указывая на предметы;
  • относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе предметов;
  • продолжать знакомить с геометрической фигурой - овал
  • учить сравнивать знакомые предметы по величине (большая, поменьше, маленькая);
  • учить видеть в форме предметов геометрические фигуры.
  • Продолжать знакомить с математическими знаками >, <

1

8

Январь

Количество и счет. Закрепление: число 4.

Ориентировка в пространстве. Слева, справа, наверху.

Величина. Закрепление: большой, поменьше, маленький.

  • продолжать знакомить с числом 4;
  • учить различать равенство по количеству предметов, выражая результаты определения в речи: поровну, столько же, сколько;
  • продолжать учить сравнивать знакомые предметы по величине, обозначать словами соответствующие параметры (большой, поменьше, маленький);
  • продолжать учить различать и называть пространственные направления от себя (слева, справа, вверху, внизу, посередине).

1

9

Февраль

Количество и счет. Число 5. Геометрические фигуры. ТРАПЕЦИЯ.

Ориентировка во времени. Зима.

  • познакомить с числом 5;
  • учить называть числительное по порядку, относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе;
  • продолжать знакомить с геометрической фигурой трапеция;
  • учить обследовать трапецию осязательно-зрительным путем, рисовать трапецию по точкам;
  • различать и называть время года — зима.

1

10

Февраль

Количество и счет. Число 6.

Величина. Закрепление: большой, поменьше, самый маленький.

  • Познакомить детей с цифрой 6;
  • продолжать учить называть числительные по порядку, указывая на предметы;
  • продолжать учить относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе.
  • продолжать учить сравнивать знакомые предметы по величине, определять и соотносить предметы контрастных размеров.

1

11

Март

Количество и счет.

Цифра 7

Геометрические фигуры. ПРЯМОУГОЛЬНИК.

Повторение математических знаков >, <, =

Время года Весна.

  • познакомить детей с цифрой 7;
  • учить различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражая результаты сравнения в речи и используя математические знаки;
  • продолжать знакомить с геометрической фигурой — прямоугольник;
  • учить обследовать прямоугольник осязательно-двигательным путем, рисовать прямоугольника по точкам;
  • различать и называть время года — весна.

1

12

Март

Количество и счет.

Цифра 8

Геометрические фигуры. ПРЯМАЯ.

Геометрическая фигура - ОТРЕЗОК

  • познакомить детей с цифрой 8;
  • продолжать учить называть числительные по порядку, указывая на предметы;
  • продолжать учить относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе.
  • продолжать учить сравнивать знакомые предметы по величине, определять и соотносить предметы контрастных размеров.
  • Познакомить с геометрическими фигурами – прямая и отрезок.

1

13

Апрель

Количество и счет.

Цифра 9

Геометрические фигуры. КРИВАЯ.

Повторить геометрическую фигуру - Прямая

  • познакомить детей с цифрой 9;
  • продолжать учить называть числительные по порядку, указывая на предметы;
  • продолжать учить относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе.
  • продолжать учить сравнивать знакомые предметы по величине, определять и соотносить предметы контрастных размеров.
  • Познакомить с геометрической фигурой – Кривая.

1

14

Апрель

Ориентировка во времени.

Геометрические фигуры. Закрепление: кривая, прямая.

Геометрическая фигура - ЛОМАНАЯ

Ориентировка в пространстве. Закрепление: слева, справа.

Цифра 10

  • учить различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражая результаты сравнения в речи;
  • познакомить с геометрической фигурой — Ломаная;
  • продолжать учить сравнивать предметы по величине.
  • закрепить понятия: слева, справа.
  • познакомят цифрой 10.

1

15

Май

Количество и счет.

Цифра 0 - 10

Геометрические фигуры. ЛУЧ.

Повторение математических знаков >, <, =

Времена года

  • закрепить понятия счет от 0 до 10;
  • познакомить с геометрической фигурой – Луч
  • закрепить знание математических знаков >, <, =
  • закрепить знания детей о временах года.

1

16

Май

Повторение всех изученных тем. Повторение игр, физкультминуток.
Заучивание с детьми считалок на количество и счёт

1


ПРИЛОЖЕНИЕ      Развивающие игры по ФЭМП для детей 3-4 лет

Месяц

Название игры

Цель

Сентябрь

«Одень куклу по цвету»

Закрепление  основных цветов. Развивать умение сравнивать путем приложения.

«Подбери предмет»

Упражнять в умении находить предметы похожие на определенные геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник.

«Раздели круги»

Закрепить понятие один - много.

Лабиринты

Развитие глазомера, внимания, мышления.

Октябрь

«Шарик улетел»

«Подбери матрешке платье»

Развивать умение сравнивать предметы по размеру. Упорядочивание группы предметов по возрастанию и убыванию.

«Веселый поезд»

Ознакомление с плоскостными геометрическими фигурами – кругом, квадратом, прямоугольником, треугольником, овалом.

«Кто в домике живет?»

Закрепить понятие один – много. Развивать умение сравнивать.

Вкладыши

Лабиринты

Развитие глазомера, внимания, мышления

Ноябрь

«Подбери по цвету»

Учить классифицировать  по цвету, развитие памяти, внимания, речи.

«Покажи не ошибись»

Выделение сходных и отличительных признаков геометрических фигур. Закрепление знаний о геометрических фигурах.

«Подбери предметы»

Учить располагать предметы  в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте.

Квадрат Воскобовича

Развитие пространственного мышления, умения сравнивать, анализировать. Одновременно усваивает эталоны формы и величины, осознает структуру геометрических фигур.

Декабрь

Танграм

Ознакомление с геометрическими фигурами, формой предметов, размером, цветом.

«Кто выше?»

«Найди различия»

Учить раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, использовать соответствующие определения.

«Где игрушка?»

Учить детей ориентироваться в пространстве: назад – вперед, на, под, над. Определение предмета по отношению к себе.

Январь

«Найди пару»

Учить детей сравнивать. Находить из разнообразия предметов и  геометрических фигур -  одинаковые.

«Сложи квадрат»

Знакомство с сенсорными эталонами формы, цвета и величины. Учить складывать фигуры из частей.

«Малыши карандаши»

Учить сравнивать, соотносить количество предметов, их цвет.

Танграм

Упражнять детей выкладывании картинки , накладывая на силуэт. Развитие мелкой моторики.

Февраль

«Жил-был кружочек»

Учить соотносить величину, размер, цвет. Развитие глазомера, внимания, мышления, памяти.

«Цветные колпачки»

Закреплять знание основных цветов, величины.

«Цвет и форма»

Упражнять в определении цвета, формы предметов, в нахождении одинаковых форм.

Танграм

Учить детей составлять картинку из предложенных частей, учить сравнивать, анализировать.

Март

«Геометрическое лото»

Упражнять детей в определении геометрических фигур, цвета и величины.

«Волшебные круги»

Упражнять в сравнении предметов по количеству, величине.

«У кого какой предмет?»

Лабиринты

Упражнять детей в ориентировке относительно другого человека, предмета.

Апрель

Логические блоки Дьенеша

Ознакомление с геометрическими фигурами и формой предметов, размером, цветом.

«Матрешки»

Упражнять в сравнении предметов по количеству, величине.

Кубики

Учить детей составлять картинку из предложенных частей, учить сравнивать, анализировать.

Май

«Дополни недостающие»

«Найди пару»

Учить детей находить недостающую фигуру путем сравнения всех фигур. Упражнять в нахождении одинаковых фигур.

«Количество и счет»

Учить сравнивать, соотносить количество предметов, их цвет. Счет в пределах 5.

Лабиринты

«Найди различия»

«Сравни»

Упражнять детей в определении расположения предметов на, над, под, верх, низ, рядом. Учить находить различия путем сравнения. Развитие внимания, памяти.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

  1. Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
  2. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
  3. Интернет ресурсы.
  4. Лямина Г.М.Гербова В.В. Романовская Э.М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с.81-82,162-163.
  5. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
  6. Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.
  7. Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). [Текст] / Е.Б.Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.
  8. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду». Программа и методические рекомендации. Н.А. Арапова-Пискарева, 2007г.
  9. Колесникова Е.В. Математика для детей 3-4 лет: Методическое пособие к рабочей тетради. — М.: ТЦ Сфера, 2005г.
  10. Колесникова Е.В. Математика для детей 4-5 лет: Методическое пособие к рабочей тетради. — М.: ТЦ Сфера, 2005г.
  11. Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет: Методическое пособие к рабочей тетради (изд. 2-е, доп. и перераб.). — М.: ТЦ Сфера, 2005г.
  12. Математика в детском саду. Конспекты занятий с детьми 6-7 лет. В.П. Новикова, 2006г.
  13. Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет В.П. Новикова, 2008г.
  14. Планы занятий по программе «Развитие» для подготовительной к школе группы детского сада. Л. Венгер, О.Дьяченко, 2000г.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Анцирский детский сад

        

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=171052633-64-72

http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=246137987-01-72

Составитель:

Никитина Наталья Николаевна

педагог 1 квалификационной категории

с. Анцирь

                                                                    2016 г.

                                               

ОБЩИЕ  ПОЛОЖЕНИЯ

Пояснительная  записка

     Данная программа по самообразованию, направлена на формирование восприятия ребенка младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств, которые ребенок может освоить в игровых занятиях.

        Младший возраст — это совершенно особый период  становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л.С.Выготский, - этот возраст сензитивен во всем.

      Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.п. Именно младший возраст - наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные -математические способности ребенка составляют не только успешному выполнению различных видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного - математического развития ребенка в дошкольном детстве трудно переоценить.

Объекты программы

  • Дети 3-4 лет.
  • Семьи детей  посещающих детский сад.
  • Педагогический персонал детского сада.

Методы:

  • Игровой метод (дидактические игры).
  • Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
  • Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

Формы организации деятельности:

  • групповая;
  • подгрупповая;
  • индивидуальная.

Продолжительность реализации программы:

Данный курс состоит из 16 занятий по 15 минут каждое. Занятия проводятся 2 раза в месяц.

Задачи обучения

  • Развитие зрительных ощущений: учить различать цвет, форму, величину предмета.
  • Обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький».
  • Закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.
  • Познакомить детей с геометрическими формами и их названиями (круг, овал, трапеция, ромб, прямоугольник, треугольник).
  • Знакомить детей с математическими знаками  =, >,<.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд,  игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.

Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний воспитанников. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

Гипотеза: регулярные специально организованные развивающие сенсорно - математические занятия с детьми младшего дошкольного  возраста через дидактическую игру будут способствовать наиболее эффективному развитию  мышления и познавательных способностей у воспитанников детского сада.

Развитие представлений о форме:

  •  Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
  • Дать представление о кривой, о прямой линии, отрезке, луче.
  • Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.

Развитие пространственной ориентировки:

  • Учить ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
  • Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз;

Занятия данной программы проводятся как с группами детей (3-4 чел.), а при необходимости индивидуально. Каждое занятие состоит из нескольких заданий с обязательным перерывом между ними. На протяжении всего курса происходит постепенное усложнение материала.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.


Содержание работыhttp://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=171052633-64-72

           Календарно - тематический план работы по теме самообразования -

Развитие сенсорно-математических способностей детей младшего дошкольного возраста

для детей 3-4 лет

№ п/п

Месяц

Тема занятия

Цель занятия

Количество занятий

1

Октябрь

Ориентировка во времени. Утро.

Величина. Большой и маленький.

Количество и счет. Один и много.

  • познакомить с частью суток — утро. Учить правильно употреблять этот термин в речи;
  • продолжать учить сравнивать знакомые предметы по величине (большой — маленький), употреблять эти слова в речи;
  • продолжать учить выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку (большой — маленький);
  • продолжать учить сравнивать совокупности предметов, различать, где один предмет, а где много.

1

2

Октябрь

Ориентировка во времени. День. Геометрические фигуры. КРУГ. Количество и счет. Число 0 - 1.

  • Повторить цифры 0 - 1;
  • Рассмотреть геометрическую фигуру КРУГ;
  • учить обследовать фигуру;
  • обводить круг по точкам, понимать, что круги могут быть разного размера;
  • познакомить с частью суток — день, учить, правильно употреблять этот термин в речи.

1

3

Ноябрь

Ориентировка во времени. Вечер.

Величина. Высокий — низкий; закрепление: большой — маленький.

Количество и счет 0 - 1 Закрепление: один и много.

  • познакомить с частью суток — вечер. Учить, правильно употреблять этот термин в речи;
  • учить сравнивать знакомые предметы по величине (высокий — низкий), употреблять эти слова в речи;
  • закрепить понятия «большой» и «маленький», умение соотносить предметы по величине;

продолжать учить определять, где 0 предметов, где один предмет, а где много, выражать результаты определения в речи.

1

4

Ноябрь

Количество и счет. Закрепление: 0 -  1.

Цифра 2

Ориентировка во времени. Ночь.

Геометрические фигуры. КВАДРАТ

  • продолжать учить сравнивать совокупности предметов, различать где ноль предметов, где один предмет, где два предмета, где много;
  • познакомить с частью суток — ночь. Учить, правильно употреблять этот термин в речи;
  • учить видеть форму предметов, соотносить ее с названием геометрической фигуры КВАДРАТ;
  • упражнять в рисовании предметов квадратной формы формы.

1

5

Декабрь

Количество и счет. Повторить цифру 2.

Познакомить с цифрой 3

Ориентировка в пространстве. Слева, справа, на, под.

Величина. Толстый, тонкий.

  • познакомить с цифрой 3;
  • учить различать и называть пространственные направления от себя: слева, справа, на, под;
  • учить сравнивать знакомые предметы по величине: толстый — тонкий;
  • продолжать учить выделять признаки сходства и различия.

1

6

Декабрь

Количество и счет. Закрепление: число 3.

Геометрические фигуры. ТРЕУГОЛЬНИК.

Ориентировка во времени. Осень.

Математический знак

=

  • продолжать знакомить с цифрой 3;
  • продолжать знакомить с геометрической фигурой — треугольник;
  • учить обследовать форму осязательно-двигательным путем;
  • учить рисовать треугольники по точкам;
  • учить называть время года — осень;
  • продолжать знакомить с математическим знаком  =.

1

7

Январь

Количество и счет. Цифра  4.

Величина. Большая, поменьше, маленькая.

Геометрические фигуры. ОВАЛ.

Математический знак

>, <

  • познакомить с числом 4;
  • учить называть числительные по порядку, указывая на предметы;
  • относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе предметов;
  • продолжать знакомить с геометрической фигурой - овал
  • учить сравнивать знакомые предметы по величине (большая, поменьше, маленькая);
  • учить видеть в форме предметов геометрические фигуры.
  • Продолжать знакомить с математическими знаками >, <

1

8

Январь

Количество и счет. Закрепление: число 4.

Ориентировка в пространстве. Слева, справа, наверху.

Величина. Закрепление: большой, поменьше, маленький.

  • продолжать знакомить с числом 4;
  • учить различать равенство по количеству предметов, выражая результаты определения в речи: поровну, столько же, сколько;
  • продолжать учить сравнивать знакомые предметы по величине, обозначать словами соответствующие параметры (большой, поменьше, маленький);
  • продолжать учить различать и называть пространственные направления от себя (слева, справа, вверху, внизу, посередине).

1

9

Февраль

Количество и счет. Число 5. Геометрические фигуры. ТРАПЕЦИЯ.

Ориентировка во времени. Зима.

  • познакомить с числом 5;
  • учить называть числительное по порядку, относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе;
  • продолжать знакомить с геометрической фигурой трапеция;
  • учить обследовать трапецию осязательно-зрительным путем, рисовать трапецию по точкам;
  • различать и называть время года — зима.

1

10

Февраль

Количество и счет. Число 6.

Величина. Закрепление: большой, поменьше, самый маленький.

  • Познакомить детей с цифрой 6;
  • продолжать учить называть числительные по порядку, указывая на предметы;
  • продолжать учить относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе.
  • продолжать учить сравнивать знакомые предметы по величине, определять и соотносить предметы контрастных размеров.

1

11

Март

Количество и счет.

Цифра 7

Геометрические фигуры. ПРЯМОУГОЛЬНИК.

Повторение математических знаков >, <, =

Время года Весна.

  • познакомить детей с цифрой 7;
  • учить различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражая результаты сравнения в речи и используя математические знаки;
  • продолжать знакомить с геометрической фигурой — прямоугольник;
  • учить обследовать прямоугольник осязательно-двигательным путем, рисовать прямоугольника по точкам;
  • различать и называть время года — весна.

1

12

Март

Количество и счет.

Цифра 8

Геометрические фигуры. ПРЯМАЯ.

Геометрическая фигура - ОТРЕЗОК

  • познакомить детей с цифрой 8;
  • продолжать учить называть числительные по порядку, указывая на предметы;
  • продолжать учить относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе.
  • продолжать учить сравнивать знакомые предметы по величине, определять и соотносить предметы контрастных размеров.
  • Познакомить с геометрическими фигурами – прямая и отрезок.

1

13

Апрель

Количество и счет.

Цифра 9

Геометрические фигуры. КРИВАЯ.

Повторить геометрическую фигуру - Прямая

  • познакомить детей с цифрой 9;
  • продолжать учить называть числительные по порядку, указывая на предметы;
  • продолжать учить относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе.
  • продолжать учить сравнивать знакомые предметы по величине, определять и соотносить предметы контрастных размеров.
  • Познакомить с геометрической фигурой – Кривая.

1

14

Апрель

Ориентировка во времени.

Геометрические фигуры. Закрепление: кривая, прямая.

Геометрическая фигура - ЛОМАНАЯ

Ориентировка в пространстве. Закрепление: слева, справа.

Цифра 10

  • учить различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражая результаты сравнения в речи;
  • познакомить с геометрической фигурой — Ломаная;
  • продолжать учить сравнивать предметы по величине.
  • закрепить понятия: слева, справа.
  • познакомят цифрой 10.

1

15

Май

Количество и счет.

Цифра 0 - 10

Геометрические фигуры. ЛУЧ.

Повторение математических знаков >, <, =

Времена года

  • закрепить понятия счет от 0 до 10;
  • познакомить с геометрической фигурой – Луч
  • закрепить знание математических знаков >, <, =
  • закрепить знания детей о временах года.

1

16

Май

Повторение всех изученных тем. Повторение игр, физкультминуток.
Заучивание с детьми считалок на количество и счёт

1


ПРИЛОЖЕНИЕ      Развивающие игры по ФЭМП для детей 3-4 лет

Месяц

Название игры

Цель

Сентябрь

«Одень куклу по цвету»

Закрепление  основных цветов. Развивать умение сравнивать путем приложения.

«Подбери предмет»

Упражнять в умении находить предметы похожие на определенные геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник.

«Раздели круги»

Закрепить понятие один - много.

Лабиринты

Развитие глазомера, внимания, мышления.

Октябрь

«Шарик улетел»

«Подбери матрешке платье»

Развивать умение сравнивать предметы по размеру. Упорядочивание группы предметов по возрастанию и убыванию.

«Веселый поезд»

Ознакомление с плоскостными геометрическими фигурами – кругом, квадратом, прямоугольником, треугольником, овалом.

«Кто в домике живет?»

Закрепить понятие один – много. Развивать умение сравнивать.

Вкладыши

Лабиринты

Развитие глазомера, внимания, мышления

Ноябрь

«Подбери по цвету»

Учить классифицировать  по цвету, развитие памяти, внимания, речи.

«Покажи не ошибись»

Выделение сходных и отличительных признаков геометрических фигур. Закрепление знаний о геометрических фигурах.

«Подбери предметы»

Учить располагать предметы  в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте.

Квадрат Воскобовича

Развитие пространственного мышления, умения сравнивать, анализировать. Одновременно усваивает эталоны формы и величины, осознает структуру геометрических фигур.

Декабрь

Танграм

Ознакомление с геометрическими фигурами, формой предметов, размером, цветом.

«Кто выше?»

«Найди различия»

Учить раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, использовать соответствующие определения.

«Где игрушка?»

Учить детей ориентироваться в пространстве: назад – вперед, на, под, над. Определение предмета по отношению к себе.

Январь

«Найди пару»

Учить детей сравнивать. Находить из разнообразия предметов и  геометрических фигур -  одинаковые.

«Сложи квадрат»

Знакомство с сенсорными эталонами формы, цвета и величины. Учить складывать фигуры из частей.

«Малыши карандаши»

Учить сравнивать, соотносить количество предметов, их цвет.

Танграм

Упражнять детей выкладывании картинки , накладывая на силуэт. Развитие мелкой моторики.

Февраль

«Жил-был кружочек»

Учить соотносить величину, размер, цвет. Развитие глазомера, внимания, мышления, памяти.

«Цветные колпачки»

Закреплять знание основных цветов, величины.

«Цвет и форма»

Упражнять в определении цвета, формы предметов, в нахождении одинаковых форм.

Танграм

Учить детей составлять картинку из предложенных частей, учить сравнивать, анализировать.

Март

«Геометрическое лото»

Упражнять детей в определении геометрических фигур, цвета и величины.

«Волшебные круги»

Упражнять в сравнении предметов по количеству, величине.

«У кого какой предмет?»

Лабиринты

Упражнять детей в ориентировке относительно другого человека, предмета.

Апрель

Логические блоки Дьенеша

Ознакомление с геометрическими фигурами и формой предметов, размером, цветом.

«Матрешки»

Упражнять в сравнении предметов по количеству, величине.

Кубики

Учить детей составлять картинку из предложенных частей, учить сравнивать, анализировать.

Май

«Дополни недостающие»

«Найди пару»

Учить детей находить недостающую фигуру путем сравнения всех фигур. Упражнять в нахождении одинаковых фигур.

«Количество и счет»

Учить сравнивать, соотносить количество предметов, их цвет. Счет в пределах 5.

Лабиринты

«Найди различия»

«Сравни»

Упражнять детей в определении расположения предметов на, над, под, верх, низ, рядом. Учить находить различия путем сравнения. Развитие внимания, памяти.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

  1. Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
  2. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
  3. Интернет ресурсы.
  4. Лямина Г.М.Гербова В.В. Романовская Э.М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с.81-82,162-163.
  5. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
  6. Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.
  7. Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). [Текст] / Е.Б.Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.
  8. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду». Программа и методические рекомендации. Н.А. Арапова-Пискарева, 2007г.
  9. Колесникова Е.В. Математика для детей 3-4 лет: Методическое пособие к рабочей тетради. — М.: ТЦ Сфера, 2005г.
  10. Колесникова Е.В. Математика для детей 4-5 лет: Методическое пособие к рабочей тетради. — М.: ТЦ Сфера, 2005г.
  11. Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет: Методическое пособие к рабочей тетради (изд. 2-е, доп. и перераб.). — М.: ТЦ Сфера, 2005г.
  12. Математика в детском саду. Конспекты занятий с детьми 6-7 лет. В.П. Новикова, 2006г.
  13. Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет В.П. Новикова, 2008г.
  14. Планы занятий по программе «Развитие» для подготовительной к школе группы детского сада. Л. Венгер, О.Дьяченко, 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Развитие коммуникативно – речевых способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Цель: Формировать у детей младшего дошкольного возраста, коммуникативно – речевые навыки, через театрализованную деятельность.Задачи:·         Формирование...

Инновационный проект «Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования и аппликации»

Развитие творческих способностей невозможно без создания на занятиях по изодеятельности требующей решения творческой задачи. Выход из нее — поиск нового метода, приема, средства деятельности. Творческ...

Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник в художественно-продуктивной деятельности.

Нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей...

Статья для выступления на педагогическом совете. Развитие художественно - творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.

    Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческог...

Проект. Развитие коммуникативно-речевых способностей детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Содержание проектаРазработка и реализация системы педагогических мероприятий, связанных с решением проблемы:ориентировка на широкое использование театральной деятельности, развивающей предметно-игрово...

Программа развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем «КРАСКИ СЕВЕРА»

Новизна и актуальность программы. В условиях многонациональности, культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, нашего посёлка большую актуальность приобретает проблема сохра...