Развивающая предметно-пространственная среда в группе
презентация к уроку (средняя группа) по теме
Предметно- развивающая среда в группе организованна с учетом федеральных государственных требований, что способствует организации содержательной образовательной деятельности и разностороннего развития каждого ребенка, созданию благополучного эмоционально-психологического климата в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sreda_v_gruppe.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе.
Предметно- развивающая среда в группе организованна с учетом федеральных государственных требований, что способствует организации содержательной образовательной деятельности и разностороннего развития каждого ребенка, созданию благополучного эмоционально-психологического климата в группе.
Роль развивающей среды хорошо представляется с позиции ее функции и принципов построения. Я работаю с основными функциями и принципами, поскольку, на мой взгляд, они наиболее привлекательны для практического создания развивающей среды.
Организующая функция имеет в своей основе цель – предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности.
Воспитывающая функция среды должна быть тщательно сориентирована на создание воспитательных ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: -уступить или взять себе; -поделиться или действовать самому; -предложить свою помощь или пройти мимо проблем сверстника.
Развивающая функция в моей работе наполнена содержанием достижений в знаниях, открытиях, умениях, которые многие дети уже освоили, присвоили или начинают создавать багаж для следующей ступени развития.
Чтобы предметно- развивающая среда выполняла названные, основные функции, в моей работе с детьми, при ее проектировании и создании я ориентируюсь на следующие принципы:
-принцип целесообразности и рациональности;
-принцип доступности и открытости;
-принцип проектирования и построения окружающего мира.
Предметно- развивающая среда группы состоит:
Двигательная среда – основа физического развития детей. Задача этой среды - развитие физических способностей, формирование двигательных навыков. Среда побуждает двигательную активность, дает детям осуществлять разнообразные движения и испытывать радость от них. Создавая в группе специальный физкультурный уголок, я помещаю в нем только то оборудование и пособия, которые дети могут использовать.
Игровая развивающая среда. Задачи этой среды - воспитывать и развивать желание ребенка играть, умение создавать игровую среду, умелое руководство игрой со стороны воспитателя. Игровую среду в моем педагогическом процессе представляют четыре компонента: игрушки, игровые атрибуты,
предметы – заместители, игровое оборудование.
Создавая условия для формирования игровой развивающей среды, необходимо помнить, что на каждом возрастном этапе показатели развития игровой деятельности детей разные, поскольку игра должна продвигаться в своем развитии. Отсюда вывод – такое требование, как соответствие возрасту, в создании игровой среды является ведущим.
Познавательная предметно – развивающая среда.
Задача - расширять кругозор детей, уточнять и конкретизировать вновь формируемые и накопленные знания, вызывать и активизировать интерес к познанию мира. В дошкольном возрасте дети накапливают огромные сведения об окружающем их мире, которые являются серьезной базой для дальнейшего развития их познавательных возможностей, поэтому я создала для детей предметно – развивающую среду в группе. На столах и в открытых шкафах размещен дидактический материал и настольно-печатные, занимательные, развивающие игры; дидактические игры с предметами.
Так же были разработаны:
- игры на умение выделять различные сенсорные признаки в предметах и их изображениях (цвет, величину, форму);
- игры помогающие определять предметы на ощупь, по звуку, по вкусу, запаху, не глядя на них;
- игры с куклой - основное дидактическое правило этих игр – закрепление последовательности бытовых процессов, которые дети сами совершают в жизни, уточнение предметов быта;
- игры на группировку и классификацию по одному, двум существенным признакам.
Познавательно – экологическая среда в «уголке природы».
Задача - формирование у детей познавательного интереса к природе, бережного отношения ко всему живому, чувства ответственности.
В уголке природы размещены растения, имеющие ярко выраженные основные части (стебель, листья, растения с крупными листьями (фикус, аспидстра) и красиво, обильно и долгоцветущие растения (герань, камелия, бальзамин, бегония вечноцветущая). Заинтересовываю детей и растениями с пестроокрашенными листьями (саукуба, колеус). Так же в уголке природы находятся:
- «календарь природы»; - подборки иллюстраций; - подборка исторических, познавательных, развлекательных сведений о растениях, животных, насекомых, птицах; - разнообразный природный и бросовый материал.
Таким образом в познавательных играх я воспитываю в детях интеллектуальное развитие, развитие их психических процессов ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь, а так же способствую развитию важных качеств личности – самостоятельности, любознательности, сообразительности, наблюдательности, усидчивости, работоспособности.
Предметно развивающая среда по развитию речи.
Задача - показать ребенку словарное богатство родного языка, воспитать лексическое чутье, научить связно излагать свои мысли и чувства, помочь «почувствовать» вкус языка, научить сообщать, утешать, убеждать, доказывать. Обстановка в группе направлена на активизацию речи, речевого общения, речевого творчества и начинается с организации предметного окружения. В начале учебного года игрушки обыгрываются, рассматриваются, решается вопрос о том куда их «поселить», в середине учебного года дети вместе со мной решают сделать перестановку в группе, и это решение появляется в коллективном разговоре, во время которого дети учатся этике речевого общения. В группе создан литературный уголок, в него входят: -различные журналы и детские книги, рассматривание иллюстраций в которых способствует формированию коммуникативных навыков; - коллекции, что так же является хорошим стимулом к общению.
Центр художественно – речевой деятельности: различные виды театров: теневой, фланелеграф, пальчиковые, а так же альбомы загадок, рассказов, стихов, сказок, иллюстраций к сказкам.
Правильно подобранная среда по развитию речи способствует развитию, закреплению, совершенствованию речевых знаний, умений и навыков, которыми ребенок овладевает, играя и действуя самостоятельно. Для формирования связной речи предлагаю детям:
- наборы предметных картин; - наборы сюжетных картин; - серии сюжетных картин;
- изображения сюжетные и предметные, вырезание по контуру для работы на фланелеграфе;
- атрибуты, необходимые для игр-драматизаций: маски, шапочки, костюмы;
- различные виды театров: теневой, пальчиковый, плоскостной, кукольный.
Так же в работе по звуковой культуре речи, я использую:
- игры для развития речевого дыхания;
- игры «Подбери пару», «Что лишнее?», «Цепочка слов», «Лото»;
- предметные картинки на все группы звуков; - наборы парных картинок, домино.
Слово является для ребенка только одним из способов выражения мыслей, но далеко не самым легким. Для многих своих мыслей и представлений ребенок может не найти подходящих слов и выражает их более доступными способами: через продуктивные виды деятельности.
Поэтому я создала в группе предметно – развивающую среду для художественного творчества детей.
Задача - развивать у детей творческую инициативу, их воображение, активность реакции – во время выбора, планирования и организации своей деятельности, проявляя самостоятельность, эстетические суждения, свободное самовыражение.
Для полноценной деятельности детей я создала предметно – развивающую среду, в нее вошли: - мозаика, пазлы, конструкторы, мелкие игрушки, разрезные картинки; - бросовый материал (пуговицы, камушки, крупы, проволока, ленточки, нитки; - шаблоны, трафареты на различные темы; - раскраски, альбомы, бумага; - различные изображения, вырезанные из бархатной и наждачной бумаги; - печатки, грубые щетинистые кисти, зубные щетки, губки разных размеров, карандаши цветные, кисти, фломастеры;
- пластилин, дощечки, силуэты предметов из теста; - цветная бумага, картон, клей, ножницы; - дидактические игры.
Смысл детского творчества – самовыражение. В своем творчестве дети стремятся передать «весь мир», «всю природу», «все деревья», они постоянно изобретают и фантазируют.
Дидактические возможности предметно – развивающей среды в музыкальном воспитании детей создают благоприятные условия для развития потенциальных возможностей ребенка, его музыкальных способностей.
Задача - воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, развивать музыкальный слух, музыкальные способности. Детей привлекают сюжетность, сказочность, мир игрушек, мир музыкальных инструментов, мир звуков. Поэтому я создала для них музыкальный уголок, в который вошли: - музыкальные инструменты; - маски; - атрибуты;
- ширмы разных размеров, коробки с предметами, куски ткани, платки, бабушкины платья, туфли, шляпки, элементы костюмов; - иллюстрации по слушанию, пению; - фланелеграф, мягкие игрушки;
- куклы среднего размера; - разноцветные флажки, платочки, ленты, искусственные цветы, надувные мячи; - разные виды театров (настольный, кукольный, пальчиковый); - портреты композиторов; - дидактические игры; - диски и кассеты с записями песен, музыки, сказок;
- музыкальные инструменты из бросового и природного материала (трещотки из фломастеров, маракасы из банок, наполненных горохом, фасолью, рисом, песком, бубен из пробок, пуговиц, орешки-колокольчики, шуршалки, шумелки).
В музыкальной среде я обеспечиваю развитие музыкальных способностей, эмоциональной отзывчивости, музыкального вкуса, углубляю восприятие музыки, обеспечиваю эстетическое развитие, способствую развитию умственных способностей, воспитываю интерес к музыкальному искусству.
В раздевальной комнате имеется уголок для родителей. Организованна передвижная педагогическая библиотека, которой пользуются родители. Организован уголок творчества, где выставляются творческие работы воспитанников. Периодически в раздевальной комнате оформляются фотовыставки на темы: «Мамочка милая моя», «Папы-защитники отечества», «Лето-прекрасная пора».
Таким образом, предметно – развивающая среда – это содержательная жизнь ребенка в дошкольном учреждении, и моя цель – чтобы она имела самый различный неповторимый дизайн, соответствующий психолого-педагогическим и эстетическим требованиям; была комфортной, универсальной, давала возможность решать воспитательно-образовательные задачи, способствовала развитию интеллектуально-познавательной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...
Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
Подготовила воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина Ядвига Ясавиевна Слайд 1 Требования развивающей предметно – пространственной об...
Развивающая среда. Предметно-пространственная, образовательная среда в группе
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его способностей, интересов и у...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в подготовительной группе.
Предметно- развивающаяся среда в детсаде....
Создание развивающей предметно-пространственной мини-среды для детей с РАС в условиях инклюзивного образования в группах общеразвивающей направленности ДОО
Презентация длявоспитателей детских садов компенсирующего вида...