« Развитие сенсорно-перцептивной деятельности у детей с синдромом РАС".
консультация по логопедии (старшая группа)
Консультация для воспитателей по развитию сенсорно-перцептивного восприятия,в работе с детьми с синдромом РАС.
Как можно помочь таким детям?! Какие подходы мы используем при работе с аутистами?!Какие игры используются в детском саду.
!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация для воспитателей Доу при работе с детьми с синдромом РАС | 21.92 КБ |
Предварительный просмотр:
« Развитие сенсорно-перцептивной деятельности».
Давайте для начала разберемся, что такое сенсорно-перцептивная деятельность, что это означает! Сенсорно-перцептивная деятельность, это те процессы, которые обуславливают связь внутреннего мира со внешним, посредством органов чувств человека.
А сенсорные процессы это что? - это ощущения, а перцепция - чувственное познание предметов окружающего мира, познание себя и взаимопонимание участников общения.
Так как мы, имеем виду детей, с синдромом РАС ( аутистов), то тут возникают, трудности и таким детям необходимо психологическая, логопедическая, педагогическая помощи. Такие дети испытывают сложности в повседневной жизни, они ощущают стресс, раздражение, временами агрессию, и даже истощение и боль.
У обычного, здорового человека ,имеются семь чувств:
– Зрение
– Слух
– Осязание
– Вкус
– Обоняние
– Равновесие (вестибулярный аппарат)
– Восприятие собственного тела.
Люди с аутизмом могут быть слишком или недостаточно чувствительными в одной из этих областей. Вы могли слышать о таком явлении, известном как «чрезмерная чувствительность» или «недостаточная чувствительность».
Вот у таких детей, сенсорно-перцептивная сфера, находится на недостаточном уровне, и вот некоторые причины:
- Незрелость различных систем анализаторов.
- Неполноценность зрительно-пространственной, вербально-пространственной ориентированности.
- Снижение эффективного восприятия.
4.Недостаточная дифференцированность и полнота воспринимаемых образов.
Как можно помочь таким детям преодолеть трудности?
В начале занятий с ребенком главная задача проведения сенсорных игр – установление эмоционального контакта между психологом (педагогом) и ребенком. Ведь первые трудности в работе с такими детьми обычно возникают уже при первом знакомстве: обычная ситуация, когда ребенок либо не обращает внимания на присутствие нового взрослого, либо становится напряженным или агрессивным. Аутичному ребенку требуется время, чтобы освоиться в новой ситуации общения, привыкнуть к педагогу. Проведение сенсорных игр позволяет завоевать доверие ребенка, наладить с ним контакт.
Есть несколько подходов к этой проблеме.
- Формировать перцептивную деятельность (рассматривание, прослушивание, ощупываение, постепенно соединяя сенсорный опыт со словом.
- Формировать умение называть предметы на ощупь.
- Развивать зрительное восприятие, соотносить цвета, форму, умение сравнивать и различать контрастные по величине игрушки.
- Формировать представление о формах(мячики, кубики, кирпичики).
- Формировать навыки размещения вкладышей разной величины, формы в соответствующие отверстия.
- Учить чередовать предметы по величине , форме, цвету.
- Учить выкладывать мозайку разной величины, по цвету и форме по образцу, в сочетании со словесным заданием.
Играя с ребенком в такие игры, необходимо научить его радоваться. Внутренний мир ребенка с синдромом аутизма часто окрашен мрачными тонами страха и дискомфорта или одиночества, отстраненности от людей. И если специалистам удастся наполнить его мир светлыми красками уверенности и радости, это может стать движущей силой, побуждающей ребенка на более активное исследование окружающего мира. При этом в педагоге, ребенок поймет ,что перед ним помощник и союзник.
Если это произойдет, то следующим этапом работы с аутичным ребенком станет обучение различным формам взаимодействия, расширение его представлений о мире, постепенный отход от узких стереотипов поведения, организация проживания самых разнообразных ситуаций и вариантов одной и той же ситуации.
Сенсорные игры условно делятся на несколько направлений. Игры, которые направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Существуют игры, с помощью которых мы знакомим ребенка с окружающей действительностью и свойствами различных веществ и предметов. Выделяют также игры, которые направлены на осуществление психологической диагностики, коррекцию и развитие ребенка.
Какие игры могут использоваться при развитии сенсорно-перцептивного восприятия.
- игры направленные на развитие произвольного внимания и памяти;
- игры направленные на развитие коммуникативных навыков (навыков общения);
- упражнения и игры на развитие психомоторной сферы (жесты, мимики, общей координации рук);
-игры направленные на развитие эмоционально-волевой сферы;
- игры направленные на выполнение действий с дидактическими игрушками (пирамидки, матрешки);
В проблеме с сенсорно-перцептивной деятельности, могут так же работать такие специалисты как: воспитатель, посредством игр описанных выше, специалисты по оккупационной терапии , разрабатывают программы и могут изменить окружающую среду так, чтобы люди с сенсорной дезинтеграцией смогли жить настолько независимой жизнью, насколько это возможно, логопеды - часто используют сенсорную стимуляцию, чтобы поощрять и поддерживать развитие речи и коммуникации и музыкальные терапевты ,посредством инструментов и звуков , психологи при помощи сенсорных комнат, где может быть расслабляющая музыка, вибрирующие подушки, зеркальные шары и многое другое.
Таким образом, сенсорные игры дают возможность детям с аутизмом получить положительный чувственный опыт одновременно с развитием визуального, обонятельного, аудиального, вкусового, осязательного восприятия, а также с развитием системы координации и представления о собственном теле.
Сенсорные игры помогут детям с различными нарушениями поведения, речи, мышления, эмоциональной сферы успешно преодолеть препятствия в развитии и социально адаптироваться в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект комплексной коррекции и развития различных сторон психики у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности "Лесенка-чудесенка"
В проекте представлен опыт работы по формированию произвольной регуляции деятельности и функции программирования и контроля у детей с СДВГ посредством системного подхода к коррекции психич...
Консультация для воспитателей "Развитие навыков мелкой моторики у детей с синдромом Дауна".
Развитие навыков мелкой моторики у детей с синдромом Дауна...
Логопедическая работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи по развитию сенсорно-перцептивных функций
Статья про сесорную комнату...
Методическая разработка «Развитие сенсорно-перцептивной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья»
Актуальность методической разработкиПериод дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это врем...
«Технологическое обеспечение коррекционно-педагогической работы по развитию сенсорно — перцептивной способности»
Вопрос развития сенсорно-перцептивной способности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами ...
Развитие сенсорно-перцептивных функций , как эффективное средство в развитии и обучении детей с тяжелыми нарушениями речи
Статья раскрывает возможности развития детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях сенсорной комнаты...
Формирование игровой деятельности у детей с синдромом Дауна
Игра является основным и наиболее значимым для ребенка способом взаимодействия с окружающим миром на протяжении всего дошкольного периода. Через игру ребенок познает и осваивает новые навыки. Особенно...