« Развитие сенсорно-перцептивной деятельности у детей с синдромом РАС".
консультация по логопедии (старшая группа)

Волошина Анастасия Михайловна

Консультация для воспитателей по развитию сенсорно-перцептивного восприятия,в работе с детьми с синдромом РАС.

Как можно помочь таким детям?! Какие подходы мы используем при работе с аутистами?!Какие игры используются в детском саду.

!

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Развитие  сенсорно-перцептивной деятельности».

Давайте для начала разберемся, что такое сенсорно-перцептивная деятельность, что это означает! Сенсорно-перцептивная деятельность, это те процессы, которые обуславливают связь внутреннего мира со внешним, посредством органов чувств человека.

А сенсорные процессы это что? - это ощущения, а перцепция - чувственное познание предметов окружающего мира, познание себя и взаимопонимание участников общения.

Так как мы, имеем виду детей, с синдромом РАС ( аутистов), то тут возникают, трудности и таким детям необходимо психологическая, логопедическая, педагогическая помощи. Такие дети испытывают сложности в повседневной жизни, они ощущают стресс, раздражение, временами агрессию, и даже истощение и боль.

У обычного, здорового человека ,имеются семь чувств:

– Зрение

– Слух

– Осязание

– Вкус

– Обоняние

– Равновесие (вестибулярный аппарат)

– Восприятие собственного тела.

Люди с аутизмом могут быть слишком или недостаточно чувствительными в одной из этих областей. Вы могли слышать о таком явлении, известном как «чрезмерная чувствительность» или «недостаточная чувствительность».

Вот у таких детей, сенсорно-перцептивная сфера, находится на недостаточном уровне, и вот некоторые причины:

  1. Незрелость различных систем анализаторов.
  2. Неполноценность зрительно-пространственной, вербально-пространственной ориентированности.
  3. Снижение эффективного восприятия.

     4.Недостаточная дифференцированность и полнота воспринимаемых образов.

Как можно помочь таким детям преодолеть трудности?

В начале занятий с ребенком главная задача проведения сенсорных игр – установление эмоционального контакта между психологом (педагогом) и ребенком. Ведь первые трудности в работе с такими детьми обычно возникают уже при первом знакомстве: обычная ситуация, когда ребенок либо не обращает внимания на присутствие нового взрослого, либо становится напряженным или агрессивным. Аутичному ребенку требуется время, чтобы освоиться в новой ситуации общения, привыкнуть к педагогу. Проведение сенсорных игр позволяет завоевать доверие ребенка, наладить с ним контакт.

Есть несколько подходов к этой проблеме.

  • Формировать перцептивную деятельность (рассматривание, прослушивание, ощупываение, постепенно соединяя сенсорный опыт со словом.
  • Формировать умение называть предметы на ощупь.
  • Развивать зрительное восприятие, соотносить цвета, форму, умение сравнивать и различать контрастные по величине игрушки.
  • Формировать представление о формах(мячики, кубики, кирпичики).
  • Формировать навыки размещения вкладышей разной величины, формы в соответствующие отверстия.
  • Учить чередовать предметы по величине , форме, цвету.
  • Учить выкладывать мозайку разной величины, по цвету и форме по образцу, в сочетании со словесным заданием.

Играя с ребенком в такие игры, необходимо научить его радоваться.  Внутренний мир ребенка с синдромом аутизма часто окрашен мрачными тонами страха и дискомфорта или одиночества, отстраненности от людей. И если специалистам удастся наполнить его мир светлыми красками уверенности и радости, это может стать движущей силой, побуждающей ребенка на более активное исследование окружающего мира. При этом в педагоге, ребенок поймет ,что перед ним помощник и союзник.

Если это произойдет, то следующим этапом работы с аутичным ребенком станет обучение различным формам взаимодействия, расширение его представлений о мире, постепенный отход от узких стереотипов поведения, организация проживания самых разнообразных ситуаций и вариантов одной и той же ситуации.

Сенсорные игры условно делятся на несколько направлений. Игры, которые направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Существуют игры, с помощью которых мы знакомим ребенка с окружающей действительностью и свойствами различных веществ и предметов. Выделяют также игры, которые направлены на осуществление психологической диагностики, коррекцию и развитие ребенка.

Какие игры могут использоваться при развитии сенсорно-перцептивного восприятия.

- игры направленные на развитие произвольного внимания и памяти;

- игры направленные на развитие коммуникативных навыков (навыков общения);

- упражнения и игры на развитие психомоторной сферы (жесты, мимики, общей координации рук);

-игры направленные на развитие эмоционально-волевой сферы;

- игры направленные  на выполнение действий с дидактическими игрушками (пирамидки, матрешки);

В проблеме с сенсорно-перцептивной деятельности, могут так же работать такие специалисты как: воспитатель, посредством игр описанных выше, специалисты по оккупационной терапии ,  разрабатывают программы и могут изменить окружающую среду так, чтобы люди с сенсорной дезинтеграцией смогли жить настолько независимой жизнью, насколько это возможно, логопеды - часто используют сенсорную стимуляцию, чтобы поощрять и поддерживать развитие речи и коммуникации и музыкальные терапевты ,посредством инструментов и звуков , психологи при помощи сенсорных комнат, где может быть расслабляющая музыка, вибрирующие подушки, зеркальные шары и многое другое.

Таким образом, сенсорные игры дают возможность детям с аутизмом получить положительный чувственный опыт одновременно с развитием визуального, обонятельного, аудиального, вкусового, осязательного восприятия, а также с развитием системы координации и представления о собственном теле.

Сенсорные игры  помогут детям с различными нарушениями поведения, речи, мышления, эмоциональной сферы успешно преодолеть препятствия в развитии и социально адаптироваться в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект комплексной коррекции и развития различных сторон психики у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности "Лесенка-чудесенка"

В проекте представлен опыт работы по формированию произвольной регуляции деятельности и функции программирования и контроля у детей с СДВГ посредством системного подхода  к коррекции психич...

Методическая разработка «Развитие сенсорно-перцептивной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья»

Актуальность методической разработкиПериод дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это врем...

«Технологическое обеспечение коррекционно-педагогической работы по развитию сенсорно — перцептивной способности»

Вопрос развития сенсорно-перцептивной способности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами ...

Развитие сенсорно-перцептивных функций , как эффективное средство в развитии и обучении детей с тяжелыми нарушениями речи

Статья раскрывает возможности развития детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях сенсорной комнаты...

Формирование игровой деятельности у детей с синдромом Дауна

Игра является основным и наиболее значимым для ребенка способом взаимодействия с окружающим миром на протяжении всего дошкольного периода. Через игру ребенок познает и осваивает новые навыки. Особенно...